Это 175-километровый маршрут II категории сложности (с элементами III) по северо-востоку Карелии для туристов-байдарочников. Рекомендуемое время июль — август.
В начале 90-х годов писатель М. М. Пришвин — певец русской природы — совершил двухмесячное путешествие по Выговскому краю. Итогом его поездки стали очерки «В краю непуганых птиц», написанные в 1905 г. За эту «северную» книгу, которой присущи поэтичность, исключительная наблюдательность, достоверность в описании природы, М. М. Пришвину было присвоено звание действительного члена Российского географического общества и вручена серебряная медаль.
Нам захотелось пройти по следам Пришвина и посмотреть этот край.
В конце июля под мерный стук колес поезд Ленинград — Мурманск примчал нас к ж. д. станции Сегежа — началу нашего путешествия. Сегежа является убедительным примером того, с какой поразительной быстротой вырастают в нашей стране города. Первый камень города был заложен в 1934 г. в фундамент корпусов ордена Ленина целлюлозно-бумажного комбината, а к 1939 г. на месте малоизвестного железнодорожного полустанка Сегежа вырос новый город. (В настоящее время здесь насчитывается около 40 тыс. жителей.)
Найдя попутную автомашину, мы перевезли все снаряжение на пристань, находящуюся в километре от вокзала.
В 13 часов теплоход отошел от пристани. Наш курс — в восточный конец Выгозера к поселку Валдай.
По своим размерам Выгозеро занимает третье место среди озер Карелии (после Ладожского и Онежского). С 1933 г. Выгозеро превращено в водохранилище в связи с его включением в трассу Беломорско-Балтийского канала. Уровень воды, поднявшийся при этом почти на 7 м, вызвал затопление обширной территории и значительное увеличение площади водоема. Наибольшая длина озера 89,2 км; ширина 23,5 км. Берега извилистые, большей частью каменистые и каменисто-песчаные. Живописный вид озеру придают 529 островов, покрытых сосновым лесом.
В Валдай прибыли в 17.00. На автобазе Леспромхоза даже в такое время нам удалось найти машину, необходимую для переезда до Шунозера (откуда вытекает река Сума), — начала активной водной части нашего маршрута.
Валдай — крупный поселок лесозаготовителей. Сюда лесовозы доставляют пес (хлысты), который здесь же разделывают и баржами отправляют в Сегежу на комбинат.
В поселке мы пополнили запас продуктов — предстояло преодолеть большой ненаселенный участок.
В 19.30 тронулись в путь. Первые 30 км ехали по хорошей дороге, а последние 7 км по давно заброшенной лесовозной. Весь участок пути произвел грустное впечатление: справа и слева тянулись бесконечные неочищенные вырубки. От дороги до берега озера пришлось идти около 300 м болотистой тропой.
Шунозеро расположено на отметке 167,3 м над уровнем моря. Его длина 11,4 км; ширина 7,1 км. Встречаются песчаные пляжи, однако в основном берега низкие, каменистые. (Мы с трудом нашли место, пригодное для установки палаток и сборки байдарок.) Сносные стоянки есть только на островах, в местах расположения рыбацких избушек.
Три дня посвятили осмотру озера, а на четвертый пошли к истоку реки Сумы, находящемуся в правом северном углу западного плеса озера. Интересно отметить, что Сума впадает и вытекает из одного и того же южного (левого по ходу) берега. Спокойные плесы быстро закончились, и начались несложные каменистые перекаты, а затем завалы.
По мере приближения к Торосо-зеру берега несколько повышаются. Слева тянутся захламленные и заболоченные вырубки, а справа — смешанный дремучий лес. С увеличением количества завалов скорость нашего движения замедлилась до двух километров в час. Через некоторые завалы суда проводили, подтопив и предварительно обрубив некоторые сучья. Другие деревья распиливали, вспоминая добрым словом экипаж, взявший поперечную пилу. Полузатопленные стволы проходили, приподнимая каждое судно всем личным составом. На этом участке единственное пригодное для ночлега место — на правом берегу у охотничьей избушки — примерно в середине пути между озерами.
Только в 22 часа вышли в узкое, длинное Торосозеро. Берега представляют собой сплошную захламленную вырубку, мы с трудом нашли для бивуака сносное место — на северном берегу.
Выйдя из Торосозера, встретили два несложных переката, а затем опять пошли многочисленные завалы, правда не такие мощные, как на первом отрезке реки. Ночевали на краю болотистой вЫрубки довольно высокого правого берега.
На другой день нам встретились три несложных порожка и небольшие завалы; потом берега стали выше и началась серия коротких порогов, идущих небольшими ступенями. Далее на большом протяжении Сума петляет среди лугов и делится на ряд проток. Идти надо по крайней правой, которая приведет в небольшое Выкшозеро (1,5 км длина и 0,3 км ширина) с высокими берегами.
На . следующий день сразу же встретились с завалом, а за ним началась 500-метровая шивера с беспорядочным нагромождением камней. Ее преодолели с частичной проводкой, высадив на берег первые номера экипажей. В конце шиверы расположен мост старой лесовозной дороги. Вскоре вышли в удивительно красивое Хижозеро с изрезанной береговой линией и многочисленными островами, покрытыми сосновым лесом. Озеро расположено на отметке 145 м над уровнем моря. Длина его 9,1 км; ширина 2,6 км.
Остановились на левом (по ходу) довольно высоком берегу, в сосновом лесу. На Хижозере простояли четыре дня; два из них шел дождь, в остальное время осматривали берега, ловили рыбу, собирали ягоды. Отсюда, если понадобится, можно добраться до Валдая. Для этого надо подняться вверх по Суме ДО моста и пройти налево по дороге 7 км до перекрестка; там можно поймать попутный лесовоз, идущий в Валдай (порядка 40 км).
На пятый день тронулись в северо-западный конец озера, откуда вытекает р. Сума. Здесь на месте бывшей деревни сохранился один дом и летнее стойбище телят.
Сума встретила нас коротким плесом, а затем пошли перекаты и длинная шивера, на которой вышел из строя один из экипажей. Для ремонта байдарки пришлось сделать остановку на правом берегу перед разрушенным мостом лесовозной узкоколейки.
Мост рекомендуем проходить, следуя вдоль левого берега, а затем прижимаясь к левому устою и далее по главной струе. Через 200 м ниже начинается трудная ВОО-метровая шивера с множеством камней и застрявшими в отдельных местах бревнами. Преодолеть можно после осмотра с берега, поставив сигнальщика и высадив первые номера. После шиверы вскоре река впадает в Пулозеро, расположенное на отметке 111 м над уровнем моря. Длина его 16 км; ширина 4,4 км. На озере 14 островов.
Выйдя в озеро, мы повернули налево вдоль юго-западного берега (хотя из-за господствующих северных ветров выгоднее было идти вдоль северо-восточного). Сразу у устья, слева по ходу, обнаружили рыбачью избушку, пляж и удобную площадку для лагеря. Дошли до заброшенной деревни Пулозеро. Здесь когда-то в двухэтажном доме полесовщика старообрядца Мухи останавливался М. М. Пришвин. Трудно представить, что каких-то 70 лет тому назад здесь жили старообрядцы — крестились двумя перстами, молились своей иконе, верили в колдунов и наговоры...
Теперь деревня заброшена, лишь изредка ее посещают рыбаки.
На озере пробыли два дня. Поднимались также вверх по реке Коросозерке, вытекающей из Коросозера. На Пулозере много прекрасных стоянок и пляжей. Места здесь удивительные! Особенно красиво в окрестностях бывшей деревни Минино. Здесь же находится и исток Сумы. Его следует искать, оставив слева одинокий дом и поле и уйдя вправо среди десятка островов. Затем на пути к истоку встретятся два коротких несложных порожка, после которых путь преградит порог Падун (30 м). Для его осмотра, а в отдельных случаях и для обноса подходить советуем слева. Основная трудность— уйти в конце с главной струи. Мы прошли благополучно, высадив предварительно на берег первые номера. Вскоре после короткого плеса идет вторая, более простая ступень (25 м) и, наконец, третья, идущая в каньоне с высокими крутыми берегами и множеством камней и сливов. Длина ее приблизительно 6Q0 м. По левому берегу есть тропа, по которой этот участок несложно обнести. Пройти на байдарке удастся опытной хорошо снаряженной группе после просмотра и организации страховки и только по высокой воде. Порог, заканчивающийся небольшим безымянным озером, очень красив с высоты обрывистого левого берега. В конце обходной тропы есть удобная, площадка для стоянки. Начиная с Пулозера, по берегам сохранились леса, и река течет среди живописных сельг. Ниже Сума проходит через 8 небольших озер — разливов, соединенных 7 порожистыми протоками, протяженностью от 30 до 100 м. На озерах разбросаны острова, покрытые сосновым и смешанным лесом. Последнее озеро проходили, придерживаясь правого по ходу берега.
На следующий день прошли еще 5 порожистых проток и очередное озеро, в правом углу которого обнаружили исток реки. Правее порога когда-то был обводной канал лесосплава с плотиной и дамбой. Пройдя порог и два переката, вышли в большой разлив с низкими берегами и вскоре подошли к первому населенному пункту — небольшой деревне Воренжа. Течения почти нет, чувствуется подпор плотины на выходе Сумы из Сумозера. Пройдя под мост, взяли вправо и, миновав еще один мост, вышли на просторы Сумозера. Это самое большое озеро из встретившихся на нашем пути. Длина его 18,2 км при ширине 8,7 км. Сумо-зеро — неглубокий водоем, наибольшая его глубина 20 м, средняя — 5 м. На нем разбросано 35 островов. Отметка озера над уровнем моря — 8З м. Итого за время пути из Шун-озера мы спустились на 84,3 м!
В Воренжской губе озера, куда мы вышли, лес вырублен, берега завалены плавником, кое-где из воды торчат мертвые деревья, не срубленные до затопления. Через несколько километров картина меняется. Берега становятся выше, появляются песчаные пляжи, а наверху — молодой сосновый лес с отдельными крупными деревьями. Обогнув несколько мысов и оставив в стороне деревню Сумо-зеро, расположенную на противоположном берегу, мы стали на высоком берегу с сосновым лесом и прекрасным пляжем внизу.
Ввиду того, что мы уже потеряли несколько дней из-за непогоды, а после Сумозера начинался сплавной участок, с обносом плотины на выходе и возможными запанями и пыжами ниже, — решено было маршрут закончить в деревне Сумозеро, а оттуда добираться автотранспортом до станции Сумский Посад. Воспользоваться автобусами, идущими от Сумозера до Хвойного и из Хвойного до Беломорска, не рискнули из-за большого количества багажа.
Мы перешли в деревню Сумозеро, разобрали там байдарки; вечером на автомашине добрались до Сумского Посада, а затем поездом Маленга — Кемь до Беломорска.
Как и Сегежа, Беломорск молодой город. В 1938 г. он был образован из старинного села Сороки и рабочего поселка Солунин. В Беломорске сходятся две ж. д. линии (Ленинград — Мурманск и Беломорск — Обозерная), проходит Беломорско-Балтийский канал и морские пути. Такое транспортно-географическое положение города Дает большую перспективу для его дальнейшего роста.
Беломорск расположен на нескольких островах, между рукавами реки Выг при впадении ее в Белое море. С городских мостов видны порожистые рукава Выга, бурлящие среди камней.
В 13.40 поезд трогается. Прощай, Карелия! Лучше — до свидания! Поход окончен.
Да, большие перемены произошли в Выговском краю с тех времен, когда здесь бывал М. М. Пришвин! Возникли новые города — Беломорск, Сегежа, поселки лесозаготовителей — Валдай, Хвойный и другие. На месте бывших когда-то деревень без страха плещутся утки, остановившиеся на отдых и кормежку гуси, на отмелях журавли, попадаются медвежьи следы. Не встретишь полесовиков, пустынников и колдунов. Зато над домами глухой деревушки Воренжа стоят радиоантенны, а в домах, деревни Сумозеро горит электрический свет, имеется школа. Всюду чувствуется новая жизнь — видишь проложенные дороги, передовую технику на лесозаготовках, современную организацию труда. В то же время очень хочется пожелать леспромхозам строже выполнять наши законы, запрещающие рубить лес по берегам рек и озер, требующие очищать вырубки под посадки, — больше думать о будущем нашей родной природы.