«Дар Пшемысля» в сопровождении эскорта кораблей и множества яхт медленно подходил к причалу. Из судовых пожарных стволов взметнулись ввысь мощные фонтаны, небо осветили разноцветные огни, на мачтах взвились флаги.
На берегу яхтсмена ожидали друзья... с помидорами и простоквашей — по ним он особенно соскучился за свой долгий рейс.
30 тыс. морских миль дорогой «чайных» клиперов вокруг трех мысов — Доброй Надежды, Луин и Горн, в одиночку и без права остановиться в порту, попросить помощи или пополнить припасы, обновить снаряжение. Именно такие суровые условия были поставлены перед яхтсменами — участниками безостановочной кругосветной гонки «нон стоп»1, объявленной в 1967 г. газетой «Санди Таймс». Напомним о ней еще раз. Оргкомитет под председательством легендарного Френсиса Чпчестера учредил две награды: приз «Золотой глобус» — яхтсмену, который придет первым в этой гонке, и 12 тыс. долларов тому, кто совершит рейс «нон стоп» за кратчайшее время, вернувшись в тот самый порт, откуда и начинал плавание.
В «гонке века» стартовало 12 отчаянных смельчаков, но закончил гигантский марафон через три океана всего один — англичанин Робин Нокс-Джонстон на яхте «Суахили»: идя по маршруту Фалмут — Фалмут, он провел в море 313 дней. Двум яхтсменам удалось «только» замкнуть «петлю» вокруг земли — французу Бернару Муатнсье, стартовавшему на яхте «Джошуа» из Портсмута, и англичанину Найджелу Тетли, вышедшему из Плимута. Муатисье, обойдя земной шар, просто не захотел вернуться в исходный порт и отказался от дальнейшей борьбы за награды, а Тетли не смог закончить плавания: его «Виктрес» из-за перегрузки парусами рассыпалась и на последнем этапе плавания затонула (яхтсмена подобрал самолет). Шотландцу Чэю Блитту пришлось тогда же сойти с дистанции из-за поломки подруливающего устройства, однако через два года упрямый моряк, уже не претендуя на награды, все же совершил рейс «нон стоп»: он стартовал на «Бритиш стил» из Саутгемптона и с триумфом вернулся в него через 292 дня. Позднее плавание в одиночку вокруг земли без захода в порты и без обращения за помощью совершил еще один яхтсмен — японец Кенити Хори.
Лишь спустя десять лет снова объявился смельчак, бросивший вызов трем океанам — Хенрик Яскула. Первоначально планировали начать кругосветный рейс с Канарских островов, но яхтсмен рискнул пройти именно оживленными датскими проливами. Этим он хотел подчеркнуть патриотическую направленность своего плавания. Когда у капитана Яскулы спросили, почему он выбрал трассу Гдыня — Гдыня, он ответил: «Если мы родились на Балтике, то почему бы нам и не стартовать из родного порта?» Таким образом он удлинил свой нелегкий маршрут еще на 3 тыс. миль.
Итак, большой рейс закончен. Пройдено около 32 тыс. морских миль в одиночку в безостановочном плавании вокруг земного шара. До него подобные плавания совершили всего пять яхтсменов: Робин Нокс-Джонстон, Бернар Муатисье, Найджел Тетли, Чэй Блитт и Кенити Хори. Таким образом, в истории мирового парусного спорта рейс капитана Яскулы является шестым в числе достижений такого уровня. Но надо подчеркнуть, что Хенрик Яскула стал третьим, кто смог не только сделать виток вокруг Земли, но и финишировать в том же порту, из которого стартовал. По протяженности пройденного пути (32 тыс. миль против 34455, преодоленных Бернаром Муатисье), он занимает второе место. И, наконец, в списке одиночников Яскула занял исключительное место: до него никто не отваживался в одиночном плавании покорить датские проливы.
Прохождение всего маршрута показало, как чрезвычайно тщательно, с каким превосходным знанием морского ремесла была разработана Яскулой трасса, как глубоко проанализировал и умело использовал он опыт других яхтсменов. Удивляет точность соблюдения «графика»: он запланировал провести в плавании 347 дней и закончил его за 344 дня! Совпадали с плановыми суточные пробеги, выдерживались сроки очередных этапов. Яхтсмен был подготовлен всесторонне, поэтому не подвела его яхта, не подвел и он сам, пробыв в море И месяцев.
Из плавания Хенрик Яскула вернулся в прекрасной форме, словно из короткого рейса по Балтике. Правда, поначалу он уставал, но когда все притерлось, сжился с яхтой так, что мог все предусмотреть, и океан никогда не заставал его врасплох. Проблемы одиночества для Хенрика не существовало, оно было запрограммировано, Яскула разговаривал со всеми предметами на яхте и с ней самой — все стало «живым». Иногда он даже ссорился с океаном. «А вообще я убедился, что человек не сможет жить в одиночестве, — сказал Хенрик в одном из интервью. — Одиннадцать месяцев промелькнули как миг только потому, что я верил: обязательно вернусь на свою землю, к родным и близким людям».
За спортивный подвиг капитан Яскула удостоен Ордена Возрождения Польши и золотой медали «За выдающиеся спортивные достижения». Принимая эти заслуженные награды, он сказал: «Это поднимается вверх польский флаг, я же только держу его древко...»
По мнению Хенрика Яскулы, ни одно другое плавание по глубине впечатлений и небанальности переживаний не сможет сравниться с безостановочным одиночным плаванием, поэтому впредь он намерен повторить именно такой же рейс, но в обратном направлении.
Яхтенный капитан Хенрик Яскула родился в 1923 г. в деревне Радишув под Краковом. Родители в поисках работы увезли его девятилетним мальчиком в далекую Аргентину. Там он закончил школу и поступил в политехнический институт в Ла-Плате. Однако когда кончилась вторая мировая война, Хенрик решил вернуться в только что созданную Народную Польшу. Он был убежден, что его место именно здесь, что разоренной жестокой войной Родине нужны его молодые сильные руки, окончил Краковский горный институт, получил диплом инженера-электрика, обосновался в Пшемысле — «сухопутном» городе, удаленном от моря на сотни километров. Уже в возрасте 40 лет Хенрик Яскула — альпинист и лыжник — начал всерьез заниматься парусным спортом.
Диплом яхтенного капитана дальнего плавании Хенрик получил в 1971 г. На его капитанском счету — рейс в Испанию на «Каравелле», обход мыса Горн (1973 г.) на «Эуросе», одиночный рейс по Балтике на той же «Каравелле», участие в гонке одиночек на Кубок «Полонеза» (1976 г.) и 90-дневный безостановочный переход на «Эуросе» по маршруту Буэнос-Айрес — Хель (8 тыс. миль), причем он финишировал с обломанной мачтой. К моменту выхода в свой большой рейс яхтсмен «наплавал» более 40 тыс. миль, из них 24 тыс. — в качестве капитана.
К рейсу «нон стоп» вокруг света в одиночку Хенрик Яскула готовился почти с самого начала своей карьеры яхтсмена. В течение шести лет ему приходилось работать на двух «должностях»: инженера-электрика и руководителя предприятия с единственной штатной единицей, занимающегося подготовкой рейса. Были разработаны десятки проектов, многие из них казались близкими к осуществлению, однако по какой-либо причине приходилось возвращаться на нулевой этап и все начинать заново...
Известный переход через Атлантику на яхте «Эурос» послужил ему основой для детальной разработки плана рейса «нон стоп»: во время этого плавания удалось провести целый ряд важных экспериментов и тестов. К тому же в первой половине этого рейса пришлось обходить мыс Горн в чрезвычайно трудных условиях.
Для осуществления идеи одиночного плавания вокруг света Хенрик применил все свои способности: талантливого инженера, полиглота, спортсмена. При этом он всегда отличался независимым характером и решительностью, имел собственное мнение о парусном спорте и своем месте в нем. Немало трудностей, разочарований и поражений пришлось пережить Хенрику Яскуле, прежде чем он нашел поддержку, в первую очередь, у руководителей Пшемысльского воеводства и Польского союза парусного спорта.
О яхте «Дар Пшемысля»
«Дар Пшемысля» — 14,2-метровый кэч типа «Конрад-45» с обшивкой из красного дерева, специально переоборудованный для длительного одиночного плавания. Рубка, выклеенная из стеклопластика (толщиной 12 мм), снабжена иллюминаторами. позволяющими вести из каюты наблюдение по всему горизонту. Здесь же имеется дополнительный штурвал. Пост управления в рубке оборудован удобным креслом, в котором можно работать при любом крене.
Питьевой запас составили 600 л воды. Этого оказалось вполне достаточно при расходовании по 1,5 л в сутки. Кроме того, имелся НЗ — 150 л консервированной воды в жестяных банках.
Внутренние помещения обогревались керосиновой лампой-рефлектором «Петромакс».
Яхта была снабжена 30 парусами, 20 из них — стакселя. Кроме основного комплекта парусов, в «гардеробе» «Дара Пшемысля» были 3 штормовых кливера, 4 двойных стаксели для плавания с попутными пассатными ветрами, 2 штормовых грота, 1 апсель, 2 спинакера.
На «Даре Пшемысля» установлен вспомогательный дизель типа «Вольво-Пента MD3-17C» мощностью 35 л. с.; запас топлива для него хранится в двух цистернах емкостью по 200 л. Навешенный на двигатель генератор мощностью 1 кВт позволяет подзаряжать четыре аккумуляторные батареи емкостью по 160 А•ч.
Связь обеспечивает радиотелефон марки «Маркони Фалькон И» мощностью 150 Вт, рассчитанный на работу на шести частотах в средневолновом диапазоне и на девяти — в коротковолновом. Кроме того, на яхте есть ультракоротковолновый 8-канальный аппарат UKF польского производства и английская аварийная автоматическая станция «Колбуй».
На яхте 2 будильника, 4 кварцевых хронометра, пружинные часы и 2 секстана производства ГДР. Судно снабжено электронными приборами фирмы «Брукс»: эхолотом с репитерами в рубке и на штурманском столе, лагом для замера скорости и пройденного расстояния, измерителем скорости вымпельного ветра и указателем его направления.
Установленные у обоих штурвалов и на ступени сходного трапа 3 магнитных компаса позволяют контролировать курс яхты. Безопасность плавания обеспечивают 3 пассивных радиолокационных отражателя и детектор, созданный радистами Польского союза парусного спорта для фиксации радиолокационного излучения п включения звукового сигнала.
Примечания
1. Об участниках безостановочной гонки вокруг света и о начале рейса X. Яскулы кратко сообщалось в сборнике №82.