Стоянка в гостеприимном новозеландском городе Окленде для большинства гонщиков оказалась спокойной, позволив тщательно подготовить яхты к очередному броску через Южный Океан. Главный неудачник второго этапа Майк Голдинг улетел домой пообещав дать бой в следующей безостановочной кругосветке "Vendee Globe". Лидеры гонки воспользовались паузой, чтобы слетать в Европу и как следует отдохнуть. Нас больше всего заботило самочувствие и состояние яхты нашего лидера Виктора Языкова, тем более что у его группы поддержки на этот раз не хватило средств, чтобы прилететь в далекую Новую Зеландию и помочь в осуществлении технических работ. К счастью, как это уже не раз бывало, в Окленде нашлось немало людей, готовых прийти на помощь яхтсменам и, к тому же, неравнодушных к жителям далекой России. Врач-физиотерапевт Оксана Махно в современной медицинской клинике провела несколько сеансов лазерной терапии больной руки Виктора и помогла завершить курс лечения его локтя. Когда удалось связаться с Виктором по телефону, мы услышали его бодрый голос, и он сам подтвердил, что чувствует себя превосходно. Виктор рвался в гонку, и все его заботы были только о том, как починить и укрепить свои "боевые" паруса и пошить кое-какие новые с тем, чтобы на равных сражаться с лидерами своей группы. К счастью, среди российских "болельщиков" Виктора нашлись и такие, кто смог оказать ему небольшую материальную поддержку, решив тем самым некоторые финансово-технические проблемы.
Как мы уже сообщали, в Окленде, не успев завершить второй этап ко времени закрытия финиша, выбыл из гонки Федор Конюхов. Увы, Федор не смог выдержать заданную организаторами гонки весьма умеренную минимальную скорость продвижения по дистанции, которая для второго этапа гонки составляла около пяти узлов. В следующем номере "КиЯ" мы попытаемся проанализировать причины неудачи Федора, однако сейчас отметим, что, не сумев проявить спортивное мастерство, Федор в очередной раз проявил силу характера, в кратчайшие сроки завершив подготовку на берегу и отправившись дальше, теперь уже в автономное плавание по маршруту гонки.
Старт третьего этапа гонки был дан, как и было предусмотрено программой, в субботу 6 февраля в полдень по местному времени. Флот участников гонки после второго этапа значительно уменьшился, и насчитывал теперь всего 11 яхт. Напомним, что еще на первом этапе сошел канадец Себастьян Ридп, а на втором к числу неудачников добавились американец Джордж Страйкер, трижды возвращавшийся в Кейптаун для ремонта яхты и в конце выбывший из гонки, англичанин Майк Голдинг, об аварии которого у берегов Новой Зеландии мы уже писали, наш Конюхов и еще один американец Робин Дэви, который из-за поломки руля на первом этапе смог выйти из Кейптауна после основательного ремонта только 19 декабря из-за чего, как и Федор, не смог финишировать в Окленде до истечения контрольного времени.
Информация об изображении
Яхта "Современный Гуманитарный Университет" выходит из новозеландского порта
Погода на старте благоприятствовала яхтсменам. Ветер силой 3-4 балла позволял нести все паруса. Огромный флот яхт и катеров "болельщиков" сопровождал гонщиков, в небе кружились вертолеты, с которых велась фото- и телесъемка старта третьего этапа. К сожалению, не обошлось без трагедии. Маленький спортивный самолет, управляемый итальянским журналистом Люсиано Нустрини, внезапно потерял управление и, задрав в небо нос, рухнул в воду. Пилот и его жена, которые вели для итальянских средств массовой информации съемку старта своего соотечественника Джованни Сольдини, погибли. Драматические кадры этого эпизода могли видеть зрители нашей телевизионной программы "Клуб путешественников", которая также освещает эту гонку.
Яхта "Современный Гуманитарный Университет" выходит из новозеландского порта
Как некоторый курьез можно отметить, что многие гонщики — эти настоящие "морские волки" — в своих посланиях в Гоночный Комитет по электронной почте и в письмах друзьям и родным сообщали, что в первые сутки после старта сильно укачивались на размеренной океанской зыби и чувствовали себя очень скверно. Нил Петерсон не мог даже жевать сухари, чтобы побороть тошноту. "После четырех недель покоя я чувствую себя раздраженным и страдающим морской болезнью," — сообщил на второй день гонки лидер во втором классе яхт Мулин. "Вдобавок к морской болезни я надышался паров солярки, расплескавшейся из залитого "под завязку" бака, и "покормил местных рыб" — такое послание от Виктора Языкова получил автор этих строк в самом начале третьего этапа. Правда, потом гонщики перестали жаловаться на морскую болезнь, видимо "прикачались", как говорят моряки.
Первое сообщение о чрезвычайном происшествии пришло через пять дней после старта. Англичанин Джош Холл сообщил, что во время внезапного шквала на его яхте сломалась мачта в районе нижних краспиц. Корпус яхты и сам гонщик не пострадали. Холл обрубил весь стоячий такелаж, и сбросил остатки мачты в океан. Установив затем гик в качестве временной мачты и подняв те паруса, которые можно было использовать, Холл взял курс на ближайший порт-убежище на островах Чатем. В момент аварии Холл шел четвертым и находился в 325 милях от этих островов. Сообщив в гоночный комитет, что на борту относительный порядок, Холл передал, что помощь ему не требуется, и он доберется до островов самостоятельно. Самое поразительное, что в Окленде Холл снимал мачту с яхты и детально ее инспектировал. Тогда он не обнаружил никаких дефектов, и у него не возникло сомнений в ее прочности. Может быть дело в том, что при повторной установке мачты на яхту был неправильно набит стоячий такелаж и нагрузки при этом были распределены неравномерно? Ответ на этот вопрос найти, по-видимому, уже не удастся.
Не успел еще Холл дойти до островов Чатем, как 15 февраля в Гоночный Комитет поступил сигнал бедствия с яхты Изабель Отисье. Она в это время находилась приблизительно в 1900 милях к западу от мыса Горн, и ее яхта в штормовых условиях опрокинулась, совершив оверкиль. В момент аварии скорость ветра была в пределах 35-45 узлов, волна — около 8-10 метров, ожидалось дальнейшее ухудшение погоды. Самым драматичным было то, что, как и некоторые другие очень широкие экстремальные яхты конструктора Фино, "P.R.B." не вернулась в нормальное положение и, несмотря на значительную волну, продолжала оставаться в опрокинутом состоянии. Еще до старта гонки, обсуждая эту неприятную особенность яхт, спроектированных группой Фино, Изабель высказала предположение, что помочь в этой ситуации сможет качающийся киль, который в отклоненном положении на перевернутой яхте сместит ее центр тяжести и поможет яхте выпрямиться. Это было одним из основных аргументов Изабель в пользу выбора наклоняющегося киля при проектировании и строительстве яхты.Нам неизвестно, какие действия для устранения аварии предприняла Изабель, находясь в перевернутой яхте, однако фактом остается то, что яхта оставалась в перевернутом положении около суток, до тех пор, пока не подоспела помощь.
Ближе всех к Отисье, примерно в 50 милях под ветром, в момент аварии находился ее соотечественник Марк Тьерселин, однако у него был сломан вертлюг гика, и он сообщил в гоночный комитет, что вряд ли сможет отлавировать эти 50 миль против штормового ветра. После консультаций с Гоночным Комитетом на помощь Отисье без раздумий направился Джованни Сольдини, который в момент аварии находился от нее на расстоянии около 200 миль, но, к счастью, слегка сзади и на ветру. Меньше чем за сутки Джованни прошел это расстояние до яхты Изабель. Можно понять смятение итальянского яхтсмена, когда он подошел к перевернутой яхте и никого ни на ней, ни рядом не увидел. Включив двигатель и маневрируя вблизи опрокинутого корпуса, постоянно помня об опасности разбить свою яхту в случае, если шальная волна бросит ее на яхту Отисье, Джованни до хрипоты звал Изабель, но та не подавала никаких признаков жизни. Потом Сольдини догадался привязать к тонкому линю обычный молоток и начал раз за разом бросать его в борт. Наконец, после двух-трех удачных попаданий и громких ударов по пластиковому корпусу ее яхты, Джованни с облегчением увидел, как открылся специальный аварийный люк на транце яхты и из него живая и невредимая показалась Изабель Отисье. Оказалось, что она,измученная аварией,просто заснула и не слышала криков своего спасителя. Перебраться на яхту Сольдини было делом уже не очень сложным, и операция по спасению прославленной французской гонщи-цы благополучно завершилась. Яхта "FILA" снова легла на гоночный курс. На радостях Сольдини достал бутылку хорошего вина, припасенного, чтобы отпраздновать прохождение мыса Горн, и приготовил на двоих свой любимый ужин с сыром и спагетти. Радость Джованни от удачной спасательной операции можно понять, ведь меньшб года назад он сам испытал на своей яхте подобный оверкиль в Атлантике во время попытки рекордного перехода. Тогда Сольдини потерял своего друга Андреа Романелли и после этого долго не мог прийти в себя.
Казалось, на этом можно было в данном происшествии поставить точку, но все оказалось не так просто. Тьерселин инициировал во французской прессе дискуссию о том, что теперь нельзя считать, что Сольдини идет в одиночном плавании и что теперь это уже не гонка одиночников, а не поймешь что. В то же время, часть журналистов обвинила Тьерселина в том, что он сам не предпринял никаких мер по спасению своей соотечественницы и не пошел вместе с Сольдини к ней на помощь. А если бы с Сольдини тоже случился какой-нибудь инцидент, что бы было тогда? Нам кажется, что Тьерселин, чувствуя, что не сможет выиграть гонку и что он поступил в случае со спасением Отисье не как джентльмен, сорвался и начал "выступать" не лучшим образом. Во всяком случае, история получилась не очень красивая.
Пока Сольдини занимался спасением Отисье, Тьерселин рванулся к мысу Горн и первым его прошел 22 февраля, завоевав один из призов в гонке. Сразу после прохода мыса Горн Тьерселин сделал остановку на несколько часов в защищенной бухте, чтобы отремонтировать сломанный вертлюг гика. Закончив ремонт, Тьерселин снова ушел в гонку, однако через двое суток, когда он уже прошел Фолклендские острова, у него, как и несколькими днями раньше у Холла, сломалась мачта. Как и англичанин, Тьерселин установил гик в качестве временной мачты и под таким вооружением вернулся на Фолкленды, куда его команда поддержки самолетом доставила новую мачту. В результате, эта авария отняла у Тьерселина больше недели времени, и он финишировал в Пунта-дель-Эсте только 15 марта. К этому времени в порту уже были яхты Сольдини, Мулина и многих других гонщиков. 3 марта Сольдини финишировал первым. Его и спасенную им Изабель Отисье бурно приветствовали тысячи встречающих. Слетав домой на отдых, Сольдини получил орден за мужество от своего итальянского правительства, а потом отправился еще и во Францию — в гости к Изабель.
Тяжелым выдался этап и для Виктора Языкова. На шестой день гонки яхта Виктора столкнулась в океане с каким-то предметом , скорее всего с притопленным деревом. И хотя, по словам Виктора, удар был скользящим, тем не менее после этого наблюдалась непонятная вибрация киля и снизилась средняя скорость яхты. Еще через двое суток Языков также пережил тяжелые мгновенья, когда его яхту буквально положило парусами на воду. Несколько секунд казалось, что лодка может совершить оверкиль, но затем, к счастью, она выпрямилась. В Атлантике, после прохождения мыса Горн, российскому гонщику также пришлось нелегко, но в целом все прошло благополучно, и Виктор финишировал в Пунте 10 марта, снова четвертым в своей группе. Свой стартовый штраф Виктор отыграл у аутсайдеров гонки еще на втором этапе, и теперь он окончательно закрепился на четвертом месте.
Федор снова спокойно, не торопясь и без поломок, прошел этот этап и пришел в Пунта-дель-Эсте где-то в конце марта. Он даже сумел обогнать австралийца Хантера и, если бы не его выход из гонки после второго этапа, Федор бы стал третьим призером в своей группе.
10 апреля в субботу был дан старт заключительного четвертого этапа гонки "Around Alone". Флот яхт снова уменьшился, и на старт вышли лишь 9 яхт. Погода была довольно холодной, но ветер не сильным, всего 12-15 узлов. Первый день гонки не принес неожиданностей, но ночью прошел глубокий фронт, вызвавший порывы ветра до 60 узлов. Утром погода еще больше испортилась, началась трудная лавировка, которая привела и к первым серьезным авариям. На второй день гонки, всего через сутки после старта, сломалась мачта у американца Брэда Ван Лью. В первый момент гонщик, раздосадованный неудачей, хотел сразу заявить о своем выходе из гонки, тем более, что у него не было запасного рангоута, но после консультаций с дру-зьями-соперниками решил вернуться в Пунте и, поставив мачту от другой яхты, продолжить гонку. Соперники тоже «обрастали» мелкими поломками, но скорость старались не снижать. Тьерселин передал, что у него отказала водяная система откренивания яхты и ему трудно идти в лавировку, у Мулина сорвало камбузную плиту, и теперь он питается только холодными консервами, у Петерсена также возникли проблемы с балластом, хорошо еще, что с нашим Виктором подобных пердряг не происходит. Лидеры гонки — Тьерселин и Сольдини, в первые сутки попеременно лидируя, шли довольно ровно. Чувствовалось, что Тьерселин, поставив новую мачту, специально доставленную из Франции самолетом, хочет во что бы то ни стало выиграть заключительный этап. А Сольдини еще до старта этапа заявил, что не будет особо рисковать, так как его стратегическая задача — это просто спокойно пройти этап и, имея более чем недельный запас времени перед Тьерселином, выиграть гонку в целом. Во второй группе, помимо поломки мачты на яхте Ван Лью, других неожиданностей в первые несколько суток тоже не было. Мулин, задержавшийся для оказания помощи Ван Лью, бросился догонять несколько ушедшего вперед Гарсайда. Виктор, к сожалению, хоть и немного, но уступает в скорости лидерам группы.Будем надеяться, что в условиях легких переменных ветров экваториальной зоны Виктору удастся использовать преимущества его более легкой яхты и он сможет подтянуться к лидерам, а может даже и выйти вперед.
По окончании гонки мы собираемся взять интервью у Языкова и Конюхова. Вы тоже можете принять в этом участие. Присылайте в редакцию свои вопросы, адресованные Виктору и Федору, наиболее интересные из них мы зададим нашим яхтсменам, а ответы опубликуем в заключительной статье, посвященной гонке "Around Alone — 98/99". Ждем Ваших откликов!
А. Большаков, яхтенный капитан
Перед сдачей номера в печать нам стали известны первые результаты заключительного этапа гонки.
8 мая финишировал победитель кругосветки Джованни Сольдини.
На день позже завершил гонку занявший второе место Пьер Тьерселин. Еще через двое суток финишную линию пересек Майкл Гарсайд, став таким образом победителем четвертого этапа во второй группе. Однако по итогам всей кругосветной гонки он занял только второе место. Победителем же стал Жан-Пьер Мулин. несмотря на то, что пришел в Чарльстон вторым. Наш Виктор Языков занимает третью позицию на этапе, его финиш ожидается 16 мая.