Основные данные моторных лодок
«Пегас» | «Диана 2-01» | |
Длина наибольшая, м | 6.40 | 4.28 |
Ширина наибольшая, м | 2.13 | 1.23 |
Высота борта, м | - | 0.62 |
Пассажировместимость, чел. | 6 | 3 |
Грузоподъемность, кг | 600 | 280 |
Вес корпуса, кг | 600 | 150 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. | 130 | 25 |
Цена, руб | от 140 000 | 33210 |
На отечественном рынке уже довольно полно представлены суда подобной ценовой категории, в то время как значительная часть населения по-прежнему не в состоянии приобрести малые лодки, катера и яхты по банальной причине — доходы далеко не среднеевропейские. Часть наших предприятий, обычно старых, строит на этом свою сбытовую политику, предлагая суда из более дешевого, но и более проблемного отечественного материала, которые, как правило, все-таки находят своего покупателя. Попытки компромисса обычно не приводят к золотой середине. Тем интереснее опыт молодой, динамично развивающейся казанской производственной фирмы "Татскан", которая на практике реализовала оригинальное решение дилеммы цены и качества.
Все началось с областей, относительно далеких от судостроения. Владимир Матяж, бывший авиастроитель и нынешний генеральный директор фирмы (а, кстати, почти все ее сотрудники пришли с КАПО им. Горбунова, и связь с ним не потеряна до сих пор), уже несколько лет руководит производством стеклопластиковых комплектующих изделий для автопрома. Опыт и амбиции спортсмена-авиамоделиста не позволили ему просто применить стандартные технологии формовки пластика, его целью было довести процесс до определенной степени совершенства и получить преимущество перед конкурентами. Он применил в серийном производстве хорошо известную спортсменам и судостроителям-любителям технологию вакуумного формования, позволяющую достичь в изделии наилучшего соотношения между смолой и армирующим стекломатериалом. Говорят, многие приезжали посмотреть на прогрессивную технологию, да не у каждого получилось ее повторить — слишком много нюансов следовало при этом учесть.
Прижатый атмосферным давлением к стенкам матрицы ламинат хорошо пропитывается связующим, что позволяет минимизировать потери смолы и вес самого изделия, а также использовать для армирования плотную жесткую стеклоткань вместо любимого сторонниками "ручных" методов более рыхлого стекломата. Полученный из относительно недорогих материалов российского происхождения стеклопластик по механическим характеристикам не уступал более дорогостоящему, полученному из привозных компонентов, а его стоимость в изделии составила менее 8 долл./кг против среднестатистических 12-15.
На вопрос о возможных проблемах с нашей непостоянной по качеству полиэфиркой директор ответил, что да, при работе с нашими химзаводами приходится проявлять бдительность и контролировать каждую поставку, но подобные усилия в конце концов оправдываются. Пониженная себестоимость изделий при обширном и стабильном, не связанным с сезонностью заказом на обтекатели и спойлеры для грузовиков, способствовала обеспечению надежного финансового положения фирмы, и было логично дополнить выпускаемый ассортимент пластиковыми лодками.
На сегодня "Татскан" выпускает пять моделей гребных и моторных лодок в различных вариантах исполнения. Круглоскулые "Ника-1" и "Ника-2" востребованных размеров 2.5 и 4.2 м — тузик-картоп и универсальная шлюпка "прокатного" класса. Моторные мини-мотолодки "Диана" ведут родословную явно от аквабайков — тот же характерный поперечный редан на приполненном носу и малокилеватое днище со скуловыми отгибами. Две их модификации отличаются только длиной — 3 и 4 м. Но "визитная карточка" казанцев — определенно шестиметровый "Пегас", прогулочно-разъездная моторная лодка-тримаран, которую уже хочется назвать катером. Ее корпус построен по мотивам известного давним читателям журнала глиссера "Эйрслот" со стреловидным реданом, призванным улучшить мореходные качества лодки.
На пробных выходах, проведенных фирмой поздней осенью специально для "КиЯ", мы смогли проверить ходовые качества некоторых лодок. Яркую желто-синюю "Диану-2" под 25-сильной "Yamaha Enduro" оказалось под силу втроем стащить на воду речки Казанки, где она показала всю свою прыть, разогнавшись с тремя седоками до 45 км/ч, а с одним водителем — до 51 км/ч. Непривычно продолговатый корпус продемонстрировал отменную ходкость, быстро выходил на глиссирование и не дельфинировал, разве что при разгоне поднимающийся нос немного затруднял обзор водителю, низко сидящему в корме. Увеличенное удлинение положительно сказалось и на способности лодки преодолевать крутую речную волну без значительного удара и потери скорости. Простые деревянные весла на бортах, несколько портившие внешний вид, оказались незаменимым элементом оборудования на обмелевшей по осени Казанке.
Казань — город авиастроителей. Местные конструкторы шутят: "Что бы мы ни начинали рисовать — все равно получается самолет". Именно с крылатой машиной вызвал первые ассоциации спущенный на воду "Пегас", чему способствовали и лаконичный высокобортный силуэт, и покатая круто выгнутая носовая палуба с сильно наклоненным ветровым стеклом за ней, и высокие кресла с подголовниками в просторном кокпите. На транце был 150-сильный "Mercury" мощностью выше паспортной, и это давало хороший шанс не только проверить качества лодки, но и оценить особенности ее днища необычной формы.
В поисках подходящей случаю волны отправляемся на широкий волжский простор километров на десять к западу. В лодке — три человека, которые мощному мотору совсем не в тягость: максимальная скорость — 63 км/ч, хотя 23-дюймовый винт тяжеловат, и обороты не достигают оптимальных; возможно, при точном подборе винта максимальная скорость достигла бы порядка 70 км/ч. Волна на стремнине — около полуметра высотой, но она почти не ощущается, килеватый нос входит в гребни и с шипением раскидывает их в стороны двумя пенными струями, ударяющими в стенки спонсонов, а разбитая поперечным реданом волна уже не достигает основной несущей части днища.
Пассажирам на сиденьях вполне комфортно — высокое ветровое стекло эффективно отбрасывает встречный холодный ветер. Лодка не проявляет никаких признаков курсовой неустойчивости, четко слушается руля, в самый крутой поворот на полной скорости входит почти без крена — только держись крепче в туче брызг. На попытку ускорить ход откидкой мотора реагирует неохотно, зато появляется плавное дельфинирование. Видимо, это особенность поперечно реданированного корпуса: он склонен вести себя как надо только в ограниченном диапазоне скоростей и центровок. Кстати, прототип "Пегаса", не имеющий развитой палубы и потому более легкий, тенденции к раскачиванию, как говорят, не проявлял.
Конечно, фирме есть над чем потрудиться, многие детали конструкции лодок требуют доведения до совершенства, работы для достижения товарного качества европейского уровня. Персонал "Татскана" в среднем относительно молод, полон энтузиазма, о своих лодках эти ребята всегда рассказывают с блеском в глазах, и потому верится, что они способны добиться многого.