Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Знаменитые корабли
  • 1981 год
  • Страницы истории «Красного вымпела»
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Страницы истории парусного спорта
Первые страницы истории Советского парусного спорта
Цифры и факты из истории парусного спорта в Петербурге
Из истории речного транспорта Ленинграда
Шайтан-каюк на Амударье — из истории нашего катеростроения
Десять крупнейших в истории парусных судов
Из истории лоцманской службы
Из истории морской формы
Море шутить не любит: две истории о выживании
Некоторые факты из истории надувных лодок
Из истории паруса на Олимпиадах
Модель «рижского корабля» для Музея истории города Риги
Забавные истории про заядлого рыбака Сергея Михайловича
Соревнования по фанбордингу на «Кубок Красного Моря» 2000 года


Страницы истории «Красного вымпела»

Год: 1981. Номер журнала «Катера и Яхты»: 89
          0


«Красный вымпел» — корабль-ветеран Тихоокеанского флота, который первым на Дальнем Востоке поднял красный флаг, встал на защиту Революции. О нем написано много статей, есть книги. Решением Военного Совета КТОФв 1958г. корабль поставлен на вечную стоянку в бухте Золотой Рог.

Далеко не всем известно, что проектировался и строился этот корабль отнюдь не как боевая единица, а как роскошная паровая яхта камчатского генерал-губернатора.

Обратимся к подлинным документам тех лет.

«1910 года 19 января доверенный Акционерного Общества Охтенского судостроительного и механического заводов» подписал договор, по которому одно из предприятий Общества обязалось построить «для плавания у берегов Камчатки стальной разъездной пароход, имеющий главные размеры: длина по ватерлинии — 143 фута (43,6 м), наибольшая длина — 159 футов (47,7 м), наибольшая ширина — 27 футов 10 5/8 дюйма (8,5 м)». Особо оговаривалось, что «означенный пароход должен быть построен из лучших материалов и работа должна быть высшего качества», причем «контрагент обязуется производить постройку корпуса и механизмов своими рабочими, инструментами и из материалов русского происхождения».

Информация об изображении«Дальневосточная «Аврора» — корабль «Красный вымпел» на вечной стоянке
«Дальневосточная «Аврора» — корабль «Красный вымпел» на вечной стоянке
 
Договор и спецификацию завизировал тогдашний министр внутренних дел и председатель совета министров Российской империи П. Столыпин. Не знал этот деятель, ставший знаменем черносотенной реакции и контрреволюции, что подписывает документ на постройку корабля, который войдет в историю как «Дальневосточная «Аврора»: в 1917 г. экипаж губернаторской яхты во главе со своим командиром первым перейдет на сторону революции!...

Согласно договору завод должен был предъявить к сдаче пароход в полной готовности, под парами, уже 15.X 1910 г. Столь сжатые сроки оговаривались строго: за каждый день задержки начислялся внушительный штраф. Уважительной причиной, которая могла быть принята во внимание, считалось лишь «действие непреодолимой силы», причем расшифровывалось и это: договаривающиеся стороны сошлись на том, что таковыми являются пожары, бури и стачки.


Какие-то непреодолимые силы все-таки помешали заводчикам сдать яхту вовремя, а заказчику — взыскать неустойку. Примем во внимание, что особых стихийных бедствий в том 1910 г. на Балтике не происходило. Нет никаких сведений и о пожарах; во всяком случае, ничего не известно о пожарах ни на заводе Крейтона в Або (Финляндия), где было построено и в октябре только-только спущено на воду судно, ни на Охтенском заводе в Петербурге, где его достраивали. Так что, скорее всего, именно забастовки рабочих были той действительно непреодолимой силой, которая несколькими годами позже покончила и с заказчиком-губернатором, и с господами-заводчиками.

Испытания нового судна проводились в Ревеле (ныне Таллин) и завершились 3. VIII 1911 г.

Читаем следующий документ — Патент, коим «По указу Его Величества Государя Императора и Самодержца Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая, подданному Его Императорского Величества — Камчатской областной администрации — дозволено поднять купеческий русский флаг на собственном его(ее) судне, именуемом «Адмирал Завойко».

Яхта получила название — его и сейчас можно прочитать, например, на киповых планках корабля — по имени В. С. Завойко, бывшего когда-то командиром Петропавловского порта и руководившего обороной его от англо-французской эскадры в 1854 г.

Итак, в корабельный список ревельской таможни под № 360 была занесена «паровая, винтовая, двухмачтовая, двухпалубная яхта», которая «подъемлет грузу 247,8 т и принимает на борт 59 пассажиров, а машина которой имеет мощность 50 л. с.»

Многозначительная оговорка насчет того, что «сему судну предоставляется право иметь плавание по всем морям и океанам», отнюдь не была пустой фразой: будучи укомплектованной вольнонаемной командой, яхта тут же вышла в дальнее плавание через два океана (с проходом Панамским каналом) к месту назначения; в середине сентября того же года «Адмирал Завойко» пришел в Петропавловск.

Как выглядела яхта под парусами — неизвестно. К 1956 г., когда мне было доверено командование кораблем, от его парусной части практически ничего не осталось. За предыдущие 45 лет службы он прошел множество ремонтов и модернизаций, существенно изменивших корабль соответственно новому назначению, с учетом поступления на флот новой техники. О былых плаваниях под парусами можно только догадываться: живыми свидетелями тех лет остались две высокие, стройные мачты и мощный бушприт.


Обратимся еще раз к упомянутому договору на постройку. Там сказано: «Пароход имеет парусное вооружение согласно чертежу». Однако сам чертеж, к великому сожалению, обнаружить не удалось. Единственное, что еще говорится в бумагах 80-летней давности о вооружении «Адмирала Завойко», практически никаких сведений не содержит: «Две прочные мачты должны быть установлены в передней и задней части судна, оснащены всем необходимым такелажем и парусами; нижняя часть их — стальная, стеньги — деревянные, весь стоячий такелаж — из стального оцинкованного троса, бегучий — лучшего манильского»...

Полагаю, что основными парусами были стакселя и кливера. Учитывая высоту фок-мачты (до 20 м) и длину мощного бушприта, суммарная площадь парусности в носовой части судна могла быть не менее 200—250 м2. На попутных ветрах ставился прямой парус до 60 м2. На 20-метровой же грот-мачте, судя по всему, несли гафельный грот до 120 м2. Таким образом, вероятно, яхта могла в хорошую погоду нести в общей сложности до 300—350 м2 парусов. Внести ясность могут только ветераны-моряки и очевидцы, видевшие этот корабль на Ревельском рейде в далеком 1911 году или во время ежегодных плаваний вокруг Камчатки и во Владивосток, совершаемых в 1912—1917 гг.

В марте 1923 г. трудящиеся Приморья вручили морякам посыльного корабля «Адмирал Завойко» Красное Знамя, на котором написано: «Подымите паруса на великое плавание по океану мировой революции!»

Переименованный тогда же в «Красный вымпел», корабль стал «грозой для белогвардейских пиратов». Под красным флагом он прорвал японскую блокаду и доставил оружие камчатским партизанам, помогал устанавливать советскую власть в глухих местах побережья, сражался с контрреволюционными бандами. Многие годы «Красный вымпел» нес патрульную службу и боролся с контрабандой, вел гидрографические работы, доставлял грузы береговым базам, даже служил штабным кораблем молодого Тихоокеанского флота. Корабль-ветеран принимал участие и в действиях во время войны с империалистической Японией: на его счету два боевых похода в Северную Корею.


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
400 миль по окским просторам
1400-мильный рекламный переход лодки «Блегг-480»
Дальнее спортивное плавание по Каспийскому морю
На виндсерфере вокруг мыса Горн
История довоенного глиссеростроения
Боевые действия на катерах «ПГ» (полуглиссер) на реке Шпрее
Дальнее крейсерское плавание на яхте «Блюз»
Путешествие Москва — Севастополь на яхте «Надежда»
Через Атлантику на веслах
Первое цельносварное судно в России
Шампанское, монеты, колокола — из книги М. Бейкер «Морской фольклор»
Кругосветное плавание Хенрика Яскулы
Рассказ о большом рейсе Хенрика Яскулы
1700-километровый кольцевой маршрут для водномоторников
Путешествие вверх по Днепру до Смоленска на мотолодке

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Страницы истории «Красного вымпела»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Экспедиции «Победа» по маршруту Архангельск — Кронштадт
Парусно-гребное судно поморский карбас
Пенсионер Эдвард Мак-Намара пересакает Атлантику
Последниее плавание капитана Ангуза Примроуза
Затерянные в Трансатлантическом переходе
Из истории лоцманской службы
О буре морской — отрывок автора Волдржиха Префата
Жерар д’Абовиль пересекает Атлантику
Первые в мире Российские бронекатера
Ледовый рейс яхты «Арго»
Письмо Григория Петровича Казакова о статье «Катера на Шпрее»
Плавание путями Второй Камчатской экспедиции В. Беринга
500-мильное плавание на яхте «Чукотка» в одиночку
Путешествие по реке Мезень на мотолодке «Крым»
Боевая деятельность катеров типа «МО-4» на Черном море


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 35 + 34 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории