Такую новую рубрику предлагает редакция «КиЯ» своим читателям, рассчитывая содействовать кооперативному движению, направленному на развитие водных видов спорта и отдыха на воде. Особый интерес журнал питает к кооперативам, которые взяли на себя техническое и конструкторское обеспечение нужд водномоторников и яхтсменов. Изготовление корпусов, дельных вещей, ремонт лодочных моторов, конструирование и проектирование — все это совпадает с тематикой журнала, заслуживает анализа и обобщения.
Наша поддержка кооперативного движения началась с публикаций рекламы о кооперативах, раньше других вставших на ноги. Читатели «КиЯ» узнали о кооперативах: «Факел» — изготовление надувных баллонов и судов из них: «Тритон» — оборудование для парусных досок типа «Фан» и шитье парусов; Оптимист» — изготовление детских буеров... И впредь мы охотно будем публиковать рекламу, она рассчитана на расширение информированности потребителя и укрепление внутрикооперативных связей. Но реклама не затрагивает проблем и противоречий развития кооперативов, которые существуют, они остры, а бывает, и трудноразрешимы. На решение конкретных проблем и будут нацелены материалы новой рубрики.
Пока еще трудно собрать информацию об интересующих нас кооперативах, наши корреспонденты не могут сразу побывать в разных точках страны, поэтому редакция ждет помощи читателей. Пожалуйста, сообщите нам, какие кооперативы открылись по нашему профилю в том или ином регионе, в чем трудность их становления и роста, какие кооперативы нам еще нужны?
Ваши письма помогут развитию и совершенствованию маломерного флота.
Самые первые кооперативы наших памятных восьмидесятых, надо признать, не привели в восторг советских граждан. На кооперативную стезю первыми ступили любители легкой наживы: запестрила на городских углах яркая бижутерия, на глазах поднимался «кондитерский припек», магазины затрещали от швейных изделий под "Adidas" и "Montana". А цены!! Эта особая категория кооператоров взвинчивание цен усвоила сразу. Расчет был на невзыскательный вкус, крикливую моду и, конечно, на промахи промышленности. Не долго же длилось «золотое времечко»! Побрякушками рынок насытился, надо было думать о де-пах, более серьезных и долговременных. А рвач к этому не приспособлен...
Так, наконец-то, кооперация дождалась прихода людей серьезных, вдумчивых, именно тех, кого выбирает дело.
С 1 июля вступил в силу Закон «О кооперации в СССР». И очень хорошо, что вся пена прошла до его принятия. В ходе активного обсуждения в печати проекта этого закона тысячи людей высказывали по нему замечания, предложения, которые были учтены в окончательной редакции. К этому времени стали утверждаться и первые кооперативы, так или иначе связанные с маломерным флотом.
Нааигация-88 «ознаменовалась» появлением водных такси а самых разных городах страны. О кооперативных перевозках и катаниях пассажиров шли вести из Клайпеды, Куйбышева, Чебоксар, Таллина. Неудивительно, ведь это простейшая форма: для катания необходимо лишь средство передвижения по воде. Этим средством стали не только катера и моторки, а кое-где еще и яхты, виндсерферы, даже водные пыжи.
Так, в столице Чувашии в Чебоксарском заливе стал действовать кооператив «Нарспи». На берегу залива появилась лодочная станция. Кроме байдарок и водных велосипедов выдаются напрокат и водные пыжи. Не «простые», поскольку использовать катера-буксировщики на данной акватории нельзя, а оригинальные — поплавковые, на которых лыжник идет, отталкиваясь папками, как на «зимних» пыжах по снегу.
В Ленинграде только что появилась заманчивая реклама — кооператив предлагает совершить 5-часовой выход в запив на быстроходном парусном катамаране...
Другой вариант — прокат парусных досок и обучение новичков виндсерфингу. Это предлагает столичный кооператив «Виндсёрф», успешно работающий в Строгино. В Таллине кооператив «Сёрф», как сообщила «Правда» 28.07.88, гарантирует «обучение любого желающего хождению на парусной доске всего за 2 часа»; инструктор на «качающемся и пружинящем имитаторе» тут же, у входа на пляж, демонстрирует, как это делается.
Закон «О кооперации в СССР» открывает большие возможности. Но нередко отделы райисполкомов, утверждающие кооперативы, ставят палки в колеса. Скажем, в Приозерске Ленинградской области в исполкоме зашла речь об открытии «водного такси». Госинспекция по маломерным судам возражений не имела, но приозерские местные власти почему-то затребовали еще и мнение Общества охраны природы. Этот жест — не что иное как бюрократическая рогатка; ведь в данном районе спокойно допускается эксплуатация рейсовых пассажирских теплоходов, служебных катеров и промысловых судов, ведущих лов рыбы сетями и неводами даже во время нереста.
К сожалению, сама процедура утверждения кооперативов еще не отработана, многие запреты и ограничения представляются незаконными. А препоны должны легко сниматься самими представителями местных властей, если за предлагаемое энтузиастами дело голосуют целесообразность, общественная польза, совместимость его с охраной окружающей среды и нравственными нормами. Именно эти принципы заложены в Законе «О кооперации в СССР», когда в нем говорится о необходимости дифференцированного подхода к кооперативам.
Как показывает печальный опыт, большие и часто непреодолимые организационные сложности возникают при тесном содружестве кооператива и государственного предприятия. Ясно, что кооперативы не имеют права паразитировать на работе государственных предприятий и учреждений. Каждый кооператив обязан выдавать свою продукцию независимо от того, какого она характера — в виде перевозки пассажиров, разработки проекта или изготовления корпуса на заказ.
Значит ли это, что содружество «кооператив — завод» недопустимо! Конечно, нет. Такое содружество желательно и может быть плодотворным при одном условии, что отношения кооператива с заводом четко определены и основываются на законной почве. Есть уже и положительные примеры.
На Ленинградской экспериментальной верфи нам показали шкотовые лебедки, поступающие для установки на серийные яхты из Владимирской области. Качество — неплохое, цена — вполне доступная. Изготовитель — кооператив «Парус», созданный на базе одного из предприятий.
Одесский кооператив «Аквамарин» возник на базе Одесского судоремонтного завода имени 50-летия Советской Украины. Об этом кооперативе стоит рассказать подробнее.
Главная особенность «Аквамарина» — за дело, за постройку прогулочных яхт, взялись те люди, которые не взялись бы ни за какое другое депо, сули оно златые горы. Кстати, это самое главное качество для жизнедеятельности любого кооператива. Раач сегодня будет «цацки» ковать, завтра «путассу по-говяжьи» готовить — лишь бы шел «навар»! Для кооперативного движения это самый вредный принцип. Правда, без материального интереса и самое хорошее депо не сдвинется с места. Получил конечный результат — добротное изделие, сработанное своими руками, — получил прибыль. Преданный делу человек и «фиаско» перетерпит, и финансовые невзгоды перенесет, но от цепи не отступит.
Цепь у членов «Аквамарина» была единая — строить яхты. Мечта юности стала реальностью. Председатель «Аквамарина» Сергей Анатольевич Шилко уже двадцать лет занимается парусным спортом, своими руками построил катамаран, прошел на нем все северное Черноморье и многие крупные реки европейской части СССР. Кстати, по профессии — музыкант, к судоремонтному заводу вроде бы не имеет прямого отношения. В его кооперативе восемь человек: инженер-конструктор, дизайнер, слесарь-наладчик экономист... У каждого свой участок работы, но и взаимозаменяемость — обязательное требование. И тут, конечно, в цене универсализм.
Принцип, на котором основывался кооператив, Сергей Анатольевич излагает очень просто: «Надо постараться сделать яхту доступной». Этот принцип понравился и заводу, который выделил кооперативу скромное помещение. Оборудование, инструменты кооператоры приобрели уже сами. Минияхты «Аквамарина» строятся с учетом пожеланий заказчика. Их можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем, хранить даже на автостоянке. Неудивительно, что и без особой рекламы портфель заказов попон, яхтами одесситов заинтересовались уже и за рубежом — в Болгарии.
Очень трудно «Аквамарину» с материалами. Впрочем, как и всем производственным кооперативам, специализирующимся на выпуске какой-то конкретной продукции.
В частности, из разных концов страны поступают одинаковые жалобы: кооператорам не удается удовлетворять спрос на шитье парусов. По самой простой причине — не из чего! Вот и приходится в рекламных объявлениях скромно указывать: «из материала заказчика». А к чему это приводит! Член ростовского кооператива «Спортивный» опытный специалист-парусник Г. Дроботковский с горечью рассказывает, как довелось ему кроить парус из... четырех распоротых «финновских» гротов, неведомо как попавших в руки заказчика.
Поневоле производственным кооперативам приходится выбирать как можно менее материалоемкие варианты — выпускать не то, что нужно, а то, что проще для кооперативных снабженцев.
Тяжело на только с лавсаном, высококачественной фанерой, эпоксидкой и иными фондируемыми материалами.
В далеком Нарьян-Маре возник кооператив «Волна», поставивший цепью помочь владельцам мотолодок в ремонте не только лодочных корпусов, но и подвесных моторов. Однако тут же кооператоры споткнулись о вековечную проблему запчастей. Выяснилось, что решать ее кооперативу нисколько не проще, чем отдельным водномоторникам. Обращаются кооператоры на завод, однако там ничем не могут помочь — вежливо объясняют, что предприятие не успевает выполнять заказ торговли...
По причине дефицита материалов и плохой поставки запчастей и комплектующих изделий, на наш взгляд, более перспективным направлением кооперативной деятельности может быть сервис. В самом широком понимании. Организация и обслуживание стоянок и баз, помощь в подготовке плаваний, обучение новичков, ремонт лодок, перешив парусов. Можно говорить и о такой области, как выполнение заказов на конструкторские разработки. Одному любителю срочно необходим проект переделки старого спасательного вельбота в парусник, другому надо разработать чертежи водомета, третьему — подобрать гребной винт...
На базе Ленинградского кораблестроительного института утверждается (при поддержке парусной федерации СССР] кооперативный центр «Мобиле». В первую очередь здесь объединились проектировщики — десять человек. Руководителем кооператива выбрали молодого, но энергичного, деятельного дипломанта Андрея Никитина, ему охотно подчинились опытные конструкторы. Опять же, у новых кооперативов вырисовывается завидная черта — выборность руководства. Здесь даже предположить нельзя — не приходит на ум, что руководителя назначают, скаж и из райкома. Лидера выявляет работа. Важна, конечно, верная расстановка сил. В «Мобиле» есть «ударный» расчетчик, сильный гидродинамик, люди, создающие программное обеспечение.
Кто же заказчики? Для любого кооператива это — проблема. И здесь поначалу существовало определенное сомнение: кооператив конструкторов — будет пи он загружен заказами, реально пи! Вышло, что реально. Солидный заказ получили от Таллинской верфи — на новый четвертьтонник. Не менее крупный заказ принят от московского кооператива «Грезы». И начинает потихоньку созревать здоровая корпоративность. Налаживается связь с киевскими самодеятельными корабелами (в Киеве — богатейший опыт!). Да с теми же одесситами из «Аквамарина» завязываются деловые отношения. Ну, действительно, кто из строителей яхт откажется от хорошего проекта? Оказывается, «Мобиле» вправе называть себя кооперативным центром «по проблемам яхтинга».
И невольно возвращаешься снова к проблемам водно-моторным — что-то не чувствуется здесь размаха кооперативных деяний. А какое поле деятельности! Конечно, коленчатый вал в кустарных условиях не сделаешь. Но разве нельзя наладить выпуск простейших деталей, таких как дефицитные прокладки! Имело бы смысл заняться изготовлением чехлов и тентов, дельных вещей, специализированных гребных винтов. Отливать гребные винты можно было бы при многих предприятиях. Для этого существует способ аренды. Утвержденный кооператив может у любого завода арендовать участок и даже цех.
В современной практике есть такие примеры, когда кооператив арендует целый завод. На базе одного убыточного завода создали кооператив «Березка» в Подмосковье, передали ему все основные и оборотные фонды и «Стал завод кооперативом» (читайте «Правду» от 15 марта 1988 г.). Ничего вроде бы не изменилось, за исключением разумного сокращения работающих, но случилось чудо: госзаказ стали выполнять в первую очередь и без нареканий, а что было наработано сверх него, позволило и производство поднять, и социальные блага улучшить...
Кооперативное движение сегодня набирает силу, не все идет гладко, но на ошибках надо учиться (лучше — не на собственных). Надо осваивать опыт, больше предлагать умных идей, осваивать их на практике и — поставлять продукцию сем желающим. Рынок постепенно откорректирует и цены, и спрос, и предложение.