В июне 1963 г. в Николаеве работала выездная сессия секции мелкого судостроения НТО судостроительной промышленности. В ее организации, помимо Центрального Правления, приняли участие Николаевское областное правление НТО и Ленинградское бассейновое правление НТО водного транспорта. На сессии были рассмотрены основные направления развития мелкого судостроения, вопросы внедрения на водном транспорте новых типов судов, освоения новых перспективных материалов и высокопроизводительных технологических процессов.
Характерной чертой развития мелкого судостроения за последние годы является широкое внедрение конструкционных пластмасс. Как сообщил инж. П. П. Катков, испытания большого числа шлюпок и катеров, построенных из стеклопластика, подтвердили высокие прочностные и эксплуатационные характеристики этого материала даже в случае применения стеклоткани без специального гидрофобного покрытия.
Разработанная в настоящее время технология позволяет освоить пластмассовое судостроение как на мелких верфях небольшой производительности, так и при крупносерийном производстве. Механизация основных технологических процессов позволит снизить себестоимость постройки пластмассовых судов, особенно при их массовом выпуске. Использование высокопроизводительных автоматов для нанесения смолы и стеклоткани на форму методом напыления не только повышает производительность труда, но и улучшает условия работы. Хорошие результаты получены при использовании для формования пластмассового корпуса метода вакуумного обжатия. Заданная толщина конструкции при этом получается за счет удаления воздуха между матрицей и эластичной мембраной. Вакуумное обжатие может применяться при изготовлении корпуса как контактным способом, так и напылением. Крупнообъемные пластмассовые секции подкрепляются набором. Для изготовления пластмассовых балок создан автомат, с помощью которого могут быть изготовлены любые профили, обеспечивающие в каждом случае наилучшее распределение материала.
Пластмассы, наряду с легкими сплавами, находят все большее применение при постройке спасательных шлюпок. Новые материалы позволяют создавать прочные и легкие суда, пригодные для плавания в любых условиях, отметил в своем докладе инж. С. Я. Агис. При испытаниях в ледовых условиях пластмассовые шлюпки оказались надежнее деревянных. Температурные испытания подтвердили, что пластмассовые шлюпки, построенные из отечественных материалов, успешно выдерживают нагрев до 60°.
Инж. Шумилин рассказал об успешном испытании без-наборной спасательной шлюпки, состоящей из двух пластмассовых оболочек, пространство между которыми заполнено самовспенивающимся пенопластом. Такие трехслойные конструкции могут успешно применяться при постройке малых судов любого назначения. Самовспенивающийся пенопласт марки УДП можно напыливать на внутреннюю поверхность пластмассовой обшивки для повышения устойчивости.
О пластмассовых судах для народнохозяйственных нужд, рыбного промысла и туризма сделал доклад В. Н. Аладьин. Катер из стеклопластика, серийное производство которого освоено Соломбальской верфью Северо-западного совнархоза, успешно используется для перевозки людей и небольших партий груза, а также лова рыбы. Длина катера 6,3 м; ширина 1,8 м; высота борта на миделе 0,7 м; полное водоизмещение 1 т. На катере установлен экономичный двигатель мощностью 6 л. с.; предусмотрено также переоборудование судна под подвесной мотор.
Рабочая пластмассовая лодка «Палтус» найдет применение на рыбопромысловых судах.
Удобным судном для любительской рыбной ловли и туризма будет пластмассовый катамаран «Синдбад». Несмотря на свои небольшие размеры (длина 3,5 м; ширина 1,3 м; осадка 0,2 м), катамаран обладает достаточно высокой остойчивостью и вместимостью. Благодаря глиссирующим обводам судно с подвесным мотором «Москва» мощностью 10 я. с. развивает скорость до 30 км/час.
Пластмассы начинают успешно применяться и в спортивном судостроении, где до последнего времени сохранялась монополия фанеры и древесины ценных пород.
На Экспериментальной верфи спортивного судостроения в Таллине, сообщил инж. В. В. Филончук, освоено производство швертботов международного класса «Летучий голландец» многослойной конструкции из стеклопластика и пенопласта. Осваивается постройка из пластмассы швертботов «Финн». Покрытие из стеклопластика позволило повысить также прочность деревянных мачт гоночных яхт.
Испытания последних образцов синтетической ткани (лавсан) отечественного производства показали, что она с успехом может использоваться для пошива парусов крупных крейсерских яхт.
О результатах испытаний пластмассовых (капроновых) дейдвудных подшипников малых судов сделал сообщение инж. Я. И. Белаковский. Введение в капрон графита позволило уменьшить трение в подшипниках, и они успешно применяются на рыболовных судах, имеющих диаметр гребного вала до 70 мм.
Опытом проектирования и постройки пассажирских судов на воздушной подушке поделился начальник ЦТКБ МРФ М. И. Андриевский. Коллектив этого конструкторского бюро работает в настоящее время над проблемой освоения для транспортных целей мелководных рек, представляющих удобные пути сообщения между многими районными и областными центрами страны. Спроектированное здесь пассажирское судно на воздушной подушке «Нева» вместимостью 38 чел. имеет камерную схему. Высота подъема «Невы» невелика — 50—60 мм, однако этого вполне достаточно для движения на малых реках.
Судно успешно прошло испытания, во время которых производилась посадка на песчаную косу, осуществлялось движение при небольшом волнении. Торможение обеспечивалось за счет подъема заслонок, ограждающих подушку; судно при этом садилось на воду и быстро теряло скорость. Реверс обеспечивался воздушным винтом. Наибольшая скорость движения судна в грузу составила 35 км/час. При открытии кормовой заслонки судну обеспечивалась скорость движения 7—8 км/час с неработающим воздушным винтом.
Конструкция судов на воздушной подушке с камерной системой проще и технологичнее, чем судов с сопловой системой. В связи с этим камерная схема применена и на новом судне на воздушной подушке, проект которого разрабатывается в ЦТКБ. Конструкторы работают над уменьшением шума и брызгообразования судов на воздушной подушке. Изучается вопрос о возможности круглогодовой эксплуатации судов на воздушной подушке.
Инж. Ю. В. Афанасьев сообщил о скутере на воздушной подушке, спроектированном и построенном студенческим общественным конструкторским бюро Одесского института инженеров морского флота. Корпус скутера весит около 400 кг. На нем установлены два мотоциклетных Двигателя мощностью по 18 л. с., один из которых приводит в движение вентилятор, а второй — воздушный винт. Расчетная скорость хода скутера 30 узл. при высоте подъема 5 см.
Об опытной эксплуатации аэросаней-амфибии сделал доклад инж. М. И. Алешкин. Благодаря малокилеватым обводам днища амфибия легко выходит на режим глиссирования при движении по воде и хорошо скользит по снегу. Поверхность днища покрыта полиэтиленом. По льду аэросани идут на трех коньках. Движителем амфибии служит воздушный винт. Устойчивость на курсе обеспечивается двумя воздушными стабилизаторами, к которым подвешены рули большой площади. На плаву нижняя часть рулей погружается в воду, обеспечивая амфибии хорошую управляемость. Для торможения рули устанавливаются враздрай.
Амфибию предполагается использовать в северных районах страны для перевозки почты и небольших партий грузов. В ее кабине оборудуются четыре пассажирских места.
Инж. Э. Ф. Мирошниченко сообщил о постройке катера типа морские сани и прогулочного парусного катамарана. Первое из этих судов может быть использовано для небольших туристских походов по рекам и озерам с выходом в прибрежные районы морей. Длина катера 4,7 м; ширина 1,4 м; вместимость 5 чел. Проектная скорость хода с подвесным мотором «Москва» 30 км/час.
Парусный катамаран имеет корпус из стеклопластика, отформованный контактным способом. Его длина 5,5 м; ширина 3,0 м; площадь парусности 26 м2. На испытаниях с экипажем 4 чел. при ветре 4—5 баллов катамаран развил 12 узл.
Еще большую скорость хода (до 24 узл.) будет развивать парусный катамаран, о проекте которого сделал доклад инж. В. И. Лапин. Наибольшая длина этого судна 15 м (при длине по ГВЛ 12,5 м); наибольшая ширина 6 м; площадь парусности 100 м2; полное водоизмещение 5,7 т. Катамаран предназначается для дальних крейсерских плаваний, а также может быть использован в качестве малого экспедиционного судна. Основным материалом корпуса служит легкий сплав АМг-5В; легкую рубку предусмотрено выполнить из стеклопластика.
На мостике катамарана расположены три каюты, в которых размещаются 10 чел. экипажа, необходимое снабжение и оборудование. В качестве вспомогательного двигателя используется подвесной мотор мощностью 16 л. с. На тихой воде он обеспечит судну скорость около 8 узл.
Совершенствование спортивных парусных судов идет в направлении увеличения отношения площади парусности к водоизмещению и величине смоченной поверхности. Как сообщил инж. Д. А. Курбатов, у современных быстроходных швертботов парусность в 3—3,5 раза больше смоченной поверхности. Специальные обводы корпуса с глиссирующими поверхностями в кормовой части днища обеспечивают этим судам на полных курсах выход на режим глиссирования.
Для дальних спортивных плаваний из яхт классического типа наиболее перспективны моторно-парусные суда с установкой повышенной мощности (4÷8 л. с. на тонну водоизмещения) и развитым парусным вооружением. На таких яхтах можно совершать смешанные плавания по морям и рекам, что представляет особый интерес для развития парусного спорта в СССР.
Инж. Ю. П. Синько и инж. И. И. Матвеев сообщили о результатах плавания крейсерской яхты «Антарктика» водоизмещением 5В т, построенной коллективом студентов Николаевского кораблестроительного института. Яхта показала себя быстроходным судном с хорошими мореходными качествами. На полных курсах она развивала скорость до 10 узл. Крен при 5-балльном ветре не превышал 32 . Яхта обладает хорошей всхожестью на волну и пригодна для плавания любой дальности.
На сессии было проведено обсуждение первого выпуска сборника по мелкому судостроению «Катера и яхты», выпущенного издательством Судпромгиз в 1963 г. Положительно оценив опубликованные в сборнике материалы, участники сессии обратились к издательству и общественной редколлегии с просьбой обеспечить в дальнейшем ежеквартальный выпуск сборника.
В принятом на сессии решении содержатся рекомендации по внедрению передового опыта в области мелкого судостроения на верфях и в проектирующих организациях.