Секция мелкого судостроения Центрального правления НТО судостроительной промышленности провела в мае 1964 г. очередную выездную сессию во Владивостоке. На сессии были заслушаны доклады по вопросам, представляющим интерес для дальнейшего развития в дальневосточном крае флота малых судов для рыбного промысла, грузовых и пассажирских перевозок, туризма и спорта.
В настоящее время наиболее эффективным способом удовлетворения потребностей дальневосточного края в малых судах всех назначений является быстрое развитие пластмассового крупносерийного судостроения. Это подтверждается опытом постройки спасательных шлюпок из стеклопластика, которым поделился в своем докладе инж. Оленине в. Шлюпки длиной 4; 5,5 и 6 м вместимостью соответственно 7, 13 и 18 чел. успешно прошли испытания на прочность и показали высокие мореходные качества. Вместе с тем выявился и ряд особенностей, которые необходимо учитывать, проектируя малые пластмассовые суда. Так, если 13- и 18-местные шлюпки с ручным приводом на винт развили расчетную скорость хода, то 7-местная шла медленнее из-за раскачивания при работе привода.
Общая прочность шлюпки должна обеспечиваться как внешней, так и внутренней оболочками. Большие перспективы имеют в мелком судостроении многослойные конструкции из стеклопластика и пенопласта. При мелкосерийном производстве шлюпок, сообщил в своем выступлении инж. Е. Пиличев, целесообразно использовать термический пенопласт. Полосы этого материала выклеивают по форме корпуса на каркасе, затем полученная конструкция зачищается и покрывается с внутренней и наружной сторон слоями стеклопластика. При крупносерийном производстве наружная пластмассовая оболочка выклеивается в матрице, а внутренняя — на пуансоне. Одновременно с наружной оболочкой формуется вертикальный киль. После соединения оболочек пространство между ними заполняется самовспенивающимся пенопластом.
О проектировании шлюпок из стеклопластика и легких сплавов сообщил также инж. Д. А. Курбатов, подробно остановившийся на требованиях, которым, согласно решениям Международной конвенции 1960 г., должны отвечать спасательные шлюпки. Существенными улучшениями конструкции спасательных шлюпок явились создание двухоболочковых корпусов, обладающих необходимой остойчивостью при заполнении водой; установка гребного винта в подзоре кормы, благодаря чему повысилась эффективность его работы; применение гаков с дистанционной отдачей, тентового защитного устройства и т. п.
Одновременно с отработкой существующих создаются и новые типы спасательных шлюпок. 30-местная спасательная шлюпка для танкеров обеспечивает защиту находящихся в ней людей от огня и дыма и может преодолевать участки горящей нефти. Спасательный катер для судов береговой спасательной службы оборудован специальным устройством для поднятия на борт плавающих в воде людей. Ведутся работы по установке на спасательных шлюпках двигателей повышенной надежности, запуск которых обеспечивается при —15° С.
Большие перспективы в мелком судостроении имеет замена механического крепежа и сварки склеиванием. Канд. техн. наук А. И. Павлов подробно охарактеризовал клеи, применяющиеся в отечественном судостроении для соединения деталей из различных материалов: пластмасс, металлов, древесины. Клеевые соединения позволяют создавать более легкие и прочные конструкции, особенно эффективные при постройке трехслойных корпусов малых судов.
На сессии были заслушаны доклады о новых типах судов, открывающих большие возможности увеличения скорости перевозок по воде.
Инж. М. М. Коротков сообщил о новых судах на подводных крыльях, разработанных горьковскими судостроителями. Для плавания по мелководным рекам создан ряд катеров с убирающимися подводными крыльями и водометными движителями. Моторная лодка «Казанка», оборудованная откидными крыльями и водометом, работающим от двигателя мощностью 13,5 л. с., развивает скорость хода 35 км/час. Установка крыльевого устройства на серийном 6-местном катере ЯМ-4 длиной 7 м позволила при той же мощности двигателя (77 л. с.) увеличить скорость хода с 38 до 60 км/час.
Об испытаниях судна на воздушной подушке «Радуга» рассказал инж. Сергеев. Суда этого типа открывают большие перспективы для обеспечения круглогодовой эксплуатации, а также для обеспечения перевозок на мелководных и пересыхающих реках. Демонстрировавшийся для участников выездной сессии кинофильм показал, что «Радуга» способна на полной скорости хода проходить над пологим берегом, преодолевать препятствия.
В настоящее время конструкторы разрабатывают более крупное судно на воздушной подушке, рассчитанное на перевозку 50 чел. Высокий уровень звукоизоляции пассажирского салона делает поездку на таком судне особенно приятной.
В последние годы разработан ряд новых конструкций двухкорпусных судов — катамаранов. Малые суда этого типа, сообщил в своем выступлении инж. В. И. Лапин, могут успешно использоваться в качестве спасательных катеров, для перевозки людей и грузов, рыбного промысла, а также для туризма и спорта. Большая начальная остойчивость обеспечивает катамаранам высокие мореходные качества. Это представляет особый интерес при постройке пластмассовых катеров, для которых первостепенное значение имеет остойчивость формы. На широкой палубе двухкорпусного судна можно удобно распланировать помещения. Катамаран обладает высокой устойчивостью на курсе, а при установке движителей в каждом корпусе ему может быть обеспечена и высокая маневренность. Наиболее спорным является вопрос о ходовых качествах двухкорпусных судов. Однако при рациональном проектировании судов определенного назначения, например с ограничениями по длине, катамаран при достаточно высоких скоростях хода может иметь меньшее сопротивление, чем сопоставимое по водоизмещению однокорпусное судно.
Повышение скорости катамаранов может быть достигнуто за счет установки подводных крыльев. Сама конструкция двухкорпусного судна обеспечивает большое удобство для крепления крыльев, размах которых не будет выходить за габаритные размеры судна.
Катамараны являются также самыми быстроходными парусными судами. В этом случае их высокие ходовые качества обеспечиваются благодаря большой начальной остойчивости, позволяющей более эффективно использовать парусное вооружение, и меньшему волновому сопротивлению на больших скоростях хода.
Подробная характеристика спортивных туристских судов была дана в докладе канд. техн. наук А. И. Павлова. Для развития спортивного судостроения необходимо организовать на ряде местных верфей крупносерийное производство катеров и моторных лодок для продажи населению. Следует одобрить и расширить опыт Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения по изготовлению малых судов, которые могут в разобранном виде посылками высылаться любителям водного туризма.
Выездная сессия заслушала сообщение инж. В. И. Лапина о планах работы отдела мелкого судостроения журнала «Судостроение» и подготовке второго и третьего выпусков сборника «Катера и яхты».
Сессия утвердила ряд рекомендаций по развитию мелкого судостроения в дальневосточном крае, по организации Всесоюзного совещания по вопросам моторостроения для малых судов, по изданию ежемесячного журнала, посвященного проблемам мелкого судостроения.