Мы все очень долго ждали этот радостный день. Ведь впервые советские моряки получают новый большой парусник, специально спроектированный для учебных целей и оборудованный по последнему слову техники «Дружба» — так символично названо это учебно-производственное судно Одесского высшего инженерного морского училища имени Ленинского комсомола.
Белоснежный фрегат построен в Польше — на Гданьской судоверфи имени В. И. Ленина. Корпус его был заложен на стапеле 15 нюня 1986 г. и уже 30 декабря того же года спущен на воду. А по-настоящему история этого действительно очень красивого корабля началась 6 августа 1987 г. торжественной церемонией подъема Государственного флага СССР.
Крестной матерью «Дружбы» стала министр просвещения ПНР товарищ Мнхаловска-Гумовска. «Крестная» — не случайный человек в среде приверженцев паруса. Она прибыла на церемонию буквально с корабля на бал: именно в этот день в составе яхтенного экипажа завершила очередное дальнее плавание. В напутственном слове она пожелала принимающему корабль экипажу удачных рейсов, а кораблю, которому она дала такое великолепное имя, — попутного ветра и традиционных семи футов под килем.
«Дружба» сначала взяла курс на Таллин, где приняла на борт 128 курсантов ОВИМУ, а затем под командованием опытнейшего капитана м.с.м.к. Олега Павловича Ванденко вышла в рейс вокруг Европы — на Черное море.
Примечательно, что «Дружба» стала первым советским парусником, посетившим Антверпен, и зашла в этот бельгийский порт во время национального праздника — Дня независимости.
— Мы организовали здесь свой первый день открытых дверей, — делится впечатлениями О. Ванденко. — 3407 человек побывали тогда у нас на борту, не хватило места для записей в только что заведенной «Книге посетителей»! Представители самых различных кругов и социальных слоев были нашими гостями. Мы были особенно рады приветствовать ветеранов бельгийской компартии. Заинтересовались новым парусником и морские офицеры сил НАТО...
Не менее запоминающимся стал визит на Канарские острова. На судне побывали члены правления Королевского яхт-клуба Испании, высоко оценившие парусник под красным флагом. По их приглашению советские моряки посетили этот аристократический яхт-клуб.
Здесь же, в порту Санта-Крус-де-Тенерифе, была проведена самая первая в жизни фрегата судовая спартакиада — соревнования по мини-футболу, теннису, волейболу.
Следующим пунктом захода стал греческий порт Салоники. Курсанты и моряки экипажа с интересом знакомились с достопримечательностями чудесного старинного города.
И вот родной порт встречает «Дружбу» медью оркестра, морем цветов и улыбок. В окружении почетного эскорта из множества яхт и катеров белокрылый корабль миновал Воронцовский маяк и в полной красе предстал взорам тысяч одесситов и гостей города. Следом за ним, отодвинувшись на второй план, как бы уступая дорогу новому современному паруснику, шел «Товарищ». Встретив своего «юного собрата» у Тендровской косы, знаменитый барк сопровождал его и тоже вошел в порт под парусами.
На причале морского вокзала состоялся многолюдный митинг.
— Приход нового судна всегда событие, а учебного парусника — радость вдвойне, — сказал, выступая, капитан О. Ванденко. — Мирная миссия этого парусника благородна, хотя по типу парусного вооружения он именуется грозно — фрегатом. На нашем фрегате нет и не будет пушек. Он будет служить плавучей учебной базой, ходить под парусами дружбы по морям и океанам планеты. Работая на реях, молодые люди проверят себя, пройдут отличную выучку, первую школу суровой морской жизни, товарищества, взаимовыручки. Ни одно другое судно, кроме парусника, не учит такому чувству локтя...
Что ж, на его слова можно положиться, ведь не зря почетный работник морского флота О. Ванденко три десятилетия ходил на «Товарище»,— многие воспитанники его несут капитанскую вахту на мостиках самых современных океанских судов.
Опытнейший наставник молодежи только что назначен начальником Херсонского мореходного училища и эстафету на «Дружбе» передает Константину Емельяновичу Ковтуну, с которым рука об руку работал последние шесть лет (он был на «Товарище» старпомом).
— Ему есть чему научить молодежь! — Так отозвался о новом капитане «Дружбы» Олег Павлович. А заслужить его похвалу нелегко. Он убежден, что невозможно воспитать полноценного моряка, если воспитатель будет отдавать сегодняшнему курсанту команды, исходя лишь из хорошо усвоенной теории. Воспитателю необходимо самому побывать в «шкуре» этого самого практиканта, пройти и повторять полный курс парусной науки. Во всяком случае, сам Олег Павлович, принимавший парусник в Гданьске, в свои пятьдесят с лишним начал с того, что методично, не торопясь, облазил весь рангоут «Дружбы». Неудивительно, что по мере появления на борту примеру капитана следовали все члены экипажа. Только после этого знакомство с судном считалось состоявшимся.
— Как впечатление? Что вы, профессионал, можете сказать о «Дружбе»? — интересуюсь мнением Олега Павловича.
— Мореходные качества просто великолепны. При силе ветра более 8 баллов мы шли совершенно спокойно. Штормовую волну судно преодолевало, не зарываясь. Сравнение с «Товарищем» явно в пользу нового судна. Единственный нюанс: на «Дружбе» верхние реи не опускаются, а на «Товарище», как на всех классических парусниках, вместе с парусами их можно опускать и поднимать с палубы — фалами. На «Дружбе», чтобы убрать паруса, скажем, по команде: «бом-брамселя — долой!», понадобится значительно больше людей, придется посылать их наверх, что в серьезных штормовых условиях может быть сопряжено уже с излишним риском...
Пожалуй, у неискушенного человека могут возникнуть сомнения. А оправдан ли подобный риск вообще? Кому в наш стремительный век нужны эти громоздкие тихоходные парусники? Не являются ли они всего лишь символом романтического прошлого?
Информация об изображении
Капитаны двух поколений (слева направо): О. П. Ванденко, М. И. Григор, К. Е. Ковтун
У моряков сомнений нет. Сегодня, как и сто лет назад, управляемый умелыми людьми парусный корабль, казалось бы полностью зависящий от моря и ветра, способен продолжать свой путь, преодолевая натиск морской стихии и в то же время оставаясь ее союзником. Море осталось морем. Его мало любить. Профессионалы должны его досконально знать. А учить завтрашнего капитана действительному общению с морем лучше всего именно на парусном учебном судне. Вот почему оно необходимо сегодня и останется незаменимым в ближайшем будущем, какими бы ни были достижения науки и техники.
Капитаны двух поколений (слева направо): О. П. Ванденко, М. И. Григор, К. Е. Ковтун
И совсем не случайность, что в декабре в Ленинград пришел однотипный «Дружбе» парусник «Мир», заказанный для курсантов «макаровки».
Совсем не случайность, что на той же гданьской верфи строятся для подготовки следующего поколения советских моряков еще два таких же белокрылых красавца. А инженеры, по долгу службы призванные думать о будущем, уже готовят новые проекты. На их кульманах — парусники XXI века!