Основные данные катера "КС-700"
Длина наиб., м | 7.36 |
Ширина наиб., м | 2.50 |
Высота борта в носу, м | 0.8 |
Водоизм. порожнем, т | 1.7 |
Запас топлива, л | 230 |
Пассажировместим., чел. | 6-10 |
Число спальных мест | 2 |
Мощность ПМ, л.с. | 90-250 |
Материал корпуса | АМг |
В малотоннажном судостроении к таким мы, несомненно, отнесем Костромской судомеханический завод. Образованное 70 лет назад с целью выпуска техники для лесосплава, предприятие не просто осваивало производство ряда судов вспомогательного назначения, оно строило отечественный речной флот. Отработанные годами технические решения, соединенные в водометных катерах серии "КС-100" — стальной удлиненный корпус, малая осадка, оригинальный движитель, обеспечивающий непревзойденную маневренность — обеспечили им репутацию мощного и надежного "речного трактора", ставшего основой для многочисленных модификаций.
Мы посетили предприятие в начале осени, чтобы принять участие в испытании доработанной модели прогулочного катера "КС-700", а заодно узнать, как сегодня поживает производство популярных речных судов.
Завод занимает около 7 га неподалеку от места слияния Костромы с Волгой. За крашеными воротами проходной — типичные серые корпуса цехов, двухэтажное "сталинское" здание управления. Разговариваем в кабинете с генеральным директором Александром Ширяевым о реалиях производственной жизни.
— Наши катера имеют добрую репутацию и востребованы теми, кто работает на внутренних водах всего бывшего Союза — таможенниками, пожарными, спасателями. Мы даже не знаем, что такое осенний спад производства. Уже около шести-семи лет завод работает со стабильным ростом и входит в пятерку лучших предприятий Костромы, причем госзаказ не лежит в основе финансовой стабильности, мы работаем на открытый рынок.
— В чем причины такого успеха?
— "Каэски" крайне просты в эксплуатации. Они ходят при глубине воды всего 3540 см, не боясь камышей, травы, топляка — толщина стальной обшивки 3-4 мм. На ярославские дизели "ЯМЗ" мощностью до 250 л.с. нет нареканий. Для того чтобы поднять катер на пологий берег, достаточно трех бревен — он выкатится по ним своим ходом. Какое заграничное судно сможет так? Водомет нашей конструкции позволяет развивать скорость до 35 км/ч, разворачиваться прямо на месте, он хорошо защищен от повреждений. Конструкция движителя запатентована. Мы разработали всего 17 модификаций судна, от пожарной до представительской, строим их модульным методом, быстро и без больших трудозатрат. Комплектация в основном собственного производства, на стороне берем только то, чего изготовить не в состоянии. Все катера проходят сдаточные испытания в заводском бассейне.
Совершаем экскурсию по цехам. Местами заметны следы постперестроечного спада — кое-где еще попадаются пустующие помещения, старое оборудование, но на стапелях работа кипит, полыхает сварка, и в бетонном бассейне покачивается очередное готовое к выходу за ворота судно. В просторном помещении КБ повсюду дисплеи компьютеров, проектирование ведется машинными средствами, значит, информация с мониторов пойдет напрямую в раскроечную машину — новые технологии на марше. Наличие на предприятии собственного КБ стало одним из факторов быстрого подъема производства.
Информация об изображении
Труженик "КС-110" в пассажирском исполнении способен подойти к любому берегу
— Удается обновлять оборудование, технологии?
Труженик "КС-110" в пассажирском исполнении способен подойти к любому берегу
— Теперь мы можем вкладывать в развитие больше средств, чем прежде. Меняем кровлю, купили новое финское и германское сварочное оборудование, машину для автоматической плазменной резки металла. Главное, что к нам идет молодежь: специалисты и из Нижнего Новгорода, и из местных учебных заведений. Средняя зарплата растет вместе с ростом объемов производства.
— Как поживает новинка прошлого сезона, "КС-700"1?
— Мы доработали проект с учетом замечаний испытателей "КиЯ". Скулу подняли на 200 мм, борт — на 100 мм, за счет этого немного увеличились длина и ширина, а также средняя килеватость корпуса. Катер стал вместительнее. Сейчас выпускаем два варианта: базовый — фактически просто корпус с минимальным оборудованием, и комфортабельный — с туалетом, мойкой, камбузной плитой. Мы не стали концентрировать усилия на богатстве и разнообразии внутренней отделки, важно, чтобы судно оставалось технологичным и недорогим при достаточно больших размерениях. Его охотно берут наши постоянные клиенты из федеральных служб и "частники", а также дилерские фирмы, способные провести предпродажную подготовку по индивидуальным запросам покупателей.
Отправляемся на берег ветреной Костромы, где местное телевидение снимает водометную "каэску" в "экологической" модификации, с оборудованием для сбора разлитой нефти, а также спущен на воду новый вариант "КС-700" под 225-сильной "Yamaha". Сразу заметно, что увеличенный борт пошел на пользу катеру — он стал более "осанистым", бело-синяя раскраска надводного борта и рубки ему тоже явно к лицу. Компоновочные решения остались неизменными — два кокпита, основной и малый носовой, проход сквозь каюту с высоким форлюком, широкий не заливаемый на плаву рецесс. Палуба кокпита покрыта алюминиевой "рифленкой", лучшего материала для наших рыбаков-охотников с их болотными сапогами не придумать. Тент над кокпитом подпирает жесткая дуга из "нержавейки". Высота в каюте у входа — 1.6 м, к носу подволок плавно понижается. Отделку интерьера роскошной не назвать, панели под дерево и иглопробивная ткань зашивок напоминают скорее о стандартах обитаемости общественного транспорта, но сделано все на совесть, прочно, применены покупная морская фурнитура и качественное оборудование, будь то дверная ручка-кнопка, рулевая машинка или прокачной унитаз.
С нагрузкой в семь человек выходим на короткое речное волнение. После легкого разгона полная скорость достигла 74 км/ч. Острый нос катера прорезает волну высотой в 20-30 см почти без ударов. Крен на поворотах довольно силен, как и полагается килеватым каютным корпусам, но мотор работает ровно, без подхватов, хотя и излишне брызгается — требуется более тонкий подбор высоты его установки. Со стороны идущий катер выглядит несколько "лежащим" на форштевне, сказывается вес рубки, но все-таки ходовая посадка стала лучше, чем при первом знакомстве год назад. С двумя пассажирами скорость достигла 76 км/ч, в прошлом же тест-драйве под более мощным 250-сильным "Mercury" она была практически такой же, стало быть, можно говорить об улучшении ходовых качеств судна. В будущем планируется расширить ряд устанавливаемых моторов, включить в него стационарные двигатели и водометную установку, к сожалению, импортную.
Дальнейшие планы завод связывает с увеличением длины выпускаемых прогулочных судов — алюминиевые корпуса размерного диапазона 7—10 м у нас пока слабо представлены отечественной промышленностью. Будем надеяться, что новый катер костромских судостроителей найдет свою нишу на рынке прочных быстроходных катеров, приспособленных к нашим не всегда ровным "речным дорогам".
Примечания
1. Отчет об испытаниях первого варианта "КС-700" опубликованы в "КиЯ" №186.