"Трампофойл" (Trampofoil) — приводимое в движение мускульными усилиями человека плавсредство на подводных крыльях с "машущим" крыльевым движителем. Изобретатели этого своеобразного водного велосипеда — шведские конструкторы из компании "TRAMPOFOIL AB" — пророчат своему детищу хорошее будущее, напирая на то, что гонки на "Трампофойлах" — совершенно новый и перспективный вид водного спорта.
Водный велосипед не имеет подвижных частей, таких, как, например, гребные винты. Поддерживается на плаву и получает движение он исключительно за счет гидродинамической подъемной силы, возникающей, в основном, на главном крыле, человек, управляющий плавсредством, совершает постоянные легкие подпрыгивания, вызывая вертикальные колебания крыла в толще воды. При каждом погружении движущегося вперед подводного крыла возникающая на нем гидродинамическая сила возрастает, придавая новый импульс движению.
Стартовать рекомендуется, отталкиваясь от лодки или причала. Для успешного движения необходимо придать "велосипеду" начальную скорость 5 узлов. По утверждению создателей "Трампофойла", научиться управлять им несложно, и уже после небольшой практики новичок не будет "тонуть" по окончании движения, а сможет выходить сухим из воды прямо на причал или берег.
Водный велосипед в шведской версии оказался на удивление зрелищным видом спорта, и гонки, периодически проводимые в Стокгольме, всякий раз собирают большое число зрителей. Тренированные атлеты без особого напряжения преодолевают дистанцию, протяженностью в несколько километров. Средняя скорость, которую показывают спортсмены — около 7 узлов, а максимальная скорость, показанная на 50-метровом участке спокойной акватории, равняется 11 узлам.
Идея создания уникального плавсредства была высказана еще десять лет назад шведским конструктором и строителем ряда оригинальных лодок Александром Сахлиным. Пробный образец, однако, оказался неудачным и, после нескольких купаний в холодной осенней воде. Александр забросил агрегат на антресоль. Вернулся он к своей идее лишь спустя 5 лет и в 1993 г. изготовил из углепластика прототип того самого "Трампофойла", который мы представляем сегодня. Современные промышленные образцы с 1996 г. изготавливаются из алюминия. Вес самого "Трампофойла" 11 кг, он способен "брать на борт" человека весом до 110 кг.
"Трампофойл" легко серфингует, небольшая волна не только не мешает движению, но делает его более захватывающим. Гораздо большую проблему представляет собой ветер. Бывает трудно поддерживать минимально необходимую для движения скорость, если встречные порывы достигают 6 м/с и более. К слову, "Трампофойл", собранный из трубок, обладает положительной плавучестью, так что в случае падения "наездника" в воду выбраться на берег вместе с плавсредством будет несложно.
Изобретателю "Трампофойла" принадлежат и основные рекорды. зафиксированные для данного плавсредства: самая длинная дистанция, которую удалось преодолеть — 11.5 км; самое длительное непрерывное движение — 1 час; самое протяженное скольжение за одно колебание — 28 метров.
В настоящее время цена "Трампофойла" составляет 9300 шв. крон плюс налог на добавленную стоимость и расходы по доставке.
В Швеции регулярно проводятся соревнования на "Трампофойлах", популярность которых в Скандинавии постоянно растет.