В №126 нашего журнала за 1987 год мы уже рассказывали о новом варианте обводов быстроходного катера, разработанном американской фирмой «Норфолк шип систем инк.» и получившем название «Си Раннер». Судя по всему, работы по исследованию и усовершенствованию этих обводов идут полным ходом. Во всяком случае, такое почтенное издание, как «Справочник Джейна по скоростным судам и судам на воздушной подушке», выпущенный в 1987 году, посвятил им целый разворот.
Сообщается, что для ВМС США построено несколько опытных образцов катеров с волнообразующими килями (ВОК) и воздушной смазкой. Испытания их будут проводиться с установленными ВОК и без них. Сами ВОК при этом могут быть спроектированы с целью либо достигнуть каких-то конкретных ходовых качеств, либо просто улучшить их в широком диапазоне условий эксплуатации. Сделана также проработка съемных ВОК. В этом случае на одну и ту же модель будут устанавливаться по очереди ВОК различной конфигурации, чтобы продемонстрировать, как в зависимости от конструкции ВОК меняются скорость и мореходность судна.
Напомним вкратце принцип действия ВОК. Когда судно стоит или движется с небольшой скоростью, внутреннее пространство реданов-ВОК заполнено водой. По мере увеличения скорости, судно начинает глиссировать на рабочих поверхностях реданов, и вода выходит из их внутреннего объема. Одновременно через вырезы в транце атмосферный воздух заполняет днищевой отсек и по каналам, устроенным по типу трубок Вентури, поступает под днище и образует на нем слой воздушной смазки, благодаря чему сопротивление трения судна существенно снижается. По мнению проектировщиков, выходящий под днище воздух как бы удлиняет зоны разрежения в районе подошвы волны, увеличивая тем самым эффективную длину ВОК. Отмечается, что достоинства ВОК полностью реализуются при скоростях более 36 уз, когда около 75% массы судна поддерживается за счет подъемной силы на реданах.
На приведенных рисунках показаны проектные проработки двух судов с ВОК — скоростного пассажирского парома и ракетного катера.