Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Прочие истории
  • Семь дней в гостях в Норвегии
Краткое оглавление
Первая встреча Испытание на прочность У рыбаков Море для всех


Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
В гостях главный редактор журнала «Бот» Анне-Марит из Норвегии
Значение дней недели в мореплавании
Плавание к берегам Норвегии маршрутом поморов
Вокруг света на яхте длиной 3,6 метра за 500 дней
Репортаж о малом судостроении в Норвегии
Лайф-боты Колина Арчера или спасательная служба Норвегии


Семь дней в гостях в Норвегии

Год: 1989. Номер журнала «Катера и Яхты»: 142
          0

Первая встреча


Когда самолет, подлетая к Осло, стал снижаться, я заглянул в иллюминатор. Мы летели над Осло-фьордом — чрезвычайно длинным и узким, изрезанным массой крошечных бухточек. И чуть не в каждой из них — марина (стоянка для малых судов) — где небольшая, катеров на десять, где весьма солидная, с сотней самых разных спортивных и прогулочных судов у причала.

Бывшие варяги, подумалось, пронесли любовь к морю сквозь века.

Информация об изображенииМарины в центре Осло
Марины в центре Осло
 
Это действительно подтвердилось. Когда на следующий день Анне-Марит Клок — заместитель главного редактора журнала «Бот» («Катер»), прошлым летом побывавшая в гостях в нашей редакции, показывала Осло, у меня сложилось впечатление, что минимум каждый второй житель столицы увлекается либо катерами, либо яхтами — столько расположено в черте города действующих лодочных стоянок. Муниципальных марин довольно мало, все они по преимуществу частные.

Был конец марта. Сезон, естественно, еще не начался, и прогулочные суда жителей норвежской столицы тихо стояли у причалов, закрытые брезентом или пленкой. Практически все катера и яхты — промышленной постройки. В отличие от нашей страны, где у любителей прогулок на воде выбор в магазинах, мягко говоря, скуден, в Норвегии, если у тебя есть деньги, ты можешь приобрести все, что только пожелает твоя морская душа — от складной лодчонки до крейсерской яхты или громадного катера.

Испытание на прочность


В один из вечеров в моем гостиничном номере раздался телефонный звонок. Это был главный редактор журнала Ингвар Джонсен — большой специалист по части катеров и бывший гонщик. Он сообщил, что одна из фирм будет снимать завтра небольшой видеофильм — рекламу своего нового катера. Его пригласили «погонять» этот катер перед телекамерой, а потом высказать о нем свое мнение. И вот Ингвар предлагал мне принять участие в испытаниях, разумеется, в качестве пассажира. Я охотно согласился.


Информация об изображенииКатер «Винди-780» до и после столкновения со стенкой
Катер «Винди-780» до и после столкновения со стенкой
 
На следующий день, проехав по берегу фьорда около 300 км среди живописной природы, Марины в центре Осло. несколько напоминающей наш Карельский перешеек, мы очутились в Арендале — небольшом городке на юге страны. Нас встретил управляющий фирмы и провел к небольшому причалу, где уже ждал белоснежный «Винди-7800». Ингвар, телережиссер и пассажир (я) сели в катер, и испытания начались.

По просьбе киногруппы Ингвар принялся выделывать всяческие немыслимые маневры, катер слушался его безукоризненно. Затем камеру на штативе установили на низкой стенке, возвышавшейся над водой примерно на метр. Нас попросили разогнаться прямо на камеру и в критический момент, перед самой стенкой, развернуться на 180 °. Мы проделали все это раз, другой, наконец — последний дубль. И вот катер летит вперед, в нескольких метрах от стенки Ингвар перебрасывает ручку реверса на задний ход, и тут хваленая «Вольво-Пента» останавливается. Намертво. Если честно, то я даже не успел испугаться, а вот Ингвар успел что-то крикнуть стоявшему на самом краю стенки оператору. Тот, схватив камеру с треногой в охапку, успел отскочить назад... Катер врезался в стенку.

Должен сказать, что нам повезло. Так как стенка была невысокой, катер частично въехал на нее форштевнем. Во-вторых, стенка была деревянной, а катер — стеклопластиковый, отчего удар несколько смягчился. В результате — выкрошившийся кусок форштевня у новенького катера и разбитые колени у водителя и пассажира. Но самое обидное вот что. Когда страсти немного улеглись и мы решили тронуться в обратный путь, катер завелся как ни в чем не бывало.

На обратном пути Ингвар со свойственным ему чувством юмора сказал: «Это происшествие ты можешь описать у себя в журнале двояко. Можешь заявить, что норвежцы при первом же удобном случае решили покончить с попавшим им в лапы советским журналистом. А можешь написать, что норвежцы — люди весьма обстоятельные и дотошные, и при ходовых испытаниях судов предусматривают даже прямое столкновение со стенкой».


У рыбаков


Через день редакция журнала устроила мне встречу с членами одного из водно-моторных клубов, размещающихся в пригороде Осло. Встреча была обставлена и просто, и приятно: мне предложили прокатиться на катере по Осло-фьорду («Катер не скоростной», — успокаивая меня, сказал Ингвар, имея в виду недавнее приключение).

Информация об изображенииАвтор с руководителем водно-моторного клуба в Дробаке Томом Кристиансеном (справа)
Автор с руководителем водно-моторного клуба в Дробаке Томом Кристиансеном (справа)
 
Катер представлял собой бывший рыболовный бот, очень солидный и прочный на вид, снабженный прекрасным комплектом навигационных приборов.

Руководитель клуба Том Кристиансен рассказал, что существует клуб давно, уже более тридцати лет. Объединяет их всех любовь к морю и одно увлечение: добрая половина членов клуба — любители рыбной ловли. Каждое лето клуб устраивает водные праздники с соревнованиями по рыбной ловле, концертом и прочими массовыми мероприятиями.

Кстати сказать, с рыбной ловлей дела в Осло-Фьорде обстоят неплохо: вода там очень чистая, за ее состоянием общественность следит зорко и эффективно.

Море для всех


Под таким девизом 31 марта в Осло открылась ежегодная выставка катеров. На ней была представлена продукция в основном норвежских катеростроительных фирм, хотя участвовало и несколько компаний из других стран Европы. Выставка, конечно, впечатляла: два двухэтажных громадных зала были буквально забиты всевозможными катерами, лодками, различным оборудованием.

Информация об изображенииВ рубке прогулочно-рыболовного катера
В рубке прогулочно-рыболовного катера
 
Поделиться мнением о выставке я попросил уже известного читателю Ингвара Дженсена.

Вот что он сказал.


— На мой взгляд, выставка в этом году довольно обычная — никаких революционных новшеств, по сравнению с прошлыми годами, я не увидел. Она даже несколько скромнее прежних, и в ней, словно в зеркале, отражается положение со строительством катеров и их продажей у нас в стране — в последние годы дела пошли несколько на спад.

Одной из наиболее характерных черт выставки является то, что на ней представлено достаточно много небольших, но вместе с тем весьма комфортабельных судов. Такова сегодня тенденция: люди хотят отдыхать на воде с максимально возможными удобствами. В целом катера стали меньше, дешевле и гораздо насыщеннее электроникой. Большим успехом пользуются многоцелевые катера, годные и для прогулок, и для рыбной ловли, и для семейных круизов.

Немного о малых судах. Если раньше лодки типа «Пионер» делались гребными, но с возможностью установки на них подвесного мотора, то теперь наоборот: их строят в первую очередь под мотор. Хотелось бы отметить, что за последние несколько лет заметно возросла популярность всякого рода надувнушек — их продажа возросла примерно вдвое.

Информация об изображенииПанорама выставки «Море для всех»
Панорама выставки «Море для всех»
 
Что касается совершенствования двигателей, то оно подчинено увеличению скорости. Поэтому и обводы практически всех катеров делаются полуглиссирующими или глиссирующими. Большую активность проявляет фирма «Вольво-Пента», придерживающаяся стратегии на максимальное удовлетворение запросов покупателей. Один из важнейших элементов этой стратегии — создание на побережье сети ремонтных мастерских, которые могли бы оказывать самую оперативную помощь судоводителям. Похоже, эта фирма хочет приобрести такую же популярность в области катеростроения, какую она уже имеет в автомобилестроении.

Несколько слов о приборах для катеров и яхт. Они становятся меньше по размерам, дешевле и проще в обращении. Сравнительно недавно найдено удачное решение для обеспечения их водонепроницаемости. Внутрь корпуса того или иного прибора под небольшим избыточным давлением закачивается инертный газ, в результате чего герметичность значительно улучшается. Очень чувствительными и удобными стали эхолоты. Сегодня существуют даже модели, у которых дно показывается на экране одним цветом, а косяк рыбы — другим...


Что касается меня лично, то поскольку посещение такой выставки было для меня, в общем-то, внове, она показалась мне (в отличие от завсегдатаев, вроде Ингвара) весьма интересной и, что главное, представительной.

И я подумал вот о чем. А что, если бы в Норвегии и соседних с нею странах действовали запреты, подобные тем, что введены на большей части водоемов нашей страны! Кто бы стал покупать все эти замечательные суда, и зачем! А ведь покупают. И хотя запретов нет, воды у побережья Норвегии чисты. Так, может быть, дело все же не в моторах малого флота!

Когда уже в конце моего пребывания в Осло я посетил редакцию журнала «Бот» (на каждом шагу персональные компьютеры, прямо в коридоре — ксерокс, и очень немногочисленный штат, работающий в доброй дружеской атмосфере), я попросил Ингвара Джонсена сказать несколько слов читателям «КиЯ».

Слова его прозвучали, как осовремененная песнь варяжского гостя:

«Я надеюсь, что благодаря изменениям, происходящим у вас в стране, мы сможем встречаться как в советских, так и в норвежских водах. Это так важно — ведь, в сущности, все любители-водномоторники везде одинаковы и являются членами всемирного морского братства».

Статья была проверена: Троицкий Роман
Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Девятимесячное плавание баркентины «Погория»
Плавание к берегам Норвегии маршрутом поморов
Заметки писателя «Весла, зонтик и собака»
Рыболовные лодки — коблы
Женское одиночное кругосветное плавание Кэй Котти

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Семь дней в гостях в Норвегии

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
22-й рейс после ремонта барка «Седов»
Рождение корабля по имени «Бабр»
Плавание через атлантику на спасательной шлюпке «яйцо Бруде»
1500-километровое плавание путями поморов на карбасе «Стрик»
Как проектировались и строились «речные танки» — бронекатера


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 23 + 20 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории