В июне 1964 г. в коллективе воднолыжников московского водно-спортивного клуба «Аврора», руководимого тов. Рейтаров-ским, возникла интересная мысль — использовать в качестве буксировщика вертолет. С одной стороны, такое предложение было вызвано желанием спортсменов-лыжников «прочувствовать» высокие авиационные скорости, так как вертолет может обеспечить гораздо большую скорость буксировки, чем любой из имеющихся в нашем распоряжении катеров. С другой стороны, мы хотели подготовить для парада, посвященного Дню военно-морского флота, интересный номер — буксировку сразу трёх-четырех лыжников вертолетом (по не зависящим от нас обстоятельствам мы гак и не показали этот номер).
Для проведения первых опытов водно-спортивный клуб «Аврора» выделил своих лучших лыжников — Баранова, Свинцова и Щербину. От московской городской секции принимал участие ее руководитель Рубин.
После долгих споров был выбран вертолет «КА-18», имеющий малые размеры и меньшую, чем другие вертолеты, мощность двигателя (это позволяло надеяться, что струя воздуха от несущих винтов не будет мешать лыжникам). Немаловажное значение имела и меньшая стоимость одного летного часа.
По получении согласия главного конструктора Н. И. Камова началось оборудование вертолета, которое заключалось в установке двух кассет с электрическими замками (по два замка в каждой кассете). Кассеты были установлены на специально изготовленных кронштейнах, которые охватывали наклонные стойки шасси. Пульт управления замками представлял собой металлическую коробку с тумблером включения, кнопками открытия каждого замка в отдельности и кнопкой общего аварийного сброса со всех замков сразу. Пульт укреплялся на коленях летчика под левой рукой, чтобы при сложной ситуации летчику не пришлось для отцепки лыжников бросать ручку управления вертолетом.
В качестве буксировочных фалов использовались капроновые ленты с разрывным усилием около 1200 кг. Фалы имели на одном конце стандартную ручку для буксировки лыжников, а на другом — 4-миллиметровый стальной трос двойного плетения с кольцом для сцепки с замком; к этому же концу прикреплялся и пенопластовый буек, придающий сброшенному на воду фалу плавучесть.
Для буксировки одного лыжника была изготовлена специальная уздечка с двумя концами для крепления к двум кассетам сразу, так как было опасение, что при буксировке на одном замке может возникнуть момент, разворачивающий вертолет (буксировочные замки закреплены не по оси симметрии вертолета, а усилия, необходимые для буксировки, неизвестны).
9 июля 1964 г. были проведены первые полеты с одним лыжником (тов. Барановым) на буксире. Старт лыжника выполнялся из воды; вертолет взлетал с берега с прицепленным фалом, второй конец которого находился у лыжника в руках. После отрыва от земли вертолет на малой скорости (5—10 км/час) проходил вперед под некоторым небольшим углом к береговой линии для выбора слабины фала. На берегу впереди находился специальный человек с флагом, сигнализировавший о конце выбора слабины фала и дававший разрешение на выполнение старта. Получив разрешение на старт, вертолет начинал разгон до заданной скорости буксировки, строго выдерживая при этом определенную высоту полета. Наивыгоднейшей оказалась высота в пределах 10—15 м; при фалах длиной 40—60 м такая высота наиболее удобна для лыжника с точки зрения направления тяги. Длина буксировочного фала подбиралась с таким расчетом, чтобы лыжник не испытывал влияния струи воздуха от винта вертолета.
Полеты проходили по большому четырехугольнику с четырьмя разворотами. Скорость вертолета по воздушному указателю на разных отрезках полета была различной, так как приходилось учитывать скорость ветра с тем, чтобы обеспечить лыжнику постоянную скорость буксировки относительно воды.
После того как буксировка одного лыжника была достаточно отработана, приступили к тренировкам с двумя спортсменами. Возможность маневра лыжников при этом обеспечивалась применением фалов различной длины.
Проведенные полеты позволяют сделать такие выводы. Техника пилотирования вертолета при буксировке воднолыжников не представляет особых трудностей и не имеет каких-либо особенностей. От летчика требуется тщательное выдерживание постоянной путевой скорости полета по всему маршруту и высоты полета. Выбор слабины фала должен производиться плавно; желательно наличие на старте человека с флажками или радиосвязи, однако при некотором навыке можно выбирать слабину, двигаясь под углом к линии полета (почти боком); в этом случае летчик сам видит положение фала.
Применяемый нами метод старта лыжника из воды, по-видимому, наиболее рационален при буксировке нескольких лыжников на фалах различной длины. Если применяются фалы одной длины для всех лыжников или буксируется один лыжник, можно стартовать с мостика, но тогда должна быть четко отработана сигнализация момента начала набора скорости вертолетом.
При старте из воды (особенно, когда стартует несколько лыжников) происходит некоторая просадка вертолета, что вполне естественно, так как в начале движения приходится преодолевать наибольшее сопротивление погруженных в воду лыжников. После выхода лыжников из воды на их буксировку практически расходуется лишь очень незначительная часть мощности.
Из-за малой мощности двигателя «КА-18» полеты выполнялись с одним летчиком на борту и при минимальной заправке, правда, надо отметить, что температура воздуха в эти дни держалась очень высокой (до 30°), а это снижало мощность двигателей и тягу несущих винтов.
Финиш осуществлялся путем подхода вертолета под углом 15—20° к берегу, причем момент отцепки выбирали сами лыжники. После этого обычно сбрасывались фалы, но при наличии открытых подходов и ровного рельефа берега выполнялись и посадки без сбрасывания фалов.
Мы опробовали различные скорости буксировки от 40 до 100 км/час; оказалось, что на больших скоростях лыжникам приходится довольно трудно даже при малейшей волне (буксировка проводилась, как правило, на открытом плесе). Сильно мешают волны от проходящих судов.
На основании полученного опыта можно с уверенностью утверждать, что вполне возможна одновременная буксировка, двух-трех воднолыжников за вертолетами «КА-15» и «КА-18» (при старте из воды) и 5—6 человек за вертолетом «МИ-1». Использование больших вертолетов, по-видимому, затруднительно, так как надо будет применять очень длинные фалы для ухода от воздушной струи несущего винта.
По мнению спортсменов-воднолыжников, буксировка за вертолетом — очень полезное и интересное дело, дающее возможность отрабатывать технику на все более высоких скоростях, что ведет к повышению спортивного мастерства как при прохождении дистанции, так и в особенности при прыжках с трамплина методом маятника.
Если вы обеспеченный человек и любите активный отдых на воде, то обязательно попробуйте покататься на водных лыжах на своем вертолете. В настоящее время есть достаточное количество моделей вертолетов для частного использования, остается только подобрать себе подходящий по деньгам и характеристикам, например здесь www.uralhelicom.com. Там есть как новые, так и подержанные аппараты.