Впервые за двадцатилетнюю историю оптовых торгов они состоялись не весной, а осенью — с 12 по 24 сентября, так что из названия ярмарки выпало слово «весенняя». Это имело глубокий смысл. Поскольку лодки и моторы — товар сезонный, пользующийся спросом преимущественно во время навигации, в сентябре представители торговли, давая заказ на 1981 год, опирались на самые последние данные о летнем покупательском спросе и меньше обычного были «отягощены» зимними остатками. Другими словами, они могли делать заказ, с одной стороны, более смело, а с другой, — более обоснованно. Новые сроки, к тому же, помогли разнести во времени два немаловажных для промышленности события года: участие во всесоюзных соревнованиях на приз сборника и участие в ярмарке. Это позволило более тщательно готовиться к каждому из них.
Ежегодная оптовая ярмарка поменяла и адрес: из павильона «Судостроение» на ВДНХ, который уже не мог вместить все представляемые образцы, перебралась в огромное помещение олимпийского комплекса ЦСКА на Ленинградском проспекте. И на этот раз экспозиция, развернутая перед входом, оказалась особенно представительной и интересной: красочная флотилия из 25 «вымпелов» не только встречала посетителей и участников торгов, но и оказалась доступной тысячам москвичей и гостей столицы.
Наконец, хотя формально предстояло заключать договоры купли-продажи только на первый год новой пятилетки, вопрос ставился шире: торговля высказывала свое отношение к выставленным новинкам, имея в виду не один ближайший год, а перспективу.
Как известно (см. «Правда» № 143 от 22 мая 1980 г.), недавним Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совершенствовании хозяйственного механизма предусматривается заключение долгосрочных — пятилетних соглашений между промышленностью и торговлей с целью усиления обоюдной ответственности за удовлетворение покупательского спроса. Скорейшее заключение таких соглашений уже на старте XI пятилетки должно помочь объединить интересы промышленности и торговли, дать возможность нашим заводам работать спокойно, имея гарантированный заказ на перспективу. Несомненно, выиграет от всего этого покупатель!
Что же представила промышленность для показа на ярмарке! Среди крупных судов экспонировались уже хорошо известные «Прогресс-4», «Крым-3», «Ладога-2», «Нептун-3», «Казанка-5М2» и плавдача «Дон». Класс средних моторных лодок также был представлен знакомыми судами: «Днепром», «Окой-4», «Южанкой-2», «Воронежем», «Неманом-2». Зато не только самым многочисленным, но и обновленным выглядел класс легких гребно-моторных судов: рядом с уже демонстрировавшимися на ярмарках «Кефалью», «Автоботом» и «Онегой» впервые были выставлены для продажи «Таврия», «Таймень», «Бакай» и «Бакай-2», знакомые по выступлениям на приз сборника, и сразу три новинки: «Ингул», ее парусный вариант «Пеликан» и лодка «Язь».
«Младший» класс складных и разборных лодочек представляли «Романтика-1» и «-2», «Мечта», «Малютка», «Малютка-2», складная охотничья лодка. Здесь дебютантом была разборная лодка «Фортуна».
Наконец, для быстро приобретающего у нас популярность виндсерфинга были представлены два снаряда: «Мустанг» и «Свеп».
Всего же промышленность предлагала для реализации около 35 наименований лодок — это без чисто деревянных гребных и резиновых. Такое разнообразие давало возможность широкого выбора моделей для полного удовлетворения запросов всех категорий любителей отдыха на воде!
Некоторые предприятия, например, выпускающие яхту «Ассоль», мотолодку «Крым», должно быть, были уверены в сбыте своей продукции настолько, что образцы не выставляли и своих работников в Москву не командировали, полностью доверившись представителям местных торговых баз, которые реализуют их продукцию по всей стране. Около же образцов, выставленных на ярмарке, всегда можно было найти заинтересованных и хорошо подготовленных сотрудников предприятий-изготовителей. Работники торговли получали исчерпывающие ответы на любые вопросы по каждой модели, что, конечно, способствовало заключению сделок.
Настоящим же штабом ярмарки стал рекламно-информационный центр ЦКБ «Нептун». Каталоги, плакаты, лекции, проспекты, демонстрация рекламных фильмов о новых моделях и документального фильма «Золотой винт» (о соревнованиях в Лиепае), организация связей с конкретными торговыми работниками и конкретными представителями предприятий — весь этот арсенал средств был нацелен на реализацию производственной программы нашей промышленности, работающей на прогулочный флот. Правда, продукция одних министерств и ведомств рекламировалась в полную силу, а других — оставалась в тени. Будем надеяться, что такой ведомственный подход в дальнейшем будет изжит: это в интересах покупателя, который хотя и не присутствует на ярмарке, но все более активно влияет на всю цепочку «промышленность — торговля — покупатель», становится ее главным звеном.
Информация об изображении
Заместитель начальника ЦКБ «Нептун» член редколлегии сборника Дмитрий Борисович Волков
Популярность отдыха на воде у нас в стране продолжает расти. Наметившаяся в 1979 г. тенденция некоторого роста общего объема реализации прогулочных судов еще более укрепилась. — Таков главный и в общем-то отрадный итог прошедшей оптовой ярмарки! А ведь по-прежнему свою главную заповедь: «нужный товар в нужное время и в нужном месте» — наша торговля вынуждена выполнять в условиях, когда в масштабе страны до конца не решен целый ряд проблем. Это проблемы стоянок и сервиса. Это возросшие эксплуатационные расходы и кое-где неоправданные ограничения. Это и масса неурядиц в самом торговом «королевстве»!
Заместитель начальника ЦКБ «Нептун» член редколлегии сборника Дмитрий Борисович Волков
В беседах с представителями торговых баз мы пытались нащупать хотя бы некоторые основные черты сложившейся обстановки.
С самого же начала работы ярмарки оптовые базы стали особенно бойко закупать небольшие универсальные — гребно-моторные лодки. Так, за первые три дня оказались реализованными 700 «Пелл» из предложенных 2167, 900 «Ершей» из 1450, 182 «Автобота» при заводской серии... лишь 100 шт.! Сразу наметились и «аутсайдеры»: если заказ на «Таврию» уже превышал половину годовой программы, то однотипных, но более дорогих подок типа «Таймень» было заказано всего 30 шт. из 2200 предложенных. К сожалению, та же картина практически сохранилась и к моменту окончания торгов. Этот факт еще раз подтвердил высказываемые на страницах сборника опасения по поводу одновременного запуска в серию двух одинаковых моделей!
Отрадно, что наша промышленность, не сдавая завоеванных позиций в производстве крупных и средних судов, смогла гибко перестроить свою программу с учетом все возрастающего спроса на легкие гребные и моторные лодки. Непрерывное обновление и расширение ассортимента, улучшение качества выпускаемых судов, совершенствование связей торговли и промышленности — позволили опровергнуть пессимистические прогнозы, высказывавшиеся еще два-три года назад. То, что следует не сворачивать, а улучшать работу и промышленности, и самой торговой сети, показывает рост суммы заказов оптовых баз востока, севера и северо-запада страны по сравнению с прошлым годом.
Хорошие закупки сделали Архангельск и Карелия.
Старший товаровед Карельской базы Г. И. Корнева, подытоживая свою ярмарочную работу, сказала: «По сравнению с прошлым годом наш заказ увеличился на 15%. На 1981 г. кроме традиционно заказываемых «Поогрессов» и «Казанок-5», кстати, и сегодня пользующихся у нас большим спросом, мы заказали 12 шт. «Ладоги-2», 27 шт. «Крымов-3», 6 шт. «Амуров-М», 124 шт. «Южанок-2» и «Воронежен», 18 шт. «Нептунов-3». Большинство из этих моделей — товар уже знакомый покупателю. Несколько лучше «пошел» стеклопластик. Увеличивается сбыт небольших гребно-моторных лодок. Летом невозможно купить «Романтику», «Мечту». Про резиновые лодки и говорить нечего — это устойчивый дефицит!»
Если в большинстве крупных городов есть какой-то выбор моделей, то торговля на селе, несмотря на крупные закупки в целом, никак не пользуется имеющейся возможностью расширения ассортимента: из года в год заказывает одни и те же устаревшие модели, игнорирует новинки. Причины такой товаробоязни известны: слабое изучение спроса — конъюнктуры, отсутствие какого бы то ни было прогнозирования, рекламы, связей с потенциальными покупателями.
Надо ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашние запросы, видеть перспективу, — об этом много говорилось на прошедшей ярмарке. И не раз цитировалось то место выступления товарища Л. И. Брежнева на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС, где говорится: «Прямая обязанность торговли — гораздо активнее влиять на производство, добиваться от промышленности тех товаров, которые действительно нужны потребителю...»
Обширный рынок сбыта представляют некоторые из сельских районов страны. «Мы практически снабжаем товарами для отдыха на воде все российские села, — рассказывает старший товаровед спортконторы Росглавкооппромторга Г. В. Варламова. — Покупатель на селе очень осторожный, не торопится — берет только хорошо проверенные лодки. С трудом пробивают себе у нас дорогу новинки! Около 80% всех лодок покупают Крайний Север и Сибирь — например. Якутский, Хабаровский края. На магистральные же базы падает только около 20% всего сбыта судов. Да, покупательский спрос изучается плохо, рекламы практически нет».
А как свидетельствует редакционная почта, сейчас и на селе, и в маленьких городах идет перераспределение структуры покупательского спроса. Вот, наш читатель из Горьковской области Н. Прядинов пишет: «С 1978 г. тщетно пытаюсь приобрести небольшую 2—3-местную лодочку под 8 сил. Таких лодок в «глубинке» нет и не было. Считанные единицы, появляющиеся в центре — Горьком, тут же расхватываются. Лежат лодки под 30—60 л. с., которыми любители на Большой Волге уже обеспечены, а ведь на мелких реках и озерах крупные суда покупателей не находят!»
Это яркий пример не такого уж редкого парадоксального варианта: покупатель ищет то, что промышленность выпускает в достаточных количествах и в самом широком ассортименте! Совершенствование работы внутри самой торговой сети — залог дальнейшего увеличения объема выпуска и продажи товаров для отдыха на воде.
«Пробуксовывание торговли» — неумение довести новинку именно до тех кругов потенциальных покупателей, для которых она создана, особенно заметно сказывается на судьбе специализированных лодок, создаваемых, в частности, для сельских районов. Плохо идет рассчитанный непосредственно на жителей села «Таймень», однако сами работники торговли признают, что при соответствующей рекламе, как показывает первый опыт, эти лодки могли бы расходиться в гораздо большем количестве и могли бы стать незаменимым помощником в хозяйстве для многих тысяч сельских жителей!
Появление на рынке большого количества моделей моторно-гребных лодочек, в том числе тех, которые можно перевозить без разборки на крыше автомобиля, заметно увеличило долю легких лодок в общем заказе промышленности. В крупных водно-моторных центрах юга и центра рост количества заказываемых крупных и средних мотолодок замедлился, но за счет увеличения заказа таких картоп-лодок и разборных лодок общая сумма реализации растет. Из-за отсутствия в продаже подобных автомобильных лодочек мелкие речушки и озера долгое время оставались вне поля зрения любителей отдыха на воде. Появление же их наряду с бурной автомобилизацией привлекло новые тысячи любителей, открывает новые возможности рынка и существенно улучшает условия отдыха советских людей.
Итоги ярмарки подтверждают: картоп-лодки базы заказывают охотно, а чисто гребные лодки уже превратились в «устойчивый дефицит». Мало того, «Малютки», «Романтики», «Онеги» появились в бланках заказов таких городов, как Минск, которые считаются скорее сухопутными, чем водными. Харьков, тоже «не избалованный водой» и «стиснутый ограничениями на моторки», заказал бы гораздо больше традиционных гребных лодок, чем ему дали.
Тут есть о чем подумать работникам и промышленности и торговли: как признался товаровед Харьковской базы, имеющиеся на ярмарке новые модели известны плохо («Перед самым отъездом получили мы вагон «Таврий», но что это такое и как пойдут — не знаю».).
Вот другой пример. Для жителей Курска с его неглубокими речушками, как бы предназначенными для большинства вновь появившихся кар-топ-лодочек, местная база Роскультторга никакого выбора на будущий сезон не подготовила. Это все те же «Кефаль», «Малютка» и охотничья. Старший товаровед Г. Г. Пушенникова считает, что этим спрос будет удовлетворен. А, может, стоило взять для пробы хотя бы по несколько новинок! Ведь предлагаемый заводами ассортимент намного шире!
При общем росте суммы заказов не все базы смогли выйти на уровень прошлого года. Продолжал падать сбыт судов, в основном — мотолодок, в некоторых районах юга.
«Большинство водоемов у нас в Крыму имеет первостепенное значение в качестве источников питьевой воды, поэтому плавать негде. Мы закупили судов меньше, чем в предыдущем году», — констатирует директор крымского объединения «Спорттовары» Б. С. Колганов.
Начальник спортотдела Волгоградской базы Р. В. Зуева говорит: «Из-за ограничений района и времени плавания и устанавливаемой мощности у нас скопились большие остатки нереализованных мотолодок. Заказ пришлось сократить на 400 шт. «Крым» расходится лучше всего. Опять хорошо — после доработки — стала раскупаться «Сарепта». Заказали впервые «Ерша». Могли бы много больше взять гребных лодок! Стеклопластик спросом не пользуется».
Мы поинтересовались: есть ли в Волгограде специализированный магазин! Существует пи торговля по образцам и по предварительным заказам! Каким образом изучается спрос и как получена цифра 400! — Четкого ответа не получили.
Похожую картину обрисовала и Р. П. Година — представитель другого крупного волжского города — Ульяновска: «Заказ на мотолодки — всего 300 шт. Лодки продаются только по объявлению в магазинах, потому что выставить и показать их абсолютно негде. Тяжелое положение сложилось со стоянками».
Нет смысла продолжать Перечисление трудностей, вариации повторяются.
Так пи уж неприглядна обстановка в этих городах, существуют пи там резервы роста! Имеющийся опыт позволяет ответить не этот вопрос утвердительно: и здесь покупатель зачастую не может купить то, что хочет и что давно освоено промышленностью! Сборник неоднократно писал о положительном опыте ряда специализированных магазинов, где используются все прогрессивные формы торговли, регулярно устраиваются экспозиции новинок, встречи с представителями заводов-изготовителей и ЦКБ «Нептун». Заметно пошел в гору сбыт мотолодок в Днепропетровске с открытием специализированного магазина на воде «Нептун». Открылся такой магазин в Омске — и там увеличился сбыт моторок!
Ощутимый результат уже дают усилия ЦКБ «Нептун» по формированию спроса населения — пропаганде новинок, ознакомлению с осваиваемыми и выпускающимися судами отнюдь не только во время ярмарок, но и в течение всего года. Это хорошо видно на примере работы специализированного магазина в Перми.
Сотрудники ЦКБ подготовили здесь стенды для выставки-продажи ряда моделей. Например, был оборудован и выставлен в сопровождении рекламных материалов «Крым-3», давалась исчерпывающая информация об особенностях этой перспективной модели. А ведь до того «Крым-3» лежал во дворе в поломанной обрешетке и сами продавщицы не имели никакого представления о товаре, которым они безуспешно «торгуют». Результат сказался: «Крым-3» в Перми «пошел».
В усилении подобных связей промышленности с торговлей — большие потенциальные возможности. Следует всячески пропагандировать получающие распространение договоры содружества между заводами и магазинами. Присутствие представителей промышленности на выставках-продажах, показ ими новинок и в специализированных магазинах, и на воде — на ходу, участие в покупательских конференциях, личные контакты с работниками торговли, — все это помогает следить за конъюнктурой, активнее влиять на покупательский спрос и своевременно учитывать пожелания покупателей по совершенствованию выпускаемых лодок, по подготовке новых моделей.
Как показывает уже имеющийся опыт, в интересах покупателя следует развивать прямые связи крупнейших специализированных магазинов и предприятий-изготовителей. И в этом отношении играет важную роль работа ЦКБ «Нептун», все чаще выступающего в качестве своеобразного посредника. Думается, подобные формы должны быть «подняты на щит»! Существующий на ярмарках парадокс, когда «торговля покупает у торговли» — ведь договоры заключаются между двумя территориальными оптовыми базами (той, где товар производится, и той, где его согласны реализовать) — привносит в работу промышленности подчас совершенно непредсказуемые последствия, нередко становится тормозом на пути удовлетворения потребностей покупателя.
На ярмарке раздавались и упреки в адрес промышленности. Не всегда она полностью выполняет обязательства перед торговлей, срывая план поставок по объему и ассортименту. Бывает еще, что лодки, поступающие в магазины, разительно отличаются от выставленных на ярмарке сверкающих образцов.
Вот один из отрицательных примеров. Плохо шла распродажа «Эки-4» — в общем-то неплохой, неприхотливой и быстроходной мотолодки. И неудивительно. Работы по модернизации модели не ведутся, никто не занимается рекламой «Оки-4», не было видно ее и на последних соревнованиях в Лиепае...
Производственникам есть над чем задуматься!
В заключение коротко о новинках.
Металлический гребно-моторный «Язь», осваиваемый киевским заводом «Ленинская кузница», — это развитие модели «Ерш». Отличия заключаются в возросших размерениях (3,14X1,42X0,47 м), пассажировместимости (3 чел.) и грузоподъемности (250 кг). Возросла до 8 л. с. и допустимая мощность мотора. Полностью загруженная лодка развивает скорость не менее 10 км/ч. Вес увеличился очень мало: без оборудования «Язь» весит всего 46 кг. Ориентировочная цена — 260 руб.
Обводы черноморских шаланд были взяты за основу при проектировании двух новых металлических лодок Черноморского судостроительного завода. Моторно-гребная лодка «Ингул» (4,3X1,52X0,49 м) имеет клепаную конструкцию, изготовляется из сплава АМг-5М. Грузоподъемность ее — 300 кг, пассажировместимость — 3 чел.; при полном водоизмещении лодка под 8-сильным мотором идет со скоростью 12 км/ч. Оборудована она тремя поперечными банками и носовым закрывающимся багажником. Цена — 280 руб.
Тот же корпус использован для создания парусной модификации — «Пеликана», имеющего мачту со шпринтовым парусом площадью 6,5 мг, швертовый колодец и навесной руль. Стоимость «Пеликана» — 430 руб. Завод планирует выпускать около 1000 шт. этих лодок в год.
Очень жаль, что не был показан на ярмарке парусный катамаран «Альбатрос» (см. сборник №86). Таким образом, «Пеликан» оказался в этой внушительной экспозиции единственным новым парусником и неизменно привлекал общее внимание.
«Фортуна» (4,2X1,4X0,65 м) — это первая разборная лодка с мягкой оболочкой на дюралевом каркасе для туристов, охотников и рыболовов, плавающих на «большой» воде. Один из ее конструкторов — М. Ю. Долбенко знакомил представителей торговли с ее особенностями, удобством сборки-разборки. Создатели лодки обратили особое внимание на легкость хода под веслами: на испытаниях «Фортуна» показала скорость обычной жесткой лодки — 6 км/ч; она послушна веслам даже на 4-балльной волне. С 2-сипьным «Спутником» скорость с полной нагрузкой — 9,5 км/ч. Время монтажа — 30—40 мин. Бесит лодка 42 кг и упаковывается в два мешка. Ориентировочная цена — 260 руб.
Выпуск «Фортуны» намечается освоить на Крюковском вагоностроительном заводе в г. Кременчуге годовой серией около 5000 шт. Торговля заинтересованно отнеслась к этой новинке, и есть надежда, что скоро наши любители отдыха на воде смогут получить такую давно ожидаемую лодку.
Моторные новинки предлагало только Куйбышевское моторостроительное ПО имени М. В. Фрунзе: четыре модели «Вихря» («-25», «-25Р», «-30» и «-30Р») имели в названии новое слово «электрон» (см. сборник №86). Обидно, что и на этот раз промышленность не смогла удовлетворить быстро растущие потребности покупателей в маломощных «Салютах» и «Спутниках». По-прежнему «висит» вопрос о необходимости выпуска «Прибоя».
Итоги оптовой ярмарки комментирует ЦКБ «Нептун»
Итоги прошедшей оптовоторговой ярмарки, на которой традиционно были представлены прогулочные суда, показали, что снижение спроса на них, вызванное действием ряда неблагоприятных факторов прекратилось. Спрос на прогулочные суда в стране установился на уровне около 200 тысяч штук в год.
По нашему мнению, этого и следовало ожидать, так как факторы, отрицательно воздействующие на спрос, завершили свое развитие и стабилизировались. Водоемы, какие можно было закрыть для эксплуатации прогулочных моторных судов, закрыты. На водоемах, оставшихся открытыми, введены определенные ограничения. Создавшееся положение уже принято как действительность. Некоторое же повышение эксплуатационных расходов скорее сказалось на интенсивности эксплуатации, но не привело к отказу от приобретения прогулочных судов.
Сказались и специфические особенности прошедшей ярмарки, в частности, то что сроки ее проведении были перенесены с мая на сентябрь. Торговые работники приезжали в Москву, имея сведения о результатах сезонной реализации, точно зная остатки на следующий год. Именно этот фактор, кстати сказать, привел к дальнейшему сокращению спроса на мотолодки типа с Прогресс»: продолжала сказываться насыщенность ими рынка. Следует признать очевидным, что выпуск в течение долгого времени даже неплохой модели без ее модификаций в сегодняшних условиях быстрого роста требовательности покупателей рано или поздно приводит к падению спроса.
К сожалению, ярмарки, очевидно, вернутся к своим традиционным весенним срокам, а это опять может вызвать неуверенность работников торговли в исходе сезонной реализации прогулочных судов.
Для нас уже стало привычным основную подготовку к реализации проводить в «доярмарочный» период. И в прошлом году сделано было много.
Главное — установление контактов с работниками розничной торговли. Не в обиду представителям оптовой торговли будет сказано, они, как мы заметили, не всегда хорошо осведомлены о ходе реализации в рознице. Закупив, к примеру, 10 судов, их можно продавать год, а можно продать и за пару дней, что называется, «с колес». Оптовики же исходят, в основном, из уровня прошлой закупки и цифры остатков. Конечно, это не везде, но, как говорится, кое-где «имеет место». К тому же, реклама, которая рассылается нами по оптовым базам, не всегда доходит до магазинов.
Все это и заставило нас выходить непосредственно на магазины. Наша задача — создать своеобразную опорную сеть. Имея по стране хотя бы один магазин в каждой области, мы сможем объективно судить о конъюнктуре.
Хочется посоветовать предприятиям также устанавливать контакты с магазинами, хотя бы ближайшими. У работников торговли обычно не доходят руки до выигрышного показа всего ассортимента имеющихся на складе товаров, да и не всегда есть для этого возможности и условия. Здесь работники предприятий, заинтересованных в сбыте своей продукции, должны помочь показать и рекламировать ее. К сожалению, часть руководителей заводов мыслит по старинке. Наше, мол, дело производить! Нет, важно не только изготовить, но и реализовать товары народного потребления. Надо становиться коммерсантами! Надо учиться преподносить свой товар и покупателю, и выполняющим посредническую роль представителям торговли. Ведь, скажем, плохая реализация только что освоенной новинки мало того, что бьет предприятие экономически, но и вселяет неуверенность в необходимости выпуска нового вида продукции и в руководящих работников министерств, и в рабочих, непосредственно занятых ее изготовлением. Тут уж не до борьбы за качество!
Можно назвать много товаров, которые по-настоящему так и ие увидели свет из-за того, что у кого-то не хватило терпения, а главное — не были объединены усилия, не были использованы возможности промышленности для подготовки — организации реализации.
Подвесной мотор «Прибой» сейчас был бы, наверное, самой популярной моделью. Однако он снят с производства из-за недостаточного спроса. Одна из первых моделей «Серебрянки» так и не была освоена промышленностью, а та, которая потом производилась, уже больше напоминала картину из басни Михалкова «Слон-живописец». Стационарный двигатель «СМ-557Л» также оказался снятым с производства из-за затоваривания рынка, а теперь мы не можем из-за его отсутствия освоить выпуск водоизмещающего экономичного судна, которое пользовалось бы сейчас наибольшим спросом.
Именно по отмеченным причинам не удовлетворяется сейчас имеющийся спрос на мотолодку «Москва-2». Ее производство два завода прекратили, а третий — вынужден возобновлять выпуск. Кстати, такую же участь ожидало бы и производство лодок из шпона, если бы промышленность не поставила под сомнение итоги ярмарок и слепо доверилась бы заявкам торговли.
То же самое происходит с лодками «Таймень» и «Таврия». Реклама «Тайменя» в журналах «Турист» и «Охота и рыболовство» вызвала поток писем от желающих купить лодку нового типа, удобную для хозяйственных нужд. Некоторые письма довольно едкие: даже выражается сомнение, что такими лодками удастся обеспечить население в достаточном количестве. А на ярмарке лодок «Таймень» закуплено всего 279 штук из 2200, запланированных предприятию на 1981 год. У предприятия возникает законное сомнение в целесообразности производства «Тайменя»; нет никакого желания продолжать отработку модели! К сожалению, получаемые письма не могут служить основанием для закупки лодок. В проигрыше — покупатель.
Торговля будет лодки покупать, когда они «понравятся покупателю». Но пока «Таймень» закупили представители только шести областей. В остальных же областях страны потенциальные покупатели не только не будут ознакомлены с эксплуатационными особенностями, выгодно отличающими новую модель от традиционных типов лодок, но по-прежнему даже не будут знать о ее существовании. А реклама, не подтверждаемая наличием товара в магазине, конечно, только вызывает раздражение.
Где выход? В объединении усилий обеих заинтересованных сторон — промышленности и торговли. Инициатором при этом должны быть именно предприятия-изготовители! Наше ЦКБ проявляет и инициативу и заинтересованность, но оно одно не в состоянии подменить планомерную работу предприятий, разбросанных по всей стране.
В целом же ярмарка показала возросший уровень нашего прогулочного флота. Уже есть и плоды объединенных усилий по реализации. В этом направлении мы будем работать и дальше.
Итоги ярмарки рассмотрены заинтересованными министерствами, планы предприятий по выпуску прогулочных судов сверстаны, исходя из уточненных заявок торговли. Утвержден межотраслевой координационный план, предусматривающий совместные усилия ведущих министерств по разработке и освоению новых моделей судов, спрос на которые выявлен по ответам читателей сборника на анкету с учетом мнений работников торговли. Предусматривается модернизация популярных моделей, таких как «Прогресс», «Казанка», «Обь» и т. д. Предусматривается также и выполнение научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование эксплуатационных качеств судов, повышение их надежности и качества изготовления.