Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Интересные события
  • 1982 год
  • Якутские марафоны на реке Алдан
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
20-мильный марафон по новозеландской реке Уэймек
Водномоторный марафон под «Ветерками» по реке Сура
Марафонские гонки по порожистой реке Смоки 1977 года
Гонки водномоторников на реке Висла
Путешествие по реке Двина с моторами «Москва-М»
На чем плавают на туристской реке Белой?
Короткая и яркая история соревнований на реке Амата
Путешествии по реке Камчатка на «Казанке»
Плавание на швертботе «Мева» по реке Дунай
Два описания маршрута для байдарочников по реке Битюг
Приозерская стоянка на реке Вуокса
На «Корсаре» через тундру по реке Вороньей
Путешествие по реке Гауя на моторке «Казанка-М»
Лодочная стоянка на реке Лиелупе в Юрмале


Якутские марафоны на реке Алдан

Год: 1982. Номер журнала «Катера и Яхты»: 98
          0


Наш поселок Алексеевск расположен в живописном уголке Южной Якутии недалеко от города Томмота, на берегу Алдана — крупного притока реки Лены. Алдан — по-якутски означает золото, но «золотой» назвали эту реку не только за драгоценный металл, который она щедро дарит людям; Алдан — это прекрасное место для охоты и рыбной ловли, для отдыха и занятий спортом. Не случайно чуть ли не каждая семья имеет у нас моторную лодку. Северян вообще не удивишь большими расстояниями, так что поездки на моторке на 250—300 км здесь — самое обычное дело!

В 1972 г., когда была создана Федерация водно-моторного спорта Якутии1, несколько владельцев моторок Алексеевска объединились в небольшую, но довольно активную водно-моторную секцию, основным направлением деятельности которой стали дальние спортивные плавания, а позднее — и соревнования на судах народного потребления.

Информация об изображенииСхема маршрута Томмот — Якутск — Томмот
Схема маршрута Томмот — Якутск — Томмот
 
Первое из наших ДСП было совершено в июне того же 1972 года. Это был 3600-километровый, посвященный 50-летию СССР агитационно-спортивный пробег Томмот — Якутск — Томмот. Желающих участвовать в плавании оказалось так много, что пришлось устраивать конкурс, чтобы отобрать 13 самых опытных и умелых. Командором пошел Г. И. Бердышев, комиссаром — Л. Л. Бурков. Наши спортсмены прочитали в отдаленных поселках семь лекций о международном положении; общественные инспекторы проверили более 50 встретившихся лодок местных охотников.

Летом следующего года три члена секции — В. А. Лихачев, Л. Л, Бурков и А, Н. Голиков совершили на двух «Казанках» более длительное и сложное плавание по 7000-километровому маршруту. Спустившись по Алдану до красавицы-Лены, они поднялись по ней до самого Киренска — старинного города в устье Киренги. За этот поход все три капитана получили звания мастеров спорта; стоит отметить, что это были первые водно-моторники — мастера в нашей автономной республике!


С 197В г. федерация ВМС Якутии начала регулярно проводить различные общереспубликанские спортивные встречи и наша команда с успехом защищала на них честь Алданского района.

В соревнованиях на первенство ЯАССР уже по традиции разыгрываются два главных переходящих командных приза: Кубок «Якутия» — за победу в многодневной гонке на трассе не менее 1500 км и Кубок «Лена» — за победу в многочасовой кольцевой гонке на двухбуйной трассе длиной 2 км.

Трижды разыгрывался Кубок «Якутия» — и трижды его увозила в Алексеевск наша команда. Соревнования эти проводятся по правилам, близким к правилам «звездных» походов, которые хорошо знакомы водномоторникам. Результат подсчитывается по специальной формуле с учетом затраченного командой времени и длины трассы. Каждая команда выбирает свой маршрут ДСП и строит его график так, чтобы финишировать точно в установленное положением время в Якутске — центре «звезды». И мчатся сюда моторки с верховьев Лены и, наоборот, вверх по течению, с Вилюя, Алдана и Амги.

Информация об изображенииМотолодки реке на Алдан
Мотолодки реке на Алдан
 
Для нас — это путь вниз по Алдану и от устья его вверх по Лене общей протяженностью 1В00 км. В прошлом году нам удалось на трех мотолодках «Обь» дойти до Якутска за 49 ходовых часов (всего было затрачено 77 ч); на сегодня это — рекорд трассы!

Регулярно организуются и районные соревнования — у нас в Алексеевске; они пользуются популярностью и всегда собирают много зрителей. Обычно участвует по 10—12 экипажей, лодки используются в основном типа «Обь» и «Казанка-М». Положениями о местных соревнованиях допускается повышение степени сжатия двигателя и использование любых топливных смесей, поэтому скорости победителей на прямой достигают 57—5В км/ч.


Стали традиционными лично-командные гонки на Приз открытия сезона, которые проводятся сразу после ледохода в конце мая — начале июня. Это трехчасовой марафон на судах класса Т-500 по замкнутой фигурной трассе длиной около 4 км. Четыре буя трассы расставляются так, что на каждом круге приходится делать четыре поворота на 180°, чередуя участки движения против бурного течения и вниз по реке. Требуется немалое мастерство, чтобы «нанизывать» эти повороты один за другим целых три часа, лавируя среди мусора, который несет «большая вода». В прошлом году, например, не обошлось без опрокидывания одной лодки, однако экипаж ее заслужил специальный приз за волю к победе: спортсмены смогли за полчаса ликвидировать все последствия аварии и снова вышли на трассу! Главный приз, который оспаривали четыре команды местных предприятий, завоевали гонщики Томмотской электростанции. Впервые разыгрываемый в личном зачете Приз им. В. А. Лихачева (одного из основателей секции, скончавшегося в 1980 г.) был вручен неоднократному победителю наших гонок к.м.с. В. М. Павленко — председателю медсанчасти.

В конце августа обычно дается старт традиционных двухнедельных соревнований, проводимых в рамках нашей ежегодной спартакиады под девизом «Бодрость и здоровье». В их программе 300-километровая крейсерская гонка по Алдану, а на второй день — 3-часовая кольцевая гонка.' В 19В1 г. крейсерская гонка проводилась по маршруту Томмот — о. Песчаный — Томмот — р. Сумнагин — Томмот. К сожалению, установившаяся накануне очень холодная погода отпугнула многих желавших принять участие, но шесть самых стойких экипажей с первых же километров развернули исключительно острую борьбу. На финише после 6 часов гонки второй экипаж отставал от победителей В. М. Павленко и И. В. Тюрина всего на 14 сек. Однако на финише следующей гонки эти экипажи «поменялись местами»: марафон с отрывом более 3 кругов выиграли А. А. Гречишников и А. В. Сафронов. По сумме двух результатов они стали победителями соревнований.

Чтобы закончить обзор нашего «типичного» спортивного сезона (о дальних плаваниях я не говорю только из-за недостатка места), скажу несколько слов об участии команды алексеевцев в 3-часовом марафоне по кольцевой двухбуйной трассе в Якутске — в День ВМФ 26 июля. На старт вышли 14 экипажей— представители пяти команд, среди которых были наши постоянные соперники: команды СТК «Искатель» и Якутской навигационно-технической инспекции. На этот раз нам не повезло в том смысле, что два алексеевских экипажа, уверенно возглавлявших гонку, умудрились намотать невесть откуда взявшуюся проволоку на винты.


А. В. Сафронов и после этого сумел отыграть потерянные 1,5 круга и снова вырваться в лидеры, но... отпаялся контакт прерывателя. Победу в личном зачете мы упустили, но благодаря тому, что наши перворазрядники В. Тарасов — А. Кирш и М. Антохин — А. Мурзабаев заняли 2-е и 3-е места, а А. Сафронов, несмотря ни на что, пришел 5-м, командный приз достался все-таки нам.

В 1979 г. водно-моторная секция влилась в созданный в поселке СТК ДОСААФ «Поиск», который возглавил м. с. Е. А. Угольников. Теперь мы имеем хорошее большое помещение, где можем спокойно готовить моторы и суда к соревнованиям. Наш флот составляют 6 мотолодок «Обь» с моторами «Вихрь-30» (это сочетание мы считаем самым удачным) и две стеклопластиковые спортивные мотолодки класса SC выпуска Ленинградского производственного объединения «Патриот». Остается добавить, что за время существования секции выполнили нормативы к. м. с. и I разряда 32 алексеевских водно-моторника.

Начавшийся новый спортивный сезон — десятый водно-моторный сезон в Якутии — мы хотим ознаменовать «Трансякутским марафоном» — 7000-километровым ДСП по маршруту Томмот — Якутск — Тикси и обратно.

Примечания


1. О создании этой федерации и организации водно-моторной секции в Мохсоголлохе при СТК объединения «Якутпром-стройматериалы» рассказывалось в заметке Ф. И. Сычева «Под флагом «Искателя» в сборнике №80.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
ЭВМ считает балл всего крейсерского флота страны
Восьмимачтовый катамаран «Югхарт»
Гоночный катамаран Валерия Усолкина
За рубежом: аквасипед, надувной эллинг, парусник, парусные доски...
Сообщения: музей, танкер, авария, ящик, адмирал, мемуары...
Песни остаются молодыми — «Варяг» и «Дубинушка»
Новое поколение учебных парусников
Ленинградскому водно-моторному клубу «Нева» исполнилось 20 лет
Лодочная стоянка в городе Николаеве
Ведущий инженер Министерства авиационной промышленности Александр Шеламов
Сообщения: винт, учитель, гаражи, гольфстрим, дюйм, камень...
Краткие лоцийные сведения к туристской карте-схеме Чудского озера
Инвалидность не причина отказа от яхтинга
Семинар мерителей крейсерско-гоночных яхт
О точности измерений в воднолыжном спорте

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Якутские марафоны на реке Алдан

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Как Канада стала Канадой
V Конкурс на лучшую конструкцию разборного судна
О чистоте терминов в такелажном деле
Навигационные огни морских судов по МППСС-72
60-летие шефства ВЛКСМ над Военно-Морским Флотом страны
В походах по местам боевой славы
Днепропетровский крейсерский яхт-клуб
Маршрутная гонка «вниз» по Волге куйбышевских туристов
Оптовая ярмарка в Москве 1982 года
Применение парусов на рыбацких судах
Сообщения: препятствия, тюлени, остров, судовладелец, месть...
Успехи и трудности воднолыжников столицы
Начальник Управления гребного и парусного спорта Александр Силаев
Новые лодки и моторы показанные на встрече в Пярну
Сообщения: марафон, туман, паруса, гвозди, полиглот, дуэль...


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 16 + 25 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории