Экспоцентр состоит из 12 павильонов, большинство из 900 стендов (1200 судов) можно посетить, не выходя на открытый воздух. Для просмотра размещенной в гавани "плавающей" части экспозиции (это еще около полутора сот катеров и яхт) предназначен автобус, курсирующий каждые 15 минут. Посетителям из числа VIP-клиентов (мы тоже были причислены к ним) полагается лимузин с водителем.
"Hanseboot" входит в число пяти крупнейших мировых экспозиций катеров и яхт. Уступая дюссельдорфской по количеству участников (особенно в части очень больших и дорогих яхт), гамбургская выставка — для "практического яхтсмена". Здесь почти нет сверхдорогих судов, зато много лодок находится на воде и с фирмой-экспонентом можно договориться о Probefahrt (о пробном выходе).
Войдя, мы сразу же попали в царство спортивных швертботов: от простейших "Оптимистов" до сложных "заряженных" аппаратов. Возле них постоянно толпился народ — чувствовалось, что к парусным гонкам немцы неравнодушны. Но удивило прохладное отношение к многокор-пусникам. Стендами спортивных катамаранов интересовались мало, а крейсерских катамаранов и тримаранов не было вообще. Ни одного. Впрочем, нет — один был. Существующий в единственном экземпляре 55-футовый быстроходный круизный катамаран "Lerouge 55" ценой полтора миллиона евро стоял в гавани, привлекая внимание своими футуристическими формами. Цена недельного круиза — 40 тыс. евро. Однако! Три каюты, которые можно назвать лишь спальными отсеками (кроме коек, там нет ничего) и салон, где высокому человеку даже выпрямиться затруднительно — за что же платить столько? Разве что за стильный интерьер (ни одной прямой линии или угла!), выполненный одним из ведущих французских дизайнеров, да за скорость диковинного судна? Как сказал капитан, "27 уз с пассажирами на борту выжимали — но было уже страшновато"...
Очень большое внимание аккуратные немцы уделяют поддержанию судов в должном порядке, поэтому множество фирм предлагало свои услуги в области корпусного ремонта, материалы и технологии. Выставлялись поврежденные корпуса, прямо на которых демонстрировалась последовательность операций по ремонту и восстановлению — от борьбы с осмосом своими силами до заделки крупных пробоин и трещин в пластике, от восстановления поврежденного лакокрасочного покрытия до глубокого ремонта деревянной обшивки и тиковой палубы. Некоторые фирмы крутили видеоролики, подробно показывающие процесс "излечения", тут же можно было и купить такую кассету или справочную брошюру.
Кстати, в рамках выставки ежедневно проводились семинары для судостроителей — там как раз шла речь о современных технологиях и материалах. К сожалению, ни на одном из них не было россиян, а ведь, думается, услышать о технологии SPRINT из уст ее создателей или узнать о тонкостях работы с программой "Rhinoceros" было бы полезно и нашим судостроителям. "КиЯ" как VIP-клиент получил, конечно же, материалы некоторых семинаров, но ведь один раз увидеть лучше, чем сто раз прочесть...
К нашему удивлению, водно-моторный раздел выставки не поразил большим количеством новинок. Специалисты в один голос говорят: "Немецкий рынок катеров меняется очень медленно, принципиальные новинки появляются редко. Чтобы оценить и их, и тенденции, нужно проанализировать пять последних выставок, не меньше".
Продолжая осмотр выставки, мы в первую очередь, отправились на стенды, рекомендованные коллегами из журнала "Boote". Действительно, суда серии "Cap Camarat" ("Jeanneau") своим видом выгодно отличались от общей массы зачастую малоразличимых пластиковых собратьев. "715" — это трейлерный катер под подвесной мотор мощностью до 250 л.с. "925" — уже более крупное судно, вдобавок имеющее категорию "B" ("Offshore") и рассчитанное на два 225-сильных мотора. Обе лодки имеют обводы с комбинацией продольных и поперечных реданов и выглядят очень стильно и изящно — настоящие француженки, хоть и спроектированы американским КБ "Michael Peters Yacht Design". Это бюро, кстати, известно как проектами выдающихся гоночных судов1 — им принадлежат пять побед в чемпионатах UIM, 12 мировых рекордов скорости и множество других спортивных достижений — так и роскошными яхтами (достаточно вспомнить знаменитую "Lady Tiffany"). В конструкции "Cap Camarat" соединились оба подхода — "925-й", к примеру, способен развивать скорость до 48 уз. Катера очень хорошо оснащены и, по мнению, представителей фирмы, прекрасно подходят как для рыбалки, так и для прогулок или дальних переходов. Ну, а про яхты "Linssen", мы надеемся, у нас пойдет отдельный разговор...
Большим был стенд одного из самых известных норвежских катеро-строителей "Nidelv Baatbyggeri AS" — фирма с помпой отмечала свое 75-летие, выставив сразу восемь(!) лодок длиной от 19 до 32 футов. Были представлены все три линейки: "Classic", "Sport", "Cruiser", т.е. классические водоизмещающие катера с имитацией клинкерной обшивки, быстроходные лодки с открытой рубкой и превосходные каютные глиссеры. Репутация этой верфи как одного из самых надежных изготовителей привлекала посетителей, несмотря на более высокие, чем, к примеру, у "Jeanneau" цены.
В гавани было представлено множество американских катеров типа "Grand Banks" (в основном от 40 до 45 футов). Стройными рядами они атаковали немецких покупателей, открывая "второй фронт". Ряд катеров имел табличку "Manufactured in Malaysia", на остальных было указано "Made in USA". И по ценам, и по качеству (если внимательно приглядеться к некоторым деталям) вторые были заметно серьезнее. В связи с этим нельзя не сказать еще об одном. Немцы боятся. дешевых судов — это было хорошо заметно на ряде стендов, демонстрировавших достаточно большие, хорошо отделанные, но недорогие катера. Пожалуй, цена готовой аккуратной лодки в 20—25 тыс. евро (речь не идет о трехметровом РИБе) — это некая граница. Более низкая цена, скорее, отпугнет бюргера, чем привлечет его — он будет опасаться, что этого либо добились в ущерб качеству, либо за счет размеров и комфортабельности. (Интересно, что для крейсерских парусных лодок эта граница проходит чуть ниже — примерно в районе 14—16 тыс. евро.) И еще отметим, что многие моторные суда предлагались уже с готовой кредитной линией — фирмы не только демонстрировали товар, но и готовы были взять на себя все хлопоты по оформлению кредита, привлекая клиентов умеренными процентами (в среднем — не более 6.5% годовых).
Завершая разговор о "моторной" части экспозиции, надо сказать о полном отсутствии гидроциклов: пик их популярности явно позади.
В парусном разделе выставки (очень обширном: соотношение "парус/мотор" в Германии не идет ни в какое сравнение с нынешним российским) новинок, напротив, оказалось куда больше. Главными сюрпризами здесь были две пришедшие из Швеции новейшие яхты: "Farr 525" и "-645" постройки верфи "BSI Marine" и рассчитанные на обеспеченных клиентов (цена первой — около 900 тыс. евро, второй — уже 2.7 млн.). В первый день работы "Hanseboot" они были предоставлены для краткого теста, отчет о котором мы намерены вскоре опубликовать. Поразила та "швертботная" легкость, с которой управлялись эти довольно большие суда. Очень интересным было и оборудование обеих лодок.
Разумеется, этими яхтами дело не ограничивалось, широко были представлены и суда категории "mass-production": прежде всего, безусловно, яхты крупнейшего немецкого изготовителя "Bavaria Yachtbau GmbH". Основной новинкой здесь была "Bavaria 49 DE"2 с дизель-электрическим вспомогательным приводом. Лодка демонстрировалась на воде, и мы на практике убедились в достоинствах такой схемы — уровень шума в салоне заметно меньше, а на реверс судно реагирует гораздо быстрее. Кроме нее можно было увидеть еще две новые модели: "-42" и "-46" линии "Cruiser" — элегантные крейсера спортивного стиля с красивой отделкой из светлых панелей красного дерева.
Очень гостеприимным был стенд второго по величине производителя яхт (около 500 в год) в Германии — "Yachtzentrum Greifswald" (яхты "Hanse"). Жестко конкурируя с "Bavaria" и "Beneteau" за массовый рынок, "YG" удерживает весьма демократичные цены, добиваясь, тем не менее, высокого качества своих судов. Здесь основной упор был на новинку — "Hanse 461" с редким для яхт зеленовато-золотистым цветом корпуса: огромный баннер внизу гордо сообщал об использовании в конструкции корпуса эпоксидной смолы. Внедрение эпоксидки в массовое производство (порядка 150 судов только этого типа за год) можно назвать технологическим прорывом — это уже не десяток "Shipman 50". Характерные особенности почти всех яхт "Hanse" — большое внутреннее пространство и чувство простора — здесь оказались наиболее ярко выражены: салон "461-й" выглядит как малогабаритная квартира, никак не меньше! Еще одна интересная деталь этой яхты — выдвижное носовое электрическое подруливающее устройство (идея узла, похоже, подсмотрена у "Distancia 60").
"YG", пытаясь выделить свое обособленное положение и более тщательный подход к производству ("Мы — не "Beneteau", мы совсем другие", — постоянно подчеркивала в беседе одна из директоров верфи), даже свой огромный стенд (пять моделей яхт) арендовал в другом павильоне, не там, где поселились прочие производители относительно недорогих парусных судов. Зато туда каким-то боком занесло породистые "Hallberg Rassy", которые, правда, старательно отгородились от остальных яхт "массового спроса", подняв свой стенд на высоту палуб выставленных лодок ("попробуй, дотянись!").
Самые элитные яхты жили обособленно. Небольшой стеклянный павильон стоял как бы в стороне от основной линии путешествия посетителя по лабиринтам выставки. Без дела туда никто не заглядывал, и благоговейная тишина нарушалась лишь знакомыми аккордами "Лебединого озера" — там царили величественные лебеди верфи "Nautor". С ними павильон делили представители "Baltic Yachts", "Conyplex B.V.", "Malo" и "Cantiere del Pardo" — других сюда не пустили. Последняя представила новинку — "Grand Soleil 50" с вписанной в корпус стальной конструкцией, воспринимающей нагрузки от киля, мачты и вант-путенсов и равномерно распределяющей их по всему судну (нечто подобное, напомню, было применено Ю.Ситниковым в конструкции яхты "Рикошет 1220" — "КиЯ" №189). Вообще, надо заметить, что конструкторы вновь ищут пути повышения жесткости и долговечности пластикового корпуса. Помимо уже упомянутых "Grand Soleil 50" и "Hanse 461" здесь можно назвать "Oyster", который ради надежности и долговечности отказался от сэндвиче-вых конструкций. "Им не гоняться — о весе-то думать не надо", — прокомментировали это на стенде "Nautor's Swan".
В то же время полиэфирная смола продолжает занимать основное место даже у таких элитарных производителей, как "Nautor". Только... вот если стенды "Dufour" или "Beneteau" можно было в буквальном смысле найти по легкому запаху стирола, то внутри "Swan 46" нос не смог ощутить аромат полиэфирки даже в самых закрытых местах яхты. Впрочем, к подробному разговору о "Swan" мы на страницах журнала, надеюсь, еще вернемся — ведь догнать "Nautor" по качеству, престижности и размеру производственной линейки (17 моделей!) отчаялись уже практически все. И, кстати, было очень отрадно услышать из уст представителя верфи, что описанные нами в № 190 проблемы фирмы позади — уволенный персонал принят обратно, ритмичность производства вернулась в прежнее русло.
Открытием для нас стали представленные здесь же яхты "Contest" от верфи "Conyplex B.V." — будучи примерно в полтора раза дешевле аналогичных по длине "Oyster", с которыми они борются за один и тот же сегмент рынка, "Contest" демонстрировали высочайший уровень комфорта, отличную управляемость, хорошие ходовые качества под парусами. Продуманность каждой детали поражала — впрочем, что удивляться: голландское судостроение, и этим все сказано.
Еще один павильон населяли братья-поляки. Встречали нас там по-разному. Некоторые фирмы откровенно безразлично: "Германия поглощает все, что мы можем построить и даже больше3. К чему рисковать, занимаясь вашим рынком?" Но были и приятные встречи. На стенде "Delphia Yachts S.A." (очень элегантные трейлерные яхты "Sportina") нас радостно приветствовал брат знаменитого Кароля Яблонского — Хуберт, а самое душевное знакомство состоялось на улице. "Го-во-ры-те по-русс-ки!", — улыбнулись нам выпускники ленинградской Корабелки на стенде небольшой верфи "TES Yachts", отчасти знакомой посетителям нашей Кают-компании4. Эта фирма специализируется на постройке очень маленьких (длиной от 5 до 9 м) яхт, весьма просторных и комфортабельных внутри (гальюн, камбуз, порой даже душ). Дизайн суденышек, правда, своеобразный, но это и понятно, иначе как "бочоночком" трудно сделать шестиметровую яхту с высотой подволока в каюте 1.80 м. Годовой выпуск лодок — порядка 45 штук, и идут они, как горячие пирожки. Думается, при цене от 14 тыс. евро столь оригинальные и вместительные суда, очень удобные для семейного отдыха, могли бы найти спрос и на российском рынке.
Побеседовав с представителями Германского парусного союза и Союза немецких судостроителей (объединяющего примерно половину из более чем 400 немецких судостроителей), мы смогли составить представление и о типичной парусной яхте сегодняшнего немца. Это — пластиковый шлюп длиной порядка 36—37 футов, в основном отечественного производства (кстати, типичный покупатель парусной яхты чуть моложе, активнее и обеспеченнее "среднего водномоторника" Германии). Но если брать в расчет среднюю длину яхт, реализованных в Германии только за 2003 г., то она вырастет до 42 футов. Любопытно, что яхты длиной меньше 35 футов, кроме поляков, почти никто и не предлагал — практически все западноевропейские строители ограничили свое присутствие на немецком рынке парусных судов более крупными лодками. Правда, отметим и новую тенденцию — все больше появляется трейлерных парусников длиной 25—27 футов. Все яхты — стеклопластиковые, алюминий, а тем более дерево — уже эксклюзив.
Характерные тенденции последнего времени — стремительно возрастающие требования к обитаемости парусного судна и удобству управления им. Как следствие, например, влагозащищенные динамики акустических систем стали нормой даже в кокпи-тах(!) относительно небольших яхт (они вделываются в торцевые стенки банок). Это демонстрировали практически все — от "Hanse" и "Elan" до "Farr" и "Swan"5. Конструкторы "YG" пошли еще дальше — теперь на рулевой колонке ряда их лодок находится даже пульт ДУ музыкальным центром (честно говоря, мне все же трудно считать его необходимой для рулевого вещью). Менеджеры всех фирм всячески стараются подчеркнуть, что яхтами управлять также просто, как автомобилем, и все чаще начинают встречаться носовые подруливающие устройства: они уже пришли и на парусники длиной менее 40 футов ("Southerly 110" и "-35 RS"). Стремительно исчезает с палуб погон гика-шкота — деталь, как сказали представители "Farr", просто опасная в ряде случаев. Ну да, если учесть, что "-525" и "-645" рассчитаны на экипажи из двух-трех человек...
Еще одной тенденцией, подмеченной на выставке, является большая популярность проектов, созданных конструкторским бюро "Judel/Frolijk & Co". Едва ли не каждая верфь посчитала своим долгом выставить яхту с его логотипом у ватерлинии: складывается ощущение, что сегодня "J/F" — это наше все. Что ж, победа в Кубке "Америки" по праву приносит заслуженные дивиденды.
Продолжая разговор о тенденциях, отметим, что в парусном мире Германии (и не только) четко стали ощущаться "расовая сегрегация" и "классовое деление". Привычное с детства понятие "крейсерско-гоночная яхта" как общее наименование больших морских яхт практически исчезло. Завершается расслоение потребительских лодок длиной от 38—40 футов на три большие группы: "performance cruiser" (по-русски, видимо, это можно трактовать как "скоростной крейсер") "racer cruiser" и "family cruiser" (крупные яхты этой группы называются уже "long voyage cruiser").
Первые характеризуются высокими скоростными качествами и комфортом при минимуме экипажа (даже большие лодки рассчитаны на управление одним-двумя яхтсменами). Отсутствуют погон гика-шкота, бакштаги, спинакер, никакие правила обмера при проектировании в расчет не берутся. Типичные примеры — "Shipman 50", "Farr 525". Вторая группа наиболее знакома нам — это именно крейсерско-гоночные яхты, удачно выступающие в гонках. Лодки оптимизированы с учетом IMS (реже — IRC, в Северной Европе они пока не прижились), сохраняют высокой уровень комфорта, рассчитаны на довольно опытный экипаж, но могут управляться и небольшим числом яхтсменов. Порой оказываются сложными в настройке. Характерные представители здесь — "Bavaria" серии Match. Третья группа — "семейные крейсера". Название условно, но хорошо отражает особенности таких судов: скорость отчасти принесена в жертву удобству, обитаемости и мореходности. Яхты довольно тяжелые, но просторные и долговечные. К этому типу принадлежат, например, все яхты "Southerly", почти все "Contest" и "Oyster", российский проект "Морозов 50" (стр. 21) тоже следует отнести сюда же. Фирмы, не сумевшие четко вписать свою продукцию в одну из трех этих групп (или объяснить это покупателю), постепенно начинают терять свои позиции в Северной Европе (к примеру, "Hunter").
Говоря о классовом делении, следует сказать, что за недавние годы стремительно стал развиваться сектор относительно недорогих парусных судов, выпускаемых большим тиражом. Обладание парусной яхтой перестало быть предметом особого престижа. Поэтому изготовители дорогих лодок приняли ряд мер (не только маркетингового характера), призванных отделить "элитный" парус от "прочих". Фактически можно говорить о разделении парусных судов на три ценовые категории: "mass-production", т.е. сравнительно недорогие крупносерийные лодки ("Hunter", "Beneteau" и ряд других с диапазоном цен от 70—80 до 300— 320 тыс. евро в зависимости от длины), "средний класс" (ряд британских и североевропейских яхт с ценами от 200—250 до 700—800 тыс. евро) и элита ("Swan", "Oyster" — цены стартуют от 900 тыс. евро6).
По статистике, отдых на воде (особенно под парусами) по-прежнему остается самым популярным в Германии, намного опережая второй по распространенности вид отдыха — конный спорт. Способствуют этому многие факторы — и спонсорские программы многих крупных фирм (взять хотя бы ту же "BMW"), широко поддерживающих гонки (особенно детские), и развитое гражданское общество (в том же Гамбурге масса очень скромных яхт-клубов соседствует с суперэлитными виллами ценой во много миллионов — никто никому не мешает), и отсутствие... жадности. Годовая стоянка 40-футовой яхты в маринах Гамбурга или Бремерхафе-на (всего в Германии порядка 2500 хорошо оборудованных стоянок) обойдется ее владельцу в 1300-1500 евро: за эти же деньги в ряде российских марин удастся постоять от силы лишь пару-тройку месяцев. Максимально упрощено участие в крейсерских гонках — в Германии доминирует система гандикапа "Yardstick": никаких тебе мучений с формулами и подозрений "честно/нечестно". Поэтому, несмотря на все проблемы, затоваривания немецкого рынка катеров и яхт не наблюдается — любой качественный товар находит своего покупателя. И, чтобы держать этого покупателя в курсе дел, изо всех сил стараются специализированные книжные издательства. "Сколько книг яхтенной тематики вы выпускаете в год?" — спросили мы на стенде крупнейшего специализированного издательства "Delius Klasing Verlag". "В среднем наименований этак 700", — был ответ...
Конечно же, одними готовыми судами выставка не ограничилась: во множестве были представлены концептуальные идеи. Как наиболее интересные, отметим, пожалуй, две: оригинальные яхтенные кили фирмы "Stoeberl Sailing", ставшие результатом многолетних исследований ее основателя (проект "Vision"). Они фактически соединяют в себе две концепции: отклоненный от ДП балластный бульбкиль и двойной плавник. Вторая любопытная находка — "X-Kiel": поворотный балластный киль, отклоняемый одновременно с повернутым относительно него швертом — при такой схеме последний будет всегда близок к вертикальной плоскости.
Интересные новинки были и среди оборудования: в первую очередь, беспроводные яхтенные приборы "Micronet" фирмы "Tacktick Ltd". Идея давно назревшая — датчики и дисплеи соединяются между собой по радиоканалу, питаясь от встроенных солнечных батарей. Подвод энергии нужен лишь к датчикам лага и эхолота, весь остальной приборный комплекс можно установить при помощи одной отвертки. Очень полезным может оказаться новый прибор "Anchor Alert DB-100" ("Deep Blue Marine"), анализирующий натяжение якорной цепи и своевременно предупреждающий рулевого о том, что якорь пополз. Устройство состоит из двух компонентов: герметичного датчика, вставляемого в якорную цепь (или канат) и связанного с ним по радиоканалу индикатора, включается автоматически, как только якорь окажется в воде. Фирма продолжает развивать серию приборов, предназначенных для повышения безопасности на борту: едва ли не сенсацией стал прибор "Man over board", не только сигнализирующий о падении человека за борт, но и указывающий на дисплее пеленг и расстояние до спасаемого. Большой интерес по-прежнему вызывали и "демобилизованные" аккумуляторы "AGM DMS" с очень большой долговечностью: только гарантийный срок составляет пять лет!
Впервые представленные на потребительском рынке в 2002 г. (до этого они 15 лет служили в американской армии) батареи продолжают совершенствоваться: теперь они могут храниться заряженными в течение двух лет, не теряя свой заряд. Эти батареи допускают полный разряд без ущерба для своей емкости, не боятся сильных ударов, равнодушны к силе тока при зарядке. Продолжаются и работы по "ловле блох": специалисты отмечали "особо гладкое" покрытие "Nanopolitur" ("Nanocoat Marine GmbH") для подводной части яхт (обещается снижение сопротивления примерно на 1.5%, правда, пока над ним еще идут работы) и асимметричные фалы ("LIROS — Rosenberger Tauwerk GmbH") — вверху они тоньше и легче, внизу толще и тяжелее (все для снижения высоты ЦТ). Яхтсмены отдавали должное и новому виду спинакеров "Parasailor" c дополнительным крылом (дальнейшее развитие известной с 2001 г. концепции "Parasail").
Наших сограждан на "Hanseboot" практически не было7. Русская речь не звучала в павильонах выставки, и даже представители тех компаний, которые интересуются российским рынком (а таких было много), крайне мало знают о возможных деловых партнерах: казалось, что Россия находится дальше, чем Антарктида. Отсутствие представителей отечественных судостроительных и особенно торговых фирм выглядело чуть ли не демонстративным. "А почему нет никого из России? — спрашивали на многих стендах. — Вам совсем неинтересны наши товары?" Что тут было ответить?..
И, оглядывая прекрасно организованную экспозицию, осматривая стройные ряды великолепных судов, я все чаще и чаще ловил себя на том, что задаю себе вопрос давно ушедшего от нас немецкого поэта: "Я не знаю, что это значит — почему я так печален?.."
За анализом немецкого рынка мы обратились к коллегам из популярного журнала "Boote", сокращенное интервью с которыми и предлагаем читателям.
— На немецкий рынок моторных судов сегодня влияют следующие факторы, — говорит редактор Манфред Вилькамер, — во-первых, это размывание многочисленного и обеспеченного среднего класса Германии. Значительная часть людей богатеет, но у части возникают... социальные проблемы. Это отразилось на структуре сбыта: до недавнего времени наиболее популярны были моторные суда, стоившие порядка 90—120 тыс. евро. Сейчас изготовители, ориентировавшиеся на этот сегмент рынка, находятся в трудном положении: спросом пользуются лодки ценой от 40 до 60 тыс. евро, а также более дорогие — свыше 150—180 тыс. Те же, кто выпускал суда стоимостью от 250 тыс. и дороже, вообще никаких сложностей не почувствовали, а вот сегмент в 70—140 тыс. евро стал очень проблемным.
Во-вторых, я бы отметил все большее желание немцев иметь как можно более комфортабельные катера. Даже те, кто проводит на борту всего несколько часов в месяц, хотят "пятизвездочных отелей" на воде! Производители охотно откликнулись на это — посмотри, как богато оборудованы даже небольшие лодки. Кстати, ты заметил, что здесь мало "Bayliner"? Наш крупнейший дилер этих судов теперь занялся собственным производством (это лодки с торговой маркой "Viper") — его перестал устраивать американский подход к делу. Хотя "Bayliner" пока остается одной из самых популярных марок.
— А, кстати говоря, какие суда наиболее распространены в Германии? — спросили мы.
— На морском побережье — это пластиковый глиссирующий катер длиной от 18 до 21 фута (во множестве как раз "Bayliner", но в последнее время все большее предпочтение отдается североевропейским катерам) с двигателем мощностью около 275 л.с. (примерно 35% из них бензиновые). На реках это в основном неторопливые суда диной от 7.5 до 12 м (в среднем 10 м) с двигателем мощностью порядка 80—100 л.с.
— А что из принципиальных новинок выставки ты бы отметил как наиболее заметные?
— Пожалуй, первым я бы назвал "Ease 28" — серийный стеклопластиковый катер, построенный с использованием эпоксидной смолы. Еще отмечу сильный "drang nach Westen" восточноевропейских (польских прежде всего) судостроителей, причем, что интересно, в сегменте моторных катеров класса "люкс". Новая стальная яхта из Голландии "Linssen 380 Sedan", пара красивых "Jeanneau Cap Camarat", "Nidelv 590" — вот, собственно, почти и все.
Одного из руководителей Союза немецких судостроителей господина Клауса-Элерта Мейера мы попросили прокомментировать ситуацию на немецком рынке маломерных судов.
— Безусловно, следует отметить очевидные признаки выхода малого судостроения из кризиса. По итогам первого полугодия 2004 г импорт судов в целом вырос сразу на 500 штук (или на 16.7%) в сравнении с таким же периодом 2003 г. Вырос и отечественный экспорт парусных яхт: в цифровом исчислении всего на 2.4%, но в денежном — почти вдвое, это связано с большим количеством иностранных заказов на крупные лодки германского производства. (Кстати, хочу заметить сильный рост интереса немцев к парусу: в прошлом году импорт парусных яхт длиной от 25 до 40 футов впервые превысил импорт моторных судов такого же размера.) Объем экспорта моторных судов увеличился следующим образом: для катеров длиной 7.5—12 м на 51%, для более маленьких — сразу на 132%: среди зарубежных покупателей немецкие суда пользуются заслуженной популярностью. По нашим данным, в 2005 г примерно треть германских судостроителей планируют расширять свой бизнес, а среди изготовителей судового оборудования и комплектующих эта цифра уже превышает 60%. Так что у нас есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом!..
В завершение выставки нам довелось немного побеседовать с ее директором господином Мартином Грееве. Нас особенно интересовал его взгляд на отличительные особенности "Hanseboot" и перспективы ее развития.
— Отличительные особенности выставки, — сказал наш собеседник, — это ее демократичность и удобство. Мы специально не гонимся за числом экспонентов и посетителей: наша задача — сделать их общение максимально удобным. Ты обратил внимание, какие большие стенды у многих фирм? Это сделано специально — чтобы к стенду было удобно подойти. "Hanseboot" не для того, чтобы просто глазеть — она для того, чтобы заключать реальные контракты. И с конечными покупателями, и с дилерами.
— Какова же в таком случае цена стенда?
— Очень низкая! Всего 100 евро за один квадратный метр необорудованного стенда — но при этом мы все равно остаемся прибыльным бизнесом. Еще одно отличие — мы считаем себя в определенной мере ответственными за качество демонстрируемых у нас судов или услуг Поэтому стараемся исключить появление тех фирм, репутация которых вызывает недоверие.
— То есть вы попросту отказываете некоторым фирмам? — удивились мы.
— Да, именно так. Но их названия — не для печати, хорошо? И еще одна особенность — время проведения. Выставка идеально подходит для заключения договоров на поставку судна — как раз к началу следующего сезона оно будет готово. Это оценили и посетители, и экспоненты, и сейчас на противоположной стороне "Петербургской улицы" мы ведем работы по постройке еще четырех больших павильонов, которые будут соединены с основным комплексом подземным переходом — вот, взгляни на макет. Это позволит нам довести число экспонентов примерно до 1300, хотя, как я уже сказал, за количеством мы не гонимся.
— Какие стенды и экспонаты в этом году, на ваш взгляд, наиболее интересны?
— Я бы отметил яхту "Grand Soleil 50" — очень оригинальная конструкция и изысканный итальянский дизайн. Цена в 392 тыс. евро, на мой взгляд, более чем приемлема для такого большого судна, да еще и от столь именитого производителя. На второе место поставлю новый двигатель "Volvo D9" — отличный шестицилиндровый дизель, соответствующий самым жестким экологическим требованиям. Для своего объема в 9.4 л он очень компактен. По-моему, это самые интересные экспонаты выставки. Ну, хороши и две новые "Farr".
— А с чем связано столь скромное представление подвесных моторов на выставке?
— В обеспеченной Германии подвесник всегда считался мотором "маленького человека". Пользоваться им не престижно. Эта тенденция отчасти сохраняется и сейчас — немцы пока еще неохотно покупают моторы мощнее 100 л.с., считая, что лучше вкладывать деньги в стационары.
— О каких еще тенденциях в малом судостроении можно говорить сейчас?
— Если взять последние несколько лет, то они очевидны — суда становятся все больше, все комфортабельнее. Производители продолжают насыщать их все большим количеством самого разнообразного оборудования. Очень важная тенденция — мобильность. Все популярнее трейлерные суда: от легких открытых глиссеров до более практичных лодок с компоновкой "walkaround", буксируемых за тяжелыми машинами. Намечается выход из кризиса в отрасли. Ну, а германский рынок — центральный в Европе: продавать здесь свои суда престижно для каждого производителя. Активно работают на нашем рынке американские, финские, французские верфи, сейчас очень мощно выступают поляки. И нам хотелось бы видеть больше россиян у нас в гостях!..
Примечания
1. Памятный петербуржцам по гонкам "Offshore Class One" 1998 г. катамаран "Jolly Motor" был спроектирован именно этим КБ.
2. Яхту представлял один из контрагентов фирмы.
3. Поляки, надо сказать, вряд ли преувеличивали — по данным коллег из "Zagle", более 80% польских яхт экспортируется именно в Германию.
4. Лодки этой верфи обсуждались в теме "Пико-яхты".
5. "Nautor" не смог не выделиться и в этой мелочи — у его яхт динамики защищены решеткой из полированной нержавейки.
6. Самый маленький "Swan 46" стоит 600 тыс. евро, но за эти деньги заказчик получит лишь корпус с установленными релингами, мачтой и двигателем. Готовая к выходу в море яхта стоит уже минимум 900 тыс. евро: для сравнения, "голая" "Hanse 461" обойдется в 218 тыс. евро, а укомплектованная — примерно в 250.
7. Впрочем, на "Beneteau" сообщили, что подписали с русским заказчиком контракт на поставку "Beneteau Oceanis 411".