Одной из составных частей подобной целенаправленной международной программы могла бы стать общеевропейская акция — регата парусных и моторных яхт вокруг Европы (Round Europe Race — 2000, сокращенно RER-2000).
Идея регаты прорабатывается Всероссийской Федерацией парусного спорта.
Общая протяженность предлагаемого маршрута вокруг континента с проходом по внутренним водным путям России — 7444 морских миль (из них 5011 морских миль составляет морская часть и 2433 миль по рекам,озерам и каналам России).
По замыслу весь маршрут разбит на этапы для захода флота участников в крупные портовые города. Каждая страна — участница, принимающая очередной этап RER-2000, сможет запланировать и реализовать собственную праздничную программу, включающую как спортивные соревнования на воде, так и морские парады и совместные плавания. Береговая часть национальных программ может получить развитие в виде спортивных встреч и концертов, фестивалей, выставок, карнавалов, шествий и т.п. и т.д. Все это — вопрос фантазии и возможностей организаторов на местах.
Участники Регаты самостоятельно выбирают количество этапов и ту часть маршрута, которая им больше подходит. Возможна частичная и полная замена экипажей и судов. В этой работе могли бы оказать содействие туристические и чартерные компании.
Для зрителей, выразивших желание сопровождать регату, можно было бы организовать специализированные туристские рейсы на морских и речных судах с высокой степенью комфорта.
Мы убеждены, что в случае реализации идеи RER-2000, яхтсмены других континентов примут участие в регате, тем самым отдавая должное Европе — родоначальнице парусного спорта.
Для России RER-2000 могла бы стать мощным стимулом развития водной части международного туризма, в том числе и яхтенного. К сожалению, яхтинг как таковой находится у нас в зачаточном состоянии. И это при уникальных природных условиях, с обилием водных путей и исторических памятников мирового значения по берегам.
Достаточно сказать, что в США туризм как индустрия дает 13% общего валового продукта, во Франции — 20%. в Греции — 48%, а в России — менее 1%.
Для международного водного туризма Россия остается "белым пятном", что позволяет уверенно говорить о неиспользованных, но существующих перспективах.
Осуществима ли наша идея? Наш оптимизм держится на:
- убеждении в заинтересованности мировой индустрии туризма в проведении подобных глобальных по охвату акций;
- на больших возможностях судостроительных предприятий, способных строить надежные и комфортные суда;
- высоком интересе людей к освоению новых пространств.
Группа энтузиастов яхтинга уже сделала несколько шагов в этом направлении. Упомянем, например, что казанские яхтсмены на 9-метровой "Багире" обогнули Европу (пройдя через Францию каналом от Сета до Бордо) еще в 1993 г. В следующем году энтузиасты парусного спорта из Архангельска совместно с яхтсменами из Голландии организовали поход 15 яхт из Белого моря через Беломорско-Балтийский канал, Онегу и Ладогу в Санкт-Петербург. В 1996 г. посвятив свое плавание 300-летию Российского флота, вокруг Европы прошла экспедиция из Тольятти, хорошо организованная объединением "Куйбышевазот" и поддержанная администрацией города. Две яхты — "Азот" и "Кондрат" — полностью успешно прошли маршрут будущей RER-2000 за 104 ходовых дня. Стоянки в 33 портовых городах 12 стран заняли 34 дня.
Можно упомянуть и ряд других плаваний. показывающих, что уже накоплен некоторый опыт (достаточный в том числе и для проработки вопроса об организации постоянно действующей чартерной линии).
Для воплощения идеи "RER-2000" образован общественный комитет в составе ВФПС.