Наша история
Именно то, что яхт-клуб сохранил свое индивидуальное лицо как спортивная общественная организация, является нашим главным достижением. Важно и то, что по его образу и подобию родились и успешно развиваются крейсерские яхт-клубы в Черкассах, Днепропетровске и Херсоне.
Старая гвардия, строившая киевский яхт-клуб с нуля, значительно постарела. многих мы не досчитываемся в своих рядах, но жив прежний дух новаторства и прогрессивных идей. Наш клуб это не просто стоянка яхт, а именно коллектив из 250 единомышленников, в котором интересы каждого совпадают с общими интересами. Этот принцип позволил нам встать на ноги и пережить нелегкие испытания, ибо такая организационная концепция шла вразрез тогдашней тоталитарной системе управления.
Клуб создавался на основе преданности идее. Здесь собирались те, кому порядки на государственных водных станциях не позволяли строить и эксплуатировать свою, а не государственную яхту. Владельцам сразу же приклеивался ярлык — "частник", что в те времена было равнозначно понятию "противозаконно". Сейчас это выглядит нелепо, а ведь тогда считалось нормой! Общественная форма работы — действительная, а не формальная (типа комсомольской) — была неизвестна. Всем управляли сверху, инициатива с принятием решений на местах пресекалась.
Появление действительно общественного яхт-клуба спортивным руководством сперва даже не было принято всерьез. Когда же клуб получил земельный участок и начал работать по-настоящему, боссы пришли в недоумение: "Как это — без государственных дотаций? Без парторганизации? Без назначенного директора?" Руководители сектора спорта ЦК республики даже инкриминировали нам выражение идей "самостийной Украины", а это уже было просто опасно!
Мы вкладывали в развитие спортивной базы свой труд и только свои деньги, открыто заявляя об этом в прессе. Результат: начались проверки, заработало телефонное право, борьба шла непрерывная. Подчас мы уже готовы были признать поражение...
Но в конце концов мудрая стратегия ядра организаторов во главе с бессменным в течение 25 лет председателем клуба — Константином Львовичем Бирюковичем оправдала себя. Киевский крейсерский яхт-клуб выжил и оказался жизнеспособным даже в новых посткоммунистических условиях. Экономические трудности, безусловно, есть, но их не более чем было раньше.
В клубе 2 гектара своего земельного участка: есть двухэтажное здание (с небольшой надстройкой третьего и четвертого этажей) с кают-компанией, комнатой для гостей и радиорубкой, эллинги, два вахтенных помещения, слип для подъема судов до 100 т. По-прежнему, кроме бухгалтера, у нас нет платных работников. Охрану осуществляют посуточно два члена клуба (на каждого выпадает одно дежурство в квартал). Все хозяйственные работы, как принято было говорить при советской власти, ведутся "методом народной стройки". Денежные средства, позволяющие сводить "дебет с кредитом", слагаются из членских взносов (примерно доперестроечной величины) плюс периодическая помощь спонсоров (чего раньше не было).
Флот и люди
Флот яхт-клуба — это более 100 находящихся в строю крейсерских яхт разных размерений — от "Ассоли" до двух 27-метровых шхун. О многих из них "Катера и яхты" писали, начиная с самого первого своего номера.
Самую большую известность Киевский клуб приобрел как центр армоцементного и стеклоцементного яхтостроения. Его достижения в этой области неоспоримы. На сегодня цементный флот насчитывает 15 единиц, причем есть яхты (например, "Цементал"), построенные даже раньше официальной даты основания клуба. Признанием авторитета является то, что нами были разработаны и опубликованы "Временные правила постройки и эксплуатации армоцементных корпусов крейсерских яхт". В 80-е годы на базе яхт-клуба в рамках деятельности НТО имени академика А. Н. Крылова было проведено несколько всесоюзных конференций по яхтостроению. Частыми гостями были у нас и первый главный редактор "КиЯ" В. И. Лапин и его заместитель, "рыцарь" журнала — покойный Дмитрий Антонович Курбатов. Редакция всегда находила место для информаций о жизни ККрЯ, а главное — помогала нам, рассказывая о достижениях мирового яхтинга.
Большинство судов клуба запроектированы и построены самими яхтсменами. Такие яхты, как тримаран "Гайдамака" (авторы И. и О. Перестюки), полутонник "Купава" (Ю. Бондарь) или "Кардинал" (Ю. Бородянский), построены по самым высоким стандартам деревянного судостроения и неслучайно являются постоянными лидерами парусных соревнований.
Мастерами клуба освоено новое направление в применении армоцемента — наружное покрытие им стальных корпусов. Это новшество позволяет надежно "реанимировать" старые корпуса, обеспечивая повышение общей и местной прочности, устранение процессов коррозии, получение идеально гладкой поверхности и улучшение характеристик остойчивости судна. При этом весовые показатели ухудшаются лишь на величину, которой можно пренебречь.
С 1991 г. успешно эксплуатируется восстановленная таким способом "армостальная" шхуна "Батькивщина". На базе малого производственно-транспортного судна постройки 1957 г. получилась надежная парусно-моторная яхта неограниченного района плавания (длина с бушпритом — 27 м. ширина — 5.25 м, осадка — 2.8 м; водоизмещение — 80 т). За семь лет эксплуатации судно прошло 24 тыс.миль, побывало в Турции, Греции. Италии, Франции. Израиле и т.д., все зимовки его проходили во льду, на берег оно было поднято впервые только прошлой осенью. Эффект ар-моцементного покрытия бесспорен.
В декабре 1997 г. на воду сошло второе "армостальное" судно тех же размерений — бригантина "Почайна".
Гордостью нашей являются люди клуба.
Коллеги-крейсерщики помнят трагически начавшийся, но вместе с тем выдающийся рейс первой в СССР океанской гоночной макси-яхты "Фазиси" во всемирно известной престижной кругосветной гонке "Уитбред" 1989-1990 гг. Опыта участия в этих сложнейших парусных марафонах не было никакого. Начало было положено благодаря инициативе, знаниям, самозабвенной преданности яхтингу группы яхтсменов во главе с Алексеем Грищенко. Его сподвижниками были Игорь Мироненко, Евгений Платон, Сергей Акатьев. В условиях, которые под силу преодолеть только нашим соотечественниками, в кратчайший срок был построен в г. Поти алюминиевый корпус, затем доставленный в Англию на самолете "Руслан". Когда весь гоняющийся флот уже собрался, а его экипажи отдыхали — набирались сил перед ответственным стартом, команда "Фазиси" работала круглосуточно. Никто не верил, что "советские" стартуют. Однако они стартовали. Такая психологическая перегрузка стоила жизни Алексею Грищенко. Но начало было положено.
Этому спортивному подвигу есть объяснение — отличная клубная подготовка киевского ядра экипажа. Это не пафос, а объективная реальность. Не научись они самоотверженно решать любые поставленные задачи, "Фазиси" в гонку не ушла бы.
1993 год. Очередной "Уитбред". Украина выставила две яхты: "Одесса" и "Гетман Сагайдачный". "Сагайдачный" был создан под руководством члена нашего клуба Виктора Скавронского. Его капитан — Евгений Платон, Иван Костюченко, Сергей Майдан, Юрий Семенюк и Николай Кузьменко — все они были из Киевского крейсерского. Гонка отработана была хорошо, это почетно для "внутриконтинентального" яхт-клуба.
Нельзя не упомянуть беспрецедентное плавание из Киева в Австралию (1990-1993 гг.) 10-метрового шлюпа "Гонта" с экипажем из двух яхтсменов (туда — И. Мироненко и С. Станец. обратно — Н. Митин и Ю. Кропивко). Не имея даже вспомогательного двигателя, практически без денег, эти отважные яхтсмены прославили имя собственноручно построенной яхты и свой клуб. Сейчас "Гонта" по-прежнему в строю — элегантная и ухоженная.
Достойным было участие яхтсменов нашего клуба Ю. Бондаря и А. Черного в юбилейной регате "Колумб-92": на ленинградском однотоннике они прошли из Генуи в Нью-Йорк.
Сейчас подходит к завершению трехлетняя кругосветка супругов Валерия и Натальи Петущак на 10-метровой яхте "Лелитка", также построенной в нашем клубе. Эти отважные люди оставили за кормой тысячи миль интересного и сложного пути, продемонстрировали высокую школу подготовки яхтсменов в Киевском крейсерском яхт-клубе.
Появились у нас и первые мастера спорта Украины. Ими стали Владимир Кошутин и Юрий Кропивко за победы в "Кубке Черного моря". Напомню и популярных на Украине крейсерских 500-мильных гонках "Кубок Большого Днепра" (из Киева в Одессу), начало которым было положено нашим клубом еще в 1977 году. Организация этих соревнований была чрезвычайно сложна. Не хватало опыта, зато было много недоброжелателей. Не было и судна сопровождения Спасибо — помогли военные моряки во главе с капитаном I ранга Л. А. Веселовским. Всем козням назло гонки состоялись и вот уже двадцать лет проводятся регулярно, собирая иногда до пятидесяти яхт. До развала СССР на старт в Киеве выходили яхты из Мурманска и Минска, Севастополя и Петрозаводска, не говоря уже о приднепровских городах Одессе и Харькове. Сейчас эти соревнования проводятся в ранге республиканских.