В период с 26 июня по 1 июля в Польской Народной Республике находилась делегация яхтсменов Ленинградского яхт-клуба ВМБ, прибывшая для участия в праздновании «Дня Моря» (этот праздник соответствует нашему Дню военно-морского флота). Советские яхты приняли участие в гонках на Кубок Командующего польским военно-морским флотом, причем второе место заняла наша новая яхта «Л-6» (конструкции А. П. Киселева). Этот успех лишний раз подтверждает необходимость постройки новых, еще более совершенных яхт, на которых можно было бы защищать честь советского парусного спорта в соревнованиях за рубежом.
Автор считает своим долгом рассказать об очень интересной встрече яхтенных конструкторов, организатором которой был председатель Союза парусного спорта Гданьского воеводства Т. Нейман. Конструкторскую мысль ПНР представляли шесть инженеров из Гдыни, Гданьска и Сопота — Тумилович, Лангер, Милевский, Куява, Зеглярский и Плючинский. Представителями Советской делегации были яхтенный капитан мастер спорта СССР Б, А. Потехин и автор статьи.
Интересно отметить, что пожелание обменяться мнениями было высказано только вечером 28 июня, а всего через два дня эта встреча уже была организована. В яхт-клубе «Котвица» встретились энтузиасты парусного спорта, чтобы определить практические шаги к решению целого ряда вопросов. Хозяева еще раз порадовали нас теплотой встречи. Как и во всех подобных случаях, беседа началась с того, что представители обменялись приветствиями.
Первая часть беседы касалась общего положения парусного спорта и его роли в развитии дружественных отношений между нашими странами и остальными государствами в районе Балтийского моря. Отмечалась необходимость проведения ряда мероприятий, направленных, с одной стороны, на укрепление мира и дружбы между народами, а с другой — на развитие парусного спорта стран социалистического лагеря и поднятие его до уровня наиболее развитых парусных держав мира.
Участники встречи пришли к общему убеждению, что необходим единый подход при решении целого ряда принципиальных вопросов развития парусного спорта. В частности, были бы полезны такие мероприятия, как обмен техническим опытом в деле яхто-строения; проведение крупных соревнований, стимулирующих постройку крейсерских яхт, и дальних морских плаваний; обмен делегациями яхтсменов и яхтенных конструкторов; обмен национальными классификациями и, возможно, выработка и принятие какого-либо класса (или классов) яхт, общего для национальных классификаций.
Все выступавшие высказали пожелание объединить усилия в деле дальнейшего развития парусного спорта в наших странах и для начала — найти общую точку зрения и сформулировать основные принципы планирования и строительства яхтенного флота. В этой связи польские товарищи поделились своими планами.
Ниже приводится таблица, показывающая основное направление, которого придерживаются общественность и руководство парусным спортом Гданьского воеводства. В таблице не названы олимпийские классы яхт, поскольку в общем объеме строительства они занимают лишь незначительное место. Польша в основном строит крейсерские суда. Группы CR-классов включены в таблицу уже после выступлений на встрече как желательные.
Поскольку Советский Союз не экспортирует яхт, нас могла заинтересовать только та часть рассматриваемой таблицы, которая содержит CR-классы. Нужно сказать, что польские товарищи также считают наиболее приемлемыми для использования в ПНР именно CR-классы.
Все участники беседы пришли к единодушному мнению о том, что необходимо организовать регату, которая имела бы для стран Балтики такое же значение, как гонки на «Кубок «Америки» для мирового парусного спорта. Эта регата должна быть регулярным местом встречи моряков-яхтсменов прибалтийских государств, должна способствовать дальнейшему укреплению мира и дружбы народов, а также стимулировать проектирование и постройку крейсерско-гоночных яхт, отвечающих уровню последних достижений в области яхто-строения. Эту регату можно было бы, например, назвать соревнованиями на «Кубок Дружбы» или «Приз Балтики»; проводиться она должна в международных водах Балтики на больших (200—300 миль) морских дистанциях.
Вторая часть встречи прошла в форме высказываний участников по вопросу об их отношении к существующим в мировом парусном спорте формулам, о применимости этих формул при проектировании новых яхт в условиях социалистического государства.
Первым выступил инж. Тумилович. Он считает наиболее приемлемой формулу CR, ибо при постройке по этой формуле отпадает необходимость в гандикэпном обмере, возникает возможность серийной постройки, благодаря чему упрощается и удешевляется технология производства. Кроме того, CR-формула позволяет лучше объединить усилия стран, заинтересованных в совместном развитии парусного спорта, предоставляя, вместе с тем, достаточную свободу конструктору. Она позволяет создать вполне совершенную мореходную яхту с хорошими ходовыми качествами. Классность яхт, построенных по CR-формуле, особенно важна при проведении регат дружбы.
Инж. Лангер поддержал Тумиловича и также высказался в пользу CR-формулы как стимула для создания классных яхт, способных удовлетворить любым потребностям и избавленных от необходимости гандикапного обмера. Он считает, что любую яхту можно обмерить по RORC-формуле, а при проектировании по CR-формуле почти всегда (при наличии достаточного опыта) можно учесть и особенности RORC-об-мера. Кроме того, он предложил попробовать проектировать и по формуле ССА, так как считает ее наиболее совершенной и предоставляющей конструктору наибольшую свободу.
Выступавший за ними инж. Милевский поддержал коллег, отмечая, что CR-формула является наиболее подходящей для наших стран. Он считает необходимым при проектировании полнее учитывать преимущественный район плавания и назначение судна, ибо то, что построено для Балтийского моря, может не подойти для условий гонок и плаваний в зоне пассатов. Исходя из этого, он предложил не ограничиваться CR-формулой, а пользоваться и RORC-формулой, которая предоставляет большую свободу конструктору и позволяет при проектировании более полно учесть особенности плавания в пассатах. Правда, Милевский отметил сложность этой формулы и трудоемкость обмера, тем более, что точный результат при вычислении гоночного балла может быть получен только при обмере натуры, а производство обмера по чертежам невозможно.
Инженеры Куява, Зеглярский и Плючинский полностью солидарны с коллегами в отношении оценки CR-формулы. Но и они признают необходимость использования RORC-фор-мулы ввиду наличия в ПНР большого количества различных по величине и типу яхт, которые иначе как при помощи гандикапа соревноваться не могут; исключение же элемента соревнований из парусного спорта они возможным не считают.
Яхтенный капитан Б. А. Потехин высказался за создание крейсерско-гоночных яхт неограниченного района плавания, удовлетворяющих всем международным требованиям как в части правил постройки, так и в части классификации. Яхты должны быть предназначены для плавания в любом районе и участия в любых международных крейсерских гонках, не исключая и океанские. Эти яхты должны обладать большой скоростью хода на всех курсах. Желательно, чтобы при гонках с применением RORC-обмера яхта имела выгодный балл.
По его мнению, представляется наиболее целесообразным использование CR-формулы и, в частности, тип «12-CR». Б. А. Потехин предложил вести разработку проекта совместно с конструкторами ПНР и ГДР и построить серию по 2—3 яхты для каждой страны. Он также считает, что на базе опыта проектирования и строительства яхт класса «12-CR» возможно создание нового типа яхты, а может быть и новой формулы для яхт Балтийского моря.
Выступление автора сводилось к положениям, изложенным выше в статье «О практическом значении обмерных формул в отечественном яхтостроении».
Затем в беседе были затронуты более мелкие вопросы, не представляющие принципиального интереса и относящиеся к области разбора и сравнения конкретных конструкций. Польские конструкторы поделились своими новыми мыслями и планами. Хозяева проводили нас в гавань яхт-клуба и показали все стоявшие там яхты новой постройки и модернизированные суда. Польские товарищи, осмотревшие нашу новую яхту «Л-6», высоко оценили ее и сказали в адрес ее конструктора много лестного.
Прощаясь, польские яхтенные конструкторы выразили пожелание встречаться чаще и обмениваться опытом своей работы.