Очередную оптовую ярмарку, на которой торговая сеть страны, выступая от имени будущих покупателей, давала промышленности заказ на 1984-й год, представители заводов назвали «очень трудной». Съехавшиеся в Москву товароведы торговых баз даже самые ходовые, пользующиеся спросом модели лодок и моторов заказывали неохотно. Без всякого энтузиазма рассматривали они подготовленные промышленностью не чинки, которые еще пару лет назад вызвали бы всеобщий восторг. И неудивительно. Для торговли «проблемой № 1» на сегодня являются скопившиеся на складах остатки — непроданные лодки и моторы прежних лет выпуска: по самым скромным подсчетам, их хватит еще на полтора-два года торговли! Поэтому-то общая сумма «закупленных» на ярмарке, т. е. заказанных промышленности, прогулочных судов (48 тыс. единиц) оказалась на 3 тыс. ниже уровня предыдущей ярмарки и в два с лишним раза ниже, чем, скажем, в конце 70-х годов.
Успехом пользовались гребные, гребно-моторные и разборные лодки, такие, как шпоновая «Кефаль», пластмассовая «Пелла», металлические «Малютка-3» и «Ерш». Оказалась распроданной практически вся годовая программа лодки нового типа — пластмассового каноэ «Таймыр», к которому на прошлой ярмарке представители торговли отнеслись более чем осторожно. В критическом положении оказались только изготовители маленькой (2,63 м) низкобортной «Онеги»: из партии в 100 шт., предложенной предприятием для продажи через магазины, было закуплено только 5. Слишком несоизмеримыми для нынешних условий оказались уровень потребительских свойств и цена этой лодки (450 руб.).
В тяжелое положение попали предприятия, выпускающие крупные быстроходные мотолодки, рассчитанные на два мотора большой мощности. Например, общее число заявок на «Москву-2» (12 шт.1, «Нептун-3» (24 шт.), «Ладогу-2» (24 шт.) оказалось таким, что становится нерентабельным их дальнейшее производство. К слову сказать, такие лодки, как «Сарепта» и «Крым-3» уже сняты с конвейера. Так и не был налажен выпуск, казалось бы, перспективной водоизмещающей «Вишеры» — завод уже не хочет рисковать.
Однако на фоне общего падения интереса к «большим» мотолодкам необходимо отметить сохранение спроса на «Казанку-5М». Авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова, когда-то первым в стране начавшее массовый выпуск «моторок» — знаменитой старой «Казанки», сумело перестроиться с учетом всех изменений конъюнктуры. На будущий год торговая сеть заказывает около 2,5 тыс. популярной «Казанки-5М2». Это закономерный результат большой работы коллектива. Руководство объединения хорошо понимает, что на сегодня покупателю необходимо в первую очередь высокое качество. Лодка на очередной срок аттестована на Знак качества. Рекламаций на нее практически нет, конструкция постоянно совершенствуется; на заводе введен в строй новый покрасочный конвейер.
Не оправдались надежды тех производственников, которые считают, что, если покупательский спрос сделал крен в сторону небольшой универсальной парусно-гребной лодки, то пойдет любая модель, лишь бы на ней стояла мачта. Так, за полным отсутствием спроса снята с производства парусная модификация лодки «Бакай-2». Торговая сеть отказывается уже и от подвесного паруса; нет ни одной заявки на универсальный комплект вооружения для превращения серийных байдарок в парусный тримаран.
С другой стороны, не спадает интерес к комфортабельному семейному паруснику. Число заказов на «Ассоль» даже превысило то количество, которое было запланировано к выпуску петрозаводским заводом «Авангард». Оживилась торговля парусными досками, особенно моделями «Мустанг-М» (разборный) и «Мустанг-М1» (неразборный).
Любая ярмарка используется промышленностью для определения спроса на перспективу, как своеобразная разведка рыночной конъюнктуры. Поэтому на каждой такой встрече очень важное место занимает выставка образцов, предлагаемых промышленностью для освоения в будущем. И отрадно, что прошедшая ярмарка была особенно щедра на новинки.
Большую экспозицию перспективных моделей организовало ЦКБ «Нептун». Познакомимся с некоторыми из ее экспонатов.
Прототипом гребного стеклопластикового «Голавля» (размерения 4,10X1,30X0,50 м) послужил популярный «Фофан», поэтому можно предположить, что лодка будет хорошим «ходоком», будет обладать высокой остойчивостью и достаточной мореходностью. При ее серийном производстве предполагается применить метод вакуумного формования в парной оснастке; красящий пигмент вводится при этом непосредственно в связующее. Благодаря этому корпус и снаружи и изнутри получает глянцевую цветную поверхность. Лодку легко содержать в чистоте, она надолго сохраняет привлекательный товарный вид, не нуждаясь в ежегодной окраске. А главным отличием «Голавля» от дощатого «фофана» будет то, что стеклопластиковый корпус не рассыхается, не намокает, служит гораздо дольше.
Под веслами на «Голавле» можно ходить втроем, под мотором «Ветерок-8» — вдвоем. Масса с оборудованием и снабжением — 90 кг, т. е. лишь немногим больше, чем у 3,75-метровой шпоновой «Кефали»; лодка может выходить в плавание при волне высотой до 0,5 м.
На «Голавле» можно применить и другую новинку ярмарочной экспозиции — новый вариант универсального парусного вооружения. Конструкторы этого действительно универсального устройства гарантируют его эффективную работу на любой выпускаемой нашей промышленностью лодке длиной от 3 до 4,6 м: А-образная раздвижная конструкция разборной мачты позволяет устанавливать ее на планшири лодок различной ширины. Можно полагать, что область применения этого вооружения будет существенно шире, чем непривычного, навешиваемого на транец подвесного паруса тюменского производства. Площадь лавсанового паруса — 4,5 м2. Руль и бортовые шверцы, так же как мачта и рея, сделаны из алюминиевого сплава; масса комплекта — 27 кг. При необходимости парусное вооружение можно перевозить в общественном транспорте: комплект укладывается в пакет длиной не более 2,2 м. Конструкторы полагают, что ориентировочная цена устройства не превысит 260 руб. Стоит, учитывая печальный опыт с подвесным парусом, до начала серийного производства провести широкие испытания новинки в различных условиях и обеспечить ей хорошую рекламу.
Интересной «парусной» новинкой был двухместный металлический швертбот «Стрекоза» (3,99X1,3X0,4 м). Его конструкторы исходили из того, что разборный прогулочно-туристский парусник примерно того же класса, что и разборный швертбот «Мева», ранее импортировавшийся из ПНР, должен найти широкий спрос у населения, особенно у автотуристов. Корпус «Стрекозы», который, естественно, будет и менее уязвимым и более долговечным, чем у «Мевы» (деревянный каркас, мягкая оболочка), разбирается на три секции и укладывается в один пакет весом 40 кг и размерами 1,50X1,30X0,65 м. Этот пакет можно уложить на верхний багажник любого легкового автомобиля. Все снаряжение и оборудование швертбота размещается в заднем багажнике.
«Стрекоза» вооружена бермудским шлюпом. Грузоподъемность — 200 кг; масса в снаряженном состоянии — 85 кг; ориентировочная стоимость — 490 руб.
Еще один разборный парусник из легкого сплава — «Янтарь-турист» — можно эксплуатировать и как парусный тримаран, и как легкое гребное судно (краткое описание его публиковалось в «КЯ» №100). Длина лодки — 6,0 м; ширина в парусном варианте — 2,76, в гребном — 1,76 м. По всей видимости, универсальный «Янтарь-турист» заинтересует в первую очередь молодежь, совершающую туристские плавания; вероятно, стоит в связи с этим позаботиться о некотором упрощении конструкции с целью снижения стоимости интересной новинки (ориентировочно названа цифра 1000 руб.).
Самым крупным судном была на ярмарке очередная, третья модификация «Ассоли». Мини-яхта «Ассоль-3» отличается большей комфортабельностью, улучшенным внешним видом. Площадь парусности увеличена до 19 м2. Осадка с поднятым швертом уменьшена до 0,28 м, что упрощает подход к берегу и плавания по мелководью. Размерения новой «Ассоли» 5,7X2,1; осадка швертом — 1,20 м, водоизмещение — 1300 кг; Петрозаводский судостроительный завод «Авангард» планирует начать выпуск новой модели с 1984 г., причем стоимость ее остается на прежнем уровне.
Авиационное производственное объединение имени С. П. Горбунова адресовало туристам-водникам металлическое каноэ «Казанка-К» (4,90X1,0X0,36 м), предназначенное для плаваний втроем. Грузоподъемность этой лодки — 280 кг, масса со снабжением — 41 кг. Комплектуется каноэ двумя веслами-гребками, но завод готовит еще и две другие модификации — под распашные весла и под мотор. Ориентировочная цена лодки —195 руб. На ярмарке торговые работники отнеслись к «Казанке-К» настороженно: сумма их заказов в 10—20 раз меньше возможностей серийного производства на предприятии. Чтобы эта лодка могла конкурировать с пластмассовым «Таймыром», который выгодно отличается от нее привлекательной внешностью, создателям «Казанки» стоит подумать об ощутимом снижении цены и улучшении отделки. В противном случае неизбежно повторится история с одновременным появлением в торговой сети практически двух одинаковых судов — «Таврии» и «Тайменя», когда одно из них — чуть менее удачное и лишь ненамного более дорогое — через очень короткое время пришлось снять с производства.
С особым вниманием рассматривали посетители выставки двухместную секционную байдарку из легкого сплава. С особым, поскольку жестких байдарок наша промышленность никогда не выпускала. Сможет ли новинка конкурировать с популярными «Салютами» и «Тайменями», имеющими мягкую оболочку! Опять-таки нужны всесторонние сравнительные испытания, оценка лодки туристами, широкая реклама. Первое соображение, что такая надежная и долговечная байдарка будет незаменимой для турбаз и прокатных станций. При размерениях 4,25X0,75X0,23 лодка укладывается в пакет с габаритами 1,40X0,75X0,4 м. Вес ее — 37 кг, грузоподъемность — 200 кг; ориентировочная стоимость — 280 руб.
Собирается байдарка довольно быстро при помощи замков оригинальной конструкции — в этом посетители выставки могли убедиться. Прочный корпус позволяет использовать лодку на порожистых и засоренных реках. Идти на веслах она должна легко? концевые гермоотсеки обеспечивают ее непотопляемость. К сожалению, Конструкторы и изготовители опытного образца уделили недостаточно внимания внешнему виду и отделке лодки (ее тут же прозвали «броненосцем»).
И совсем уж грустное впечатление произвела универсальная двухместная лодка «Лебедь» (3,05X1,14X0,5 м), предложенная киевскими судостроителями. Конструкторы и здесь исходили из верной предпосылки, что потребителю нужна небольшая и недорогая глиссирующая мотолодка под «Ветерок-8», которая могла бы неплохо служить и под веслами, была бы удобна для перевозки на легковом автомобиле. По обводам «Лебедь» напоминает «Янтарь» первых лет выпуска: плоско-килеватое днище с малым углом килеватости, низкая скула, запалубленный нос — все, от чего судостроители уже отказались несколько лет назад. Отнюдь не блещет «Лебедь» и тщательностью отделки.
Масса лодки — 58 кг; скорость под 8-сильным «Ветерком» — 30 км/ч; ориентировочная стоимость — 240 руб. Вполне приемлемые характеристики, остается лишь создать «под них» более современную и красивую лодку. В представленном виде заинтересовать торговлю она не смогла.
«Гвоздем» выставки оказался гидроцикл «Каскад» (2,4X1,1X0,5 м). Эта двухместная лодка из алюминиевого сплава будет выпускаться в четырех модификациях: как водный мотоцикл на подводных крыльях (скорость с 8-сильным мотором — 36, с 14-сильным — 55 км/ч; ориентировочная цена — 350 руб.), как глиссирующая мотолодка без крыльев (250 руб.), как гребная лодка (250 руб.), как лодка с подвесным парусом (370 руб.). «Каскад» можно перевозить на верхнем багажнике автомобиля. Полезная грузоподъемность его — 170 кг; масса с оборудованием и подводными крыльями (без мотора) — 48 кг.
Как уже, вероятно, отметил читатель, новых моторных судов «в чистом виде» промышленность не предлагает. Значит ли это, что они не понадобятся в будущем!
Вот любопытное высказывание одного из представителей торговли: «Хорошо, что промышленность дает нам «Амуры» и «Восток», но не менее нужен тихоходный комфортабельный катер или даже крейсерская яхта с экономичным дизелем. Нужны, наконец, «Жигули» на воде! Необходим выпуск судов, отвечающих возросшим покупательским требованиям и возможностям». Как уже не раз отмечалось в печати, из-за отсутствия подходящего для установки на таких судах легкого дизельного двигателя судостроители не имеют возможности выполнить этот заказ.
Моторостроительные предприятия показали только одну новинку — водометную приставку к мотору «Вихрь-30», разработанную Пермским объединением «Моторостроитель». Благодаря тому, что водомет не имеет выступающих ниже днища лодки частей, с таким подвесным мотором можно плавать в водоемах с гораздо меньшей глубиной, становятся проходимыми заросшие водорослями озера, засоренные плавником реки. Поскольку водометный движитель обеспечивает высокую тягу на швартовах, (не менее 100 кгс), такой мотор позволит поддерживать высокую скорость на тяжело груженных лодках; его можно будет устанавливать на рабочие суда, буксировать с его помощью плот или лодку с сеном. Эта приставка годится для переоборудования подвесных моторов «Вихрь-30» всех модификаций. В комплект входят запасные рабочее колесо и резиновый подшипник скольжения.
Масса приставки — 40 кг. Рабочее четырехлопастное колесо имеет шаг 130 и диаметр 199 мм. В сопле диаметром 150 мм установлены пять спрямляющих лопаток.
На испытаниях «Казанка-5М2» под одним «Вихрем-30» с установленной водометной приставкой уверенно развивала скорость 30 км/ч, причем даже при резком увеличении нагрузки скорость снижалась незначительно.
При получении гарантированного заказа объединение могло бы выпускать около 1000 приставок в год.
Очень интересное и, безусловно, перспективное простейшее устройство для управления «посадкой» — дифферентовкой глиссирующих судов демонстрировало ЦКБ «Нептун». Устройство, показанное на выставке под названием «Транцевые интерцепторы», легко монтируется на транце любой мотолодки или катера. Оно позволяет повысить скорость судна с мотором сравнительно малой удельной мощности за счет снижения «горба» сопротивления — как при выходе на глиссирование, так и при движении в области, близкой к переходному режиму. При этом достигается ощутимая экономия горючего. Например, если обычный «Нептун-3» при полной загрузке под двумя «Вихрями-30» (скорость 42 км/ч) потребляет на 100 км пути 86 л топлива, то применение интерцепторов снижает эту цифру на 37 л. Масса устройства — 3 кг, стоимость — всего 12 руб. Покупка интерцепторов может быть оправдана за одну поездку!
Было бы интересно узнать мнение читателей о целесообразности освоения этого устройства, как и других новинок, упомянутых в нашем обзоре.