Общее мнение нормальных водномоторников таково, что только чокнутый будет развивать скорость 80 статутных миль в час на порожистой горной реке. Известнейший в водно-моторном мире "морской" журналист Дэг Пайк (автор многих публикаций в "КиЯ") считает иначе: "Просто для этого надо иметь хороший водометный катер, крепкие нервы и молниеносную реакцию!" Ниже он рассказывает о своих впечатлениях от 20-мильного рейса по новозеландской реке Уэймек, скатывающейся с Южных Альп (о-в Южный) в воды Тихого океана.
На первый взгляд, это — акватория, абсолютно не приспособленная для каких бы то ни было гонок на воде. Трасса представляет собой 20 миль извилистой порожистой реки, зажатой отвесными берегами. Когда уровень воды понижается, камни порогов становятся гибельными для всех неосторожных. Когда наверху, в горах, тает снег, река Уэймек превращается в бушующий поток. Однако это ущелье в глуши, посещаемой до того лишь охотниками и рыбаками, в наши дни, как ни странно, стало местом даже нескольких традиционных и собирающих множество зрителей водно-моторных соревнований.
Именно здесь тридцать лет назад Уильям (Билл) Гамильтон — ныне всем известный конструктор-изобретатель и фабрикант, изготовитель водометов — и начал эксперименты с водометными катерами высокой проходимости. Здесь впервые такие катера продемонстрировали свои великолепные качества. А в последующие годы водномоторники, вооруженные движителями с маркой "Гамильтон" (см. "КиЯ" №71), не только укротили эту дикую реку, но и превратили ее в арену гонок, получивших собирательное название "джет спринт".
Марафон, в котором мчащихся с огромной скоростью гонщиков поджидают подводные камни, скалы и мели, стал международным видом спорта, и уже не один чемпионат проходил именно на реке Уэймек.
Чтобы почувствовать все прелести подобного речного марафона "на собственной шкуре", я напросился в пассажиры к чемпиону Новой Зеландии в этом виде спорта — Кену Макдональду. Наш двухместный катер был великолепен даже на чистой воде — при длине всего 5.5 м он оснащен мотором 900 л.с., позволяющим развивать скорость 100 миль в час, т.е. 161 км/ч. Вероятно, это самый быстрый в мире водометный катер таких размерений!
Восьмицилиндровый "BMW" (с V-образным расположением цилиндров) с турбонаддувом установлен у самого транца без всякого капота и поблескивает хромированными выхлопными трубами. Он работает на двухступенчатый водомет "Гамильтон" с поворотным соплом, хорошо защищенным со всех сторон от механических повреждений.
Отверстие днищевого водозаборника закрыто решеткой с профилированными продольными ребрами, не только предотвращающими попадание на рабочее колесо движителя камней и мусора, но и обеспечивающими неразрывность поступающего потока даже на крутых поворотах и при ходе по мелководью с "нулевой глубиной" под килем.
На корме видны управляемые гидравликой транцевые плиты, не только помогающие дифферентовке, но и улучшающие поворотливость катера — работающие как рули.
Грузоподъемность катера в данном случае никого не интересует: ведь кроме веса двух гонщиков и запаса топлива на непродолжительный рейс груза никакого нет. Это позволяет конструктору отказаться от необходимости экономить на весе корпуса. Наш катер сделан сварным из листов высокопрочного алюминиевого сплава, имеющих по крайней мере вдвое большую, чем на "обычных" 5-метровых моторках, толщину. Только такой корпус, по словам Макдональда, "способен выдерживать зубодробительные удары о камни".
Обводам катера придана лишь умеренная килеватость днища. Из соображений проходимости по мелководью хотелось бы сделать катер и вовсе "плоскодонным", но это привело бы к ухудшению маневренных качеств: катер проскальзывал бы на крутых поворотах, из которых состоит практически вся трасса. Лишь в корме днище имеет горизонтальную лыжу по ДП.
К вопросам безопасности участники "джет спринта" относятся очень серьезно. Гонщики в обязательном порядке надевают спасательные жилеты и шлемы, пристегиваются к сиденьям пятилучевой упряжью из ремней безопасности. Поверх кокпита проходит прочная трубчатая рама безопасности на случай переворотов или навала бортом на камни.
Инструктаж Кена был лаконичным: "Ни 8 коем случае не высовывай руки из кокпита".
Двигатель яростно взревел, но катер отвалил от берега очень мягко. "Пристегнись!" — раздался голос Макдональда в наушниках внутренней связи. Как только я выполнил его приказ, мотор взревел еще громче и мы сорвались с места, как ракета, невероятно быстро набрав скорость с нуля до 80 миль...
Я посмотрел вперед, и мне показалось, что нам просто некуда лететь на такой скорости! Впереди реки не было, она тут же скрывалась за каменистой излучиной. Мое тело буквально разлетелось на тысячи мелких кусочков, когда Кен ловким поворотом штурвала бросил катер в резкий поворот, удерживая его в узком пенном фарватере. Его реакция, отточенная опытом, была удивительно быстрой. Но едва я успел мысленно отдать дань его качествам гонщика, возникла полная уверенность, что мы тут же врежемся в темный утес, внезапно появившийся за поворотом прямо перед нами. Но Макдональд, не отпустив педаль газа ни на миллиметр, снова повернул катер на 90 градусов почти на месте, и мы, не снижая скорости, понеслись к следующему повороту.
Все происходило быстрее, чем я мог что-либо понять. Какая же концентрация внимания нужна рулевому? Стоит на секунду расслабиться, и ты — на камнях, для тебя закончена гонка, а то и карьера спортсмена!
Однако восхищаться следовало не только реакцией и твердостью руки гонщика, но и великолепным пропульсивным комплексом. Мы шли порой по перекатам с глубиной в несколько дюймов, но водомет ни разу не засосал воздух. На самых крутых поворотах не возникало никакой кавитации в водяном канале. Стоило бы водомету на секунду "захлебнуться", и мы сразу оказались бы на камнях!
Через несколько минут я достаточно пришел в себя, чтобы хоть немного расслабиться и разогнуть пальцы, побелевшие от напряжения.
Во время настоящей гонки, в которой экипажи проходят трассу по очереди и борются за доли секунды времени ее прохождения, мое место занимал бы лоцман. Он должен читать карту реки и управлять транцевыми плитами, помогающими вписываться в повороты. Со мной Макдональду надо было заниматься всем самому, так что скорость пришлось немного сбавить.
Сбавить? За тридцать лет, которые я провел, испробовав все что можно в мире скоростных катеров, такой "езды" у меня еще не было. Бросаться в объятия валунов и утесов — это не мое представление о развлечениях! Но Макдональд как будто оглаживал их, пролетая мимо с быстротою молнии. Для него такая гонка была не только тренировкой, но и великолепной разрядкой.
Все хорошее быстро кончается. Только-только я начал ощущать свои руки и голову и устроился было поудобнее, чтобы насладиться зрелищем живописного ущелья, как мы прибыли к тому месту, с которого стартовали. Мы покрыли 20 миль со средней скоростью 60 миль в час, поднявшись по реке Уэймек на высоту 150 м от места стоянки к горам и снова спустившись."С лоцманом я прошел бы эту дистанцию на пять минут быстрее", — уверенно констатировал Макдональд. А я в тот момент поймал себя на мысли, что такие "дикие" гонки, пожалуй, лучше наблюдать со стороны.
Но вот прошло буквально несколько минут, и я уже осознал, что получил ни с чем не сравнимое удовольствие. Гонки "по лезвию ножа" я считаю теперь самым острым и увлекательным из экстремальных видов водного спорта.
Календарь на 1999 г.:
Открытые мировые чемпионаты: по джет-спринту в классах джет-ботов А и В — в Австралии (Нью-Сент-Уоллс) 30 — 31 января; по речному марафону — в Колумбии (Магдалена-Ривер) 29 октября — 1 ноября.
Чемпионаты Америки по речному марафону: ОВ 2000 — 3000 — в Мексике (р. Усимачинта) 27—28 марта; в классе джет-ботов А, В и С — в Мексике (Бальзас-ривер) 20—21 ноября