В состав обстановки внутренних водных путей входят береговые навигационные и информационные и плавучие навигационные знаки.
Береговые навигационные знаки
По своему назначению подразделяются на определяющие направления судового хода, ограничительные, регулирующие движение судов, предупредительные и оповестительные.
В настоящее время номенклатура береговых навигационных и информационных знаков определена ГОСТ I6I50—74 «Знаки навигационные береговые» и ГОСТ 20339— 74 «Знаки информационные внутренних водных путей». Не будем подробно останавливаться на описании береговых навигационных знаков, вид которых и назначение в достаточной для любителей степени разъяснены в сборнике №49. Отметим только те изменения, которые предусматривают ГОСТы 1974 года по сравнению с предыдущими.
Створные знаки (линейные, щелевые, кромочные). Окраска знаков производится в зависимости от фона окружающей местности. Красный цвет окраски применяется при наличии светлого фона, белый — темного и черный — при установке знака на фоне неба. Напомним, что раньше красный цвет соответствовал знакам правого берега, белый — левого.
В темное время суток ГОСТом предусматривается установка белых огней; постоянного на переднем и проблескового на заднем знаках. При наличии большого скопления белых огней в районе установки знаков могут применяться красные для знаков правого берега и зеленые — для левого при сохранении характеристик. Это не относится к кромочным знакам, которые, как и прежде, оборудуются красными или зелеными огнями: постоянными на передних знаках и двухпроблесковыми — на задних.
Перевальный и створно-перевальный знаки. Перевальные знаки, как правило, указывают два направления судового хода: одно — на участке, расположенном выше знака по течению. другое — ниже. В том случае, если одно из направлений должно быть обозначено створом, применяется створно-перевальный знак, который для одного направления является линейным створом, для другого — перевальным.
В темное время суток для ориентировки применяются зеленый или красный постоянные огни, в соответствии с наименованием берега, на котором они установлены (или белые — в случае установки весенних знаков на данном участке). На заднем створио-перевальном знаке устанавливается соответствующий проблесковый огонь.
Ходовые знаки. В темное время суток оснащаются соответствующим берегу зеленым или красным проблесковым огнем. Если на одном участке берега устанавливается подряд несколько ходовых знаков, то вместо проблесковых огней могут устанавливаться затмевающиеся.
Весенние знаки. Служат для ограждения затопляемых в период половодья бровок берегов и островов, представляющих опасность для судоходства.
Состоит из столба-опоры и соответствующей сигнальной фигуры в виде щита или двух-трех пересекающихся вертикальных плоскостей. Фигура левого берега имеет форму трапеции и окрашивается в белый цвет, правого — форму круга красного цвета.
Весенние знаки оборудуются красными или зелеными постоянными огнями по правому или левому берегу соответственно.
Береговые информационные знаки
Служат для передачи судоводителю необходимых дополнительных сведений о характере водного пути и особенностях судовождения на данном участке.
ГОСТ 20339—74 предусматривает подразделение знаков на следующие группы: запрещающие, предупреждающие и предписывающие, указательные.
Визуальное отличие их: запрещающие — круглые, поле знака белое с красной окантовкой и красной диагональной полосой; предупреждающие — прямоугольные, белого цвета с красной окантовкой. Символы и цифры на знаках черные. В темное время суток запрещающие навигационные знаки оборудуются желтыми частопроблесковыми огнями, предупреждающие — желтыми однопроблесковыми.
Указательные знаки представляют щит белого цвета с черными символами, цифрами или надписями. Для указательных знаков применяются желтые огни, характер горения которых устанавливается органами, регулирующими судоходство.
Запрещающие знаки. «Якорь не бросать?» (Подводный переход). — Служит для обозначения охранной зоны подводного перехода и указания мест пересечения судового хода подводными сооружениями (кабелями, трубопроводами и т. п.). В этих местах запрещается пользоваться якорями, лотами и цепями-волокушами. Символом на знаке служит изображение якоря. Следует обратить внимание, что до введения в действие ГОСТа 1974 г. этот знак представлял собой красный круглый щит с широкой белой горизонтальной полосой. В темное время суток знак оснащается одним (если подводный переход обозначается створом знаков) или двумя огнями, расположенными вертикально по краям щита.
«Расхождение и обгон составов запрещены!» — Этот знак прямого отношения к судоводнтелям-любителям не имеет, так как обозначает участок судового хода, где невозможны обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м, но знать его необходимо, чтобы не ломать голову при виде незнакомого знака.
«Расхождение и обгон запрещены!» — Обозначает участок судового хода, где обгон и расхождение судов невозможны. Действие этого знака распространяется на все суда, независимо от их габаритов.
«Не создавать волнения!» — Устанавливается в местах, где запрещено создавать волнение от движения проходящих судов (вблизи причалов, купален, заправочных и лодочных станций и т. п.). При приближении к данному участку водоизмещающим судам необходимо снизить скорость и держаться по возможности дальше от этих мест.
«Стоянка и швартовка запрещены!» — Предназначен для обозначения мест, где стоянка и швартовка судов запрещены.
«Движение мелких плавсредств запрещено!» — Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение мелких плавсредств (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.). Как видно из самого названия знака, он имеет самое непосредственное отношение к судоводителям-любителям и спортсменам-водномоторникам.
Предупреждающие знаки. «Внимание!» (Соблюдать осторожность!) — Служит для предупреждения судоводителей об участках пути, сложных для судоходства: узкостей, крутых поворотов, не просматриваемых заблаговременно, а также других мест, где надо соблюдать особую осторожность.
«Пересечение судового хода». — Устанавливается в местах пересечения транзитного судового хода судовыми и паромными переправами. Этот знак предупреждает судоводителей о необходимости принятия особых мер предосторожности при движении по данному участку в границах действия знака.
«Скорость ограничена». — Предназначен для указания участков пути, на которых скорость водоизмещающих судов должна быть снижена (на каналах, в аванпортах, на рейдах и др.). Цифры на знаке показывают максимально допустимую скорость (км/ч).
«Подготовиться к повороту». — Обозначает непросматриваемый поворот судового хода, где имеется опасность несвоевременного обнаружения встречного судна. В зависимости от направления стрелки-символа, нанесенной на знак, поворот следует ожидать в правую или левую сторону.
«Соблюдать надводный габарит!» (Надводный переход). — Второй навигационный знак, который претерпел существенное изменение при переиздании ГОСТа. Если раньше это был круглый белый щит с двумя красными вертикальными полосами, то в настоящее время он, как и все предупреждающие знаки, — квадратный. Обозначает надводный переход, где ограничена высота. Цифра на щите показывает высоту перехода или судоходного пролета от проектного уровня воды (м).
В темное время суток этот знак обозначен двумя желтыми проблесковыми огнями, установленными горизонтально по краям щита.
«Семафор». — Служит для регулирования пропуска судов на участках пути с односторонним движением. Применяются сигнальные фигуры двух типов: конусы, навешиваемые вершиной вверх, и цилиндры. Фигуры сколачиваются крестообразно из двух деревянных или металлических щитов и окрашиваются: конусы — в красный. цилиндры — в белый цвет (если мачта установлена на темном фоне) или в черный (при светлом фоне). Мачта, в зависимости от фона, может быть окрашена в белый или красный цвет. На мачте, выше рея. на котором навешиваются сигнальные знаки, укрепляется белый щит с нанесенными на нем цифрами черного цвета, указывающими километраж установки мачты.
В темное время суток сигнальные фигуры заменяются огнями: конусы — красными, цилиндры — зелеными. которые также вывешиваются на ноке рея.
Указательные знаки. «Место оборота судна». — Квадратный шит, развернутый так. что вертикально располагается его диагональ. На знаке нанесена черная стрелка, представляющая дугу окружности протяженностью около 270°. Обозначает участок рейдов, где наиболее безопасно производить разворот судна.
«Пост судоходной инспекции». — Щит такой же, как и в предыдущем знаке, с изображением двух скрещенных якорей. Устанавливается в местах базирования подразделений судоходной инспекции.
«Указатель рейда» (рейдовый знак). — Представляет собой два створящихся щита треугольной формы, передний из которых ниже и направлен вершиной вверх, а задний — вершиной вниз. Обозначает границу рейда. В темное время суток эти знаки оснащаются зелеными или красными постоянными створными огнями в зависимости от берега.
Плавучие навигационные знаки
Служат для ограждения навигационных опасностей, указания кромок и осей судового хода. В состав плавучих знаков входят буи, бакены и вехи. Из всех применяемых систем расстановки плавучих навигационных знаков рассмотрим латеральную — чаще других применяемую на внутренних водных путях.
Буи. Представляют собой металлические поплавки, оборудованные сигнальным огнем и якорным устройством. Конструкция буев дает им возможность сохранять плавучесть и остойчивость.
Бакены. Основные плавучие знаки на малых реках. Состоит из плотика с укрепленной на нем фигурой треугольной или шаровой формы.
Плавучие вехи. Устанавливаются совместно с буями или бакенами в качестве контрольных или дополнительных знаков, а также самостоятельно на участках с неосвещаемой судоходной обстановкой.
Раскраска знаков и характер сигнальных огней определены ГОСТами 3373—73 и 13311—74.
Кромочные знаки. Служат для обозначения кромок судоходных путей.
Знаки левой кромки судового хода имеют белый цвет. Вехи левой кромки топовой фигуры не имеют. Сигнальный огонь — белый постоянный или проблесковый. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляются слева, при движении вверх — справа.
Правая кромка ограждается знаками красного цвета. Бакены правой кромки имеют фигуру шаровой формы; вехи — имеют топовую шаровую фигуру черного цвета. Сигнальный огонь — красный постоянный или проблесковый.
Поворотный знак. Обозначает крутой поворот судового хода на участках реки с ограниченным обзором.
Поворотный знак левой кромки — белый с широкой черной горизонтальной полосой посередине, показывает поворот судового пути влево относительно течения. При прохождении его судну необходимо произвести поворот, оставив знак к левому берегу. Сигнальный огонь — белый или зеленый затмевающийся.
Поворотный знак правой кромки судового хода относительно течения — красный с широкой белой или черной полосой, нанесенной горизонтально посередине. Бакен имеет шаровую фигуру. Сигнальный огонь — красный затмевающийся.
Знак, стоящий на опасности (дублирующий). Служит для обозначения особо опасных мест и подводных препятствий вблизи кромки судового хода.
Левый знак — белого цвета с нанесенными горизонтальной и тремя-четырьмя вертикальными полосами черного цвета. При пересечении полосы образуют крест. На бакенах черный крест наносится на каждой плоскости фигуры. Сигнальный огонь — зеленый двухпроблесковый.
Правый знак — буй или бакен с шаровой фигурой красного цвета с черным или белым крестом. Сигнальный огонь — красный двухпроблесковый.
Свальный знак. Устанавливается в местах, где направление течения не совпадает с направлением судового хода.
По левой кромке судового хода устанавливаются бун или бакены треугольной формы, верхняя половина которых окрашена в белый, а нижняя в черный цвет. По правой кромке — буи или бакены прямоугольной формы красно-черного или красно-белого цвета. Сигнальные огни — прерывистые частопроблесковые, зеленого или красного цвета.
Разделительный знак. Обозначает места разделения (разветвления) судового хода.
Знак представляет собой буй или бакен треугольной формы, окрашенный тремя красными и тремя белыми (или черными) вертикальными полосами, равными между собой.
Допускается вместо разделительного буя устанавливать рядом два кромочных знака (левой и правой кромок судового хода).
Сигнальный огонь разделительного знака — белый и красный или зеленый и красный постоянные или проблесковые.
Для более полного ознакомления с вопросом можно рекомендовать учебник для речных училищ и техникумов: В. Ф. Куковякин и В. С. Удачин, Судоходная обстановка и судовождение (М., «Транспорт», 1979).