Сегодня мы выполняем обещание и знакомим вас с результатами последующих этапов чемпионата, в большинстве которых на старт выходил и А. Ишутин.
Комо (Италия), 15—16 июля
Этот этап оказался, пожалуй, самым сложным из всех гонок «формул» прошедшего сезона. Дистанция была выставлена на небольшом горном озере. Все время дул сильный порывистый ветер, по озеру гуляла крупная волна. И хотя в этой гонке скорости не учитывались — побеждает тот, кто придет к финишу первым, пусть с черепашьей скоростью, — азарт и напирающие конкуренты заставляли рисковать.
Это и подвело уверенно лидировавшего опытнейшего гонщика из Англии Джонатана Джонса. Оторвавшись от ближайшего соперника итальянца Гвидо Капеллини почти на целый круг, Джонс, видно желая закрепить успех, продолжал давить на газ. Промчавшись девять кругов в очень быстром темпе, он прозевал на повороте особо крупную волну и взлетел в воздух. Авария лишила Джонса надежды на призовые очки, а Капеллини, возглавив гонку, не упустил лидерства до самого финиша. Вторым стал Джон Хилл, третьим — Дин Сталлард (Англия).
Ишутину в Комо не повезло. Началось с того, что во время неофициальной тренировки корпус получил пробоину. К счастью, представители одной из итальянских фирм сумели очень быстро его отремонтировать и не взяли за это ни копейки. На официальной тренировке из-за плохой тяги мотора — один из последних результатов. И. наконец, во время заезда минут через двадцать после старта полетел редуктор. На этом этап в Комо для Алексея закончился.
Здесь надо сделать небольшое отступление о том, на каких условиях фирма-посредник «ИДЕА» предоставляет советскому гонщику материальную часть — скутер, мотор и запчасти. Депо в том, что у Ишутина нет ни своего собственного корпуса, ни двигателя. Все это дается так сказать, во временное пользование — за счет фирмы, заинтересованной в расширении круга участников «формулы».
Команда Ишутина прилетает на место очередного этапа самолетом и буквально за день до гонок получает возможность прикоснуться к технике. Ни о каких тренировках, понятно, не может быть и речи. И если сам скутер у Ишутина всегда один и тот же, предоставляемый итальянцами (на нем не так давно выступал Капеллини), то мотор каждый раз другой. Количество специально подготовленных «Мер-кюри» не так велико, чтобы швыряться ими направо и налево, а распределением моторов имеет право заниматься только концерн «Фонда», главный организатор гонок «формулы». В его моторном парке есть и «конфетки», и порядком изношенные моторы. Экстра-класс обычно достается самым-самым, а новички довольствуются тем, что останется.
Такого серьезного гонщика, как Ишутин, эта система, граничащая с авантюризмом, не устраивала с самого начала. Аттракцион аттракционом, но каждому все же хочется показать, на что он действительно способен. Во имя этого сейчас в Ленинграде при участии ЛПО «Патриот», конструкторского кооператива «Форт» и, конечно, самого Алексея ведутся работы по постройке двух корпусов «формулы». Дело это новое, совершенно неопробованное, но Алексей уверен в успехе. На собственных корпусах можно будет тренироваться «в условиях, максимально приближенных к боевым», а, может быть, и принять участие в зачетных гонках.
Сент-Луис (США). 12—13 августа
Ишутни не смог принять участие в этом этапе. Согласно договору, расходы по доставке команды к месту проведение соревнований несет ДОСААФ, но, видно, поездку в Америку этой организации «не потянуть».
В Сент-Луисе безраздельно господствовали хозяева — американцы, которые заняли все места, за которые присуждаются призовые очки. Выиграл гонки Чак Мак Кей, вторым был чемпион 1988 г. Крис Буш, третьим — Кевин Миллер.
Будапешт (Венгрия). 19-20 августа
«С этим этапом у меня связаны самые светлые воспоминание». — признался Алексей. Советскому гонщику, судя по всему — совершенно случайно, достался новенький, с иголочки, великолепно подготовленный опломбированный мотор. На официальной тренировке Ишутин показал 10 время при 20 участниках. Это сразу вселило определенные надежды.
Будапешт, как и Минск, впервые принимал у себя «формулу». Здесь в ряды «пилотов» влился еще один новичок — молодой гонщик Георги Чепреги. С Ишутиным ему приходилось уже встречаться на чемпионате мира в классе
0-500, но он не имел столь громких титулов, как Алексей. И ему. конечно же. было труднее. Правда, Чепреги, как и Ишутину в Минске, удалось выполнить намеченное — доехать до финиша. В заветную «шестерку» он не попал.
Алексей же, несмотря на обязательную для новичков пятисекундную задержку на старте, великолепно стартовал, прорвался в лидирующую группу и к середине гонки сумел выйти на 5 позицию. Но потом... Пусть лучше об этом расскажет сам гонщик:
— Опыта, как понимаете, у меня еще маловато и в «пиковых» ситуациях, когда требуется отточенный автоматизм, это сказывается. На одном из поворотов, выезжая из пенного «петуха» идущего впереди скутера, в не заметил оказавшегося рядом Дина Сталларда и столкнулся с ним. Столкновение в общем-то было ерундовым — слегка коснулись друг друга. Но я машинально резко сбросил газ, мотор заглох и потом уже не завелся. Обидно, конечно, зато впервые я почувствовал, что начинаю понимать «формулу».
Гонки проводились на Дунае в самом центре Будапешта — напротив Парламента, и собрали множество зрителей. Победил американец Дон Джонстон, Джонатан Джонс оказался вторым. Третье место занял Майкл Вернер из ФРГ.
Ноттингем (Англия). 26-27 августа
В этом этапе Ишутин также не участвовал. Обычно все упирается в нехватку средств, но на этот раз причина была другой. Вряд ли сам Ишутин смог позднее вразумительно объяснить западным коллегам, почему его не было в Ноттингеме. Депо в том, что в нужный момент у «Аэрофлота» не нашлось билетов для нашей команды, а забронировать их заранее представители ДОСААФ почему-то не догадались. Так что спортивный результат порой зависит не только от скутера и мотора...
«Родные стены» помогли внгпмчанам занвть все шесть призовых мест. Впереди оказалсв Питер Линденберг, за ним — Джон Хипл и Майк Зампарелпи.
Милан (Италия). 16-17 сентября
Официальная тренировка прошла серединка-наполовинку — по результатам рейтинга Ишутин оказался на 12 месте. На этом этапе он впервые получил право стартовать вместе со всеми, как равноправный участник.
— Это произошло где-то круге на десятом, — рассказывает Алексей. — На попутной волне я «перекрутил» руль и моментально перевернулся. Раньше о таких ситуациях в слышал только из рассказов гонщиков, а теперь нежданно-негаданно оказался в ней сам. В общем, повис вниз головой на ремнях, полностью в воде. К счастью, растеряться не успел: отстегнулся, выплыл, забрался на корпус, который, к счастью, не пострадал.
Но Алексею недолго пришлось горевать над этой неудачей. Сразу же после гонок «формул» на миланском водном стадионе «Гидро-Скала» стартовал чемпионат мира в скутерах-пятисотках. Это позволило нашему гонщику взять весьма убедительный реванш — он в третий раз стал чемпионом мира в этом классе (об этом мы рассказывали в предыдущем номере «КиЯ»).
В гонках «формул» победил Джонатан Джонс, второе место — у победителя гонок в Минске Стива Кертона, третье — у Питера Линденберга.
Шалон (Франция). 23—24 сентября
Из Милана механизированный табор «формулы» отправился во Францию. И снова гонки. У Алексея — опять проблем с техникой. Мотор, по его словам, попался буквально нерабочий. Несмотря на все усилив фирменных механиков «Фонды», он крутился — и только. Иначе и быть не могло, ведь в руки Ишутина он попал буквально за 20 минут до выхода на воду.
Неудачи продолжали сыпаться, как из дырявого мешка. Эта была особенно обидной — на официальной тренировке, когда спортсмен в одиночестве проходил круг с максимально возможной скоростью, треснула кормовая часть левого спонсона. Скутер сделал кульбит и встал, как поплавок. Алексею не удалось даже выйти на старт официального заезда.
Этот этап выиграл Джонатан Джонс который по сумме предшествующих этапов стал чемпионом мира и мог не участвовать в следующих звездах. Второе место вновь занял Стив Кертон, третье — Майкл Вернер. Пьер-Джорджио Кьяппо, который занял шестое место и, согласно правилам чемпионата, получил 1 зачетное очко, был вынужден расстаться с надеждами даже на этот маленький триумф так как его скутер не соответствовал требованиям правил чемпионата. Это выяснилось после взвешивания корпусов призеров после финише заезда. На шестое место вышел англичанин Тони Вилльямс.
Сингапур, 11—12 ноября
Опят сложности с техникой. Неожиданная удача в Будапеште, суде по всему, оказалась лишь сбоем хорошо отлаженной «фондовской» машины. Мотор не тянет. Механики «Фонды» пытаются привести его в порядок, но без особого успеха — в рейтинге одно из последних мест. А на неофициальной тренировке вновь не выдержал многострадальный корпус — он треснул в том же самом месте, что и на гонках в Шапоне. Алексею удалось избежать перевороте и довести тонущий скутер до береге. Выиграл сингапурский этап англичанин Стив Кертон.
В 10 этапах 24 гонщика заработали зачетные очки Лидирующая «шестерка» выглядит следующим образом: 1 — Джон атак Джонс, Англия; 39 очков; 2 — Стив Кертон, Англия; 30, 3 — Питер Линденберг, Англия; 23; 4 — Гвидо Капеллини, Италия; 18; 5 — Майкл Вернер ФРГ; 14; 6 — Джон Хилл, Англия; 13.
А впереди — гонки «Гран-При» 1990 года. Ишутин продолжит выступление в этих престижнейших соревнованиях. Будем надеяться, что следующий сезон окажется для него более удачным.