Экипаж моторно-парусной яхты «Надежда», с путешествиями которого читатели могли ознакомиться по №74 и №79, начал плавание по сложному 6000-километровому маршруту по городам-героям. Трасса Москва — Волгоград — Керчь — Новороссийск — Севастополь — Одесса — Киев — Брест утверждена как всесоюзная для выполнения водномоторниками разрядных нормативов по дальним спортивным плаваниям. Перед нами была поставлена задача: практически отработать прохождение этой трассы и подготовить рекомендации для спортсменов, которые пойдут по ней после нас.
В навигацию 1979 г. удалось пройти первый этап трассы —- до Севастополя. Коротко расскажем об этом плавании.
Напомним, что «Надежда» — это 10-метровая моторно-парусная яхта, переделанная нами из стального бота. При подготовке к плаванию с выходом в Азовское п Черное моря мы поставили на свое судно новую обтекаемую рубку, водонепроницаемые люки и двери, новую мачту из сплава АМг; бермудское вооружение заменили стаксельным; смонтировали УКВ-радиостаицию Р-800.
На этот раз наш постоянный экипаж из трех человек дополнил режиссер Центрального телевидения Дмитрий Зенюк, который делал съемки для программы «Служу Советскому Союзу» и так же, как мы, нес вахту.
В поход мы вышли 4 сентября, наклонив мачту до гарантированной высоты московских мостов. Невольно бросалось в глаза, как в преддверии Олимпийских игр преобразился город: похорошел спортивный комплекс в Лужниках, радовали глаз недавно построенные сооружения, такие, например, как новый спортивный зал «Дружба», напоминающий распустившийся цветок лотоса.
К утру, оставив за кормой каскад москворецких шлюзов, «Надежда» подошла к старинному городу Коломне. Погода осенняя: мелкий моросящий дождь, туман плотной пеленой застилает все вокруг. Кругом необычная тишина. Благоразумно решили стать на якорь.
Прихотливо вяжет свои петли Ока. Местами выписывает такие вензеля, что невольно удивляешься: совсем недавно солнце было справа, а теперь оно уже слева. Ближе к Горькому берега расступаются, увеличивается интенсивность движения судов.
Волга «порадовала» нас сильными встречными ветрами, крутой волной и дождем со шквалами. Погодные условия так и не дали возможности использовать паруса, пришлось идти под дизелем.
«Надежда» выдавала свои 8 узлов, менялись вахты, бежали километры. Десятки их складывались в сотни, сотни — в тысячи. Один том лоции сменял другой, в судовом журнале появлялись все новые записи: Прошли Куйбышев, Саратов, Камышин, подходим к Волгограду! Много лет мы мечтали побывать в этом городе и вот, наконец, поднимаемся на легендарный Мамаев курган.
Шлюзы Волго-Донского канала короче и уже московских, но так же хорошо оборудованы, шлюзование проходит спокойно. Цимлянское водохранилище, которое славится внезапными штормовыми ветрами н крутой волной, пропускает нас с миром.
В Ростове получаем разрешение портнадзора на выход в море и, благополучно миновав дельту, рекомендованным курсом пересекаем Таганрогский залив и направляемся в Жданов. Порт был уже совсем близко, когда произошла авария: лопнула дейдвудная труба, в машинное отделение стала поступать вода. Пришлось идти на самых малых оборотах, откачивая воду, а в Жданове — срочно поднимать 8-тонное судно на стенку...
Наконец, ремонт закончен и «Надежда» снова выходит в море. Оставив за кормой башню Бердянского маяка, идем вне видимости берегов, пока не открывается белый огонь маяка Еникальский.
Очень интересной была короткая стоянка в Керчи. И здесь — киносъемки, посещения музеев и мемориала.
Оформляем выход в Черное море и отправляемся снова в путь. Курс — на Анапу. Поднимаем паруса. С востока дует баллов на пять, но временами ветер усиливается и заходит к югу. Берем мористее, подальше от каменистой банки Мария Магдалина.
«Надежда», следуя вдоль берега, проходит траверз Малой земли, мыс Хако, перед нами открывается панорама Новороссийской бухты.
Заключительный переход — к берегам Крыма. Осматриваем Феодосию — места, связанные с высадкой героического десанта в последние дни грозного 1941 года. И, наконец, наша «Надежда» швартуется у причала Черноморского яхт-клуба в прославленном городе-герое Севастополе.