Применение новых — динамических принципов поддержания (подводных крыльев и воздушной подушки) какое-то время считалось основным путем повышения скоростей малых судов. Однако в последнее время широкое использование синтетических конструкционных материалов дало новый толчок исследовательским работам в области совершенствования обводов корпуса. Одна за другой стали появляться все более сложные комбинированные системы, которые все труднее было характеризовать, пользуясь привычными определениями и терминами.
Интересное сообщение о совершенно новой разновидности таких сложных обводов появилось в июльском номере английского журнала «Мотобот энд етннг» за 1986 г. Речь идет о необычной концепции быстроходного и мореходного пассажирского катера относительно больших размерений — длиной свыше 150 футов (46 м). Эта концепция, развиваемая американскими катеростроителями, получила известность под названием «Си раннер» («Морской бегун»), под которым очевидно фигурировал один из первых проектов, воплощающих новую идею.
Сообщается, что уже были проведены ходовые испытания натурной модели «Си раннера», построенной на базе корпуса 24-футового рыболовного катера. Исследователям удалось довести его скорость до 75 узлов.
Сущность новинки становится ясна из приводимого эскиза. Она представляет собой, видимо, удачную попытку возродить давно известную идею «воздушной смазки»: под днище глиссирующего катера подается атмосферный воздух, что обеспечивает снижение сопротивления трения и соответствующее повышение скорости. Высокоэффективные с точки зрения гидродинамики «вентилируемые» поперечные (или стреловидные в плане) реданы — тоже далеко не новость. Однако в данном случае применена оригинальная, совершенно неожиданная форма самих этих реданов, позволившая избежать недостатков, присущих многореданным обводам малокилеватых корпусов, и в частности — повысить их мореходные качества. Удалось сочетать высокие гидродинамические показатели таких корпусов и мягкость хода на волнении, свойственную узким и килеватым корпусам катамарана.
Днищевые части V-образных в поперечном сечении корпусов такого катамарана набираются из необходимого числа элементов, названных авторами волнообразующими килями. Название это, судя по всему, неудачно, поскольку не отражает или не полностью отражает принцип работы ВОК. Речь идет о килеватых водоизмещающих элементах, смягчающих удары о волну и на расчетной скорости играющих роль опорных глиссирующих поверхностей и одновременно поперечных реданов-интерцепторов.
Конструкция этих типовых элементов ВОК сделана двойной. По мере увеличения скорости, всплытия корпуса и понижения давления за кормовым срезом каждого из реданов-ВОК днищевой отсек под настилом внутреннего дна (герметичной платформой) осушается. Затем через вырезы в транце атмосферный воздух заполняет этот отсек и по соответствующим каналам начинает поступать в щелевые зазоры между двумя поверхностями, образующими днищевые плоскости ВОК. Попавший под днище в зареданные области воздух снижает затраты мощности на преодоление сил трения обшивки корпуса о воду.
Отмечается, что новинка может оказаться эффективной лишь на скоростях выше 35 узлов. Естественно, что для преодоления горба сопротивления и вывода корпуса с такими обводами на глиссирование будет необходим существенный запас мощности силовой установки. Будет ли принцип «Си раннера» осуществим при создании относительно небольших и слабо энерговооружениых прогулочно-туристских судов, сказать трудно.
Работы по исследованиям новых обводов проводятся фирмой «Норфолк шип систем ник.» в г. Вирджиния-бич.