В 1973 году такая встреча состоялась в конце марта на льду Невской губы в Ленинграде. Здесь на базе строящегося в пос. Стрельна яхт-клуба Кировского завода проводился чемпионат СССР по буерному спорту. Этот яхт-клуб со временем станет великолепной базой для проведения любых летних и зимних парусных соревнований союзного масштаба, но пока участникам первенства пришлось размещаться в еще недостроенных, холодных помещениях. Однако это обстоятельство не сказалось отрицательно ни на настроении участников, ни на результатах гонки: наши буеристы комфортом не избалованы. Главное для них — хороший лед и свежий ветер!
Организованы соревнования были очень хорошо, в чем несомненна заслуга оргкомитета, возглавляемого одним из руководителей строящегося яхт-клуба Кугушевым, представителя Спорткомитета Лаврова и главного судьи — заслуженного мастера спорта Матвеева. Радовали участников и чистое небо, и яркое мартовское солнце, и западный ветер силою 2—3 балла. А вот дорога все-таки подвела: весеннее солнце за короткое время растопило снег и даже верхнюю часть ледового покрова. Весь лед на акватории покрыл 10-сантиметровый слой воды, а в отдельных местах образовались огромные и глубокие — до 40 см — лужи. Из-под переднего рулевого конька маленьких «DN» вздымались потоки брызг, заливающие стекла защитных очков. Все это скорее походило на гонку швертботов в штормовую погоду, чем на соревнования буеров. Затем, правда, вода ушла и на льду стало сухо, но к концу соревнований стала внушать опасения прочность льда. Ветер в эти дни стоял слабый, и для того, чтобы дать старт очередной гонки, приходилось подолгу выжидать, а потом проводить по нескольку гонок подряд в немногие ветреные дни.
Практически весь чемпионат прошел за 3 дня. В классах «Монотип XV» и 12-метровом удалось провести только 6 гонок из 7 намеченных, а в классе «ОМ» только 5. Не обошлось без сюрпризов: в классе «Монотип XV» признанный лидер и многократный чемпион СССР в этом классе А. Рауд со своим бессменным шкотовым Э. Лами занял второе место. На первое же очень уверенно вышел его земляк спортсмен вооруженных сил К. Кире со шкотовым А. Унтом. И вообще в этом классе первые шесть мест из 18-ти заняли эстонские спортсмены. Последующие места заняли ленинградцы.
В 12-метровом свободном классе первые три места из 9-ти заняли ленинградцы во главе с Л. Виноградовым, выступавшим на буере собственной конструкции. Буер Л. Виноградова имел явное преимущество в скорости, второй год подряд талантливый буерист завоевывает на нем титул чемпиона Союза.
В классе «DN» также подтвердилась закономерность, сложившаяся в последние годы: возле чемпиона A. Вильде — группа сильнейших гонщиков, его земляков. Из 44 участников первые 8 мест заняли эстонские спортсмены, 9 и 10 места заняли спортсмены из Латвии, далее по 17-е место опять спортсмены Эстонии, за ними латвийские буеристы и только на 22-м(!) месте был ленинградец B. Ковальчук.
Распределение мест в таблице результатов полностью характеризует отношение к буеру руководителей спорта на местах. В Латвийской ССР буерным спортом в течение ряда лет по существу не занимались. Лишь в последние годы он стал снова возрождаться стараниями немногих энтузиастов, да и то только в классе «DN». В Ленинграде буера имеются только в двух яхт-клубах, развитию этого вида спорта уделяется явно недостаточное внимание со стороны спортивного руководства. На фоне явного упадка буерного спорь та в его традиционных центрах особенно ярко выделяется успех эстонских спортсменов. Именно в Эстонии был построен первый в СССР «DM».
В Таллине же проводились и первые международные соревнования по буеру в этом классе, и вот уже три года подряд эстонский буерист Э. Во-оремаа удерживает звание чемпиона Европы. Первым чемпионом мира в классе «DN» стал также эстонский спортсмен А. Вильде.
Необходимо сказать и о техническом оснащении эстонских спортсменов. Их буера сделаны (как правило — руками самих гонщиков) из высококачественных материалов и очень тщательно. Все продумано до мелочей. Затем эта материальная часть придирчиво проверена на тренировках и подобрана на разные условия ветра и льда. К тому же спортсмены много ходят на буерах, упорно и целенаправленно тренируются, стараются чаще участвовать в соревнованиях. Запасные детали вооружения, изготовленные в достаточном количестве, позволяют произвести быструю замену в случае поломки. К этому надо прибавить неустанный поиск нового и постоянную модернизацию буеров. Есть еще одна особенность — узкая специализация: большинство из сильнейших эстонских буеристов теперь уже не выступает на яхтах во всесоюзных соревнованиях.
А каково вообще положение с отдельными классами буеров? По-видимому, самым популярным у нас станет «DN-60» — сейчас в СССР зарегистрировано около 100 буеров этого класса (при общем количестве буеров 512), а ведь прошло немногим более трех лет, когда первый из них появился на наших дорогах. Нет сомнений в том, что «DN» будет быстро развиваться и дальше: возможность участвовать в международных соревнованиях — гарантия этого развития. Но как быть с буерами других классов? Буер «Монотип XV» — международного класса, но первенство мира и Европы на нем не проводят, а буера классов С-12 м2 (групп «А» и «Б») — отечественные...
На заседании буерного комитета СССР, которое состоялось в дни проведения первенства, было высказано вполне определенное мнение: ни в коем случае нельзя сворачивать программу чемпионатов Союза по буерному спорту и Отказываться От каких-либо классов. Прежде всего, от свободного 12-метрового класса. Ведь на гонках этих буеров оттачивалось мастерство советских буеристов, которое впоследствии позволило им занять соответствующие первенствующие места и в классе «DN» на международной арене. Без поиска оптимальных конструкций буеров, не ограниченных строгими правилами класса и чертежами, немыслим прогресс в этом увлекательном виде спорта.
В то же время для широкого распространения свободного класса совершенно необходимо удешевить его конструкцию, сделать буер более компактным и транспортабельным. Положительные результаты в этом направлении можно получить за счет уменьшения площади парусности до 8 м2.
Отрадно, что ледовая навигация 1974 года будет открыта не только в традиционных центрах буерного спорта в Прибалтике, но и во Владивостоке, на Сахалине, на озере Имандра, в Саратове. Начали постройку буеров «DN» и украинские спортсмены.
Развитие этого вида спорта имеет большие перспективы и у нас и во всем мире. Теперь, когда уже начали проводить мировые чемпионаты по буеру, встает вопрос и о включении буерного спорта в программу Зимних Олимпийских игр.
Результаты первенства
Монотип XV (18 буеров): 1 — Кире К. Э. ВС-1 (1, 3, 1, 1, 1, 5); 5, 7; 2 — Рауд А. И. «Калев» (2, 2, 5, 5, 2, 4); 27; 3 — Ратае X. К. «Калев» (15, 1, 4, 2, 3, 7); 297.
«Свободный 12 м2» (9 буеров): 1 — Виноградов Л. А., ВС-3 (1, 2, 2, 1,1, 5); 6, 0; 2 — Шапочкин В. Е., «Труд» (4, 1, 4, 2, 2, 1); 14; 3 — Григорьев А. П. «Труд» (2, 3, 3, 6, дискв., 2); 29, 1.
Класс «DN-60» (44 буера): 1 — Вильде А. Э., «Калев» (1, 1, 1, 1, 10); 0; 2 — Вооремаа Э. Р., «Йыуд» (2, 2, 2, 5,2); 12; 3 — Ныу Ю. Т., ВС-1 (5, 10, 4, 2, 3); 26,7.