Несколько дней в нашей редакции гостила журналистка из Осло — заместитель главного редактора норвежского журнала «Бот» Анне-Марит Клок.
Она интересовалась работой редакции «КиЯ», организацией водно-моторных клубов Ленинграда, встречалась с яхтсменами и катерниками. Попутно Анне-Марит рассказывала о своем журнале, проблемах, которыми он занимается, а также о «водномоторных» делах вообще в Норвегии.
Вот что мы от нее узнали.
Ежемесячный журнал «Бот» существует сравнительно недавно — всего три года. Раньше в Норвегии издавался журнал вроде «КиЯ» — посвященный и мотору, и парусу, однако теперь все, что касается водно-моторного спорта, туризма и отдыха, выделилось в отдельное издание. Тираж журнала «Бот» — 25 тыс. экземпляров — для такой малонаселенной страны, как Норвегия, довольно велик. «Он будет еще больше — считает Анне-Марит,— когда нас узнают получше во всей стране, мы ведь пока так молоды». Существует журнал, как почти все подобные издания на Западе, во многом за счет рекламы: она занимает до 40% объема каждого номера. Интересно отметить, что «Бот» с самого начала своего существования завязал с редакцией «КиЯ» дружеские отношения и предложил постоянно обмениваться журналами.
Судостроение Норвегии, в том числе и мелкое, известно всему миру. Правда, нужно оговориться: яхт в Норвегии не строят вообще. Зато с начала 70-х годов в стране начало бурно развиваться катеростроение, и теперь более 100 фирм производят самые различные катера к лодки. Фирмы эти самые разные — от больших компаний, где трудятся сто человек и более, до «фирм», состоящих из одного человека, который делает два-три небольших судна в год. Двигатели для катеров используются только импортные: стационарные — в основном, фирмы «Вольво-Пента», подвесные моторы — преимущественно японские «Сузуки» и «Ямаха», н т. п. Надо сказать, что в той или иной степени пользуется этими катерами более трети населения всей страны, т. е. около 1,5 млн. человек.
В беседах с Анне-Марит мы поинтересовались, существуют ли в Норвегии ограничения, подобные нашим, касающиеся плавания под мотором. Таких ограничений там нет — плавай когда угодно и где угодно. Проблема загрязнения, однако, существует и в Северном море, но речь идет не о загрязнениях с малых судов — это мелочь, а о принявшем грозные размеры сбросе в море ядовитых веществ промышленными предприятиями.
Так, по данным западногерманского еженедельника «Шпигель», в Северное море ежегодно сбрасывается около 11 тыс. т свинца, 28 тыс. т цинка, 950 т мышьяка, 335 т кадмия и 75 т ртути. Кроме того, транспортные суда и буровые платформы беспрепятственно сбрасывают в море до 150 тыс. т нефти.
Другая экологическая проблема Норвегии — стремительное размножение в последние годы так называемых «водорослей-убийц» — микроскопических морских организмов хризохромулина полилепис. В результате резкого повышения их концентрации в прибрежных районах Норвегии погибли миллионы промысловых рыб. Все это не может не беспокоить общественность, тем более что рыбная ловля — это не только отрасль хозяйства, но и очень популярный в стране вид отдыха.
Какие же проблемы волнуют журнал «Бот»? Одна из них заключается в следующем. По существующим правилам в Норвегии не нужно сдавать экзамены на право вождения катера пусть даже самого мощного. Если у тебя есть деньги, покупай или заказывай какое угодно судно, заплати при покупке налог государству — и вперед! Естественно, безопасность плавания в этом случае не обеспечивается, тем более, что и узаконенных правил движения тоже нет. Журнал весьма этим обеспокоен и в одном из последних номеров поместил большую статью, в которой ратует за скорейшее введение в стране удостоверений водителя моторного судна.
Другая проблема — это оборотная сторона высокого развития сервиса. «Норвежцы, — сетует Анне-Марит Клок — разучились делать что-либо своими руками». Поскольку любой человек может и купить, и, если надо, отремонтировать в одной из частных мастерских свое судно, то умельцев становится все меньше. Разумеется, они не перевелись вовсе: как говорит журналистка, самые красивые и необычные катера выходят из их рук. Но таких мало и становится все меньше. Даже наборы «сделай сам», из которых можно самому построить катер, становятся все менее популярными. Журнал пытается изменить такое положение, помещая на своих страницах материалы, способствующие самодеятельному конструированию. И определенные сдвиги есть: все чаще можно встретить молодого человека, купившего старый корпус какого-либо суденышка и своими руками строящего из него то, что ему по душе. Возможно, именно поэтому нашу гостью так заинтересовал ленинградский клуб водномоторников «Нева», где она с большим удовольствием фотографировала самые невероятные самоделки н беседовала с их создателями.
Сама Анне-Марит — яхтсменка, хотя и работает в журнале, который о парусных судах не пишет. Вообще, она за то, чтобы быть ближе к природе, большая противница, к примеру, телевизоров на судах для отдыха и туризма. (В последнем номере журнала «Бот» помещен фотоснимок на котором она, стоя на палубе катера, выбрасывает за борт телевизор.) Другое хобби нашей гостьи - лошади, она и сама выступает как жокей-любитель.
Уезжая из Ленинграда, Анне-Марит выразила надежду, что связи между «Бот» и «КиЯ» с каждым годом будут все крепче и в качестве первого шага укрепления сотрудничества пообещала в скором времени прислать в редакцию материал «Ленинградские водномоторники глазами иностранца».