«Формула-1»
Из-за плохих погодных условий основная гонка восьмого этапа чемпионата мира в классе "Формула-1", проходившая на Дунае, в столице Австрии Вене, была остановлена и, как и в Санкт-Петербурге, никто из гонщиков очков не заработал. Но Гвидо Капеллини еще на предыдущем стамбульском этапе уже в пятый раз обеспечил себе чемпионский титул, заработав достаточный отрыв, чтобы на последнем этапе ни о чем не беспокоиться. Однако борьба была достаточно острой, и наиболее серьезную угрозу именитому итальянцу являл собой американец Скотт Гиллман.
В очень трудных условиях Гиллман, лидер команды Арабских Эмиратов, победил лидера на Москве-реке, одержав важную тактическую победу. Хотя на московском этапе не обошлось и без проблем. После потери передней кромки спонсона, что заставило его аккуратнее обходить буи, разболтался крепеж топливного бака и, вдобавок, лопнули два болта маховика. Но все эти неприятности на сей раз не помешали экс-чемпиону одержать первую в этом году победу.
На старте обладатель поул-позишн Массимо Руджеро решил оторваться от группы преследователей, и хотя они посторонились, он все же получил удар в кожух двигателя. Все снова вернулись на старт, кроме Руджеро и Томаса Эриксона, у которого заклинило мотор. На второй попытке был зафиксирован массовый фальстарт, а на третьей Капеллини устремился вперед в сопровождении товарища по команде Фабио Компарато. Молодого гонщика вскоре обошли финн Пертти Леппала и Гиллман, однако у Леппала слетел маховик, и над дистанцией взвился желтый флаг.
Когда гонка началась снова, к паре Каппелини-Компарато добавился Гиллман, и все трое шли на протяжении 20 кругов практически "ноздря в ноздрю", пока, наконец, на второй половине дистанции американцу не удалось вырваться вперед. Однако когда он обеспечил себе солидный десятисекундный отрыв, то начал терять ход из-за повреждения спонсона, и итальянцы стали его настигать. На финише Гиллман опередил преследователей лишь на долю секунды. Победа Гиллмана мало что изменила в турнирном положении гонщиков. Второе место Капеллини и "неявка" к финишу Леппалы лишь усилили чемпионскую хватку итальянца перед следующим этапом в Стамбуле.
Только все решили, что Гран-При Турции пройдет за один день, как погода после квалификационного заезда резко изменилась. Из-за сильного ветра основная гонка была отложена на сутки. Когда флотилия в конце концов вышла на старт в Босфоре, волны были все еще высоки, и погода больше благоприятствовала "штормовым специалистам", к числу которых Гвидо Капеллини не относится. К тому же, он привез в Стамбул свой короткий катамаран DAC, явно рассчитывая на гладкую воду и безветрие.
Уже на первом повороте итальянец шел борт о борт со Скоттом Гил-лманом и лишь немногим впереди финна Сами Селио и француза Филиппе Дессертена — все они довольно легко справлялись с крупной зыбью. Лишь ценой невероятных усилий и водительского мастерства итальянцу удавалось держаться за Гиллманом. Между тем, на половине дистанции они на 30 секунд оторвались от основной группы. Затем проливной дождь ухудшил видимость, и Гиллман стал сбавлять скорость, удерживая Капеллини с разрывом в 6 секунд от себя. С таким разрывом они и финишировали. Стратегически Гиллман старался подтолкнуть Капеллини к каким-либо ошибкам при преследовании, но итальянец, уже достаточно укрепив свое турнирное положение, не захотел расставаться со своими очками.
Вторая победа Гиллмана в этом сезоне вывела его на второе место в чемпионате, однако от чемпионского титула его отделяют целых 43 очка, и за один этап такой разрыв уже не наверстать.
Поскольку заключительный этап в Абу-Даби на момент выхода этого номера в свет еще не состоялся, итоговая таблица результатов чемпионата будет опубликована в следующем номере "КиЯ".
«Формула-3»
Поскольку первый, российский этап чемпионата не состоялся из-за непогоды, а предполагаемая гонка в Лиллесанде (Норвегия) была отменена по финансовым соображениям и из-за недостаточного обеспечения, флотилии "Рормулы-3" пришлось ограничиться шестью этапами для выявления чемпиона. Однако блестящему молодому гонщику из Венгрии Петеру Шандору хватило и пяти этапов, чтобы утвердиться в чемпионском звании — и это при том, что он выступает всего лишь второй сезон. Шандор — находка этого года. Кстати, в роли его тренера и наставника выступает Рудольф Михальдинец, который в нынешнем сезоне участвовал в обеих "Формулах" одновременно. Надо отметить, что оба венгра выступают на корпусах, построенных нашим соотечественником Александром Щербининым.
Михальдинец предпочел принять участие в финальной гонке "Формулы-3", проходившей в Кампионе, а не в венской гонке "Формулы-1", и его второго места после англичанина Яна Эндрюса оказалось достаточно для того, чтобы в общем зачете занять позицию сразу за своим учеником.
А вот прошлогоднему чемпиону англичанину Кену Маккрори в этом году хронически не везло: "Полоса неудач началась у меня в Лефкаде, где я разбил рубашку водяного охлаждения на своем моторе. Ждать поставки новых деталей было слишком долго, и пришлось взять в лизинг другой мотор. В результате начались проблемы с датчиком маховика. Я знал, что в моем распоряжении не лучшее оборудование. Так оно и оказалось, на середине дистанции в Кампионе я вынужден был сойти, и меня все обошли. Четвертое итоговое место не делает мне чести, но в следующем году я намерен продолжить борьбу. Мне нужен новый мотор, а может, и новый корпус."
«Формула-500» и «Формула-4»
7-8 августа 1999 года в Санкт-Петербурге на Малой Невке во второй раз за всю историю российского водно-моторного спорта Спортивно-техническая Ассамблея СПб во главе со своим президентом В.И. Малышевым проводила этап открытого чемпионата Европы по водномоторному спорту в классах "Формула-4" и "Формула-500". К этому времени уже состоялись соревнования по "Ф-500" в Гамбурге (Германия), Кружвицах (Польша) и Боретто (Италия). По результатам этих гонок безоговорочным лидером стал англичанин Найджел Фритс, который победил абсолютно во всех заездах. А для "Ф-4" это был первый этап в серии.
Организаторы соревнований ожидали прибытия 19-22 участников в "Ф-500" и 15-20 в "Ф-4". По сравнению с прошлым годом было перенесено место старта: максимальное увеличение длины первой стартовой прямой до 820 м позволило зарегистрировать трассу в UIM как пригодную для гонок 24 лодок одновременно. Надо отметить, что во многом из-за удаленности Санкт-Петербурга от центральной Европы и высокой цены на российские визы зарубежных участников в "Ф-500" оказалось только 9, а в "Ф-4" — только 6 гонщиков. (Буквально через неделю в Финляндии должен был проходить чемпионат мира "Ф-4", и это объясняет то, что многие спортсмены не приехали на наш этап, не желая рисковать техникой перед основным стартом года).
Что представляют собой гонки по "Формуле-500"? Чемпионат Европы — это соревнования, состоящие не менее чем из 5 этапов в год (может быть и больше, но окончательная сумма очков подсчитывается по 5 лучшим).
Гонки проводятся на гоночных судах класса "О-500", где используются двигатели свободной конструкции с рабочим объемом от 351 до 500 см3, корпус также свободной конструкции (в последние годы преимущественно используются тримаранные обводы), но длиной не менее чем 3.85 м и минимальным весом 130 кг (начиная со следующего сезона — 180 кг без гонщика и 260 кг с гонщиком) Наличие гомологированной капсулы безопасности с пристяжными ремнями обязательно. Взвешивание корпуса производится сразу после заезда: с оставшимся топливом, но со слитой водой. Для гонщиков из бывшего СССР этот класс наиболее близок, и мы здесь традиционно сильны: советские спортсмены неоднократно становились чемпионами мира. Это Анатолий Чермашенцев, Анатолий Головин и Алексей Ишутин, который трижды завоевывал этот титул; призерами становились Андрей Берницин и Виктор Кунич, а Борис Клюшников завоевывал и титул чемпиона Европы. Трое из перечисленных — питерцы, и это не случайно: именно в Северной столице проводилась и проводится громадная работа по проектированию и созданию скутеров этого класса, и поэтому 35 гонщиков из 43, выступающих в Европе, используют суда, построенные в Петербурге.
Итак, для участия в гонках прибыли 20 спортсменов из 10 стран. Россию представляли москвич Андрей Панюшкин, петербуржцы Сергей Никитин, Станислав Курценовский и Сергей Пугач, который в последний момент заменил заявленного ранее Андрея Берницына, уехавшего в Москву для участия в этапе "Формулы-1". Санкт-Петербург также представляли члены ССТШ "Юность России" Иван и Михаил Атамановы, выступающие последние годы с австрийской лицензией. Чехия была представлена Германом и Иржи Машеками из Брно, и Томашем Хрбаче-ком из Ключина. Из Венгрии приехал Аттила Хаваш из Будапешта, занимающий 3 место по сумме предыдущих этапов, Германию представлял Франк Шульце, чемпион мира 1999 года из г. Росслау. На старт вышли также Найджел Фритс из Лондона, Юха Маджюри из Хельсинки и эстонец Юрий Суворов из Нарвы.
По результатам официальной тренировки места на стартовом плоту перед первым заездом распределились следующим образом: Шульце, за ним Панюшкин, Фритс, Хаваш, Курценовский, Пугач, Маджюри, Хрбачек, Никитин, Иржи Машек, Герман Машек, Михаил Атаманов, Юрий Суворов, Иван Атаманов. Последние трое гонщиков не показали результата на тренировке (Суворов из-за поломки двигателя, а братья Атамановы считали, что выигрышной тактикой в первой гонке будет старт с крайней правой позиции, но, к сожалению, из-за сильного течения ближе к центру М. Невки условия их старта оказались значительно хуже, чем с первых позиций).
Сразу после старта в лидеры вышел Фритс, который так и финишировал с отрывом в половину прямой от пришедшего вторым Никитина. За второе место на протяжении всего заезда шла напряженная борьба среди большой группы гонщиков. После старта первый круг вторым прошел Хаваш, но на втором круге у него заклинило двигатель, и его позицию занял Курценовский, у которого на третьем круге самопроизвольно сработала система аварийного выключения зажигания, после чего на второе место и переместился Никитин, сохранивший позицию до финиша. На предпоследнем круге, борясь за "серебро", не справился с управлением Иван Атаманов, и его скутер нырнул под воду на скорости 120 км/час. К счастью, все обошлось без больших поломок и травм. Третьим на финише оказался Иржи Машек, за ним пришли Томаш Хрбачек, Герман Машек и отставший на круг Юха Маджюри. Остальные до финиша не добрались. Панюшкин выбыл из дальнейшей борьбы после того, как на первых метрах гонки у него оборвало шатун и разнесло на куски картер двигателя. Сергей Пугач не смог вторично запустить мотор после взятого им фальстарта (и в том, и в другом случае сказалась неопытность механиков).
Надо отметить, что по правилам соревнований в зачет идут результаты всех трех заездов (по восемь кругов каждый), поэтому результаты первой гонки стали во многом решающими.
В воскресенье, безоговорочно выиграв третий заезд, Найджел Фритс (несмотря на сход во втором) завоевал первое место на российском этапе и еще больше оторвался в общем зачете от Шульце и Хаваша, которые заняли второе и десятое места. Очень хороший результат (3 место) показал Сергей Никитин, управляя своей лодкой в последних заездах расчетливо и с холодной головой, максимально используя свои возможности. Можно также поздравить Станислава Курценовского с четкой работой его команды на старте и при подготовке техники. Благодаря их стараниям мы смогли увидеть возможности единственного в Европе двигателя "Yamato" в "боевых" условиях. С моей точки зрения, не смогли до конца использовать свой потенциал Иван Атаманов, Иржи Машек с новым мотором "Konny" и Юха Маджюри с интересной "Хондой", а Михаил Атаманов и Юрий Суворов так и не смогли заставить свою технику нормально работать.
Соревнования лодок "Ф-4" отличаются от "Ф-500" прежде всего тем, что в рамках этапа проводится только один заезд, дистанция которого по своей протяженности длинней пятисоточной в 4 раза. На нашем этапе гонщики должны были пройти 32 круга, каждый длиной 1630 метров.
На стартовом плоту по результатам тестов спортсмены расположились в следующем порядке: француз Эмери Жоссум, португалец Педро Фортуна, француз Кристоф Бояр, француз Жан Себастьян Вьенн, еще один португалец Луис Коррейра и замыкал список Алексей Носков из Нарвы (Эстония). Со старта вперед вышел Педро Фортуна и почти 25 кругов противостоял активным атакам Эмери Жоссума, но настойчивый и изобретательный француз смог его "пройти" и опередить на финише на 6 секунд. Они опередили на круг Коррейру и Бояра, активно боровшихся за место на подиуме. В итоге третьим, опередив своего соперника на 7 секунд, стал Луис Коррейра, а Жан Себастьян Вьенн был вынужден сойти на 15 круге из-за поломки двигателя. Алексей Носков так и не смог стартовать из-за проблем с мотором.
Результаты IV этапа чемпионата Европы "Формула-500" в Санкт-Петербурге
1. Найджел Фритс (Англия); 2. Франк Шульце (Германия); 3. Сергей Никитин; 4. Станислав Курценовский; 5. Иржи Машек (Чехия); 6. Юха Маджюри (Финляндия); 7. Иван Атаманов; 8. Томаш Хрбачек (Чехия); 9. Герман Машек (Чехия); 10. Аттила Хаваш (Венгрия); 11. Сергей Пугач.
Окончательные результаты чемпионата Европы "Формула-500" 1999 г.
1. Н. Фритс — 95 очков; 2. Ф. Шульце — 79; 3. А. Хаваш — 69; 4. И.Ма-шек — 61; 5. П. Бодор (Венгрия) — 55; 6. И. Атаманов — 46; ...13. М. Атаманов — 21; ...16. С.Курценовский/С.Никитин — 15; ...21. С.Пугач — 5; ... 24. А.Панюшкин — 0.