Однако жизнь в заброшенных аристократических клубах замерла не надолго: в них пришли новые хозяева — молодые рабочие, студенты. Они, не жалея сил, стали возрождать парусный спорт страны на новой основе.
Один из старейших наших яхтсменов Ю. А. Пантелеев в своих воспоминаниях об этом времени пишет: «Тревожно прошло лето 1918 года. Враг угрожал молодому Советскому государству. Все южные моря захвачены были интервентами. Погиб там и весь яхтенный инвентарь, и сами суда. Только в Петрограде была сохранена часть яхтенного флота, и спортивная парусная жизнь, хотя и в пределах только Невской губы, не умерла»,
В начале следующей навигации Комиссариатом по военным делам Петроградской губернии был издан приказ № 315 — первый государственный документ, относящийся непосредственно к парусному спорту. В нем говорилось об обязательной регистрации всех парусных яхт. Суда, не используемые владельцами, подлежали национализации. Ответственным руководителем водного спорта был назначен 3. И. Жуков — капитан дальнего плавания, спортсмен. В помощь ему создали комиссию специалистов, в которую вошли: М. В. Висленев, П. П. Кепи, Ю. А. Пантелеев.
К работе комиссии сразу примкнули наиболее активные молодые яхтсмены— члены мелких демократических кружков и яхт-клубов и целый ряд опытных яхтсменов, признавших Советскую власть и хотевших принять участие в создании нового — рабоче-крестьянского — парусного спорта: П. П. Перовский, Г. В. Пылков, К. А. Михайлов, Н. А. Михайлов, В. Г. Щепкин, Н. Г. Щепкин, Н. Ю. Людевиг, Ф. М. Шедлинг, А. В. Савельев, Б. В. Савельев, Н. Я. Васильев, П. П. Стоферт, Н. Н. Обермиллер, Г. Ф. Гефдинг и другие.
В то грозное время физическое воспитание и спорт были включены в систему введенного в стране всеобщего военного обучения. На базе б. Петровского яхт-клуба организовали 1-й Морской отряд Всевобуча (начальник — Ю. А. Пантелеев, комиссар — М. В. Висленев, нач. гавани — Ф. М. Шедлииг). Главной его задачей было обучение молодежи призывного возраста основам военно-морского дела. Для всех, кто хотел самостоятельно управлять яхтой, тогда же был введен обязательный экзамен. Председателем первой квалификационной комиссии стал Николай Юльевич Людевиг — один из основоположников советского парусного спорта.
10 августа на Средней Невке прошел Первый водный спортивный праздник петроградской допризывной молодежи, в программу которого входили парад яхт и гандикапная гонка по Елагинскому фарватеру.
У стен революционного Петрограда стоял Юденич, флот интервентов блокировал Кронштадт. 21 августа 1919 г. яхтсмены получили приказ о несении сторожевой службы на линии Лахта — голова дамбы Морского канала. Яхты отряда цепочкой стали на якорях согласно специальной инструкции. Зимой яхтсмены выполняли боевые задания, используя буера и лыжи.
В 1920 г. организуются еще пять морских отрядов: 2-й — на базе б. Речного клуба, 3-й — на базе б. Парусного клуба, 4-й — в Петергофе, 5-й — в Стрельне, 6-й — в Кронштадте.
1 мая на Неве, против Зимнего дворца, состоялся вызвавший большой интерес петроградцев водный праздник, в котором участвовали десятки яхт этих морских отрядов. 25 июля Всевобуч провел еще одни праздник с парусными и гребными гонками, а затем и общим парадом судов у Елагина острова.
1921 год — яхтсмены в составе морского лыжного разведывательного отряда с честью выполняют задания командования во время взятия Кронштадта. Многие из них за проявленное мужество награждены боевыми орденами.
По всей стране там, где парусный спорт культивировался до революции и' имелась хоть какая-то база, создаются территориальные морские отряды Всевобуча.
Благодаря усилиям таких энтузиастов, как Н. А. Мясников (Самара), П. Н. Лопухин и И. А. Ман (Саратов), И. Биценко, П. Андрианов, А. П. Стоянов, П. К. Козодубов, братья Коротковы (Николаев), Г. М. Вальдере (Одесса), повсеместно начинается ремонт старых яхт, подготовка яхтсменов.
В начале 1924 г. принимается решение о передаче всех восстанавливаемых яхт-клубов в распоряжение местных профсоюзных и комсомольских организаций, сыгравшее важную роль в развитии спортивной работы. С осени этого года на базе б. Императорского Речного яхт-клуба начинается организация и поныне крупнейшего в стране яхт-клуба Ленинградского губернского 'совета профсоюзов. Зимой здесь были восстановлены уцелевшие буера и проведена первая официальная буерная гонка. 30 мая 1925 г. яхт-клуб ЛГСПС поднимает флаг своей первой навигации.
Стараниями в основном Н. Л ю -дев иг а еще в 1920 г. удалось провести несколько неофициальных гонок на восстановленных мелких яхтах, однако основная деятельность всех первых советских яхт-клубов того времени имела иное направлег ние. В первую очередь это была учебная работа и прогулочные выходы, которые лишь с большой натяжкой можно назвать крейсерскими плаваниями. Парусные гонки проводились редко как из-за малочисленности, так и из-за крайней пестроты яхтенного флота, не позволявшей проводить действительно спортивные и представительные официальные соревнования.
Именно поэтому первые парусные гонки на Первенство СССР в 1924 г. в Ленинграде пришлось проводить на стандартных морских шлюпках — шестивесельных ялах. *Гак как на высланные приглашения не откликнулись ни черноморцы, ни волжане, в числе участников оказались тогда лишь представители ленинградских клубов, моряки Балтфлога и курсанты военно-морских училищ. Победителем этого чемпионата стал Б. Лобач-Жученко. В его экипаже выступали известные яхтсмены В. Щепкин и М. Михайлов.
В том же году на Волге состоялись первая маршрутная гонка на 75 км и первый дальний 400-километровый поход по маршруту Саратов — Самара. Получили повсеместное признание и в 1927 г. были узаконены гонки с пересадкой экипажей, которые впоследствии культивировались на протяжении около 30 лет.
При многих яхт-клубах стали создавать мастерские уже не только для ремонта, но и для постройки новых судов. Так, в 1925 г. в мастерских яхт-клуба ЛГСПС началась разработка чертежей для серийной постройки килевых ботиков и швертботов, предназначенных для обучения начинающих. Еще раньше началось строительство швертботов в Поволжье. В Николаеве яхтсмены освоили постройку небольших килевых яхт типа «Запорожец».
15 июня 1927 г. от бонов яхт-клуба ЛГСПС отошли пять яхт, направлявшихся в первое заграничное плавание. Побывав в Финляндии и Швеции, ровно через месяц они вернулись в свой клуб. В дальнейшем и вплоть до наших дней география дальних плаваний советских яхтсменов расширялась, однако крейсерские плавания и успехи в соревнованиях на крейсерско-гоночных яхтах — это отдельная тема, которой сегодня мы не касаемся.
Буквально за несколько лет парусный спорт встал на ноги. Высший совет физкультуры счел возможным включить парусные гонки в программу I Всесоюзной спартакиады 1928 г. Парусные соревнования, с которых, собственно, и начинается счет всесоюзных встреч яхтсменов из различных бассейнов страны, проводились под Ленинградом: на швертботах — в Разливе, иа килевых яхтах — в Петергофе. Приняло участие 66 яхтсменов — 22 экипажа. Первыми чемпионами по парусному спорту стали: Н. А. Мясников из Самары (швертботы) и кронштадтец А. К. Бальсевич (яхты).
Всесоюзная спартакиада дала толчок новому и уже вполне определенному развитию советского парусного спорта. В 1930 г. при ВСФК была создана Секция водных видов спорта. В работе яхт-клубов на местах постепенно стал исчезать разнобой, наладилась массовая подготовка яхтсменов, но так как в упомянутую секцию входили еще и пловцы, гребцы и водиомоториики, то руководство именно парусным спортом оставалось неполноценным. Поэтому в 1936 г. потребовалось создать самостоятельную Всесоюзную секцию парусного спорта (с 1959 г. — Федерация парусного спорта СССР). Свои парусные секции были организованы в РСФСР и УССР, в Ленинграде и ряде других парусных центров.
Всесоюзная секция разработала взамен устаревших новые — единые Правила соревнований, программы подготовки яхтеииых рулевых, «Положение» об их квалификации, установила стабильный гоночный календарь. Было налажено и строительство яхт иа основе единых «Правил классификации и постройки спортивных парусных судов».
Здесь уместно напомнить, что вплоть до середины 30-х годов отношение к парусному спорту оставалось в какой-то мере двойственным. Признавая его несомненную полезность в военно-прикладном и оздоровительном отношении, отмечали и его «буржуазность», выдвигался лозунг его немедленной «пролетаризации». «Уклон в сторону постройки чисто гоночных судов» считался вредным. Поэтому самая первая наша национальная классификация, разработанная в 1929—1932 гг., предусматривала постройку лишь тяжелых и вместительных яхт, больше пригодных для неторопливого крейсерства, нежели для гонок.
С развитием физкультурного движения в стране изменялись и взгляды на спорт вообще, и на парусный спорт в частности. Классификация 1936 г. дала толчок созданию яхт уже преимущественно гоночного назначения с учетом многообразия местных условий. Предусматривалась постройка морских крейсерско-гоночных яхт класса Л, морских швертботов М, речных гоночных швертботов Р и швертботов-одиночек Ш. Несмотря на то, что и эта классификация была несовершенной, все же она позволила наладить массовую постройку довольно удачных, ставших популярными судов, на которых выросло не одно поколение яхтсменов. В частности, первая в СССР специализированная верфь Водноспортивного комбината ВЦСПС (б. яхт-клуб ЛГСПС) по чертежам Н. Ю. Людевига, Н. А. Александрова и других конструкторов развернула выпуск швертботов (Ш10, М20, Р20, Р30, Р45) и килевых яхт (Л30, Л45, Л60, Л100).
Яхт-клуб ВЦСПС в 1934—1936 гг. перебазируется на новое место — на западную оконечность Петровского острова, где оборудуются две новые гавани и эллинги.
С 1934 г. начинается проведение традиционных спартакиад Поволжья, в программы которых парусный спорт неизменно включается как обязательный вид соревнований, а с 1937 г. — Поволжских регат.
Первые попытки организовать занятия парусным спортом в Москве относятся к 1929 г.: группа энтузиастов-«автодоровцев» построила тогда несколько примитивных швертботов. Однако отсутствие подходящей акватории для плаваний помешало дальнейшему развитию этой инициативы.
Парусный спорт в Москве стал по-настоящему развиваться только после открытия канала Москва — Волга и создания водохранилища. В 1937 г. активисты Центрального водно-моторного клуба имени П. И. Баранова (П. А. Леонтьев, Л. В. Сухов, Г. В. Кравец и Р. Б. Шапошников) организовали на Клязьминском водохранилище первый столичный яхт-клуб, а ленинградцы привели в подарок московским яхтсменам 11 швертботов М20. За последующие три года в Москве и под Москвой было создано шесть яхт-клубов.
Информация об изображении
Колонна ленинградских яхтсменов на параде в День физкультурника в 1937 году
Первое официальное первенство СССР по парусному спорту было проведено в Ленинграде в 1936 г. В нем участвовали представители уже 16 городов страны. Чемпионами СССР стали: по классу швертботов М20 — Н. А. Мясников, по классу килевых яхт — И. П. Матвеев. (Попутно отметим, что в дальнейшем Иван Петрович Матвеев еще десять раз выигрывал чемпионаты страны и еще до войны стал первым яхтсменом — заслуженным мастером спорта.) До Великой Отечественной войны первенство СССР проводилось еще один раз — в 1938 г.
Колонна ленинградских яхтсменов на параде в День физкультурника в 1937 году
В Николаеве в 1937 г. состоялся первый парусный чемпионат Украины; в том же году проводилось и первое первенство ВЦСПС по парусному спорту. С 1940 г. регулярно проводятся новые зональные регаты. Московская, Северная, Азово Черноморская, в дальнейшем — еще и Дальневосточная.
Высшая школа тренеров Института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта выпустила в 1940 г. первый отряд тренеров — специалистов парусного и буерного спорта.
Зимой 1939—1940 гг. многие ленинградские яхтсмены в составе специализированных буерных и лыжных отрядов приняли участие в войне с белофиннами. С началом Великой Отечественной войны подавляющее большинство яхтсменов ушло на фронт. Как и в годы гражданской войны, многие из них несли патрульно-дозорную и разведывательную службу на малых судах флота, на яхтах и буерах, обеспечивали связь между сигнально-наблюдательными постами, работали лоцманами. Немалую помощь оказали буеристы при устройстве ледовой Дороги жизни через Ладожское озеро1.
Еще не успели отгреметь сражения Великой Отечественной войны, а в г. Горьком в 1944 г. уже была проведена V Поволжская регата. С того же года возобновились и занятия парусным спортом в Ленинграде, а в Москве они почти не прекращались во все годы войны. Началась работа по восстановлению яхт-клубов и спортивного флота.
В середине первой мирной навигации в Ленинграде удалось провести I Балтийскую регату, в конце лета — первое послевоенное первенство СССР, на которое собралось 20 команд. С этого времени первенства страны и Балтрегата проводятся ежегодно; со следующего года регулярно проводится и Черноморская регата.
В 1946 г. были утверждены новые «Правила классификации, постройки и обмера спортивных парусных судов», способствовавшие дальнейшему важному шагу в развитии нашего парусного спорта — переходу к классным гонкам и освоению судов международных классов. Позднее эти «Правила» пересматривались неоднократно; на сегодня они включают ряд национальных и 17 международных классов судов.
Значительную роль сыграло постановление ЦК ВКП(б) от 27. XII 1948 г., в котором указывалось, что главными задачами в области физкультурной работы являются развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства и на этой основе — завоевание советскими спортсменами мирового первенства. В развитие этого документа была выпущена новая программа подготовки яхтсменов, пересмотрены правила соревнований, при яхт-клубах стали открывать детские парусные школы (первая такая школа была открыта при яхт-клубе ВЦСПС еще в июле 1946 г.).
Вплоть до 1952 г. наш парусный спорт был тесно ограничен узкими национальными рамками. Неудивительно, что первый выход на большую международную арену — то была олимпийская регата 1952 г. в Хельсинки — оказался неудачным. Многолетнее увлечение гонками с пересадкой экипажей привело к тому, что даже наиболее сильные советские мастера не имели опыта классных гонок, принятых на всех международных состязаниях. Советская команда была вынуждена выступать на незнакомых судах, купленных буквально за месяц до регаты. Мы оказались неподготовленными еще и потому, что основной упор делали на отработку тактических приемов, оставляя на втором плане вопросы подготовки техники и управления яхтой при любой погоде.
Таким образом, встала задача — коренным образом изменить всю систему учебно-спортивной работы. Принятые меры позволили за несколько лет изменить положение к лучшему. На спортивных верфях наладили постройку яхт международных классов, соревнования стали проводить только как классные гонки, наши яхтсмены стали регулярно участвовать в европейских чемпионатах и ряде зарубежных соревнований.
Год 1960 можно считать началом расцвета советского парусного спорта.
За рубежом многие, основываясь на опыте регаты в Хельсинки, по-прежнему не принимали наших яхтсменов всерьез. Тем более ошеломляющим был для них итог Олимпийской регаты в 1960 г. в Неаполитанском заливе: золото в «Звездном» классе, серебро — в классе «Финн», зачетное 6-е место в классе «Летучий Голландец»! Пришла пора удивляться. Шведская газета «Идротт Бладет» писала тогда: «Победа русских поразительна, Советский Союз стал второй державой мира в парусном спорте». Таким образом, парусный спорт СССР уверенно заявил о себе, с ним стали считаться.
Выросло новое поколение талантливых гонщиков-мастеров, таких «парусных звезд», как семикратный чемпион СССР и наш первый олимпийский чемпион по парусному спорту Тимир Пииегин, двукратный олимпийский чемпион и обладатель серебряной олимпийской медали Валентин Манки и, семикратный чемпион страны и дважды чемпион мира Виктор Потапов.
Информация об изображении
Карта страны с обозначением основных центров, где культивируется парусный спорт
Сама география отечественного парусного спорта изменилась до неузнаваемости и продолжает расширяться с каждым годом. Крупнейшим парусным центром стала когда-то «сухопутная» Москва. Парусный спорт культивируют теперь на молодых морях Закавказья и Средней Азии, днепровском и волжском каскадах водохранилищ, % бурно растущих портовых городах Дальнего Востока и промышленных центрах Сибири. В год 50-летая Советской власти на IV Спартакиаде народов СССР выступали сборные команды 12 союзных республик. В прошлом году участниками VII Спартакиады были яхтсмены, представлявшие флаги 14 республик, включая Узбекистан, Таджикистан и Киргизию.
Карта страны с обозначением основных центров, где культивируется парусный спорт
Говоря о массовости нашего парусного спорта, подчеркнем, что приводимые цифры — для наших условий далеко не предел. Приобщение новых тысяч и тысяч советских людей к занятиям парусом продолжает оставаться одной из важнейших задач.
Мы видим все новые проявления заботы партии и правительства о том, чтобы гарантированное Конституцией СССР право советских людей на отдых обеспечивалось дальнейшим улучшением условий для развития массового спорта, физической культуры и туризма. Это, например, завершение реконструкции крупнейшего Центрального яхт-клуба «Труд» в Ленинграде, создание парусного центра в Таллине, организация и обеспечение материально-технической частью целого ряда яхт-клубов и тренировочных баз.
По данным на начало 1980 г. в целом по стране регулярно занимаются парусным спортом 25,8 тыс. человек, причем более 13 тыс. из них имеют спортивные разряды.
У нас 65 мастеров спорта международного класса, 1700 мастеров спорта и 2500 кандидатов в мастера.
Свыше 400 яхтсменов имеют квалификацию яхтенного капитана.
В составе нашего спортивного парусного флота около 7500 вымпелов, причем около 3500 единиц — суда национальных и детско-юношеских классов, а около 700 — крейсерские и крейсерско-гоночные яхты. Реконструкция ленинградской экспериментальной верфи ВЦСПС, завершение постройки новой Таллинской экспериментальной верфи спортсудостроения и закупка судов в ПНР и ГДР позволяют надеяться, что в ближайшее время нехватка судов перестанет сдерживать развитие все новых и новых парусных кружков, секций, детских школ и яхт-клубов. На сегодня общее количество различного рода взрослых и детских парусных кружков и яхт-клубов перевалило за 200.
Массовость современного советского парусного спорта, все более успешные выступления советских яхтсменов на ответственнейших соревнованиях за рубежом — выдвинули нашу страну в число ведущих парусных держав мира. Признанием ее авторитета на международной арене и является проведение Олимпийской регаты в столице советской Эстонии — старом и молодом Таллине.
Примечания
1. Об участии яхтсменов в боевых действиях под Ленинградом можно прочитать в материалах, напечатанных в сборнике №54, и в очерке о И. П. Матвееве в №79.