Существует класс прогулочных судов, с которым так или иначе приходилось сталкиваться почти каждому. Это педальные лодки, или, как их принято у нас называть, водные велосипеды, давно примелькавшиеся в качестве оборудования практически любой водной станции или базы отдыха. Некоторое сходство с велосипедом действительно имеется: наиболее распространенный "Янтарь", например, представляет собой пространственную металлическую конструкцию, состоящую из двух низкобортных сигарообразных поплавков, соединенных тяжелым стальным мостом, под которым плещется гремучее гребное колесо. В отличие от настоящего велосипеда, сооружение это набирает ход медленно, движется неторопливо, повинуется маленькому рулю неохотно. Неприхотливые суденышки с покорностью рабочих лошадок годами выносят любое, порой попросту варварское обращение со стороны отдыхающих, и в этом несомненная заслуга конструкторов ЦКБ "Нептун", позаботившихся в первую очередь о надежности и безопасности судна, эксплуатируемого неквалифицированным и, естественно, непостоянным экипажем.
Но подобная сверхвыносливость изделия имеет и оборотную сторону: через несколько лет работы база проката больше похожа не на место отдыха, а на склад металлолома. Суда красят чем попало, краска выцветает и приобретает грязный оттенок. Некогда жизнерадостные посудинки превращаются в нечто вроде обломков кораблекрушения. Станет ли такая станция проката украшением города или курорта? Казалось бы, вопрос этот скорее в компетенции местных властей. Однако свое слово могут сказать и судостроители.
Почему бы с целью повышения культуры досуга и внешней привлекательности аттракциона не подойти к проблеме выбора прокатных плавсредств с несколько иной меркой? В Европе и Америке педальные лодки давно уже изготавливают из стеклопластика — казалось бы, менее долговечного по сравнению с металлом, и даже штампуют из полиэтилена (финский "Пионер"). Но благодаря гибкости и упругости материала, а также меньшей массе "велосипеды" не так значительно повреждаются при столкновениях.
Наполнение корпуса пенополиуретаном сводит до минимума риск затопления при получении пробоины, а качественное декоративное полиэфирное покрытие стеклопластиковой лодки не теряет чистоты цвета и устойчиво на износ. А в морской воде пластик продержится даже дольше металла. Быстроизнашивающи-еся детали пластиковых педальных лодок — подшипники вала, лопасти гребного колеса, перо руля — недороги и при выходе из строя легко заменяются новыми.
Но самое главное — это внешний вид. Не говоря уже о том, что пластик не требует сложного обслуживания и ухода (скажем, той же регулярной окраски), этот материал практически ничем не ограничивает свободу творчества дизайнеров. Изготовленные из него лодки наверняка более привлекательны не только на взгляд потенциальных клиентов служб проката, но и с точки зрения администраторов, занимающихся вопросами общественного досуга на вверенных им территориях. Вспомним и о "частном" секторе рынка педальных лодок, который в нашей стране вообще не разработан, хотя такие лодки могли бы с успехом использоваться в качестве удобной остойчивой платформы для купания или рыбной ловли на тихих внутренних водоемах.
Справедливости ради надо отметить, что в свое время ЦКБ "Нептун" уже разрабатывало две модели пластмассовых педальных лодок: КРУИЗ и СКАТ. Почему они не пошли в серию, можно только догадываться.
Петербургская фирма "Стрингер", в течение девяти лет занимающаяся разработкой, производством и реализацией продукции стеклопластикового судостроения, сегодня предлагает две модели педальных лодок: СТРИЖ-2 и СТРИЖ-5. Обе имеют привычные остойчивые катамаранные обводы, непотопляемы, манев-ренны и травмобезопасны. Лодки практически не имеют выступающих частей и невелики по вертикальному габариту, а значит, требуют минимум места при хранении.
Конструктивно они представляют собой традиционные "мыльницы", собранные по фланцу, который закрывается эластичным профилем-отбойником. В палубной секции отформовано всё оборудование, необходимое для приятного времяпрепровождения посреди водной глади — от сидений пассажиров до углублений под емкости с напитками.
Большая по размеру модель СТРИЖ-5 помимо двух основных сидений "гребцов" оборудована еще двумя дополнительными кормовыми сиденьями для детей, а также небольшим топчаном для загорания посередине. Гребное колесо со сменными лопастями выполнено из ударопрочного полиамида и напрямую соединено с педальными валами.
Фирма-производитель берет на себя поставку всех деталей комплектации.