Уже стало традицией давать слово на страницах нашего сборника представителям Киевского клуба водно-моторного туризма — самого массового в стране (см. сборник №38, №44). Об итогах навигации 1973 г. рассказывает председатель правления клуба В. С. Штраус.
В седьмой раз проводит соревнования среди любителей Киевский клуб водно-моторного спорта и туризма. В погожий октябрьский день на старт пятимильной дистанции в Матвеевском заливе вышло 113 спортсменов (на VI гонках их было 95), представителей восьми общественных стоянок. По традиции это лично-командное первенство нашего клуба проводится на стандартных прогулочных лодках с отечественными двигателями. Наиболее многочисленно были представлены лодки с двигателями объемом до 500 см3 («Казанки» — 15 судов, «Прогрессы» — 26, «Южанки» — 20, «Крымы» — 19, «Херсонки»—13). Помимо этого в соревнованиях приняли участие пятнадцать «Казанок» с двигателями объемом до 350 см3 и два катера «Амур» с двигателями до 1500 см3.
Соревнования проходили в обстановке острой спортивной борьбы. Средняя скорость по каждому типу судна превышала 40 км/час. По результатам этих соревнований Республиканский морской спортивно-технический клуб присвоил четырнадцати спортсменам первые, девятнадцати — вторые и шестнадцати — третьи разряды (в 1972 г. было присвоено 6 первых, 13 вторых и 15 третьих разрядов).
По правилам соревнований в командный зачет шел лучший результат, показанный одной лодкой команды в каждом классе. После подсчета очков выяснилось, что переходящий кубок завоевала команда РОПа I (ремонтно-отстойный пункт — так именуются в Киеве стоянки). В этом немалая заслуга начальника команды Сафронова и тренера Люденко.
Весьма высокими были показатели и в личных соревнованиях. На судах с объемом двигателя до 500 см3 лучшими были: Грибенко Н. А. (45,547 км/час) — «Казанка», Ильюшин В. В. (41,228) — «Прогресс», Цвин-Цвали (43,744) — «Южанка», Ильиченко И. Н. (47,723) — «Крым», Униковский А. Ф. (41,276) — «Херсонка». На катере «Амур» лучшую скорость показал выступавший вне конкурса (не член клуба) Неведомый И. И. (44,121). На «Казанке» с двигателем объемом до 350 см3 первое место занял Пилипенко В. В.
Прошедшие соревнования показали и улучшившуюся техническую оснащенность лодок, и возросшее спортивное мастерство наших гонщиков. Отлично зарекомендовала себя на этих соревнованиях мотолодка «Крым».
Достаточно сказать, что гонщик, показавший в этом классе судов скорость 40,799 км/час, занял одиннадцатое (!) место. А вот к нашим «потребительским» моторам есть немало претензий, особенно к «Москве-25». На этих гонках три двигателя этой марки, приобретенные в 1973 г., совершенно вышли из строя.
Ну, а каким было это лето для основной массы наших любителей водного туризма? К сожалению, в этом году количество походов по Нижнему Днепру резко сократилось. Дело в том, что осенью прошлого года была закончена подготовка берегов Днепра для Киевского водохранилища— вырублены леса, сожжены кустарники. Неудивительно поэтому, что основная масса наших туристов устремилась на Десну, Припять и Верхний Днепр. Самые восторженные отзывы вызвала у многих путешественников впервые открытая ими Десна, а те, кто поднялся выше Чернигова и посетил ее живописнейший приток Сейм, мечтают в будущем году совершить поход до Новгорода-Северского. О массовости водного туризма в нашем городе говорят хотя бы такие цифры. За этот сезон походов длительностью до 30 дней было совершено около 7,5 тысяч, до 14 дней — порядка 14 тысяч. Плюс к этому походы выходного дня — их совершили около 500 тысяч участников нашего клуба и членов их семей.