В июне 1978 г. мы с визитом дружбы посетили Находку — город-побратим Отару на яхте «Мистик Белл VI» класса 25. Нас очень тепло встретили члены яхт-клуба «Антарес».
Пять месяцев спустя от мэра Находки пришло сообщение о том, что, выполняя данное нам обещание, летом 1979 г. в порт Отару прибудут с ответным визитом несколько членов этого клуба на своей яхте.
И вот, неожиданно, в конце июля из японского консульства в Находке сообщили о выходе в море двумя днями раньше сразу двух яхт — «Капитан Гришин» и «Арго», направляющихся в сторону Отару и Майдзуру соответственно. С этого времени и началось наше ожидание. Члены команды «Мистик Белл» поочередно дежурили на метеовышке — на сопке позади клубовской гавани Сюкуцу, напряженно вглядываясь вдаль, в сторону мыса Сякотан. Предполагалось, что русская яхта придет к нам в Отару 28—29 июля в морской праздник «Биг Ивент», однако праздник прошел, а ожидаемый силуэт парусника на западе так и не появился. В мэрии Отару еще раз перенесли день встречи — уже на 30-е — и в третий раз изменили план приема гостей. Наш старый капитан Моросава уже без особого энтузиазма снова украсил гавань и, взяв бинокль, не спеша, поднялся на вышку. И к вечеру, под низко опустившимися облаками была замечена, наконец, маленькая белая точка.
Мы, сбежав с вышки, сразу же вышли в море, дав полный газ своему двигателю.
Маневрируя на волнах, меняя галсы, сблизились яхты; рядом оказались красный флаг на корме советской яхты и японский красный круг на мачте нашего шлюпа. Раздались громкие горячие приветствия, протянулись дружеские руки. Так летним вечером произошла долгожданная и по-своему романтическая встреча «Капитана Гришина» с «Мистик Белл» в заливе Исикары.
Выяснилось, что капитан яхты Виктор Бухальский, работающий помощником капитана рыболовецкого порта, даже слышать не может шума двигателя! С момента выхода из порта яхта шла только под парусами — не спеша. Этим русские, входящие в «общество плавания океанских судов под парусом», явно отличаются от нас, торопящихся включить мотор. Войдя в порт Отару, на яхте «Капитан Гришин» и не подумали включать двигатель: она сменила галс, а в момент подхода к берегу осуществлялась работа стакселем. Маневр был выполнен великолепно.
Что касается названия яхты, то можно было подумать, что Гришин — кто-то из великих военных деятелей, сражавшихся с буржуазией или фашистами. Однако в действительности это — имя скончавшегося несколько лет назад рядового капитана рядового рыболовного судна, который пользовался любовью и уважением моряков и яхтсменов в Находке. Название в память о таком человеке очень подходит для парусника, приписанного к Находке. (По ошибке в нашей местной газете было напечатано: «Экипаж судна 7 человек под руководством капитана Гришина»!).
На банкете все улыбались, расправив плечи, провозглашали тосты за «товарищей», что-то говорили о яхтсменах и присущих им общих качествах и болезнях, включая радикулит, и, конечно, о страшных штормах и бурях, а главное — о будущих плаваниях, в том числе и совместных, в открытом океане.