Мы уже знакомили читателей с предыдущими плаваниями экипажа московского моторно-парусного судна «Надежда» (см. сборник №74, №79 и №88). Летом 1979 г. «Надежда» прошла от Москвы до Севастополя — это был первый этап очень интересного почти 12000-километрового кольцевого маршрута по городам-героям: Москва — Волгоград — Керчь — Новороссийск — Севастополь — Одесса — Киев — Брест — Ленинград — Москва. В следующую навигацию удалось за 26 ходовых дней преодолеть вторую заключительную часть этого большого кольца по европейской части страны с выходом в Балтийское море по Неману. Об этом плавании коротко рассказывает капитан «Надежды» Геннадий Васильевич Кумани».
Наше плавание проводилось как военно-патриотическая экспедиция Центрального телевидения (программа «Служу Советскому Союзу») и было посвящено 35-летию победы над фашистской Германией.
Напомню, что «Надежда» — это 10-метровое моторно-парусное судно, переделанное из стального рыболовного бота. На этот раз ее постоянный экипаж из трех человек дополнили двое рулевых: киевлянин — рабочий Виталий Жуков и москвич — оператор телевидения Вадим Андреев. Новички освоились довольно быстро и хорошо «вписались» в основной состав.
Мы стартовали из города-героя Севастополя 20 апреля. После посещения Евпатории и запомнившейся всем нам стоянки в красавице-Одессе расстались с гостеприимным Черным морем и вошли в Днепровско-Бугский лиман. Далее наш курс пролегал через каскад днепровских морей-водохранилищ, а затем вверх по Припяти и Пине. По Днепровско-Бугскому каналу перебрались на Муховец, на котором, чуть выше впадения в Буг, и расположен Брест.
На подходе к Бресту глубины уменьшились настолько, что «Надежда» то и дело чиркала килем по дну. Шли самым малым, соблюдая особую осторожность. Но вот впереди показались кварталы новых домов, а вскоре увидели мы и хорошо всем известные стены прославленной крепости. С большим волнением возложили мы цветы к могиле Неизвестного солдата, молча осматривали мемориальный комплекс. Здесь в едином ансамбле представлены и бережно сохраняемые остатки Брестской крепости и новые скульптурно-архитектурные сооружения, увековечивающие бессмертный подвиг ее защитников.
Прощаемся с крепостью-героем. Теперь, чтобы замкнуть кольцо маршрута, предстояло каким-то образом перебросить наше тяжелое судно по суше за 400—500 км от Бреста — на Неман. Только так мы могли попасть в Балтийское море и продолжить свой путь к Кронштадту и Ленинграду. Нам повезло: командование Белорусского военного округа любезно предоставило для этой цели могучий «Камаз» с прицепом. Началось наше путешествие через леса легендарного партизанского края.
Почти через двое суток мы прибыли в Каунас. Несмотря на то, что рабочий день здесь уже закончился, администрация грузового порта пошла навстречу: машина стала под кран, и вскоре воды Нямунаса смыли с «Надежды» дорожную пыль.
Ниже Каунаса Неман — достаточно полноводная красивая река с быстрым течением. Обращало на себя внимание отсутствие береговой судоходной обстановки. Лоцманской карты у нас не оказалось, шли, ориентируясь по бакенам. Особых приключений при плавании по реке не было, если не считать того, что уже в устье — перед самым выходом в Куршский залив, у нас разбило шкив помпы забортной воды и пришлось срочно приставать к берегу.
Вдоль знаменитой Куршской косы идем мелководным заливом на Клайпеду, чтобы там вырваться, наконец, на просторы Балтики. Все было бы очень хорошо, если бы увлеченный красотами берегов рулевой не проглядел поворотный буй: «Надежда» сошла с фарватера и, естественно, тут же села на мель. Впрочем, минут через 15 удалось благополучно сняться, мы вновь легли на рекомендованный курс и вскоре вошли в Клайпедский порт.
Был выходной день, тем не менее местные моряки помогли нам заказать новый шкив, а пока его вытачивали в мастерских, мы успели оформить разрешение на выход в море.
Погода не баловала. Холодный норд-вест гнал навстречу стада волн. Вся в соленых брызгах «Надежда» шла на север, а справа по борту проплывали низкие, покрытые сосновым лесом берега, тянулась полоса песчаных дюн с нарядными зданиями санаториев и баз отдыха.
И что ни название — страница героической истории Великой Отечественной войны. Прошли Лиепаю — город, прославившийся стойкостью обороны в самые тяжкие дни 1941 года. К сожалению, заход сюда не запланирован, а сроки поджимают, надо спешить к устью Венты.
Стоянка в Вентспилсе запомнилась как один большой «рыбный» день. Ошвартовались мы в рыбной гавани, и местные рыбаки так щедро Оделили нас рыбой, что ели мы ее во всех видах почти до самой Москвы. Кок не успевал подавать на стол.
В Ирбены вошли под парусами, но свежий норд-вест вскоре стих и обходить Моонзундский архипелаг Рижским заливом пришлось под мотором. Здесь, вблизи острова Колка пришлось пережить очень неприятные минуты: от вибрации лопнул трубопровод забортной воды и мощная помпа за четверть часа накачала в корпус около тонны воды. Откачка ее заняла полтора часа, а кроме того, пришлось полностью менять масло в редукторе. Это еще раз напомнило, насколько внимательно нужно следить за работой всех систем.
С наступлением ночи, определившись по маякам Вирелайд и Виртсу, вошли в пролив Муху. И снова перед нами — легендарные места, где сражались и умирали наши солдаты и матросы. О происходивших здесь событиях мы много читали, смотрели фильмы, но только сейчас все это стало действительно близким и осязаемым. Нельзя было пройти мимо, не остановившись у величественного берегового мемориала. Мы осмотрели остров Осмуссар — балтийскую «Малую землю» почтили память погибших героев минутой молчания.
И снова в открытое море. Еще 5 часов хода — появляется входной буй, а затем становятся видны и строения Олимпийского парусного центра. Много мы видели с борта «Надежды» красивых городов, надолго оставивших след в нашей памяти; старый Таллин — один из самых впечатляющих. И наряду с многочисленными памятниками старины бережно сохраняют здесь свидетельства беспримерного мужества защитников города в 1941 г. Запоминается Таллинский маяк-памятник с перечнем кораблей, погибших на Балтике в годы войны.
И в Таллине «Надежду» встречали очень хорошо. Много теплых слов хотелось бы высказать в адрес работников таллинского яхт-клуба, которые радушно отнеслись к нам, московским водномоторникам.
Медленно ползет стрелка лага, отмеривая пройденные мили. На пути от Таллина к Кронштадту в помощь дизелю несем паруса. На подходе к Котлину опять авария: начал пробуксовывать диск сцепления редуктора (видимо, попало масло). И снова выручают паруса. Следуя по курсу с их помощью, поджимаем диски и кое-как добираемся до цели.
Здесь у экипажа «Надежды» состоялась интересная встреча с военными моряками. Они долго водили нас по набережным, улицам и площадям города, основанного Петром I, знакомили с историей и достопримечательностями Краснознаменной Кронштадтской военно-морской крепости. А затем так же тепло проводили нас дальше — в путь к городу-герою Ленинграду и, через Волго-Балт, к нашей родной Москве.
Подводя итоги, мы сделали однозначный вывод: моторно-парусное судно — это именно то, что нужно для дальних плаваний с выходом в большие водохранилища и моря. И пусть некоторые яхтсмены посмеивались, отпуская шутки в адрес «дизель-шкотов», но именно надежному и экономичному дизелю мы обязаны тем, что смогли пройти столь протяженную и трудную трассу за сравнительно короткое время. И очень жаль, что наша промышленность на сегодня не может предложить водномоторникам ничего похожего на двигатель «Надежды»!
Теперь о наших планах. Вот уже несколько лет мы мечтаем пройти по следам Великих Северных экспедиций. И не только мечтаем, но и готовимся. Уже провели тренировочные плавания по Белому и Баренцеву морям, соответственно усовершенствовали свое судно. Будем надеяться, что мечта наша сбудется и мы освоим новую для судоводителей-любителей трассу Москва — Владивосток.