По призванию выбрал он путь моряка: с детских лет полюбил море и много плавал под парусами — на отцовской яхточке, на рыбачьих лодках и лайбах. Одиннадцатилетним юнгой участвовал в походе яхты «Руслан» к берегам Швеции — был свидетелем первого выступления русских яхтсменов в олимпийской регате (тогда в Стокгольме проходила V Олимпиада).
Служба будущего адмирала — Юрия Александровича Пантелеева — на флоте началась необычно. В суровом 1918 г. семнадцатилетнего яхтсмена назначили командиром морского отряда Всевобуча — он стал руководить обучением морскому делу допризывной молодежи. Год спустя, во время наступления банд Юденича па Красный Петроград, отрядники-комсомольцы охраняли входы в Неву со стороны моря — несли дозор на вооруженных яхтах. Во время подавления контрреволюционного Кронштадтского мятежа они вели ледовую разведку на лыжах и на буерах, оказывая этим большую помощь атакующим крепость частям.
За успешное участие в боевых действиях в годы Гражданской воины молодой военмор Ю. А. Пантелеев был награжден высшей тогда наградой Республики — Орденом Красного Знамени. А сегодня на груди выдающегося военно-морского деятеля и моряка-ученого — одиннадцать орденов, включая самый почетный — Орден Ленина (в числе многих наград ветерана есть и высший британский орден — Орден Бани).
В грозные годы Великой Отечественной войны Ю. А. Пантелеев неизменно находился на самых ответственных участках. Встретив войну начальником штаба КБФ, он был одним из руководителей обороны Таллина, а с октября 1941 г. руководил морской обороной Ленинграда. В 1943 г. он — командующий Волжской военной флотилией, с июля 1944 г. — командует Беломорской флотилией, руководит проводкой арктических конвоев...
В мирное время Юрий Александрович все свободное время отдает любимому парусному спорту, а прослужив на флоте полвека и уйдя в отставку, посвящает себя большой общественной работе и литературной деятельности. Много внимания уделяет вопросам военно-патриотического воспитания молодежи. Становится известен не только как энтузиаст и активный пропагандист паруса, но и как видный спортивный деятель, немало сделавший, в частности, для организации ряда яхт-клубов ВМФ. В течение нескольких лет он возглавлял ленинградскую федерацию парусного спорта.
Юрий Александрович — один из первых яхтенных капитанов, получивших это звание в советское время: его удостоверение «Инструктора парусного спорта» подписано председателем самой первой нашей квалификационной комиссии — известным яхтсменом Н. Ю. Людевигом. Инструктор Пантелеев был инициатором и активнейшим участником восстановления яхт, владельцы которых сразу после революции сбежали за границу. Эти суда затем и послужили основной базой развития рабочего парусного спорта. Еще гремели раскаты Гражданской войны, а молодые моряки поднимали паруса на таких судах, как красавцы-тендеры «Ушкуйник» и «Клио» с парусностью по 200 м2, иол «Хильдегард», шлюп «Валгалла». Проводились и первые соревнования. В августе 1919 г. рулевой «международника 6-метрового класса» «Эрика» Юрий Пантелеев выиграл гандикапную гонку, в которой участвовало 15 первоклассных яхт. В следующем году он же был победителем первых в стране гонок с пересадкой рулевых.
В 20-е годы молодой штурман Красного Флота становится известен как непременный участник многих парусных и парусно-гребных соревнований и дальних походов на корабельных шлюпках, как обладатель ряда флотских призов. В 1921 г. Ю. А. Пантелеев был участником первого послевоенного плавания прославленного четырехмачтового барка «Товарищ», неслучайно названного позднее нашим «морским университетом».
Подчеркивая огромное прикладное значение парусного спорта, Юрий Александрович любит повторять слова адмирала С. О. Макарова: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк!». Он убежден, что умелое управление шлюпкой в штормовом море — лучшая рекомендация для настоящего моряка, на каком бы надводном или подводном корабле он ни плавал!
Со временем любимым видом парусного спорта становятся крейсерские плавания. Сотни и тысячи миль наплавал яхтенный капитан Ю. А. Пантелеев на полюбившемся ему иоле «Ост», а затем на другой замечательной яхте — 40-тонном ноле «Орион». Все последние годы адмирал ходит но Балтике на крейсерском швертботе класса «Т3» с тем же названием «Руслан», которое носил когда-то — семьдесят лет назад — вафельный швертботик его отца.
Юрий Александрович щедро делится накопленным опытом моряка-яхтсмена. Читатели «Катеров и яхт», как и «Морского сборника» и ряда других журналов, хорошо знают его как автора статей по различным вопросам морского дела и управления яхтой, очерков о парусном спорте и службе на флоте. Ю. А. Пантелеев — один из создателей и бессменный член редколлегии нашего журнала. При всей своей занятости — адмирал был тогда начальником Военно-морской академии — он вел раздел «Яхты» самых первых выпусков «КиЯ». Им написаны десятки вступительных статей, множество рецензий и отзывов. Человек исключительной эрудиции, он помог и помогает многим начинающим авторам, и сегодня ведет огромную переписку с читателями-яхтсменами, редактирует рукописи.
В числе написанных Юрием Александровичем книг — мемуары «Морской фронт» и «Полвека на флоте» — волнующие воспоминания о большой жизни, неразрывно связанной с родным флотом, о тяжелых испытаниях трех войн, в которых довелось участвовать ветерану. В «КиЯ» уже печатались отрывки из рукописи новой книги воспоминаний, название которой не нуждается в комментариях: «Парус — моя жизнь».
Хочется закончить этот краткий очерк словами самого юбиляра:
«С парусным спортом я подружился в далекой юности и не расстаюсь с ним до сих нор. Большинство своих отпусков я провел не в уютных санаториях, а в открытом море, где волны, где свистит ветер. В моем активе парусные походы едва ли не по всем морям нашей Родины. В 58 лет я получил значок мастера спорта СССР и горжусь им. Спорт дал мне радость победы над самим собой, закалил волю н характер, подарил непроходящую бодрость, открыл тайны Моря...»
В октябре минувшего года наша спортивная общественность отметила 80-летие старейшины советского парусного спорта — адмирала, профессора, мастера спорта, яхтенного капитана Ю. А. Пантелеева.