Полный назад!
До эпохи нефтяного кризиса популярным вариантом модернизации танкеров было увеличение их длины и соответственно — грузоподъемности. Теперь — наоборот. Крупнейший японский концерн «Мицубиси хеви индастрис» широко рекламирует реконструкцию серийных супертанкеров с целью уменьшения дедвейта с 212 до 150 тыс. т. Длина изменяется с 305 до 238 м, осадка — с 19 до 16 м. Такие танкеры еще могут приносить доход, тогда как супертанкеры совершенно нерентабельны.
Кто придумал броненосец?
Постройку первых бронированных кораблей Англия уверенно приписывает своим инженерам. Однако известно, что еще в 1522 г. в Корее был построен парусник «Кви сун», который имел деревянные борта, облицованные в несколько слоев пластинами кованого железа. Носовая часть с мощным тараном в виде головы барана была защищена толстыми металлическими щитами. Такие же щиты закрывали лучников на надстройках и были установлены вдоль бортов с наклоном под 75°, чтобы противнику труднее было брать корабль на абордаж.
Такие броненосцы корейский адмирал Йнзунзин использовал для обороны страны от японских захватчиков.
Якорь, который умеет плавать
На голландском заводе «Гениус» изготовлены два гигантских якоря, которые по команде «поднять якоря!» самостоятельно всплывают с морского дна. Необычные якоря похожи не на те якоря, которые издавна изображают на морских эмблемах, а на платформы для подводного бурения. Каждый из них весит около 2000 т, имеет высоту 22 и ширину 20 м. Состоит такой якорь из трех огромных колонн, соединенных платформой, на которой размещены герметизированные электрические насосы. При откачке из колонн водяного балласта якорь всплывает.
Такие якоря предназначены для обеспечения стоянки дноуглубительных агрегатов в местах, где обычный якорь «ухватиться» за дно не может.
Эхолот второго поколения
Еще совсем недавно казался чудом техники эхолот! А ныне в Австралии испытан лазерный прибор, с помощью которого можно измерять морские глубины с борта летящего реактивного самолета. Дистанционное устройство измеряет интервал времени между отражением лазерного луча от морской поверхности и от грунта дна.
Когда Кронштадт стал Кронштадтом
Впервые официально название «Кронштадт» было употреблено только осенью 1723 г. Вот как об этом записано в «Походном журнале» Петра I:
«7-го октября, в первом часу пополудни, тремя выстрелами с Кроншлота дан сигнал собраться на месте закладки, хотя был сильный дождь. Заложили таким образом цитадель, и на молебне она была именована Кронштадт, а по молебне Его Величество изволил положить три дернины, потом Ее Величество тоже изволила положить три дернины, после того все — по одной дернине, и как положили все, то Его Величество угол (дерновой кладки — Н. С.) обрезал, указав как быть больверку».
Таким образом произошло крещение города-крепости через 20 лет после закладки первого форта — Кроншлота, но еще долго крепость продолжали именовать прежним именем — Котлином по названию острова. Название Кронштадт прочно вошло в обиход только с 1726 г.
Спорт или не спорт?
Русский журнал «Яхта» (№55, 1 августа 1908 г.) в своей передовой отмечал: «У нас принимать постоянное участие в гонках могут только люди с солидными средствами, позволяющими им менять свои суда так же часто, как воротнички и перчатки. И в конце концов, если хорошенько вдуматься, у нас получается, в сущности, состязание не судов и рулевых, а кошельков и бумажников. Пора бы подумать об этом лицам, в руках которых находятся судьбы нашего парусного спорта!»
Нужна ли рыболову рыба?
Известно, что в США любят проводить всевозможные опросы. Недавно проводилось анкетирование нескольких тысяч рыболовов-любителей. Ответы на основной вопрос — что побуждает вас часами сидеть с удочкой? — социологов удивили.
Подавляющее большинство формулировок выглядело абсолютно одинаково: желание побыть в одиночестве. Поиск покоя, тишины, а совсем не рыба! — ответили многие. На вопрос — что является главным при выборе места ужения? — большинство ответило: красота окружающего пейзажа и его малонаселенность.
Дар Нептуна
Этот «улов» рижского БМРТ «Теодор Нетте» удивил даже рыбаков-ветеранов: на промысловую палубу вместе с рыбой из трала вывалился помятый металлический ящик. В нем оказались коробки с кинолентами без каких-либо надписей и этикеток.
В тот же вечер был организован общественный просмотр дара Нептуна. Велико же было разочарование, когда рыбаки узнали кинокомедию, которую они дружно освистали полгода назад. От пребывания в воде фильм лучше не стал.
Выяснилось, что ящик уронили в воду моряки БМРТ «Яхонт».
Страшная месть
Сенсационное сообщение поступило из Японии: подводная лодка и грузовые суда, стоящие у стенки в порту Кобе, были атакованы... крабами!
Огромные массы крабов вывели из строя насос водяного охлаждения дизеля только что построенной подводной лодки, а также нанесли серьезный ущерб американскому торговому судну водоизмещением 62 тыс. т и английскому теплоходу водоизмещением 12 тыс. т.
Почему в четверг?
Частенько, обещая что-либо, мы стараемся указать сроки исполнения без особой точности и говорим: после дождичка в четверг!
Хотя причина не выяснена, факт остается фактом: обработка метеосводок за много лет неопровержимо доказала, что по четвергам в Лондоне выпадает дождей больше, чем в любой из остальных дней недели. Об этом сообщает английский журнал «Обсервер».
Что есть храбрость?
Этот анекдот был напечатан в американском журнале «Ридер дайджест» пару лет назад.
Во время маневров военно-морских сил пресловутого НАТО встретились три адмирала — немец, американец и англичанин — и поспорили, в каком флоте матросы храбрее.
— В нашем, — сказал немецкий адмирал. Он подозвал пробегавшего мимо матроса и приказал прыгнуть с высокого борта корабля в море. Бравый матрос, ни слова не говоря, козырнул, прыгнул вниз, и только после этого выяснилось, что плавать он не умеет.
— Да, неплохо, — заметил адмирал американский. — Но наши моряки храбрее! В подтверждение его слов матрос-янки лихо вскарабкался на 200-футовый флагшток, отдал там честь и нырнул в море.
— Что ж, господа, — заявил англичанин, — это, конечно, впечатляет, но настоящие храбрецы — в британском флоте!
— Эй ты! — окликнул он своего матроса. — Приказываю залезть вон туда, отдать мне честь и спрыгнуть в море!
— Что-о-о?! — протянул удивленный матрос. — Ты что, старикан, спятил?
Беспечность у штурвала
В феврале 1957 г. американский танкер вышел из Балтимора рейсом на Южную Америку и лег на курс по гирокомпасу 118°, который был принят истинным. Как потом выяснилось, буквально через несколько минут вышла из строя система согласования репитеров гирокомпаса: они продолжали показывать 118°, хотя судно постепенно сходило с правильного курса и вскоре шло уже курсом 7°, т. е. не на юго-восток, а практически на север.
В течение трех вахт никто не догадался сверить показания гироскопического и магнитного компасов. Никто не обратил внимания на неожиданное изменение положения солнца и направления ветра, на перемену температур воды при пересечении Гольфстрима, изменение глубин (в десять раз) в зоне Балтиморского подводного каньона.
Вахтенный рулевой в конце концов обнаружил «не совсем обычное» поведение репитера, но не счел нужным доложить об этом вахтенному помощнику.
Велико же было удивление моряков, предвкушавших встречу с тропиками, когда их судно оказалось на мели у Лонг-Айленда — в нескольких сотнях миль к северу от счислимого места!
Хождение за три моря Исмаила Бекмухамедова
В научной библиотеке Казанского университета обнаружена древняя рукопись «Записки Исмаила Бекмухамедова» (копия, выполненная с оригинала в конце XVIII века).
В 1751 г., рассказывается в «записках», из слободы близ Оренбурга вышел торговый караван. В Бухаре его догнал приказ, намного удлинивший маршрут: предписывалось разведать торговые пути в сказочную Индию. Пришлось купцам идти через страны, охваченные войнами и эпидемиями, преодолевать безжизненные пустыни и высокие горы. На берегу Персидского залива путешественники сменили верблюдов на корабль и, наконец, более или менее удачно добрались до Индии.
Обратный путь оказался еще сложнее. Автор «записок» возвращался через Дамаск и Стамбул, потеряв друзей и лишившись средств к существованию. Когда Россия оказалась совсем рядом, абсолютно нечем было заплатить за проезд через Черное море.
Только через 34 года смог вернуться Исмаил на родину.