Пустынный автобан при выезде из Дюссельдорфа и полностью забитые пять полос встречного движения, ведущих к выставочному комплексу "Мессе-Дюссельдорф" — таким запомнился последний день пребывания на "Бот-99". С 16 по 24 января "Бот-шоу" на Рейне в свой тридцатилетний юбилей принимала более 1670 экспонентов из 37 стран. Армия посетителей численностью около 400 тысяч человек — гораздо больше, чем на любой другой бот-шоу мира — в 15 павильонах осматривала, выбирала, покупала то, с чем водный мир откроет навигацию 1999 года.
Превратившись за тридцатилетнюю историю в ведущую интернациональную выставку мира, "Бот-Дюссельдорф" объединила под своей крышей практически пять выставок: это, в первую очередь, выставки водно-моторного и яхтенного спорта, выставка подводной техники и виндсерфинга, всевозможного снаряжения и оборудования, выставка предложений по организации водного туризма, а также чартера. Она не только отражает все тенденции мирового ботинга, но и активно влияет на лодочный и моторный рынки, здесь проходят главные премьеры наступающего года.
Главной особенностью прошедшей тридцатой выставки стало "супер-яхт-шоу" — это широкое представление роскошных моторных яхт свыше 25 м длиной. Один из павильонов целиком был предоставлен этому эксклюзивному и престижному классу судов. Около сорока экспонентов представляли этот своеобразный супер-яхт-клуб.
Характерно, что этот сектор рынка уже свыше пяти лет активно развивается как в Германии, так и в мире. Найти покупателя на супер-яхту, стоимость которой нередко превышает 1 млн. DM — задача вполне реальная. Объясняется это некоторым оживлением экономики ведущих западных стран, а также отменой в некоторых из них налога на предметы роскоши. Например, когда в США в 1991-1993 годах существовал 10%-ный налог на предметы роскоши и потребители бойкотировали суда стоимостью свыше 100 тыс.$, построено было всего несколько моделей судов длиной свыше 10 м. Те, кто мог купить новое судно, покупали подержанное. После отмены налога возросший в пять раз спрос вывел продажи больших судов на новые высоты.
Великолепный внешний вид, роскошные интерьеры — это скорее результат работы архитекторов и дизайнеров, чем конструкторов. Большого прорыва в области катеростроения видно не было.
Оживленно было и на стендах фирм, производящих не супер- или мега-, а просто достаточно крупные катера и яхты. Интерес покупателей к ним также сравнительно высок.
А вот строители традиционных малых судов сейчас переживают не лучшие времена, как раз для них стал главной головной болью растущий парк подержанных судов. Новички предпочитают покупать "секонд-хэнд", нежели платить куда больше за новые модели.
Главный удар пришелся на производителей гидроциклов и джет-лодок: они едва сводят концы с концами. Например, в тех же США — главном потребителе такой техники, за прошлый год уровень продаж гидроциклов и джет-лодок упал соответственно на 40 и 37%. Негативное общественное мнение по поводу шумности тех же гидроциклов и целый ряд несчастных случаев вынудили власти ряда штатов ввести законодательные ограничения на их использование. Даже Служба национальных парков США внесла свою лепту, запретив катание на гидроциклах на многих больших озерах.
Конечно, все эти тенденции отразились на выставочных стендах. Пожалуй, только мощные японские производители гидроциклов "Yamaha" и "Kawasaki" полно представили модели предстоящего сезона. И практически все фирмы ищут пути повышения интереса к их продукции, оживления рынка. Например, знаменитая "Bombardier" совместно с одним из американских журналов готовится совершить дерзкую, способную привлечь внимание акцию — впервые пересечь на "Sea-Doo" Берингов пролив.
Производители надувных лодок продолжают активно предлагать новые идеи. В частности, используется повышенный интерес к большим спортивным "Rib". Например, одна из английских фирм на основе знаменитого гоночного корпуса, спроектированного шведом О. Маннерфельтом, сделала спортивный катер с надувными бортами "Sport Rib-8.000" (8.20x2.20 м), с 205-сильным "Volvo-Penta" развивающий скорость до 57 уз.
Учитывая, что одним из препятствий для дальнейшего распространения больших надувных мотолодок с жестким днищем служит само днище, громоздкое и неудобное для перевозки, фирма "Zodiac" в этом году предлагает модель "Ribster 400". На мягкий надувной корпус снизу по специальным направляющим надеваются три жестких элемента, составляющих килеватое днище. Разобрав днище, упаковку с такой 4.2-метровой лодкой можно свободно перевозить в заднем багажнике автомобиля, отказавшись от трейлера. Пространство между мягкой оболочкой и жесткими панелями днища на стоянке заполняется водой, играя роль балластной цистерны, которая на ходу осушается.
Не отстают по числу "новых идей" и надувнушки меньших размеров. Например, фирма "Zoom" для подводных пловцов и рыбаков предлагает модель (3.10x1.50 м) с прозрачным днищем из оргстекла. А фирма "Zephyr" рекламирует две новые модели (4.3SR и 2.8SR) с днищем из алюминиевого сплава, которое легче и экологичнее стеклопластикового.
Фирма "Marine Power" совместно с "Quicksilver" предложила новую модель "Rhino Rider" (3.05x1.70 м). Эта мини-лодка, оборудованная 25-сильным "Mercury", обладает характером гидроцикпа, но полностью безопасна. Удобна как буксировщик лыжников, как тузик для яхты или большого катера.
Традиционно высок интерес к старомодным деревянным катерам. Учитывая это, наши коллеги из немецкого журнала "Boote" развернули вокруг своего стенда своеобразное "классик-шоу" — выставку деревянных паровых катеров. Строителям таких ретро-пароходов не было отбоя от вопросов — сколько можно пройти на вязанке дров или корзине шишек?
Современным же моторам был отдан целиком один из павильонов. В этом секторе рынка наиболее явно прослеживается влияние требований экологии на прогресс современной техники. Те из фирм, которые сразу же, не дожидаясь предстоящих жестких ограничений по нормам выброса, начали соответствующие исследовательские работы и модернизацию своих моторов, смогли удержать интерес покупателей. Это — тема отдельной статьи в будущих номерах журнала, но два-три штриха хотелось бы сделать.
Во-первых, один из мировых гигантов — американская фирма "ОМС" наконец-то перестроилась и перестала сама себе "наступать на пятки": как мы уже сообщали, под маркой "Evinrude" теперь будут выпускаться дорогие, высокоэффективные подвесные моторы, которые будут или четырехтактными или двухтактными, но оснащенными системой впрыска топлива "FICHT". Под маркой "Johnson" будут производиться относительно дешевые "рабочие лошадки" с хорошо отработанными карбюраторными двигателями. Кончились те времена, когда дилеры этих двух марок жестоко конкурировали друг с другом.
А вот о другой конкуренции хотелось бы упомянуть.
Премьера на выставке двухтактного мотора "Evinrude-90" с системой впрыска, которого так долго ждали европейские покупатели, позволила, наконец, решить спор между четырехтактными и двухтактными подвесниками не заочно, а в прямой борьбе. Известно, что многие фирмы пошли на перестройку производства под четырехтактные двигатели в основном из тех соображений, что так было легче обеспечить снижение объема вредных выбросов до новых норм и улучшить экономичность ПМ, даже жертвуя весом, простотой конструкции и более низкой ценой. Японская же фирма "Honda" вообще отказалась от выпуска двухтактных двигателей. Именно ее 90-сильный четырехтактный двигатель был выбран для независимых журналистских испытаний вместе с появившейся новой моделью двухтактного "Evinrude-90". Не вдаваясь в подробности скажем, что оба мотора, уложившись в рамки экологических требований, по другим параметрам показали сравнительно одинаковые результаты, поставив экспертов в тупик с выдачей приоритетов. Если "Honda" по экономичности была несколько впереди, то по "резвости" "Evinrude" опережал ее на всех режимах. К тому же, "японец" оказался на 18 кг тяжелее и проигрывал по цене: стоил 18.100 DM против 16.999 DM "американца". Все это позволяет сделать вывод, что современные двухтактные двигатели рано сбрасывать со счетов.
Из других удачных премьер хотелось бы упомянуть "сладкую парочку": DF40 и DF50 — четырехтактные ПМ фирмы "Suzuki", призеры выставки IMTEC в Чикаго, а также новую модель четырехтактного ПМ "Yamaha" мощностью 100 л.с.
Европейские моторостроители в номинации ПМ были представлены лишь одной фирмой "Selva". Она находится в тени мощных конкурентов, но делает достаточно современные и надежные моторы, которые малоизвестны широкому кругу любителей. Учитывая, что цены на ее продукцию существенно ниже, чем у японцев и американцев, для России это может быть интересно. Например, стоимость 25-, 30- и 50-сильных моделей составляет 4600, 4880 и 7350 DM соответственно. "Selva" выпускает подвесники мощностью от 2.5 до 100 л.с., а также дизельный ПМ мощностью 25 л.с. Фирма имеет и собственное производство стеклопластиковых, металлических и резиновых лодок.
Кстати о России. Хотя каждая третья из представленных на немецкой выставке фирм была иностранной, наша страна оказалась представленной лишь одним участником — Адмиралтейскими Верфями из Петербурга. Металлические лодки "Мастер" хотя несколько и проигрывали по качеству изготовления (особенно — по сварке) тем же финским "Buster", но тем не менее нашли покупателей в Австрии, Финляндии, Германии. Всяческой, похвалы заслуживает само стремление фирмы продвигать и совершенствовать свой товар, представлять новые модели, участвуя во всех крупных выставках в России и за рубежом.
Любой специалист, посвятивший себя производству товаров для отдыха на воде и рассчитывающий на серьезный успех, обязательно должен бывать на таких встречах. Нельзя вариться в собственном соку, ошибочно полагая, что сначала надо набраться собственного опыта. Это тупиковый путь. Если мы действительно хотим найти свое достойное место в мировом водном братстве, необходимо постоянно сверять свой курс в мире жесткой конкуренции.
Та же традиционная выставка в Дюссельдорфе имеет в Москве своего представителя, через которого руководство "Мессе-Дюссельдорф" готово оказать будущим участникам всевозможную помощь, предоставить производителям какие-то льготные условия. Кстати, стоимость выставочной площади на "Бот-Дюссельдорф" в несколько раз ниже расценок на наших выставках, отдача которых (уже ни для кого это не секрет), крайне низка.
Экономическая, социальная и политическая значимость крупных интернациональных выставок велика. На "Бот-Дюссельдорф" ежегодно выбирается страна-партнер, подробное знакомство с которой еще сильнее должно укрепить узы морского братства. В этом гору была выбрана Швеция. И неслучайно даже высокая королевская чета из этой страны посетила "Бот-Дюссельдорф".
Хочется верить, что в ближайшем будущем в ряду стран-партнеров появится и Россия.