На традиционной парусной регате в Каннах в начале нынешнего сезона встретились сильнейшие спортсмены-гонщики из 15 стран Европы и Америки. В этих международных соревнованиях участвовала и сборная команда Советского Союза. За ходом гонок, их результатами пристально следили любители парусного спорта во всем мире. Повышенный интерес к Каннской регате вызван тем, что на ней происходит первый в сезоне смотр техники, материальной части конкурентов, ведется первая прикидка сил и оценка соперниками друг друга перед будущими международными встречами.
Что принесла регата нашей сборной! Сбылись пи возлагавшиеся на нее надежды! Об этом в беседе с членом кашей редколлегии С. В. Бухариным рассказал главный тренер сборной команды СССР по парусному спорту Леонид Семенович Ремнев.
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, как была организована регата нынешнего года в Каннах, в каких условиях проходили гонки!
— Как и прежде, организатором регаты выступал местный яхт-клуб. Он взял на себя заботы о создании рабочих условий судейской коллегии, обеспечении безопасности спортсменов во время гонок. В качестве судейских судов использовались крупные парусно-моторные яхты, а спасательными средствами служили надувные моторные лодки. Старты гонкам давались в заливе, неподалеку от городского пляжа. Так что недостатка в болельщиках не было. Что касается самой акватории гонок, то она достаточно сложна и тем интересна. Направления и сила ветров здесь непостоянны, неустойчивы. В один из дней регаты судьи вынуждены были отложить старт, — ветра не было вовсе, а через час он уже дул с силой в 6 баллов, В заливе есть острова, создающие ветровые тени, перемежающиеся с участками открытой воды, на которых действуют резкие и сильные ветра, образующие всевозможные завихрения. Довольно сильное течение тоже вносило осложнения в тактику гонок. Словом, спортсменам приходилось нелегко и было где показать подготовку, смекалку и умение.
Вопрос: Какие классы яхт были представлены на соревнованиях нами и нашими соперниками! Появились пи в этом сезоне какие-либо образцы новой «супертехники»!
— Нет, сколько-нибудь заметных, существенных изменений в технической оснащенности зарубежных команд мы не заметили. Что касается выставленных на регату яхт, то по традиции в ней участвовали все олимпийские классы. Правда, в этом сезоне в Каннах все были представлены катамараны «Торнадо», зато устроители включили в программу соревнований швертботы класса «505». Наша команда выступала на «Финнах», «Летучих Голландцах», «470», «Солинге» и на «Виндгляйдерах».
Вопрос: Известно, что сборная команда СССР в своем составе претерпела существенные изменения. Какие результаты ожидались от ее участия в Каннской регате! Как оправдались ваши расчеты и прогнозы!
— Действительно, в состав нашей сборной вошло много молодых, перспективных спортсменов. Отправляясь на международную регату, мы, конечно, тщательно взвешивали свои силы и возможности, определили наиболее вероятных конкурентов для нас. По всем прикидкам и прогнозам получалось, что в классах «Летучий Голландец», «Финн» и «Солинг» наши спортсмены вполне могут войти в первую тройку победителей. А вот на «470» и на «Виндгляйдеры» больших надежд не возлагалось.
Ход соревнований подтвердил, что мы ненамного ошиблись в своих прогнозах, несмотря на то, что нашим молодым гонщикам пришлось состязаться с весьма опытными конкурентами. В классе «Летучий Голландец», например, принимали участие в соревнованиях олимпийский чемпион испанец Абаскал и бронзовый призер венгерский спортсмен Детре, а в классе «Финн» — олимпийский чемпион финн Эско Рекхард и другие сильнейшие гонщики мира. Конечно, при такой расстановке и соотношении сил многие предрекали победу и призовые места в регате нашим соперникам.
Гонки, как я уже сказал, проходили в сложных условиях. И тем большим было удивление многих болельщиков и спортивных журналистов, когда на «Летучих Голландцах» наши экипажи одержали первую победу. 1-е место заняли рулевой Александр Шпильке со шкотовым Виктором Буданцевым, 2-е — Сергей Бородинов и Вадим Акименко, 3-е — рулевой Георгий Шайдуко со шкотовым Владимиром Груздевым, Экипажи набрали соответственно 16,7; 26,0; 29,1 очка. Замечу, что 4-е место с результатом 51 очко досталось шведскому гонщику Хагандвру. Это говорит само за себя. Вот почему многие зарубежные газеты не могли сдержать восхищения победами советских спортсменов. Газетные полосы пестрели примерно такими заголовками: «Советские в авангарде в Каннах», «Русские доминируют». К слову сказать, всюду во время регаты мы ощущали дружественное, любезное к себе отношение, слышали немало теплых слов в свой адрес и в адрес нашей страны.
Неплохо выступили наши спортсмены и на «Финнах». Золотую медаль в упорной борьбе выиграл Сергей Хорецкий. Андрей Никандров занял 6-е и Олег Хоперский — 9-е места.
В классе «Солинг» советскую команду представлял один экипаж. Рулевым шел Евгений Кудрявцев, шкотовым Сергей Канов. О другом шкотовом стоит сказать особо. Его место занял «серебряный» призер олимпийских игр Борис Будников. Он во время регаты выполнял, как говорится, роль «играющего тренера». Дело в том, что на «Солингах» у нас сейчас выступает исключительно молодежь, которая не имеет почти никакого опыта в проведении международных встреч. Было крайне важно «провести» экипаж через первое серьезное испытание, буквально на ходу, в деле передать молодым опыт старших товарищей. В таких условиях вступили гонщики нашего «Солинга» в борьбу с сильными соперниками и завоевали серебряную медаль, уступив «золото» опытному итальянскому спортсмену Ламаро. Наши ребята проиграли ему всего 2,7 очка. Такой результат принесло выступление «смешанного» экипажа, и мы, очевидно, будем использовать такой прием обучения молодых спортсменов и впредь.
Членов нашей помолодевшей сборной мы до сих пор могли видеть и оценить на деле только у себя дома. А дома, как говорится, и стены помогают. Иное дело крупная международная встреча, когда заранее нельзя точно предугадать, как сложатся на ней обстоятельства, какой тактики будут придерживаться конкуренты и достанет ли у наших ребят выдержки, смекалки и находчивости, чтобы противопоставить противникам свою тактику, свою выучку. Ведь опыта-то, повторяю, у новой нашей сборной явно маловато.
Класс «470» до сих пор был у нас самым уязвимым местом. Судите сами. Во время проведения Олимпийских игр в Таллине выступления наших спортсменов на яхтах «470» были самыми нерезультативными. В прошлом году на Кильской регате мы заняли лишь 9-е место. Не ожидали мы ничего утешительного и на этот раз. А получилось так, что Дмитрий Березкин со шкотовым Игорем Кузнецовым, опередив призера чемпионата мира французского гонщика Левалента, заняли 3-е место, В. Чирков закончил регату 6-м. Результат Дмитрия мог бы стать на ступень выше, не сделай он до обидного нелепую ошибку. Дело в том, что завершающую гонку проводили при довольно сильном ветре. На судейской яхте якорь не выдержал его напора и пополз. Финиш судьи вынуждены были принимать уже не со знакомой всем яхты, а с небольшого катера, который опознать среди других похожих катеров было нелегко. Березкин не сумел вовремя сориентироваться в изменившейся обстановке, проскочил мимо финише. Пришлось возвращаться и финишировать, пропустив вперед три яхты. Это и отодвинуло наш экипаж со 2-го на 3-е место. Обидно, конечно, но и такой результат юного экипажа, если учесть, что призовые места оспаривало S8 яхт из 14 стран мира, достижение.
За призовые места на «Виндгляйдерах» боролись 78 спортсменов. И тут у нас выступали исключительно молодые гонщики. Близкое знакомство с условиями,при которых будут проходить соревнования, и составом соперников не внушило нам оптимизма. Где уж, казалось, нашим неопытным еще гонщикам надеяться на победы над «обкатанными» ветеранами иностранных команд, в полной мере владеющими и тактикой и опытом многих международных соревнований. Однако наши спортсмены были настроены решительно. Николай Кравченко занял 2-е, Виктор Мелихов 3-е, Эдгар Терехин — 4-е и Сергей Самокиш 6-е места. Этому радовалась вся наша сборная, мы их хвалили, поздравляли. Но мы не могли заметить и пробелов в их подготовке. Борьба все время шла остро, напряженно, чему способствовали и довольно сильные ветры. Вот на них-то наши ребята и уступали соперникам. Значит, мы недостаточно хорошо подготовили команду в классе «Виндгляйдер», мало уделяли внимания тренировкам в экстремальных условиях. Исход соревнований решался практически в последней гонке. Она проводилась при столь сильном ветре и волнении моря, что из 78 участников к финишу пришло лишь 20. Из наших же ребят никто не сошел с дистанции, все финишировали один за другим. Однако 1-е место пришлось уступить французскому гонщику Наги, а 5-е — его соотечественнику Хайоту.
Вопрос: Как бы ни была молода по составу и опыту наша команда, но она все-таки добилась немалых успехов. Что же послужило их залогом! Это первое. Второе: вы говорите о пробелах, ошибках в выступлении некоторых членов сборной. Не есть ли это следствие ошибок в их подготовке! Что делается, чтобы в последующих встречах на международной арене сборная СССР оказалась в более выигрышном положении!
— Отвечать на столь широкие и серьезные вопросы лучше, пожалуй, начав с вопроса об ошибках. Действительно, в ходе регаты они были у наших спортсменов. Но это ошибки, я бы сказал, чисто рабочего, преходящего характера. Их причину можно установить путем длительного детального анализа хода гонок, действий рулевых и последующей настойчивой работой, тренировками. Мне думается, сейчас надо во весь голос говорить об ошибках более серьезных, следствием которых стало недостаточно успешное выступление нашей сборной на прошлой Олимпиаде в Таллине. Именно из-за них, на мой взгляд, сборная не стала мировым лидером в парусном виде спорта.
Олимпийскими призерами в Таллине изо всей советской команды стали лишь трое — Валентин Манкин, Борис Будников и Андрей Балашов. А ведь мы ожидали получить куда более весомые результаты, даже прогнозировали их. Однако итоги таллинских стартов вышли иными. На нас, тренеров, они подействовали отрезвляюще. Настала пора вскрывать и анализировать собственные просчеты. Во-первых, простое сравнение показало, что по возрастному цензу наша сборная много старше других команд. Средний возраст участников Олимпиады у нас составил 30,8 года, тогда как у всех конкурентов он был много ниже. Самую лучшую, «суперкласса» материальную часть мы предоставляли исключительно заслуженным ветеранам. Логика такого распределения была проста и казалась правильной: раз ветераны приносят сборной победы, то на них и надо делать ставку, не рисковать е молодежью. И молодые, полные сил, растущие спортсмены уже заведомо не могли на равных выступать с ветеранами, в силу превосходства их материальной части проигрывали им в соревнованиях. Действительно, какое-то время наши именитые, заслуженные спортсмены еще удерживали лидерство, но, как показала жизнь, не смогли обеспечить первенства сборной в Таллине. Тогда-то и стало очевидным: сложившуюся систему отбора кандидатов в сборную и ее подготовки надо менять. Как мы поступили практически!
Наиболее одаренным, трудолюбивым и настойчивым спортсменам из молодых передали для тренировок и выступлений в соревнованиях всю самую лучшую технику и при этом резко увеличили тренировочные нагрузки. Они, кстати, для многих ветеранов были бы уже не под силу. Так началось омоложение сборной. Надо заметить, что шло оно не искусственно — волевым путем, а естественно, когда молодежь, получив новые возможности, ярко проявила себя спортивными победами. Моральный подъем, энтузиазм и стал той почвой, на которой мы, тренеры, всемерно совершенствовали и шлифовали спортивное мастерство своих питомцев, вселяли в них уверенность в победах. Замечу, что положение с нашей парусной сборной характерно и для многих яхт-клубов страны, где готовят будущих олимпийцев. Вероятно, наш опыт не пройдет для них бесследно, заставит задуматься.
Одновременно мы провели и реорганизацию управления подготовкой нашей сборной команды. Теперь, кроме главного тренера, у нее есть особые старшие тренеры по швертботам, по «звездникам», «Солингам» и «Торнвдо», а также по «Виндгляйдеру». Причем работу тренеров направляет и координирует координационный совет Спорткомитета СССР. Он же коллегиально решает и все практические, спорные вопросы. В совет входят представители ДСО профсоюзов и ЦСК ВМФ. Такая система избавляет нас на нынешний и будущий день от многих ошибок и «перекосов».
Каннская регата была первым экзаменом выбранного направления в принципах отбора и подготовки спортсменов сборной. О ее сильных и слабых сторонах я уже говорил выше. Мы учтем пробелы в подготовке нашей молодой сборной, средний возраст которой сейчас составляет 24,12 года. Опыт, как говорится, дело наживное, и его даст нам участие в международных регатах. Мы уверены, что к Олимпийским играм 1984 года команда придет в ином качестве, сумеет добиться призовых мест во всех классах яхт.