Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Военная страничка
  • 1980 год
  • Боевые действия на катерах «ПГ» (полуглиссер) на реке Шпрее
Краткое оглавление
Литература Примечания


Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Боевые будни катера «Малый охотник»
Боевые катера под парусами
Письмо Григория Петровича Казакова о статье «Катера на Шпрее»
Лодочная стоянка на реке Лиелупе в Юрмале
Путешествие по реке Гауя на моторке «Казанка-М»
На мотолодках по реке Колыма от поселка Сеймчан до Зырянка
По Москва-реке, Оке, Волге и Каме на мотолодке «Крым»
Испытание надувной мотолодки «Гриф» на реке Вуокса
Отпуск на реке Зее на лодке «Гейзер»
На туристских плотах из камер по реке Китой
Водно-моторные соревнования на реке Лиелупе в 1981 году
Якутские марафоны на реке Алдан
Путешествие по реке Пинега на лодке мотолодке «Прогресс-2»
Три очерка о походах по реке Лена


Боевые действия на катерах «ПГ» (полуглиссер) на реке Шпрее

Год: 1980. Номер журнала «Катера и Яхты»: 87
          0


О боевых действиях на катерах «ПГ» (полуглиссерах) в составе Краснознаменной Днепровской флотилии, прошедшей от стен Сталинграда до рейхстага, рассказывает капитан 1 ранга в отставке Иван Михайлович Плёхов. В победном 1945 году капитан-лейтенант И. М. Плёхов командовал одним из соединений кораблей, участвовавших в битве за Берлин.



Деревянные открытые всем ветрам катера, по виду и размерам мало отличающиеся от нынешних «Прогрессов», — такими были легендарные полуглиссеры военного времени, когда-то выпускавшиеся как мирные служебно-разъездные катера «НКЛ-27».
Информация об изображенииПосадка перебрасываемых через Шпрее частей 9-го стрелкового корпуса
Посадка перебрасываемых через Шпрее частей 9-го стрелкового корпуса
 
Такие полуглиссеры, построенные на одном из волжских заводов (если не ошибаюсь, в Рыбинске), с началом войны были мобилизованы и введены в состав Волжской военной флотилии.1 Использовались они сначала только как быстроходные разъездные катера, а впоследствии превратились в универсальные боевые корабли, незаменимые в речных условиях. Потребовалось вооружить полуглиссеры пулеметом «максим», который устанавливался на специальной треноге в районе миделе. После этого катера «ПГ» стали все чаще использовать как для обеспечения боевых действий соединений других кораблей, так и непосредственно для выполнения целого ряда самостоятельных боевых задач. Поначалу это были разведка побережья и промеры глубин, высадка диверсионных и разведывательных групп, вывоз раненых с поврежденных во время боя кораблей. В дальнейшем круг задач, решаемых полуглиссерами, неудержимо расширялся. Стели они непременными участниками высадки десантов. Пришлось им перебрасывать целые воинские соединения, буксировать понтоны с тяжелой техникой, работать с саперами, наводящими переправы.

Не имея абсолютно никакой защиты от пуль и осколков, но зато обладая высокой скоростью, малой осадкой (около 20 см на полном ходу) и большой маневренностью, катера «ПГ» внезапно появлялись под самым носом противника, делали свое дело и так же быстро уходили, отделываясь, как правило, лишь пробоинами в надводной части. А повреждения дощатого корпуса быстро заделывались силами экипажа. Ведь для этого не требовались ни станки, ни сварка. Достаточно было простейшего инструмента! Потопить полуглиссер, как показал боевой опыт, оказалось далеко непросто. Случаи гибели их были весьма редки. Так, на 1 бригаде Днепровской флотилии таких случаев за все время зарегистрировано было всего два: один катер погиб на Одере, другой — на Шпрее, уже а Берлине.


От экипажа «ПГ», состоящего из двух человек — командира и моториста-пулеметчика, требовалась не только необычайная смелость, но и особая решительность, находчивость, умение мгновенно схватывать и оценивать любую ситуацию. Они должны были, кстати сказать, прекрасно разбираться в навигационной обстановке: именно мелкосидящим полуглиссерам приходилось прокладывать путь остальным тяжелым кораблям флотилии при движении по незнакомым участкам рек и каналов. Это при полном отсутствии каких-либо навигационных знаков, а то и карт, когда фарватеры, как правило, заминированы и загромождены, причалы взорваны...

Информация об изображенииВооруженный катер «НКЛ-27» («ПГ») на полном ходу
Вооруженный катер «НКЛ-27» («ПГ») на полном ходу
 
От экипаже требовалась и полная взаимозаменяемость. Это последнее требование диктовал боевой опыт. Очень часто случалось так, что раненого или убитого командира катере приходилось звменвть мотористу. Бывало и наоборот. Но во всех случаях полуглиссер продолжал выполнять поставленную задачу. Надо подчеркнуть: по счастью, конструкторы сделали этот катер исключительно простым по устройству и в управлении. Двигатель от легковой машины-«эмки» — надежен и неприхотлив. Все под рукой. Маневренные качества — отличные.

С одного театре военных действий на другой катере легко перебрасывались по железным дорогам, а то и на грузовиках, что оказалось неоценимым в боевых условиях достоинством «ПГ». Погрузка и разгрузка производилась вручную — лебедками по наклонным слегам.

Несколько примеров боевого использования полуглиссеров приведу Из истории Краснознаменной Ордена Ушакова I степени Днепровской флотилии, где мне довелось служить в военные годы. В составе нашей 1 бригады, впоследствии получившей почетное название Бобруйско-Берлинской, имелся отдельный отряд полуглиссеров в количестве 12 единиц, которым с июня 1944 г. командовал лейтенант Михаил Михайлович Калинин.


В том самом июне 1944 г. бригада поддерживала наступление войск 1-го Белорусского фронта на Бобруйск. Войдя в р. Березину, наши плавбатареи и бронекатере громили боевые позиции и переправы обороняющихся, высаживали десанты в тыл противника, переправляли свои войска через водные преграды. Практически во всех этих действиях участвовали «ПГ» отряде Калинина.

Помню очень тяжелый бой за овладение селом Здудичи — сильно укрепленным узлом обороны немцев. В ночь на 26 июня бронекатера с десантниками пошли вверх по Березине. Впереди шел «ПГ-103» под командованием старшины 1 статьи А. Е. Лебедева. Под жестоким огнем врага с катера хладнокровно и методически измеряли глубины на подходе к правому берегу — у самого села, что и сделало возможной высадку: в 2.30 ночи десантники оказались за главной линией обороны — ударили в тыл противника. Этот же полуглиссер в самые тяжелые минуты боя обеспечивал связь с десантниками, вывозил раненых. Во время очередного рейса на правый берег взрывом мины А. Е. Лебедева контузило, катер получил десять пробоин, но благополучно дошел до своих. За мужество и отвагу старшине был награжден орденом Красного Знамени.

Информация об изображенииПолуглиссер в роли штабного разъездного катера
Полуглиссер в роли штабного разъездного катера
 
При исключительно дерзкой высадке десанта в Пинске в 1.30 ночи На 12 июля 1944 г. особенно отличились экипажи «ПГ» № 77, 103, 107 и 109. Целый стрелковый полк был высажен тогда на набережной в городе, который находился в тылу врага — в 22 км от линии фронта! А ведь весь этот путь отряду сверх всякой меры перегруженных бронекатеров сначала Предстояло скрытно пройти по Припяти. Пройти в полной темноте и на максимальной скорости, нигде не сев на мель. И здесь впереди колонны бронекатеров следовал полуглиссер — это был «ПГ-77» старшины 1 статьи Г. X. Алавердяна. С этого катера вели разведку берегов, с него же успевали замерять глубины и показывать безопасный путь бронекатерам. Отряд благополучно дошел до города и высадил десант без единого выстрела!

Фашисты такого оборота событий явно не ожидали. Внезапность удара помогла десантникам быстро захватить парк и вокзал и начать продвижение в глубь города, который считался у противника чуть ли не тыловым. Немецкое командование вынуждено было снять с линии фронта, по крайней мере, два попка. В городе завязались тяжелые бои, которые длились непрерывно двое суток. И все это время наши бронекатера, катера-тральщики и полуглиссеры подвозили подкрепления, снова и снова прорываясь к Пинску под жестоким огнем. У самых причалов города погиб бронекатер № 92, а затем в 200 м от него — бронекатер № 2 и тральщик № 205. Оставшихся в живых моряков спасали полуглиссеры Г. X. Алавердяна и Д. У. Фаетовца. На других катерах «ПГ» особенно отличились тогда матросы В. В. Черинов и С. Ф. Балаев.


14 июля Пинск был взят. Все экипажи участвовавших в операции полуглиссеров были награждены орденами и медалями.

Памятью о тех тяжелых днях великой битвы стал поднятый на каменный пьедестал бронекатер, на борту которого накрашен номер 92. На набережной, которой присвоено название Имени Краснознаменной Днепровской флотилии, на месте высадки десанта установлена мемориальная доска. Думаю, что белорусские вод-номоторники не забывают огненные маршруты моряков-днепровцев, многие из которых остались лежать на берегах Березины, Припяти, Пины, Яеельды!

В августе-сентябре корабли обеих бригад флотилии были Погружены на платформы и переброшены на территорию Польши — на Западный Буг.

В 16 часов 20 октября 1944 г. шесть полуглиссеров М. М. Калинина и несколько сторожевых катеров, спустившись по Зап. Бугу до места слияния его е Наревом, высадили десант в городе Сероцке, расположенном примерно в 50 км от Варшавы. Из-за мелководья тяжелые корабли не могпи участвовать в высадке и поддерживали десантников артогнем с дальних позиций. Скорость и маневр были основным оружием отряда легких катеров. Под яростным Обстрелом гитлеровцев первыми не самом полном ходу прорвались к городским причалам «ПГ-104» (командир Г. Г. Дудников, моторист А. Е. Са-мофалов), «ПГ-106» (Г. Н. Бунин и В. Н. Дудкик) и яПГ-115» (командир — Г. П. Казаков). На каждом из них находилось по 10—15 автоматчиков. Затем полуглиссерам пришлось играть роль бронекатеров, поддерживая десантников своими пулеметами.

Информация об изображенииКатера с диверсионной группой на подходе к месту высадки в районе села Здудичи
Катера с диверсионной группой на подходе к месту высадки в районе села Здудичи
 
«ПГ-104» подавил несколько огневых точек. В корпусе этого катера потом насчитали 18 значительных пробоин; но и поврежденный он оставался на плаву, а Александр Самофалов Продолжал вести огонь...

Через три часа наш военно-морской флаг был поднят над одним из зданий в центре города.


Именно полуглиссерам отряда лейтенанта М. М. Калинина было суждено донести этот флаг до самого логова зверя — центра Берлина. Основные силы Днепровской флотилии, двигавшиеся по каналу Гогенцоллерн и реке Шпрее, смогли пробиться лишь до дальних его окраин: путь им преградили взорванные мосты, затопленные поперек фарватера суда. Тогда и было принято решение передать отдельный отряд полуглиссеров непосредственно наступающим частям 5-й ударной армии.

В начале 20-х чисел апреля 9-й стрелковый корпус этой армии, заняв пригород Карлхорст, вышел к Шпрее в районе расположенного на противоположном берегу парка Плентервальд. Корпус имел боевую задачу наступать на рейхстаг — до него оставалось каких-нибудь 7—8 км! Но предстояло сначала каким-то обрезом форсировать реку с высокими облицованными камнем берегами. Шпрее здесь неширока — метров двести — триста, но ни одного уцелевшего моста поблизости нет, с переправы навести нельзя: все вокруг Простреливается многослойным артиллерийским, минометным, пулеметным и даже автоматным огнем — западный берег превращен в мощный рубеж обороны.

Командир 9-го корпуса Герой Советского Союза генерал-лейтенант И. П. Рослый вызвал лейтенанта Калинина и приказал любой ценой обеспечить переброску штурмового отряда через Шпрее в ночь на 23-е апреля. «Успешное выполнение задания корпусом,— подчеркнул он,— зависит теперь от вас — моряков!»

После постановки отряду задачи десять полуглиссеров погрузили на грузовики и к вечеру 22 апреля перебросили от Кюстрина в Карлхорст. Для спуска на воду с трудом подыскали подходящее место — небольшой затончик, но противник, несмотря на темноту, сразу же засек появление грузовиков. Разгружать катера пришлось под обстрелом. Первым подогнали «студебеккер» с «ПГ-111» старшины 2 статьи Михаила Трофимовича Сотникова. В спешке при разгрузке погнули баллер. Не раздумывая, старшина с кувалдой в руках бросился в ледяную воду и несколькими ударами выправил руль.

Информация об изображенииОтряд полуглиссеров выходит на задание во время боев за Пинск
Отряд полуглиссеров выходит на задание во время боев за Пинск
 
В 1.45 ночи первая группа десантников появилась на западном берегу: несмотря на сильнейший огонь, «ПГ-111» и «-116» доставили сюда около 30 бойцов. За пару часов полуглиссеры отряда, рассредоточившись — разделившись на три группы (см. схему), успели сделать по шесть-семь рейсов, переправив по сотне бойцов, а наши воины закрепились на вражеском берегу на трех пока еще не соединившихся один с другим участках. Теперь им надо было непрерывно подвозить подкрепления и боеприпасы, а на рассвете опомнившиеся гитлеровцы, стараясь отрезать десантников, сосредоточили на наших переправах сильнейший огонь из всех видов оружия. В этом огневом аду моряки-днепровцы, неся потери, самоотверженно совершали рейс за рейсом. На среднем участке высадки им приходилось подходить к берегу буквально в нескольких метрах от немецких траншей! Обратными рейсами на каждый катер брали по шесть — восемь раненых.

Потребовалось срочно перебрасывать технику. Часть полуглиссеров переключили на буксировку. Танки перевозили на спаренных стальных понтонах, 76-миллиметровые орудия — на плотах из надувных лодок...


Каждый рейс каждого из десяти катеров был подвигом.

Командир «ПГ-105» старший краснофлотец Николай Филиппов, заметив некоторое замешательство десантников, сам выскочил на вражеский берег и личным примером увлек за собой автоматчиков. На обратном пути его катер попал под обстрел, отважный моряк погиб.

Информация об изображенииСхема форсирования р. Шпрее частями 9 стрелкового корпуса
Схема форсирования р. Шпрее частями 9 стрелкового корпуса
 
Смертельно раненный старшина 2 статьи Михаил Сотников не бросил штурвал, пока не довел свой «ПГ-111» до цепи. Его заменил моторист — комсомолец Николай. Баранов, которому только что пришлось чинить перебитый осколком штуртрос. Во время одиннадцатого рейса был смертельно ранен и он. Подожженный вражеским фаустпатроном катер загорелся...

Когда «ПГ-117» буксировал понтон с танком «Т-3Д» и группой автоматчиков, гитлеровцам удалось поджечь танк. Взрыв его боезапаса грозил неминуемой гибелью всех находящихся на понтоне людей. Командир катера — старшина 2 статьи Григорий Казаков (участник обороны Одессы и Севастополя), обрубив буксирный конец, под шквальным огнем подошел к понтону и успел снять танкистов и автоматчиков за какую-то минуту до взрыва. «ПГ-117» за одну только ночь перевез на западный берег более 400 солдат...

Во время пятого рейса в носовую часть «ПГ-104» попал фаустпатрон. Катер вспыхнул, старшине 1 статьи комсомольцу Георгию Дудникову обожгло лицо и руки, однако он продолжал вести катер к берегу. Вторым взрывом фаустпатрона герой был убит. К штурвалу стал моторист Александр Самофалов. Как записано в представлении этого экипажа к награде — присвоению обоим звания Героев, за первые четыре часа работы на переправе «ПГ-104» перебросил две стрелковые роты! Катер накрыла вражеская мина. Несколько раз на нем пришлось тушить пожары и исправлять повреждения, но он продолжал оставаться в строю. А. Е. Самофалов был сражен осколком мины.

Раненный в левую руку командир «ПГ-116» старшина 1 статьи Александр Пашков (в 41-м в частях морской пехоты он участвовал в битве за Москву) уступил место у штурвала мотористу Борису Бочкареву, а сам встал к пулемету. На обратном пути немцы ударили по катеру фаустпатронами. Бочкарев получил тяжелое ранение, Пашкову перебило правую руку. Тогда — цитирую документ, хранящийся в архиве: «командир Пашков грудью навалился на руль, зубами взялся за кольцо руля и довел катер до своего берега, уже в момент высадки он был убит».

Информация об изображенииКомандир отдельного отряда полуглиссеров Герой Советского Союза лейтенант М. М. Калинин
Командир отдельного отряда полуглиссеров Герой Советского Союза лейтенант М. М. Калинин
 
Погиб комсомолец Владимир Черинов — моторист «ПГ-107», заменивший раненого командира и лично перебросивший через Шпрее свыше 500 десантников. Погиб, охваченный пламенем, его катер.

Так же бесстрашно и самоотверженно действовали экипажи Андрея Заполина, Михаила Зелинера, Ефима Кускова...

Из личного состава десяти героических экипажей семь моряков погибло, трое были тяжело ранены. Не один раз лейтенанту М. М. Калинину, руководившему переправой, самому приходилось вставать за руль того или иного катера, временно заменяя его командира. Неоднократно пересекал Шпрее и инструктор политотдела 1-й бригады речных кораблей лейтенант Г. С. Суворов.

К утру 24 апреля три группы наших частей на западном берегу соединились и заняли Плентервальде. К исходу дня был занят весь Трептов-парк — тот самый, где теперь стоит памятник советскому солдату. Бойцы 9-го корпуса уже двинулись на рейхстаг, а через реку Шпрее с помощью тех же катеров «ПГ» начали наводить понтонный мост.

Всего же на полуглиссерах и буксируемых ими понтонах в течение трех дней в исключительно сложных условиях было переброшено через Шпрее более 16 000 солдат, 100 орудий и минометов, 27 танков и самоходок, 700 повозок с боеприпасами. Кроме того катера отряда участвовали в разведке реки Шпрее в черте города, поддерживали связь между нашими частями, расположенными на обоих берегах.

Информация об изображенииКатер командира отряда полуглиссеров лейтенанта М. М. Калинина на реке Шпрее в Берлине
Катер командира отряда полуглиссеров лейтенанта М. М. Калинина на реке Шпрее в Берлине
 
В своем отзыве, ныне экспонируемом в Центральном военно-морском музее, армейское командование отметило: «Героизм и храбрость команды полуглиссеров, безусловно, сыграли решающую роль в форсировании р. Шпрее».

Моряки-днепровцы, воевавшие на катерах «ПГ», вписали одну из славных страниц в летопись побед Военно-Морского Флота нашей Родины. Все до одного они проявили в этой беспримерной десантной операции «стойкость, флотское мастерство и дерзость»,— так сказано в одном из наградных листов. Все до одного были награждены орденами. Девятерым из них (семерым — посмертно) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 г. было присвоено звание Героев Советского Союза. Н. А. Баранов, Г. Г. Дудников, Л. П. Пашков, А. Е. Самофалов, М. Т. Сотников, Н. А. Филиппов и В. В. Черинов зачислены навечно в списки личного состава частей ВМФ.

Информация об изображенииСпасение десантников экипажем «ПГ-117»
Спасение десантников экипажем «ПГ-117»
 
Герой Советского Союза М. М. Калинин после войны еще долго служил на флоте (скончался в 1973 г.). В военно-морском музее выставлена подаренная ему тогда, в поверженном Берлине, автором — Леонидом Соболевым книжка со знаменательным названием «Дорогами побед». На титульной страничке надпись: «М. Калинину — герою, командиру берлинских моряков.»

Герой Советского Союза Г. П. Казаков демобилизовался в 1950 г. Последние годы жил в Геленджике. Было бы хорошо, если бы он откликнулся на эту статью, посвященную памяти его боевых друзей.



Стоит, наверное, добавить, что когда в том памятном, победном 1945 году моряки-днепровцы праздновали День флота,— было это на Одере, под Франкфуртом, командующий обходил строй кораблей-ветеранов на заслуженном, прошедшем сквозь огонь и смерть деревянном катере-полуглиссере.

Литература


  • 1. Боков Ф. Е. Подвиг моряков на Шпрее. «Военно-исторический журнал», 1971, № 1.
  • 2. Боевой путь советского военно-морского флота. М., Воениздат, 1974.
  • 3. Локтионов И. И. Пинская и Днепровская флотилии в Великой Отечественной войне. М., Воениздат, 1958.
  • 4. Плёхов И. М., Хватов С П. Моряки-днепровцы в боях за Берлин. «Морской сборник», 1973, № 5.
  • 5. Соболев Л. С. Свет победы. М., Воениздат, 1971.
  • 6. Шимкевич Л. А. Советские катера под Берлином. «Судостроение», 1975, № 5.

Примечания


1. В дальнейшем, по мере перенесения боевых действий на запад, на ее базе была сформирована Днепровская флотилия.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Первые в мире гонки под парусом
Первая парусная гонка в России в 1847 году
Парусный спорт нашей страны: хроника, факты, цифры
9000-километровый «Голубой рейс» по Северной Америке
Путешествие по Выговскому краю по следам Пришвина
Глаза и носовые фигуры — из книги Маргарет Бейкер «Морской фольклор»
Десять крупнейших в истории парусных судов
Парусный спорт в городе Находка
Встреча яхтсменов в бухте Отару
Первое моторное судно пересекает Атлантику
400 миль по окским просторам
1400-мильный рекламный переход лодки «Блегг-480»
Дальнее спортивное плавание по Каспийскому морю
На виндсерфере вокруг мыса Горн
История довоенного глиссеростроения

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Боевые действия на катерах «ПГ» (полуглиссер) на реке Шпрее

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Дальнее крейсерское плавание на яхте «Блюз»
Путешествие Москва — Севастополь на яхте «Надежда»
Через Атлантику на веслах
Первое цельносварное судно в России
Шампанское, монеты, колокола — из книги М. Бейкер «Морской фольклор»
Кругосветное плавание Хенрика Яскулы
Рассказ о большом рейсе Хенрика Яскулы
1700-километровый кольцевой маршрут для водномоторников
Путешествие вверх по Днепру до Смоленска на мотолодке
Страницы истории «Красного вымпела»
Экспедиции «Победа» по маршруту Архангельск — Кронштадт
Парусно-гребное судно поморский карбас
Пенсионер Эдвард Мак-Намара пересакает Атлантику
Последниее плавание капитана Ангуза Примроуза
Затерянные в Трансатлантическом переходе


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 33 + 46 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории