В мировой летописи сравнительно немного происшедших в мирное время кораблекрушений, при которых число жертв превышало бы тысячу человек. Их насчитывается не более десяти. Но в памяти людей надолго сохранятся названия трех судов, которые погубили не только тысячи людей, но и целые города.
Первый из них — французский угольщик «Монблан». Загруженный взрывчаткой, он 6 декабря 1917 г. столкнулся с норвежским пароходом «Имо» на внутреннем рейде Галифакса, загорелся и взлетел на воздух. В результате мощного взрыва город был фактически разрушен. Более 3000 человек погибло, 2000 пропали без вести, 9000 ранены, 500 лишились зрения, 25 000 человек остались без крова.
Второй пароход назывался «Форт Стайкин» — английское транспортное судно вместимостью чуть больше 7000 т. 14 апреля 1944 г. во время выгрузки боеприпасов в Бомбее в одном из трюмов судна произошло самовозгорание хлопка. Пожар потушить не удалось. О силе взрыва можно судить уже по тому факту, что один из котлов судна упал на улицу города в 900 м от места аварии. (Подробнее — см. «КиЯ» №135 и книгу Д. Энниса «Бомбейский взрыв», изданную изд. «Судостроение» в 1989 г.)
Еще одним судном, погубившим город, стал французский пароход «Гранкан». Утром 16 апреля 1947 г. во время погрузки в американском порту Техас-Сити на нем возник пожар. Из-за безграмотного тушения (паром) произошел взрыв 2300 т аммиачной селитры. Многие части судна весом даже в тонну были позднее найдены в радиусе двух миль от места взрыва. И опять число жертв исчислялось тысячами. От взрыва и начавшихся пожаров Техас-Сити наполовину выгорел.
Говоря о столь печальных событиях, не следует, однако, вдаваться в мистику и придавать какое-либо значение «року судьбы». Правильнее будет говорить о человеческом факторе, о роковых ошибках людей, которые водили по морям и океанам те суда.