Идея родилась еще до войны. Большой знаток парусного дела, шведский капитан Ариольд Шумбург выступил с предложением создать «Союз северо-европейских учебных судов» и периодически устраивать их гонки. «Союз» был создай. Его составили шведские, датские, финские, эстонские, немецкие учебные суда и польское судно «Дар Поможа». Состоялась и первая встреча этих парусников (Стокгольм, 1938 г.), ио с началом войны морякам стало ие до гонок под парусами.
Возродили идею англичане. Они в 1955 г. организовали «Союз учебных парусников» и выступили с инициативой проведения регулярных встреч — «слетов», которые кратко стали называть «операцией парус». По типовой программе общей встрече и параду всегда предшествуют гонки, в которых определяется самый быстрый парусник.
Первой была операция «Парус-1956». В слете участвовали 22 учебных судна. Гонка проходила на трассе залив Торбэй — Лиссабон. В 1958 г. встреча проводилась во Франции, затем в 1960 г. — в Осло. Операция «Парус-1962» была посвящена памяти Генриха-Моряка, который прославился не только как основатель португальского флота, но и как создатель первой в мире морской школы (в Сагресе). Поводом для слета 1964 г. явились Олимпийские игры в Риме; большие парусники участвовали в гонках на соответствующей их габаритам дистанции: Лиссабон — Нью-Йорк. Следующая встреча была проведена в Плимуте (1970г.).
Операция «Парус-1972», приуроченная к XX Олимпиаде, проходила с 16 по 23 августа. Это была самая представительная встреча парусников (в ней участвовало свыше 60 крупных судов) и по общему признанию — самая интересная. Рассмотрим ход «операции» поподробнее.
В зависимости от размерений суда разделили на три группы. В две первые вошли большие и средние учебные парусники, в третью — учебно-спортивные «молодежные яхты». Соответственно были определены Две трассы гонок: «северо-восточная» — от Кауса до мыса Скаген — для двух первых групп и «западная» — от Хельсинки до мыса Фальстербу — для третьей.
Жестокая борьба за победу на северо-восточной трассе сразу же развернулась между тремя основными соперниками: американским кораблем «Игл», западно-германским барком «Горх Фок II» (трехкратным чемпионом операций «парус») и польским кораблем «Дар Поможа». Вопреки прогнозам линию финиша первым пересек парусит под бело-красным флагом ПНР. «Дар Поможа» преодолел трассу за 114 часов и 29 минут, на целых пять минут обогнав «Горх Фок II». Спустя четыре часа финишировали американцы.
На западной трассе победителем оказался шведский парусник «Гладан».
После гонок суда собрались в Мальме, а затем все вместе направились сначала в Травемюнде, где победителям были вручены награды, а затем в Киль — парусный центр XX Олимпиады. Торжественный парад белокрылого флота возглавлял «Дар Поможа» — ветеран морских путей, которым командует капитан Казимир Юркевич.
Встреча в Кильском заливе явилась настоящим праздником паруса. Более 2000 яхт, пассажирских теплоходиков, катеров, шлюпок, каяков и даже... водных велосипедов с раннего утра вышло па рейд. Появившийся на горизонте величественный строй парусников быстро приближался и вскоре оказался в окружении встречавших. На берегу собралось не менее 300 тысяч зрителей.
В прессе появилось сообщение о том, что следующая встреча состоится в 1974 г. в польских портах. А капитаны ряда парусников заявили уже и о своем участии в операции «Парус-1976», которая будет проводиться в Нью-Йорке в честь 200-летней годовщины образования США.