В двух предыдущих номерах сборника приводились чертежи и описание постройки мелкосидящего каютного катера «Саламандра» с водометным движителем. Очевидно многие любители захотят построить другой — прогулочный вариант этого же катера с уменьшенной рубкой и с подвесным мотором (см. общий вид в 17 номере).
Достоинством этого варианта является более просторный кокпит, в котором размещаются четыре сиденья. В случае дождя или вынужденного ночлега можно укрыться в небольшой носовой каютке, где размещены две хотя и не очень удобные, по достаточной длины койки. Это же помещение используется в качестве вместительного рундука.
Начинать строить корпус нужно по чертежам, приведенным в 17 номере сборника, но переборку на шп. 1 ставить не надо, так же, как и делать подкрепление на шп. 5 для коек-диванов.
После монтажа фанерной обшивки корпус переворачивают, закрепляют бимс на шп. 2, а на остальных шпангоутах ставят кницы, как это показано во 2(18) номере сборника на эскизе палубы. Размеры бимсов, книц и расположение карленгсов такие же, как и на каютном варианте. После того как карленгсы 19 поставлены, нужно собрать на месте переборку на шп. 4, которая придаст правильный наклон продольным комингсам 9 рубки. Комингсы эти приклеиваются к карленгсам или ставятся на густотертую краску; затем надо закрыть носовую часть палубы фанерным настилом и разметить на ней линию притыкаиия лобового комингса рубки 3. Прикрепив к палубе и боковым комингсам рейки обвязки 2, причерчивают к ним фанерные листы лобового комингса.
Завершается монтаж рубки установкой по верхней кромке комингсов боковых реек (шельфов) 4, врезкой в них бимса (25X30), ограничивающего спереди вырез люка, и зашивкой крыши 5.
Если будет применяться мощный подвесной мотор (20—30 л. с.), транец рекомендуется усилить двумя фанерными кницами 13, связывающими транец, палубу и Днище в одну жесткую конструкцию. Одновременно эти кницы служат стенками выгородки (рецесса) подвесного мотора. При моторе мощностью 10—12 л. с. можно обойтись и одной кницей 15, соединяющей транец с килем, но и в этом случае желательно отгородить вырез в транце под мотор водонепроницаемым ящиком. При установке водомета ставить эти кницы, конечно, не нужно. Зашивая кормовые участки палубы 16, ставят их вровень с верхними кромками комингсов кокпита, что улучшает внешний вид и увеличивает полезный объем кормового багажника.
Дальнейшие работы связаны с оборудованием катера койками, ветровым стеклом, пайолами (сланями) и сиденьями кокпита. Два носовых сиденья делают повыше, чтобы обеспечить хороший обзор по ходу катера. Пространство под ними используется в качестве шкафчиков, для размещения походной плитки или примуса, посуды и пр. Проявив некоторую изобретательность, можно под одним из сидений оборудовать миниатюрный камбуз с выдвижной плиткой и откидным (от спинки) столиком. Сами сиденья и спинки можно сделать деревянными, затем наложить поролон либо другой мягкий материал и обтянуть павинолом. Края павинола загибают на нижнюю поверхность сиденья или спинки и прибивают к ним декоративными гвоздями. Очень красиво выглядят мягкие сиденья с окантовкой из полосок павинола или какого-либо пластичного материала, которые вшивают в обивку. Внутрь кантика нужно проложить шнур, который придаст ему правильную круглую форму.
Ветровое стекло служит продолжением комингсов рубки. Для того чтобы правильно его разметить и вырезать, советуем сначала сделать шаблоны из фанеры, поставить их на рубку вместо стекла и подогнать по месту, после чего снять и по ним сделать разметку на плексигласе. Отдельные части стекла соединяют между собой на дюралевых угольниках 30x30; а верхнюю кромку окантовывают полосой из мягкого алюминия, которую нужно склепать со стойками-угольниками, чтобы образовалась жесткая рамка. К крыше рубки стекло можно закрепить также на угольнике, либо на отдельных скобках, но обязательно сквозными болтами, проходящими через крышу. В некоторых случаях, например, когда предполагается плавать по небольшим рекам, полезно предусмотреть возможность быстро снимать стекло; это понадобится для уменьшения габарита при проходе под мостами.
Крышку люка в рубке можно сделать из плексигласа, хотя света в каюте практически достаточно: в боковых стенках рубки имеются два небольших иллюминатора, которые служат одновременно важной декоративной деталью.
«Саламандру» можно построить и с обшивкой из досок. Конечно, корпус получится тяжелее на 30—40 кг, но ведь не всегда есть возможность достать фанеру! Дощатую обшивку лучше сделать на пазовых рейках, т. е. под каждый продольный паз в шпангоуты врезать рейку, которая не только обеспечивает плотность и водонепроницаемость обшивки, но и связывает между собой отдельные доски-поясья. Толщина досок — 11 мм; сечение пазовых реек 11X30 мм. Доски обшивки крепят к шпангоутам и форштевню шурупами 4,5x30, а к пазовым рейкам и килю — гвоздями 2,5X50 взагиб или расклепывая на шайбах. На киль придется прикрепить еще одну доску, которая должна выступать над кромками досок шпунтового пояса и защищать их от истирания при вытаскивании лодки на берег.
Для рубки и палубы все же надо применить фанеру, можно даже обычную строительную, но придется ее оклеить слоем бязи на нитроклее, хорошо прошпаклевать и окрасить.
Напомним, что на «Саламандре» можно ставить подвесные моторы мощностью от 10 до 30 л. с. («Москва», «Ветерок-12», «Вихрь», «Москва-25»); скорость от 15 (при 10 л. с.) до 40 км/час (при 30 л. с.).