Прежде не было принято задавать такие вопросы, хотя они очень многих интересовали и продолжают интересовать. А именно:
— В какие суммы выливается участие наших яхтсменов в различных международных регатах?
— Сейчас наметилась одна отрадная, на мой взгляд, тенденция, когда принципы хозрасчета и самофинансирования начали проникать в спорт. Зарубежные клубы заключают контракты с советскими спортсменами, приносящие нашей стране так необходимую валюту. Шире начала использоваться реклама. Это все свидетельствует о повышении интереса к советскому спорту и росте его авторитета. Мне кажется, парусный спорт остается в стороне от подобных процессов.
— У яхтсменов-любителей такая туча проблем, особенно касающихся материальной части, что порой хочется махнуть на все рукой.
А есть ли трудности у сборной команды страны?
— На каждую поездку за рубеж спортивной делегации в Госкомспорте СССР составляется специальная смета. Сразу можно сказать, что расходы на участие в различных соревнованиях весьма ощутимы. В последнее время появилось немало публикаций об этом в различных изданиях. Газета «Советский спорт» обнародовала, скажем, общую сумму расходов на участие а летних Олимпийских играх.
Что касается проводящихся за рубежом регат, то представление о затратах можно получить, рассмотрев ту сумму, которую затратил Госкомспорт СССР на своих посланцев в Киль. Поездка семи человек и участие в регате двух экипажей на своих яхтах обошлись почти в 11 тысяч западногерманских марок. В эту сумму входят суточные, оплата проезда по территории ФРГ и проживание в гостинице, стартовый взнос аренда тренерских катеров и стоимость использованного бензина. Средства, согласитесь, немалые. Каждая делегация заинтересована в экономии по смете, ибо сэкономленные средства направляются на финансирование новых зарубежных поездок.
Хотя парусный спорт не сравним с футболом или хоккеем и в силу своей специфичности имеет гораздо меньшие возможности «делать деньги», но заявлять, что советские яхтсмены остаются в стороне от новых веяний, попросту нельзя. Их авторитет в парусном мире достаточно высок, что подтверждает и Кильская регата.
В прошлом же году, и это не единственный случай, устроители регаты «Уоррелл-1000» в США пригласили для участия наш экипаж «Торнадо» в составе Ю. Коновалова и С. Кузовова, которые заняли довольно высокое — четвертое место. Все расходы, кстати, оплатили организаторы гонок. А это уже кое о чем говорит.
Прибегают яхтсмены и к помощи рекламы. На автобус сборной команды, обслуживавший участников Киль - кои регаты, была нанесена эмблема фирмы «Траисворлдмарин», обещающей финансовую поддержку при приобретении яхтенного вооружения. Получала наша команда предложения и от других фирм на рекламу их продукции. Так что и внимания к советским яхтсменам хватает, и поиск путей уменьшения расходов ведется.
Что скрывается за вашим последним вопросом, нетрудно догадаться. Но не ждите полностью отрицательного ответа, хотя очень бы хотелось сказать — нет проблем!
Увы, они есть и не исчезнут, пока наше яхтостроение остается на уровне, не отвечающем, мягко говоря мировому.
Закупки же всего необходимого для большого парусного спорта за рубежом всегда сопряжены со всевозможными сложностями и нехваткой валюты. Вот почему возникают ситуации, аналогичные кильской. Первым приобретением тренера О. Шилова здесь стал прибор для наблюдения за состоянием спортсмена во время тренировки, на который он... истратил часть своих собственных суточных. Тратились на такие цели и другие тренеры
Что поделаешь, если дома нужное уже сегодня для организации нормального тренировочного процесса своих питомцев не найти днем с огнем1 Хотя, впрочем, данную несуразность можно устранить, если будет разрешено приобретение при поездке за рубеж заранее оговоренного набора приспособлений, оснастки, инструмента для нужд сборной за счет экономии валюты по смете.