В прошлогоднем чемпионате Европы по водно-моторному спорту в классе SB-350 член сборной команды страны, чемпион СССР 1981 г, м. с. Валерий Усолкин завоевал серебряную медаль (см. сборник №95) на мотолодке собственной конструкции и постройки с отечественным подвесным мотором «Привет-23» Успех спортсмена из Тольятти весьма знаменателен тем, что до последнего времени признанные асы в этом классе — скандинавские спортсмены — были для нас недосягаемы.
И примечательно, что мотолодка Усолкина была на чемпионате континента единственным судном самостоятельной постройки и единственным катамараном. Хотя в «старших» классах спортивных и гоночных судов катамараны уже утвердились как наиболее оптимальный тип, среди мотолодок классов SB — SC большинство зарубежных спортсменов предпочитает выступать на лодках с обводами глубокое V. Из-за того, что легкие катамараны оказываются весьма чувствительными к встречному потоку воздуха, на порывах ветра нередки случаи, когда двухкорпусные суда внезапно взлетают в воздух и даже опрокидываются через транец. Другим недостатком катамаранов является неудовлетворительная поворотливость: при крутых поворотах у буев судно выходит из режима глиссирования и «подлипает» нижней поверхностью моста к воде. В результате, спортсмен теряет здесь драгоценные, секунды, которые ему удается выиграть у соперников, выступающих на мотолодках с обводами глубокое V, на прямых участках трассы.
Путем длительной и кропотливой доводки своего судна В. Усолкину удалось избавиться от обоих недостатков: его катамаран обладает крутой циркуляцией и сохраняет устойчивость при движении как по ветру, так и против него.
Приводим теоретический чертеж и таблицу плазовых ординат, дающие возможность построить такой же катамаран силами спортивных коллективов.
Следует, однако, заметить, что высокую скорость и маневренные качества катамарана можно будет получить только при условии, что управлять им будет достаточно легкий спортсмен (вес в пределах 55—60 кг), а масса корпуса мотолодки не превысит 45 кг. Чтобы множиться в указанный вес, необходимы тщательный подбор высококачественных материалов и аккуратность при постройке.
Желающим повторить конструкцию катамарана В. Усолкина можно рекомендовать, в частности, ознакомиться с рекомендациями по постройке корпуса аналогичного катамарана, доводке подвесного мотора и гребного винта, которые содержатся и статье м. с. Ю. Алиева, опубликованной в сборнике №94. За исключением второстепенных деталей конструкция корпусов обоих катамаранов практически идентична.