Санкт-Петербург прочно вошел в почетный перечень городов, в которых проводятся этапы мирового чемпионата "Формулы 1". С 6 по 8 июня 1997 г. он принимал эти — самые престижные соревнования сильнейших водномоторников мира на самых быстроходных скутерах уже в четвертый раз, до сих пор только двум городам мира выпадала такая честь! На второй этап мирового чемпионата съехались 24 именитых пилота из 12 стран.
С этого года статус гонки в Санкт-Петербурге был повышен. Здесь и впредь будет разыгрываться не Гран-При России, а Гран-При Европы. Тем самым Международный Союз водномоторного спорта (U.I.M.) подчеркнул, что наша северная столица имеет все основания, чтобы стать одним из ведущих водномоторных центров континента и уже сделанные городом шаги высоко оцениваются спортивной общественностью.
За трассой, разбитой на Большой Неве, под бастионами Петропавловской крепости, прочно утвердился титул красивейшей в мире. Расположение в самом центре города, пора белых ночей и теплая солнечная погода позволили наслаждаться великолепным зрелищем водно-моторных соревнований 100.000 зрителей. Именно такое их количество собралось поздним вечером 8 июня на набережных и мостах импровизированного водного стадиона на финальную гонку.
Два предыдущих дня были отданы спортсменам для тренировок и выяснения отношений в квалификационных заездах. Впервые на Неве не было волны и сильного ветра, гонщики получили редкую возможность выжимать из техники максимальные скорости. Сразу же обратил на себя внимание дебютант мирового чемпионата "F-1" — американец Скотт Джилман. От заезда к заезду он наращивал скорость квалификационного круга: 161.34 км/ч; 175.76 км/ч; 182.03 км/ч... Последний результат стал абсолютным рекордом трассы и обеспечил ему победу в "поул позишн". Заметим, что он же выиграл квалификационные заезды на предыдущем первом — венгерском — этапе чемпионата (23-25 мая), но показанная там, на голубом Дунае, скорость была существенно ниже — 165.3 км/ч.
Второе и третье места на стартовом плоту завоевали англичанин Джонатан Джонс — победитель предыдущего этапа (и чемпион мира 1991 года) и итальянец Массимо Роджиеро.
Фантастический Гвидо Капеллини, четырехкратный чемпион мира, довольствовался лишь четвертым местом Надо сказать, что на этот раз ему фатально не везло. Даже в заезде на "поул позишн" по совершенно свободной трассе он на полной скорости подцепил двухметровый надувной буй и протащил его за собой, как детский шарик, добрую сотню метров. За день до главной гонки чувствовалось, что знаменитый итальянец нервничает, понимая — легкой победы не будет.
Но в лучшем настроении пребывал и российский гонщик Андрей Берницын. Перед ним стояли те же "традиционные" проблемы, что и три, и два года и год назад: нет своего скутера, нет своего мотора, не найти спонсора, который финансировал бы участие в других Гран-При. В пятницу вечером он, заканчивая последние хлопоты с оформлением суперлицензии УИМ, дающей право участвовать в гонке, признавался: "Я еще не только не был на воде, но даже но сидел в лодке. которую мне может предоставить в аренду итальянский гонщик Ф. Бокка. Думаю, что мне не удастся бороться за хорошее место, потому что опять ни тренировок, ни подготовки лодки у меня нет. Все с чистого листа. Да и слабо верится, что мне дадут лучшую лодку и Лучший мотор!"
Вот цена этим осторожным, взвешенным оценкам: на первой же тренировке, уже после четвертого круга, в двигателе появилась сильная вибрация. В боксе фирменные механики сразу же определили, что прогорел поршень, рассыпался игольчатый подшипник. Требовался, по сути, новый двигатель. После решительного вмешательства главного промоутера Николо ди Сан Жермано команда механиков "Mercury Racing F-1" прямо на глазах собравшихся распечатала из полиэтилена новую силовую головку и за 20 минут подвесной мотор был собран.
На стартовом бону сине-желтый и далеко не новый скутер фирмы "Seebold" Андрея занял последнюю 24-ю позицию. На обтекателе, где обычно пишется название фирмы-спонсора, ничего написано не было...
Надо сказать, что прямой телерепортаж вел петербургский 5-й канал, соревнования транслировались на 137 стран мира! При этом впервые две TV-камеры были установлены и на борту самих болидов; одна из них стояла в кабине скутера Гвидо Капеллини, что давало возможность телезрителям видеть острейшую борьбу на трассе глазами четырежды чемпиона. Словом, о такой телеаудитории, которая смотрела второй этап чемпионата со своих экранов, любой рекламодатель мог только мечтать!
Внимание к гонкам проявили и первые лица государства и города. Борис Николаевич Ельцин, находившийся 6 июня с визитом в Петербурге, с удовольствием наблюдал тренировку скутеров с Троицкого моста и передал поздравление всем участникам соревнований. Открывающим трассу во время торжественного парада прошел скутер с губернатором Владимиром Яковлевым на борту.
Пока завершался воздушный парад, предваряющий гонку, напряжение на стартовом бону все возрастало.
Ровно в 21:00 по зеленому сигналу разом взревели 9 тысяч лошадиных сил. 24 скутера ринулись в бой.
Предугадать что-либо было просто невозможно. Условия на Неве позволяли развивать предельные скорости, борьба на трассе была на редкость острой и интересной. "Туго закрученный" сюжет гонки держал всех собравшихся в напряжении до самых последних секунд.
"Фантастично, великолепно, драматично!" — такими тремя словами охарактеризовал эту гонку многоопытный Николо ди Сан Жермано. Пять раз она прерывалась из-за переворотов и аварий, четырежды была задействована спасательная команда "Оспрей", причем терпели бедствие главные претенденты и а победу — чемпионы мира Джонатан Джонс и Гвидо Капеллини.
Из-за многократных остановок гонка за Гран-При Европы длилась вместо расчетных 45 минут почти полтора часа (1 ч 24 мин)! Из-за перерасхода топлива и с учетом всех прочих факторов, включая усталость гонщиков, судьи (в полном соответствии с действующими правилами) решили сократить дистанцию и вместо 55 объявленных кругов прекратили гонку на 44-м круге.
В белесых сумерках под аплодисменты трибун довелось делать круг почета победителю — Скотту Джилману — этому "американскому выскочке" с пшеничными усами.
Это была его гонка! Со старта он лидировал. Его лодка американской фирмы "Seeboid" ровно и красиво зависала над водой. Почти не было ни поперечной, ни продольной раскачки. Скутер шел очень чисто. Пилот по-своему "прочитывал" воду Он меньше других подтормаживал скутер двигателем перед поворотами и огибал буи по большому радиусу. Преимущество же американца на прямых было очевидно. Пять раз из-за остановки гонки ближайшие соперники снова садились ему "на транец", отбирая отвоеванное, но при возобновлении гонки он опять уверенно уходил в отрыв. Подтверждением серьезности намерений американца стала его победа и на следующем этапе в Шалоне, Франция. Кстати, его ближайших соперников Д. Джоиса. П. Леппала и опять гаки Г. Каппелини постигла та же участь — переворот.
По общему мнению, "неожиданное" появление американского гонщика в кругу пилотов "Формулы 1" обострило борьбу, нарушив устоявшееся за три-четыре года "равновесие". Он сделал чемпионат действительно общемировым состязанием, хотя на сегодня и выступает за итальянскую команду "Rainbow Formula" (вместе с Фабрицио Бокка). У себя на родине его лучшим достижением была победа в Сент-Луисе в августе прошлого года. Родом он из Базальта (шт. Колорадо), а работает банковским служащим. О Петербургской трассе Скотт отозвался как об очень сложной. "Волны как таковой нет, есть отраженная от набережных бестолковая толчея огромных водяных кочек, есть свальное течение, есть порывы ветра из-под Троицкого моста — у самого трудного острого поворота треугольной трассы, есть низкое слепящее солнце. Трудная трасса...".
С ее коварством первым уже на втором круге столкнулся итальянский гонщик Майк Зампарелли. Его скутер перед самым дальним (верхним по течению) буем подлетел на волне, взмыл в воздух и, перевернувшись на 180°, рухнул вверх днищем в воду. Уже через 30 секунд эту инфарктную ситуацию разрешили спасатели, поднырнув под лодку и освободив гонщика из водяного плена. "Это что-то безумное — испытать такое ощущение", — уже в лагере говорил насквозь промокший гонщик. На 8-ом круге его "подвиг" повторил Джузеппе Кабрини.
Гвидо Капеллини — этот злой гений петербургского этапа, буквально рвался к победе. В попытке достать лидера-американца жесткая борьба разгорелась между Капеллини, Джонсом и финном Пертти Леппала. Итальянец, подлетая к поворотам на предельной скорости, неизменно ввязывался в "схватку" у каждого буя. На 12-ом круто он так "подрезал" Джонса, что скутер англичанина опрокинулся и, получив пробоину правого спонсона, начал тонуть. Надо было видеть (и слышать) обычно невозмутимого англичанина, который с берега, уже вынутый из волы спасателями, грозил своему "обидчику" кулаками.
Тем временем в медленной карусели остановленной в четвертый раз гонки (это было после переворота X. Бахита — гонщика из ОАЭ) Капеллини уже выстраивался вторым. И опять началась погоня за уверенно уходящим на прямых отрезках трассы вперед американцем, и опять у каждого буя итальянец демонстрировал столь резкие повороты, что временами казалось, будто траектория его скутера состоит из ломаных прямых. Перегрузки на таких виражах были настолько велики, что при обходе дальнего буя Капеллини потерял обтекатель. Два круга, заливаемый "петухами" соперников, он мчался с открытым кокпитом. В пятый раз остановленная гонка (на этот раз из-за переворота англичанина П. Блэкберна) дала Капеллини неожиданную возможность успеть домчаться до лагеря за новым обтекателем, но за это приключение он был наказам — отправлен на последнюю стартовую позицию в веренице остановленной гонки. Упорный Капеллини ровно через три круга смог снова обойти всех соперников, догонявших Джилмана, и вплотную приблизиться к лидеру. И вновь Капеллини не повезло: он цепляет буй, скутер переворачивается через скулу и двигатель, намотавшись воды, глохнет.
Комиссар гонки прекращает соревнование, а блистательный итальянец по совокупности за все свои "подвиги" дисквалифицируется — его фамилия даже не фигурирует в итоговом протоколе. Это горькая неудача. Но опереди еще девять этапов и можно с уверенностью сказать — победу итальянец так просто не отдаст.
Чемпионат этого года отличает от предыдущих появление (и победы) новых скутеров американской фирмы "Seebold". Если раньше в зачете конструкторов сражались только лодки фирмы "DAC", принадлежащей Капеллини, и "Burgess", причем чаще побеждали скутера, созданные на верфи "DAC", то теперь положение изменилось коренным образом. Из 24 гонщиков уже 8 выступали на новейших и великолепных американских лодках. Показательно и другое: на первом (венгерском) и на втором (петербургском) этапах в числе трех лучших скутеров неизменно оказывались два с маркой "Seebold" (а на квалификационных заездах 7 июня ими были показаны все три высших результата!). Естественно, такой натиск американцев не мог не расстраивать владельца "DAC".
В целом же — после двух этапов — лучшая позиция у Пертти Лелпала даже заняв на Неве лишь 2-е место, он лидирует по сумме очков (27). Тихий финн, ныне обосновавшийся, кстати сказать, под "боком" у Капеллини в Комо (Италия), быстро повышает мастерство, набирает бесценный опыт и уже реально претендует на чемпионский титул. Он очень серьезно оценивает подготовку техники к гонке. По его словам, стоимость "элитного" гоночного корпуса, равная в среднем 40 тыс.долл., после завершения полного цикла доводки и подготовки к гонкам возрастает более чем вдвое — до 100 тыс.долл. В Петербурге он чувствует себя как дома, но отличает особый характер невской воды — "она скользкая, как лед". Мечтает провести один из этапов у себя на родине и хотел бы видеть в своей команде, спонсируемой фирмой "Филипп Моррис" нашего Андрея Берницына.
Ну, а российский гонщик с поставленной задачей справился просто блестяще, заняв 11-е место в числе 15 гонщиков, получивших зачет. Уже доверяя ему, итальянская команда особых ограничений, подобных прошлогоднему требованию "не рисковать", не выдвигала. Даже предоставила приемистый 4-х лопастной винт. В этом году Андрей держался гораздо более уверенно, на поворотах вел себя по ситуации — в свалку не лез, но и "в огороды" не забирался.
"Я хочу подчеркнуть очень хорошее выступление Андрея Берницына, — сказал Николо ди Сан Жермано — у него был совершенно новый, еще не настроенный двигатель, поэтому показанное время но отражают его возможностей. Нам бы очень хотелось, чтобы он выступал на всех этапах чемпионата мира.
Заметим, что зрители с некоторым недоумением наблюдали маневры Андрея после каждой остановки гонки: обгоняя в каждой серии "4-5" пилотов. Андрей каждый раз перед новым стартом почему-то пристраивался в самый хвост участников. "У меня просто-напросто отказала рация, поэтому я точно не мог знать своей позиции — уже после гонки пояснял Андрей. — Меня вполне устраивает занятое место, так как мне не хотелось бы у остальных гонщиков зря отнимать очки. Ведь на награды или призы я рассчитывать не могу.
Третье место занял итальянец Массимо Роджиеро.
Все участники гонок на Гран-При Европы высоко оценили хорошую подготовку соревнований на Неве. В этом году главными организаторами петербургского этапа были: Спорткомитет города, НИИТМ, администрация Санкт-Петербурга. На пресс-конференции особая благодарность от лица спортсменов и УИМ была высказана вице-губернаторам В. Малышеву и Ю. Антонову, а также Э. Серебрянникову, А. Ишутину, К. Репину. Общими усилиями им удалось в очень сжатые сроки и на весьма скромные средства подготовить и провести этот красивейший праздник на воде.
"В Санкт-Петербурге есть верные болельщики, есть давние спортивные традиции и, конечно же, необходимая команда хороших организаторов, — сказал на прощание Николо ди Сам Жермано. — Позвольте признаться, что мы — "уимовцы" — очень любим Ваш город, задуманный как "окно в Европу", надеемся, что гонки "Формулы 1" на Гран-При Европы позволят еще шире распахнуть это окно в большой спортивный мир!"
Подтверждением серьезности намерений американца Джилмана стали его победы и на следующих трех этапах во Франции, Греции и Италии (80 очков после пяти этапов). Кстати, его ближайшие соперники Леппала и Капеллини занимают соответственно второе (63 очка) и третье (45 очков) места.
В декабре в Абу-Даби победителя чемпионата мира в "F-1" ожидает приз в 500 тыс. долл. В этом году впервые "Формула 1" еще раз вернется в Россию: 24 августа на Москва-реке, в районе парка Горького, состоится седьмой этап соревнований. Президент УИМ г-н Ральф Фрелинг подтвердил что это — вопрос решенный и спонсировать московский этап будет компания "Филипп Моррис".