Успех дальнего похода всегда зависит от качества и глубины подготовки к нему. Обычно капитаны тщательно изучают данные лоции и возможную метеорологическую обстановку на маршруте перехода, но и этого еще недостаточно. Следует учитывать, что Мировой океан населяет целый мир морских животных, которые небольшим судам могут преподнести некоторые неожиданности, а иногда и неприятности. Так, мы знаем, что яхты иногда встречаются с китами. Случаи эти редкие, но возможные.
Слухи о появлении в Балтийском море какого-то чудовища ходили в Прибалтике с незапамятных времен. Например, еще в Лифляндской летописи упоминалось, что в мае 1578 г. на Курляндской отмели рыбаки обнаружили мертвого кита. Позднее в записках адмиралтейского департамента также отмечалось, что в 1806 г. рыбаки обнаружили выкинутую на берег тушу, а немного позже у о. Борнхольм поймали живого исполина. Через 45 лет кита видели и в Моонзунде, и у Риги. А пойманного в 1851 г. у о. Осмуссар кита прибуксировали в Ревель и за плату демонстрировали горожанам1.
Чем же объяснить появление океанского жителя в наших, гораздо более пресноводных водах? Ученые это объясняют следующим образом: прожорливый кит перемещается за основным продуктом своего питания — планктоном, движение которого зависит от направления течений. Напав на большое количество планктона, кит начинает за ним следовать. Ученые считают, что киты располагают какими-то особыми органами, подобными гидролокаторам, которые позволяют обнаруживать скопления планктона и различные препятствия своему движению. Однако еще не удалось установить, на каком расстоянии они это замечают. Бывали случаи, когда кит, не слыша приближения корабля и не успев уйти в глубину, попадал под его таран и в результате получал тяжелые ранения. Например, осенью 1965 г. французский торпедный катер столкнулся в Северном море с китом. Катер получил большие повреждения и затонул, а кит ушел на глубину. Видимо, он не слышал шума мощных моторов катера.
Надо еще иметь в виду, что киты часто спят на поверхности моря и тогда они почти не видны. Так, в 1924 г. ночью в Северном море учебный корабль «Воровский» форштевнем ударил (и, видимо, сильно поранил) спавшего на поверхности кита. Если кит не всегда слышит даже шум винтов корабля, то парусник подойти к нему может совсем бесшумно.
По своему нраву кит справедливо считается миролюбивым животным и очень семейственным. Многочисленные наблюдения ученых привели к выводу о том, что киты не проявляют никаких хищнических устремлений по отношению к плавающим животным и, тем более, к человеку, так как питаются мелкими рыбешками и планктоном. Только в тех случаях, когда животное ранено или его детенышу угрожает опасность, либо в стадо китов даже случайно входит судно любых размеров — здоровенная туша (весом до 160 т и длиной до 33 м) приходит в ярость.
Оружием кита является его хвост, мощность ударов которого при движении оценивается цифрой порядка 500 л. с. Ревельские газеты писали в 1850 г., что в Тихом океане кит ударом хвоста потопил небольшой парусный китобоец «Эссекс», а на следующий год — бриг «Анис-Александр», нанеся им большие пробоины и предварительно разбив в щепки шлюпки гарпунеров. Интересно отметить, что ни в том, ни в другом случае кит не тронул плававших в воде матросов.
В наше время, в 1963 г., в северной Атлантике раненый разъяренный кит утопил норвежский китобоец «Дюрей» водоизмещением 450 т, а через два года в Тихом океане нанес большие повреждения судну «Циклон» (едва его не утопил).
Как же быть парусным и моторным яхтам, учитывая, что их движение в Атлантике и особенно в прилегающих к ним морях весьма интенсивно? Уйти от кита паруснику или небольшому судну довольно трудно: это животное развивает скорость до 15—20 уз, но, как показывает опыт, при внимательном наблюдении за обстановкой избежать встречи вполне можно. Как известно, при дыхании кит выпускает фонтан воды высотой до четырех метров, который хорошо виден и служит своеобразным ориентиром.
История парусного спорта знает ряд интересных случаев встречи с китами. Так, в 1968 г. в Тасмановом море небольшая новозеландская яхта «Матуку» шла из веллингтона в Сидней. Появившееся у нее на курсе стадо китов, в котором были и самки с новорожденными, обнаружили очень поздно. Яхта вошла в стадо, создав этим «конфликтную» ситуацию. Несколько великанов-самцов нанесли «Матуку» сильные удары, сделали ряд пробоин и быстро ее потопили. Экипаж плавал на спасательном плоту, его киты не тронули.
Через несколько дней почти тем же курсом шла другая яхта. Экипаж еще издали увидел фонтаны гигантского кита, и судно сразу отвернуло с курса. Киты прошли близко, видели яхту, но уже уходившей с их курса в сторону, и не тронули ее, не усмотрев никакой агрессии и опасности для себя.
В 1976 г. экипаж из пяти человек во главе с ирландским писателем, путешественником и яхтсменом Тимоти Северином пересек северную Атлантику на парусной лодке «Св. Брендан», обшитой бычьими шкурами. В океане смельчакам попадались стада, насчитывающие не менее 140 китов. С шумом пуская свои фонтаны, животные проходили очень близко от лодки, не проявляя никакой враждебности2. Это еще раз подтверждает мнение ученых о миролюбии кита.
Сравнительно недавно имел место противоположный исход встречи яхты с китом, когда бесцельную враждебность к животному проявили люди. Несколько американских яхтсменов вышли на небольшой яхте в море; не учитывая того, что кит-кашалот по всем размерениям больше яхты, они решили ради развлечения поохотиться у берегов Калифорнии. Вскоре яхтсмены встретили несколько китов и выстрелом ранили самку. Самец, сопровождавший ее, увидел тяжелое положение подруги и начал кружиться вокруг, словно желая ей помочь. Поняв свою беспомощность, кит с яростью кинулся на яхту. Мощным хвостом он наносил по корпусу сильнейшие удары до тех пор, пока от полученных пробоин яхта не затонула. Плавающий на воде экипаж кит не тронул, его подобрал проходящий корабль.
Довольно любопытный случай произошел в проливе Каттегат летом 1977 г. Три спортсмена шли на небольшой яхточке под флагом ФРГ при слабом ветре и хорошей видимости. Неожиданно вблизи яхты всплыл кит, подошел к ней вплотную и начал тереться о ее борт, невольно создавая при этом сильный крен. Временами кит подходил к другому борту, делая вокруг судна круги. Яхта при этом беспрерывно сильно кренилась то на один, то на другой борт. Что пережил при этом экипаж, можем себе только представить! На сигналы «SOS» был выслан вертолет. Он быстро обнаружил яхту и большого кита рядом с ней. Вертолет снизился почти до самой воды; видимо, только тогда гул моторов испугал кита. Он скрылся в море, не нанеся судну никаких повреждений.
Английские биологи неоднократно предупреждали моряков об этой оригинальной манере китов, но меньше всего яхтсмены могли ожидать с ними встречи именно в этом проливе. Появление кита в районе интенсивного движения судов является чрезвычайно редким явлением. Меньше чем через год — в феврале 1978 г. — рыбаки видели кита и в Кильской бухте, а в начале лета того же года — в северной части Ботнического залива3. Таким образом, кит прошел Датские проливы, все Балтийское море и сложный вход в Ботнический залив. Это событие взволновало ученых. Большинство из них единодушно во мнении, что передвигающийся в море планктон является как бы лоцманом. Однако это еще не доказано, ибо те же ученые считают, что китам не подходит ни пища Балтийского моря, ни температура, ни пресность воды.
Есть еще один опасный для малых судов житель океанов, Средиземного и Черного морей — это меч-рыба. К сожалению, ученые до сих пор не установили, чем иногда вызывается бешеная, хищническая агрессивность меч-рыбы при встречах с небольшими парусными деревянными судами. Этот хищник длиной до 5 м и весом до 300 кг развивает большую скорость и способен пронзить деревянную обшивку парусника толщиной до 50—55 см. Так, в 1961 г. у берегов Японии меч-рыба потопила небольшую парусную рыбацкую шхуну.
Были случаи нападения меч-рыбы и на современные корабли. Например, эта рыба нанесла несколько пробоин деревянному тральщику ВМС Великобритании «Леопольд» у берегов Англии и одному из деревянных длинных заградителей — у берегов США. (В Морском музее Англии экспонируются части обшивки кораблей с торчащими в них мечами, длина которых доходит до двух метров). Установлено, что меч-рыба нападает и на китов. К берегам этот хищник подходит обычно в июне-июле4.
Вывод из всего сказанного: хотя вероятность встречи с китами и меч-рыбами, конечно, невелика, но не считаться с ней яхтсменам, находящимся в дальнем спортивном плавании, нельзя. Поэтому наблюдение за обстановкой в открытом море или океане всегда должно быть организовано на высоком уровне.
Примечания
1. См. «Морской сборник», 1851, № 5.
2. Подробное описание этого интересного плавания см. в сборнике №75.
3. См. «Красная Звезда», 1978, 29 августа.
4. См. «Морской сборник», 1978, № 1.