Участников соревнований, прибывающих в Новгород, ждала хорошая солнечная погода. К моменту торжественного открытия гонок 15 июня на берегу Волхова, у стен Юрьева монастыря собрались 21 заводская команда — на фирменных лодках и моторах и 16 сборных спортивных команд городов.
Как обычно на наших гонках, сам лагерь спортсменов представлял большую и интересную выставку. Привезенная на гонки техника стала центром внимания участников и местных любителей водно-моторного спорта и туризма.
В числе 75 лодок народного потребления можно было видеть практически все серийно выпускаемые модели и несколько новых, экспериментальных судов, только что прошедших или даже еще проходящих заводские испытания. Мы насчитали 25 различных типов моторных лодок и 13 моделей установленных на них подвесных моторов. Если говорить о моторах, то подавляющее большинство, как и прежде, составляли «Вихри» (32 мотора, включая 30- и 40-сильные), но надо отметить и явно возросшую долю «Нептунов» (27 моторов, включая 33-сильные).
В числе лодок чаще других попадались «дюральки» типа «Обь» — их в гонках участвовало 17. Нетрудно, пожалуй, объяснить, почему большинство спортсменов отдало предпочтение этой лодке: ведь на прошлогодних соревнованиях, проходивших в условиях неспокойного Немана и Каунасского моря, «Обь» показала высокую скорость и способность преодолевать встречную волну; неслучайно среди призеров во всех трех классах одномоторных судов (Т-250, -350 и -500) оказались экипажи, выступавшие на «Оби».
А сами проектанты и изготовители «Оби» привезли в Новгород уже новую, более мореходную модель — «Обь-2М» (первые лодки этого типа должны были — по сообщению работников Новосибирского авиазавода имени В. Чкалова,— поступить в магазины уже в третьем квартале 1974 г.). «Обь-2М» несколько больше своей предшественницы: длина ее возросла немного — с 4,20 до 4,29 м, а вот ширина (с 1,45 до 1,58 м) и высота борта (с 0,55 до 0,68 м) изменились более существенно. Одновременно увеличена килеватость днища в кормовой части, усилена конструкция корпуса (вместо трех шпангоутов обшивка подкреплена шестью; толщина днища увеличена до 2 мм; применен более прочный термообрабатываемый алюминиевый сплав Д16Т).
Подготавливая новую модель к серийному производству, новосибирцы постарались учесть замечания и пожелания владельцев старой «Оби», сделали лодку более комфортабельной — приспособленной для дальних путешествий. Под носовой палубой оборудован багажный отсек, крышка люка которого открывается из кокпита. В корме имеется второй багажник, отделенный от кокпита глухой переборкой: по обеим сторонам подмоторной ниши сделаны открывающиеся на петлях дверцы; сюда помещаются три стандартных топливных бачка.
Увеличенные размеры кокпита позволяют теперь экипажу из двух человек размещаться на ночлег прямо в лодке. Сиденья новой конструкции раскладываются в спальные места; можно регулировать угол наклона слинок сидений, а также устанавливать их в любом месте кокпита.
Внутри лодки не видно набора корпуса — борта зашиты тонкими листами легкого сплава, в пространство между зашивкой и бортом заполнено пенопластом. Блоки пенопласта наклеены также и на дно носового багажника. Такое решение проблемы непотопляемости позволило конструкторам отказаться от герметизации форпика и бортовых наделок — булей. Сейчас були превратились в выступ на борту — своеобразную вторую скулу. Лодка получилась рассчитанной на движение в двух режимах. При полной нагрузке (450 кг) вторая скула оказывается погруженной в воду, благодаря чему увеличивается ширина днища и снижается удельная нагрузка — судно легче выходит на режим, близкий к глиссированию. При уменьшении нагрузки лодка глиссирует на нижней скуле — более узком участке днища, а верхняя скула обеспечивает остойчивость на крутых поворотах и при качке.
Демонстрируя ходовые и мореходные качества новой «Оби», новосибирцы разворачивали лодку буквально на пятке на полном ходу. Как можно было видеть, «Обь-2М» довольно мягко идет по взволнованной поверхности. При нагрузке 300 кг с «Вихрем-М» (допускается ставить и 30-сильный мотор) лодка развивает скорость около 40 км/час.
Как сообщил представитель завода Ю. Е. Андриянов, серийные лодки по качеству будут не хуже представленного на гонки образца: уделяется большое внимание отделке корпуса, выполнению дельных вещей и дистанционного управления. За отдельную плату можно будет приобрести тент. Ориентировочно цена «дюральки» составит 580 руб.
Пора отметить, что положением о гонках этого года предусматривалось включение в командный зачет только результатов, показанных не серийно выпускаемых лодках с серийно выпускаемыми моторами, т. е. на технике, которую можно приобрести в розничной торговой сети. В то же время, чтобы предоставить заводам возможность продемонстрировать на соревнованиях свои новые модели, наглядно сравнить их с судами, хорошо известными потребителю, все такие «экспериментальные» суда были допущены в маршрутную и кольцевую гонки вместе с зачетными лодками соответствующих классов.
Например, новая «Обь», с которой мы ночевали наш обзор техники, стартовала в числе 20 судов класса Т-500 и, несмотря на малый опыт заводских гонщиков, прошла маршрутную гонку с довольно высокой средней скоростью 39,6 км/час. Новосибирский завод вообще привез в Новгород только одну эту лодку, так что очки командного зачета никого не интересовали и выступление ее как экспериментальной — вне зачета — нисколько не помешало достижению главной цели: показа новинки на ходу.
Информация об изображении
В гонках судов народного потребления приняли участие 73 экипажа на лодках 25 типов
В классе Т-250 интересные экспериментальные лодки показали конструкторы ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова. Точнее, это были даже не лодки, в их модели, выполненные с обшивкой из фанеры в натуральную величину для проведения буксировочных испытаний в бассейне и натурных испытаний в естественных условиях. В будущем предполагается выпускать такие лодки крупной серией со штампованно-сварным корпусом максимально упрощенной конструкции из алюминиево-магниевого сплава: это позволит значительно снизить трудоемкость изготовления и стоимость лодки. Корпус будет выпускаться без палубы — как у обычной гребной лодки. Лодка должна быть универсальной по назначению, чтобы ее можно было использовать и для любительской рыбной ловли, и для хозяйственных перевозок на селе.
В гонках судов народного потребления приняли участие 73 экипажа на лодках 25 типов
Соотношение размерений (длина одной из них — 4,2 а другой 3,8 м; ширина 1,5 м; высота борта 0,53 м) и вес корпуса 90 кг обеспечивают хорошую остойчивость и грузоподъемность (до 300 кг) лодки, в плоско-килеватые обводы днища с умеренной килеватостью на транце — удовлетворительные ходовые качестве под моторами мощностью от 5 до 14 л. с.
Забегая вперед, отметим, что расчеты конструкторов вполне оправдались: под управлением А. С Клещева одна из этих фанерных лодок с мотором «Москва-М» завершила 83-километровый маршрут второй, уступив лишь ульяновской «Оби» под «Ветерком-14»; скорость (31,2 км/час) свидетельствует о достаточно высоком качестве выбранных отводов.
У палаток команды г. Николаева мы встретили начальника цеха металлоконструкций Черноморского судостроительного завода С. А. Юсова. Для показа в гонках судов народного потребления заводчане привезли новую большую дюралюминиевую мотолодку «Черноморка», которая, по планам предприятия, в будущем должна заменить в заводской программе хорошо известную «Южанку».
Скажем прямо, ни при первом осмотре лодки, ни на дистанции новая модель не произвела должного впечатления. По размерам «Черноморка» близка к «Казанке-2» (длина 5 м; ширина 1,7 м; высота борта 0,8 м; вес 200 :кг). Лодка имеет просторный кокпит И большой объем корпуса, однако создается впечатление, что конструкторы не проявили изобретательности, чтобы полностью использовать этот объем: покупатель тяжелой «Черноморки» не получит ничего сверх того, что он имеет на более компактном и экономичном «Крыме» или «Прогрессе». Нет свежих идей и в конструкции корпуса, которая частично дублирует «Крым», а частично «Днепр».
Впервые на наших гонках можно было видеть мотолодку с «полноразмерной» каютой. Это — «Москва-2», спроектированная и построенная в ЦКБ «Нептун». Высокобортный вместительный корпус с повышенной килеватостью днища изготовлен из алюминиевого сплава. Транец лодки приспособлен для установки двух подвесных моторов общей мощностью 60 л. с. Каюта, в отличие от первой модели «Москвы», описанной в №47 сборника, отделена от кокпита переборкой с запирающейся дверью. Здесь удобные диваны, есть место для размещения походного снаряжения и запасов. Обладающая повышенной мореходностью и комфортабельностью «Москва-2» откроет для водного туризма новые акватории — прибрежные районы наших морей, большие внутренние водохранилища и озера.
Информация об изображении
Экспериментальная надувная лодка «Орион-50» Ярославского п/о «Резинотехника»
Но, пожалуй, внимание участников соревнований и зрителей даже больше, чем лодка, привлекали два незнакомых мотора, с которыми ее готовили к маршрутной гонке спортсмены Московского машиностроительного завода «Красный Октябрь». Надписи на изящно выполненных капотах свидетельствовали, что перед нами новые 33-сильные «Нептуны».
Экспериментальная надувная лодка «Орион-50» Ярославского п/о «Резинотехника»
Как рассказал начальник КБ лодочных моторов завода Ю. С. Ефремов, таких моторов сделано пока несколько экземпляров. Те, что установлены на «Москве-2», прошли только 150-часовые испытания на моторесурс в условиях заводской лаборатории и показали фактическую мощность лишь около 30 л. с. Тем не менее заводчане уже поверили в свой новый мотор и решили показать его на наших гонках.
Конструкция «Нептуна-33» вполне современна и рациональна. Рабочий объем цилиндров опытных образцов 520 см3, но в дальнейшем завод предполагает снять те же параметры с 500-кубовой модели. Используются многие детали с серийного «Нептуна-23». Двигатель трехцилиндровый, с двухканальной петлевой продувкой и системой всасывания с автоматическими клапанами (в этом — коренное отличие от двигателей серийных «Нептунов», имеющих золотниковую систему). Благодаря применению автоматических клапанов конструкторам удалось выполнить блок цилиндров очень компактным, с тремя карбюраторами, расположенными спереди. Клапаны из текстолита с дюралюминиевой перегородкой уже доказали свою жизнеспособность, проработав 150 часов без заметных следов выработки.
Информация об изображении
Спортсмен Ульяновского моторного завода Г. Ф. Ермилов на лодке «Обь» с «Ветерком-14»
Мотор получился не намного тяжелее своего 23-сильного собрата — он весит 49 кг. Можно еще добавить, что завод одновременно работает и над системой дистанционного управления, с которой «Нептун-33» предполагается поставлять в торговую сеть.
Спортсмен Ульяновского моторного завода Г. Ф. Ермилов на лодке «Обь» с «Ветерком-14»
По общему мнению специалистов, ознакомившихся с новой моделью, она представляется весьма перспективной как для любителей водного туризма, так и для спортивных целей.
На соревнованиях можно было ознакомиться с дюралевым тримараном «Лотос», который показали представители астраханского завода «Красные баррикады», пластмассовым тримараном по типу «Фламинго», изготовленным на опытном заводе ЛИВТа и рядом других экспериментальных лодок (результаты выступления некоторых из них приведены в от. дельной таблице).
В числе экспериментальных судов оказался и серийный «Прогресс-4» объединенной команды куйбышевских моторостроительного имени М. В. Фрунзе и машиностроительного заводов. Депо а том, что на его транце был установлен 30-сипьный «Вихрь», а, как и в предыдущие годы, эту модель можно было видеть только у представителей куйбышевской команды. Все же попытки других команд приобрести «Вихрь-30» для своих лодок не увенчались успехом. «Моторы на нашу базу не поступали», — таков был ответ работников торговли в Москве, в Сосновке, Ленинграде. И хотя представитель куйбышевцев В. Кузьмин предъявлял справку о том, что их оптовая база спорттоваров реализует «Вихрь-30» в розничной торговой сети, судейская коллегия оказалась неумолимой. Вот почему куйбышевский «Прогресс» не принес своей команде зачетных очков.
Такая же участь постигла и «Обь» с ульяновским «Ветерком-14», пока еще не поступающим в продажу: ведь девиз наших соревнований — «Массовые гонки на массовых моторах и лодках»!
Гонки на приз сборника по-прежнему, как и три года назад, остаются единственным в нашей стране соревнованием, в котором участвуют надувные лодки. В принципе у нас, наверное, можно было бы уже проводить и чисто спортивные встречи на таких судах: есть надувные лодки, пригодные для гонок в двух «пневматических» классах из трех, предусмотренных классификацией УИМ. Но, с другой стороны, асе те «Стрижи», «Орионы-20» и «большие» «Агидели», которые мы видели на VI и VII соревнованиях, представляют собой различные варианты моторной «надувнушки» для народнохозяйственных целей и туризма. Поэтому снова было принято решение выпустить надувные лодки вместе с другими судами народного потребления, но учредить специальный переходящий приз, разыгрываемый только участниками на резиновых лодках. Имелось в виду, что новый приз будет вручаться победителям уже ставшего традиционным соперничества спортивных команд двух ведущих заводов РТИ — изготовителей подобных судов.
Судя по предварительным заявкам, предстояла интересная борьба «Агиделей» и «Стрижей» с «Ориона-ми»: уфимцы предполагали выступить во всех четырех классах судов народного потребления, ярославцы — в трех. Ожидался — был предусмотрен «сценарием» — и отдельный демонстрационный заезд самых малых «надувнушек» с моторчиком «Салют» (таких, как «Нырок-3», «Айгуль» и моторный вариант широкоизвестной «ЛГН-2»). Однако программу, намеченную устроителями, пришлось корректировать: Уфимский завод РТИ имени Фрунзе прислать команду не смог.
Тем большим вниманием пользовалось выступление спортсменов Ярославского производственного объединения «Резинотехника». Бессменный руководитель команды заместитель начальника КБ А. И. Гусев рассказывает:
— Мы привезли уже знакомые читателям сборника «Орионы-15». Это лодка, во-первых, надежная, хорошо испытанная в маршрутных гонках на Неве и Немане, а во-вторых, — максимально подготовленная к запуску в серию...
(Отметим: на вопросы о перспективах массового выпуска тех же «Орионов», как и едва пи не всех новых моделей, рекламируемых уже два-три года, заводчане отвечали без всякого энтузиазма: материалы дефицитны, капрон дорог, себестоимость велика...)
«Орион-15» — «классическая» надувная лодка традиционной для ярославцев подковообразной формы (уфимцы экспериментируют с катамаранами и разрабатывают идею надувной мотолодки с жестким дном-ящиком). Диаметр баллона 440 мм; длина лодки 3,55 м; ширина 1,35 м. Оболочка изготовлена из прорезиненного капрона. Транец, листы пайолов и вертикальный киль, задающий килеватость мягкого днища, вырезаны из бакфанеры. Носовая часть лодки прикрыта мягким козырьком. Вес лодки со всем снаряжением и веслами (на ходу под мотором для жесткости закрепляемыми вдоль баллонов) около 40 кг.
Четыре таких светло-зеленых «Ориона» вышли в маршрутную гонку и, несмотря на довольно сложную обстановку на волховской трассе, вновь показали себя надежными и достаточно мореходными судами. Интересно, что два из них, выступавшие с 8-сильными «Ветерками», развили средние скорости 23,1 и 22,8 км/час, что лишь немногим меньше лучшего результата 25,1 км/час, достигнутого Г. Акимовым на таком же «Орионе», но с более мощным «Ветерком-12».
— Выступлением в «младшем» классе, — подвел итоги А. И. Гусев, — мы, пожалуй, довольны. У названия лодки потому и стоит цифра 15, что рассчитана она на 15 сил, а с 8-сильным мотором, да на волне, большую скорость наши «Орионы» развить не могли. А вот в «старшем» (Т-250) — результаты наверняка были бы лучше, если бы не подвели моторы. Сказалась и недостаточная подготовка — из-за поздней весны и других причин, и то, что неожиданно нам пришлось выступать не с 14-сильными, а с 12-сильными моторами.
Теперь лора упомянуть о пятой лодке, которую ярославцы привезли специально для того, чтобы показать, что надувную лодку можно сделать и неограниченно мореходной, и рассчитанной на движение с большой скоростью даже при 600-килограммовой нагрузке.
Черно-желтый «Орион-50» с двумя 25-сильными моторами был, пожалуй, «гвоздем» новгородской программы.
По конструкции это, действительно, тот же «Орион», но увеличенный до 4,5 м, а главное — с баллоном гораздо большего диаметра (600 мм). Естественно, здесь уже нельзя было обойтись без дистанционного управления: оно закреплено на трубчатой балке-поперечине в носовой части лодки. Мощный транец выпилен из 50-миллиметровой фанерной плиты. Нос дополнительно подкреплен поставленным на верхний конец штевня-киля фанерным брештуком. Вес лодки порядка 130 кг. Какова вместимость! Во всяком случае, восемь человек усаживались в лодку на глазах у собравшихся зрителей и, похоже, жаловаться на. тесноту у пассажиров «Ориона» причины не было.
К общему огорчению, в маршрутной гонке эта лодка показать себя не смогла: в суматохе в момент старта веслом соседней «дюральки» был срезан клапан левого баллона. Конечно, лодка плавучести не потеряла, не так уж много времени занял и ремонт, однако выходить с опозданием смысле уже не имело. В кольцевой 10-мильной гонке «Орион-50» пересек стартовый створ четвертым, шел очень ровно, мягко «отыгрываясь» на крутой волховской волне, но по тому, как его начали понемногу обходить «Темпы» и большие «дюральки», было видно, что на победу шансов нет. Оно и понятно: проектировалась лодка совсем не для борьбы на спортивных трассах! На ней выступали даже не двое, а трое спортсменов, и складывалось впечатление, что скорости она не снизила бы и при вдвое большей нагрузке. «Семейный дредноут», — так отозвался о ней один из судей. «Самая мореходная из всех лодок на трассе», — заметил другой. Экипаж во главе с Л. Егоровым спокойно прошел свои шесть кругов и занял 9-е место, сумев, таким образом, опередить по крайней мере шесть «жестких» лодок.
Однако мы явно забежали вперед. Вернемся к событиям первого дня гонок — 15 июня. Солнечное утро. Все 73 судна, участвующих в маршрутной гонке, выстроились у берега: старт по традиции дается с места.
Первыми стартуют 15 мотолодок с моторами объемом 250 см3 и два упомянутых выше «Ориона» с «Ветерками-8» (Т-175). Лодки устремляются вниз по течению, входят в извилистую речушку Малый Волховец и скрываются в ней. Впереди 45 километров против ветра и ершистой речной волны, а затем не менее тяжелый обратный путь по широким Волховским плесам. Для судов этих младших классов протяженность дистанции составляла 83 км.
Как всегда, динамично берут старт старшие классы прогулочно-туристских судов Т-350, Т-500 и со спаренными моторами. Их путь ведет сначала вверх по течению — в озеро Ильмень, туда, где в 10 км от старта невидимый отсюда стоит на якоре судейский катер, который участникам предстоит обойти перед поворотом снова к Волхову. Стараясь не терять ни секунды, вперед вырываются «Нептуны» Сосновского судостроительного завода, куйбышевский «Прогресс» и «Обь» Пермского моторостроительного завода им. Я. М. Свердлова. Экипажам, идущим следом за ними, труднее справляться с управлением — приходится идти по беспорядочной толчее волн. Через десять минут на озере видны только аутсайдеры этой группы, да и то в виде маленьких точек.
Информация об изображении
Экспериментальный каютный катер «Москва-2» с двумя опытными моторами «Нептун-33»
Об итогах этого первого 20-кипо-метрового этапа маршрутной гонки собравшиеся в Юрьево зрители могут судить через 20 минут, когда первые лодки возвращаются и проходят мимо теперь уже вниз — в сторону города.
Экспериментальный каютный катер «Москва-2» с двумя опытными моторами «Нептун-33»
С большим отрывом от остальных судов лидирует оранжевый «Нептун» с двумя 20-сипьными «Вихрями», управляемый В. Блиновым и В. Тарасовым. Временами лодка петит по воздуху — отчетливо виден просвет между днищем и водой, но моторы работают ровно, на устойчивых оборатах: полированные подводные части и специально рассчитанные на переменный режим работы гребные винты позволяют экипажу этого «Нептуна» даже на волне сохранять скорость не ниже 50 км/час. Спортсмены отлично подготовились к соревнованиям и настроены быть на финише первыми и с хорошим запасом, который мог бы «съесть» ту 5-процентную надбавку к скорости, которая дается по гандикапу их основным конкурентам — более комфортабельным и мореходным, высокобортным лодкам, имеющим «кубический модуль» LBH более 5,5 м3. В прошлом году, кстати говоря, разница во времени прихода лидеров на финиш была так мала, что «Темп», фактически пришедший вторым, при пересчете скоростей оказался победителем, потеснив этот же сосновский «Нептун» на 2-е место,
Сосновским судостроителям на этот раз удалось пройти всю 183-километровую дистанцию в очень высоком темпе, затратив 3 часа 26 мин., что соответствует средней путевой скорости 57,5 км/час, и обеспечив нужный разрыв во времени.
Но еще раньше у Новгородского кремля, где был финиш маршрутной гонки, начали появляться суда младших классов. Вне конкуренции (и без зачета) пришел спортсмен Ульяновского моторного завода Г. Ф. Ермилов, выступавший на «Оби» с экспериментальным «Ветерком-14». Дейдвудная часть этого мотора, по сравнению с моделью, которую можно было видеть в прошлом году, несколько видоизменилась: мотор снабдили настроенным газовыхлопом, так что без изменения кубатуры двигателя мощность заметно возросла.
Вообще четыре из пяти лодок, финишировавших первыми в классе Т-250, представляли Ульяновский и Ржевский заводы, т. е. предприятия — производители 250-кубовых потребительских подвесных моторов. Только на третьем месте оказалась экспериментальная фанерная лодка ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова под старенькой «Москвой-М»...
Через 20 минут после финиша сосновского «Нептуна» появилась вторая лодка со спаренной установкой — «Казанка-2М» Пермского завода имени Свердлова с фирменными «Вихрями». Любопытно, что моторы на этой лодке были снабжены гребными винтами разного вращения: редуктор левого мотора был включен на задний ход. По оценке самих спортсменов, это дало увеличение скорости примерно на 3 км/час за счет улучшения взаимодействия корпуса и движителей и устранения увода лодки с курса.
Четвертым в этой же группе мощных судов финишировал экипаж куйбышевских заводов на «Прогрессе» с 30-сипьным «Вихрем», обогнавший 12 двухмоторных лодок. Опытные гонщики С. К. Миленин и В. В. Благодаров продемонстрировали высокую надежность этой модели «Вихря», которая в ближайшие месяцы должна поступить в широкую продажу. Второй «фирменный» «Прогресс» — с 40-сильным «Вихрем» финишировал только шестым, но и этот результат можно расценивать как явный успех моторостроителей, по сравнению с предыдущими выступлениями на опытных образцах этого же мотора (на VII соревнованиях во время маршрутной гонки не выдержал редуктор, а на VI — удалось показать среднюю скорость всего 38,3 км/час).
Интересно, что среди одномоторных судов первыми стали финишировать лодки с 23-сильными «Нептунами», а не с 25-сильным «Вихрем-М». Уступив экспериментальной «пятисотке» — «Вихрю-30» всего лишь десяток минут, первыми в классе Т-350 закончили гонку А. Шаламов и А. Жиряков на «Оби»; через 4 мин. пришла «Казанка» завода «Красный Октябрь», а еще через 10 мин. — «Обь» того же завода. И все это в то время, когда успела финишировать лишь треть судов с более мощными спаренными установками! Разумеется, успех складывается из многих составляющих и относить его целиком на счет моторов нельзя. Тем не менее, результаты гонки в Новгороде позволяют сделать определенные выводы о высоких гидродинамических качествах «Нептуна-23».
Информация об изображении
Вручение приза ЦНИИ им. Крылова конструктору мотолодки «Днепр» Н. П. Свириденко
Маршрутную гонку успешно закончили почти все участники: только четыре лодки были вынуждены сойти с дистанции и вернулись в Юрьево на буксире. Не повезло, в частности, экипажу ленинградских судостроителей на пластмассовой мотолодке «Ладога», доверивших свою спортивную судьбу «Москве-30»; отказала «Москва-М» на второй экспериментальной лодке ЦНИИ имени акад. Крылова; на веслах из озера пришел «Янтарь» с 20-сильным «Вихрем»...
Вручение приза ЦНИИ им. Крылова конструктору мотолодки «Днепр» Н. П. Свириденко
Не обошлось и без инцидента, окончившегося, правда, благополучно. На Волхове имеется несколько паромных переправ, которые по случаю выходного дня действовали особенно интенсивно. Когда паром на одной из таких переправ уже отошел от берега и трос был натянут, подошла группа участников гонки. Первой лодке удалось проскочить над тросом, вторая — на полной скорости зацепила его шпорой мотора, и «Вихрь» подскочил над транцем чуть пи не на полутораметровую высоту; экипаж третьей, не желая терять драгоценных секунд, «нырнул» под трос у самого парома...
Данный случай надо оценить как явную недоработку устроителей соревнований, не давших заранее оповещения по всем переправам и не обративших внимания гонщиков на опасные места трассы.
Соревнования в спортивных классах судов
Гонки на приз сборника — самые первые по времени всесоюзные соревнования сезона. Поэтому на них стремится попасть большинство ведущих спортсменов в классах мотолодок и скутеров: имеется возможность посмотреть, что нового сделали за зиму соперники, реально оценить свои возможности, чтобы успеть подготовиться к чемпионату и розыгрышу Кубка СССР.
Ареной для состязаний в пяти самых массовых спортивных классах судов (мотолодки SA, SB, SC, скутера ОВ и ОС) стала гоночная трасса новгородских водномоторников на Волхове — под стенами Юрьева монастыря. Трасса прекрасно просматривается с берега, так что удобно следить за всеми перипетиями борьбы, но имеет один серьезный недостаток: когда ветер задувает вдоль реки, поднимается волнение. Именно сильная волна, которую развел дувший с завидным постоянством северный ветер, заставила отложить старты спортивных судов на вечер — в первый день и вообще не позволила провести личную 5-мипьную гонку спортивных судов — во второй. Стоит попутно упомянуть и о досадной накладке: несмотря на указание городских властей, движение судов прекращено не было — то и депо мимо трассы проходил переполненный «Москвич», а то и «Ракета» или «Заря».
В Новгороде собрались гонщики 16 сборных команд — Москвы, Ленинграда, Тарту, Каунаса, Таллина, Минска и ряда других городов, почти все постоянные участники наших соревнований. Полные спортивные команды, как всегда, представили и заводы: Ульяновский моторный, Ржевский АТЭ-3, Казанский моторостроительный; эти команды соревновались «на равных» с городскими. Кроме того, неполные спортивные команды привезли Черноморский и Сосновский судостроительные, а также некоторые другие заводы.
Всего в гонках спортивных судов участвовало около 80 гонщиков, причем среди них были неоднократные чемпионы и рекордсмены страны и даже рекордсмены мира.
Итак, вскоре после окончания маршрутной гонки, когда ветер и волна немного утихли, — в 18.25 был дан старт первому заезду спортивных судов. В предстартовую зону вышли мотолодки SA-250 с водителями-юношами. Сразу после ракеты вперед вырывается и до самого финиша никому не уступает лидерства ленинградец В. Смирнов. Он выступает на мотолодке конструкции Ю. Зимина, имеющей обводы, компромиссные между глубоким У и традиционным плоским днищем. Эта конструкция оказалась очень удачной именно в классе SA: на ней и в прошлом году в соревнованиях на приз сборника и на чемпионате СССР) были завоеваны первые места.
Попытки настигнуть лидера делали А. Леок (Тарту) и А. Янумаускас (Каунас) на лодках трехточечной конструкции. Интересно, что среди 14 выступавших в этом классе судов можно было видеть уже три «трехточки» вместо одной на гонках в Каунасе. По-видимому, спортсмены начинают возлагать на такой тип корпусов определенные надежды даже в гонках с маломощными моторами. Но, подчеркнем, пока большинство составляли лодки с традиционными обводами.
Информация об изображении
На дистанции маршрутной гонки «Прогресс-4» команды Куйбышевского моторостроительного завода
Мотолодки участников следующего заезда а классе SB-3S0 оснащены исключительно моторами Московского машиностроительного завода «Красный Октябрь», т. е. «Нептуном-М» и «-23». Только спортсмен из Казани М. Егорычев выступал с «Приветом-22» и, как и в прошлом году, показал довольно скромную среднюю скорость, не превышающую 50 км/час. Возможно, сказалось то, что техника казанцев прибыла в Юрьево буквально перед самым заездом, так что ни опробовать мотор на волховской воде, ни, тем более, отладить его, М. Егорычев не успел. Жаль, что ни один из ведущих спортсменов, выступающих в данном классе, не обратил внимания на этот перспективный для спорта мотор; клубы «Привет-22» не закупали, гоночные возможности его, по существу, еще не раскрыты.
На дистанции маршрутной гонки «Прогресс-4» команды Куйбышевского моторостроительного завода
Как можно было заметить, большинство гонщиков, использующих «Нептуны», комбинировало (естественно, в пределах правил), применяя узлы и детали разных модификаций одного мотора. Дело в том, что наиболее мощная 23-сильная модель имеет и соответственно усиленную подводную часть: поперечное сечение ее больше, чем у первой 13-сильной модели. А это значит, что и гидродинамическое сопротивление подводной части мотора, которое на скоростях свыше 60—70 км/час становится чуть ли не основной составляющей полного сопротивления движению, также значительно возросло. Неудивительно, что почти все спортсмены постарались применить на новых моторах старые редукторы (пусть даже менее надежные!).
Но вернемся к гонке в классе S В-350, в которой встретились три постоянных соперника — минчанин Г. Черненко, тартусец Т. Хааге и москвич В. Соколов. Правда, В. Соколов на этот раз не мог рассчитывать на победу, так как ему пришлось выступать на не отличающейся высокими ходовыми качествами серийной лодке производства Ленинградского опытно-экспериментального завода ДОСААФ.
Первый круг
Впереди Т. Хааге — его трехточка очень хорошо, с малой потерей скорости, проходит повороты, но на прямой ее настигает Г. Черненко. Как метко заметил Ю. Лилл — известный спортсмен и конструктор гоночных мотолодок, — на дистанции соревновались два направления в развитии класса SB: Tapтусцы особое внимание неизменно обращают на качество корпуса и, в частности, на поворотливость лодки, минчане — больше занимаются регулировкой и настройкой двигателя. Как бы там ни было, минский спортсмен круг за кругом понемногу отрывался от соперника и финишировал первым. Результаты обоих оказались очень близкими: 62,457 и 62,296 км/час. Судьба первого места в серии должна была решиться во второй гонке, но и ее (и также лишь с небольшим преимуществом!) выиграл Г. Черненко.
Информация об изображении
Мастер спорта международного класса С. Жиров на мотолодке ЛОЭЗ ДОСААФ с «Москвой-30»
По сравнению с прошлым годом, в классе SB уже прочно утвердились трехточечные корпуса: из 17 стартовавших судов 8 составляли трех-точки. Спортсмен из Пярну А. Лаугус выступал на катамаране, но показал очень невысокий результат — около 55 км/час. Можно сказать уверенно, что трехточечный корпус сейчас, до введения весовых категорий, для класса SB оптимален.
Мастер спорта международного класса С. Жиров на мотолодке ЛОЭЗ ДОСААФ с «Москвой-30»
Последними стартуют мотолодки старшего класса SC-500. Здесь можно видеть исключительно моторы «Вихрь-М». Лишь два спортсмена поставили на свои лодки «Москву-30»: Н. Петров, представитель завода АТЭ-3 (для него это фирменная продукция!) и мастер спорта международного класса москвич С. Жиров. То, что «Москвой» заинтересовался один из наших сильнейших гонщиков, отрадно: ведь это первый серийный 30-сипьный мотор, уже поступающий в продажу. «Подобрать ключ» к нему спортсменам еще предстоит. (А пока рассчитывать на высокие результаты обоим участникам не приходилось: оба шли на серийных корпусах Ленинградского завода ДОСААФ).
Интересно, каково мнение С. Жирова о «Москве-30»? В беседе выясняется, что он «в общем доволен»: 30-сильная «Москва» обладает достаточной мощностью и хорошей приемистостью, при подборе оптимального гребного винта результаты наверняка могут быть выше.
Вот уже несколько лет постоянным победителем всех крупнейших всесоюзных соревнований в классе SC является выдающийся спортсмен, тартусец А. Раудва. Этот неизменно спокойный, уравновешенный и сосредоточенный гонщик почти всегда сразу же уходит от соперников на 120—200 м и держит такой разрыв до самого конца гонки.
Так было и на этот раз. Правда, с небольшим «приключением». А. Раудва уверенно лидировал, но пройдя всего два круга, неожиданно повернул в сторону берега: спортсмен напутал в счете кругов, очевидно — из-за необходимости все время следить за волной, и посчитал, что уже прошел три круга. На берегу замахали руками, показывая, что остался еще целый круг, спортсмен понял и... успел закончить гонку первым!
Результаты, показанные в первой гонке, невысоки: даже у победителя около 56 км/час, — сказались волна и ветер. К началу второй гонки волна улеглась — скорости возросли почти на 10 км/час. Однако, как это было и в прошлом году, лучшие скорости в 500-кубовом классе оказались все же ниже, чем в SB с 350-кубовыми моторами. (Очевидно, основная причина такого странного явления в том, что «Нептун» имеет широкие фазы продувки и выхлопа и допускает значительное форсирование по оборотам, а его шатунно-поршневая группа обладает достаточной прочностью, чтобы это выдержать. Спортсмены такую особенность «Нептунов» поняли и не преминули ею воспользоваться.)
Если при заездах мотолодок влияние волны сказалось лишь на некотором уменьшении показанных скоростей, то в первой же гонке скутеров ОВ-350 ни один из участников не смог уложиться в контрольное время и зачета не получил (да и в старшем классе скутеров до закрывающей финиш ракеты успели финишировать только трое).
Е. Радько, привезший в Новгород форсированный «Нептун» с поперечным дисковым золотником с ременным приводом, видя, что большой скорости на такой трассе не покажешь, быстро заменил «новинку» запасным мотором, который, судя по всему, оказался недостаточно отлаженным: в результате минчанин был вынужден сойти с трассы в обеих гонках. На скутере другого фаворита В. Плетнинцева в обеих гонках отваливался глушитель. У каунасца Р. Матепиониса, выступавшего на скутере неоднократного абсолютного победителя наших соревнований В. Матулевичуса (к сожалению, не приехавшего в Новгород), мотор, - оказавшийся «в чужих руках», работал с перебоями, а в дальнейшем увлекшийся скоростью гонщик «не заметил волны» и носовая часть скутера оказалась разрушенной при сильном ударе о воду.
В классе ОВ-350 в серии гонок 2x5 миль сильнейшим стал ленинградец В. Букшин: его довольно скромной — для благоприятных условий — скорости (во втором заезде равной 73,114 км/час] хватило для победы.
Безраздельно господствовавшего в классе ОС-500 и на наших предыдущих соревнованиях и на чемпионатах страны А. Шпапикаса на волховской воде постигла неудача. Во второй гонке, когда он шел с большим отрывом от соперников, ударом о волну его выбросило из скутера. Скутер по инерции пролетел вперед еще метров сто и остановился, Шпапикас доплыл до него, влез, сумел завести мотор, — но неумолимая красная ракета, показавшая, что контрольное время кончилось, не позволила ему получить зачет в этой гонке. В результате — «баранка», только третье место в серии, которую выиграл ленинградец В. Михайловский, показавший в обоих заездах скорость лишь немногим более 71 км/час.
Примечательно, что победители в обоих классах скутеров — члены одного спортивного клуба «Молния». «Нам вдвойне приятна победа, — сказали они, — так как мы защитили не только цвета Ленинграда, но и нашего клуба. Скорости у нас, правда, невысоки, но иногда к победе приходится и подкрадываться»...
Итак, первый день соревнований завершен. Командная борьба в классных гонках спортивных судов закончилась. Осталось на следующий день — 16 июня провести 5-мильную личную гонку для выявления абсолютного победителя соревнований (однако в тот день на трассе гуляли полуметровые волны, судейская коллегия эту гонку отменила и абсолютными победителями «автоматически» стали спортсмены, показавшие лучшие результаты во вчерашней серии 2x5).
Вечером 15 июня у Е. Крашенникова, тренера ленинградской команды — многократной победительницы гонок на приз сборника, не было оснований для беспокойства: в активе три победителя в спортивных классах, маршрутную гонку обе лодки народного потребления прошли.
Первые три командных места по результатам дня распределились так: Ленинград (521,804), Тарту (508,021) и Москва (442,565). Теперь повлиять на это распределение мест могла лишь гонка лодок народного потребления на 10-мильном кольце (по две лодки от спортивной команды).
И вот именно эти заезды мотолодок народного потребления принесли команде Ленинграда труднообъяснимое поражение: ни одна из двух ленинградских лодок, за рулем которых сидели опытные водители (кандидаты в мастера и мастера спорта), в контрольное время не уложилась. А московские лодки прошли гонку успешно, и команда Москвы, приплюсовав к своим вчерашним результатам почти 83 очка, с третьего места переместилась на первое, потеснив не заработавшую за день ни одного очка команду Ленинграда на второе, а команду Тарту — на третье. Так, не имея ни одного победителя ни в спортивных классах, ни в классах туристских судов, московские спортсмены впервые, хотя и с очень небольшим преимуществом — около 3 очков, завоевали переходящий Кубок сборника.
Старт кольцевой гонки
Вернемся, однако, к старту кольцевой гонки.
Если в маршрутном марафоне ход борьбы на дистанции до последнего момента не виден зрителям, то в кольцевой гонке вся «кухня» на глазах. Именно поэтому 10-мильная кольцевая гонка как наиболее зрелищная часть программы всегда собирает большое число зрителей. Так было и утром 16 июня. Много народу, солнечно, ветрено, по Волхову гуляют «барашки».
Все как в настоящей чисто спортивной гонке: пятиминутное «прицеливание» в предстартовой зоне, ход стартовых часов и ракета, а затем поворотные буи трассы и неумолимое контрольное время. Успех решают не только скорость и мореходность лодки, ее поворотливость, приемистость и надежность мотора, но и умение гонщика тактически мыслить, не теряться в азарте борьбы у поворотных знаков. Прибавьте к этому волну и снующие неподалеку теплоходы, — и вы представите сложность борьбы, которую вели участники соревнований второго дня.
Первый заезд — и первая неожиданность. Только две лодки из 15 стартовавших уложились в контрольное время. Это ульяновская «Обь» под «Ветерком-14» и лодка ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова под «Москвой-М». К сожалению, и Г. Ермилов, и А. Клещев не могут претендовать на звание победителей: ведь их суда числятся экспериментальными и идут вне зачета!
Что ж, это уже материал для размышлений. По-видимому, промышленность еще не создала лодок под 10-12-сильный мотор, способных поддерживать хорошую скорость на волнении.
Поясним, что контрольное время было установлено возможно более низким — по III спортивному разряду для судов класса Т (соответственно для Т-250 это была скорость 30 км/час, для Т-350—35, для Т-500 и свыше 500 см3 — 37). Накануне в маршрутной гонке эти скорости были намного — почти в полтора раза — перекрыты во всех классах. А вот теперь — в кольцевой гонке, проходившей, подчеркнем, в довольно сложных условиях, в классе Т-350 перейти заветный рубеж и получить зачет из 19 лодок смогли только 9, а в Т-500 — из 20 всего лишь 3.
Этот результат должен, на наш взгляд, заставить задуматься конструкторов-судостроителей. В частности, надо подумать об улучшении поворотливости лодок на волне: она явно неудовлетворительна. Ну, а судейской коллегии, может быть, стоит отказаться (для судов народного потребления] от зачета по контрольному времени и применить, например, правило «трех минут», т. е. регистрировать всех, пришедших на финиш в течение трех минут после победителя; тогда большинство участников закончат гонку и получат зачетные очки для своих команд.
В классе Т-350 с первых кругов лидерство захватили и финишировали первыми пермские моторостроители А. Шаламов и А. Жиряков, выступающие на «Оби» с «Нептуном-23» (гребной винт с шагом 320 мм).
Как-то очень неровно шел экспериментальный пластмассовый тримаран, спроектированный (см. №48 сборника) по типу «Фламинго». Поворачивал он у буев слишком резко (можно предположить — из-за неполадок в дистанционном управлении], винт при этом «хватал воздух», двигатель ревел, а лодка теряла ход; приходилось сбавлять газ и разгоняться вновь. Тем не менее лодка закончила гонку второй, продемонстрировав хорошие мореходные и скоростные (на прямой) качества.
Большинство зачетных мест в этом классе распределили между собой экипажи лодок типа «Обь», пропустив на второе место опытных гонщиков «Красного Октября» В. Никитенкова и С. Гусева на «Казанке». (К слову сказать, эта лодка была оборудована нестандартным дистанционным управлением с предельно кормовым расположением водителя, обеспечивающим оптимальную центровку при скоростях 40—45 км/час; поскольку расположение поста управления на данной лодке техническими условиями не оговорено, судно, несмотря на имевшийся протест одной из команд, было допущено к соревнованиям).
В классе Т-500 явное преимущество было на стороне экспериментальных судов: всю гонку лидировал куйбышевский «Прогресс» с «Вихрем-30». Три же зачетных места, как и в предыдущем заезде, достались экипажам, выступавшим на лодках типа «Обь». Любопытно, что, как и в спортивных гонках, результаты первых двух призеров в 350-кубовом классе оказались выше, чем в Т-500.
Наиболее эффектным был заезд в самом старшем классе — свыше 500 см3. Применение сдвоенных моторов позволило продемонстрировать высокие скоростные качества ряда серийных лодок и, в частности, пластмассового «Нептуна». Результаты кольцевой гонки подтвердили то положение, что эта лодка, рассчитанная на 40 л. с., лучше всего идет именно при такой мощности. «Нептун» Сосновского судостроительного завода с «Вихрями» прошел все шесть кругов вне конкуренции. Спортсмены воспользовались тем, что положение разрешает идти в кольцевую гонку одному водителю, и оставили механика на берегу, несколько облегчив судно. Итог — наивысшая скорость на трассе — 49,98 км/час.
Подводя итоги состязаний команд заводов — изготовителей лодок и подвесных моторов, надо отметить отличную подготовку спортсменов Пермского моторостроительного завода им. Я. М. Свердлова, по сумме результатов двух гонок завоевавших главный трофей соревнований — «Золотой винт», и Сосновского судостроительного завода, показавших высшую скорость в маршрутной гонке. Хорошее впечатление оставило дружное выступление команды ММЗ «Красный Октябрь». Существенно улучшили свои результаты ржевские моторостроители, поднявшиеся с 8—9-го места в Каунасе на призовое третье. Если бы не «злополучное» контрольное время, в которое не уложились лодки Т-250 в кольцевой гонке, на призовое место могла бы рассчитывать и команда Ульяновского моторного завода.
Информация об изображении
Переходящий приз, вручаемый победителям, выступавшим на лодке, изготовленной заводами МСП
На этом фоне несколько легкомысленной выглядела подготовка к соревнованиям команды завода, выпускающего известные мотолодки «Темп» и «Крым». При контрольном взвешивании их «Темпа», хорошо прошедшего маршрутную гонку и финишировавшего третьим, оказалось, что лодка на 70 кг легче поставляемых заводом в торговую сеть. Решение судей было справедливым: не засчитывать показанный результат. Пришлось выступать вне зачета и заводским экипажам уже давно серийных лодок «Крым», оснащенных двумя «Вихрями»: ведь по техническим условиям на эту лодку можно устанавливать моторы общей мощностью не более 30 л. с. В итоге сильная команда (в прошлом году именно она увезла из Каунаса «Золотой винт») набрала всего 27 очков и заняла 17-е место.
Переходящий приз, вручаемый победителям, выступавшим на лодке, изготовленной заводами МСП
Впервые на соревнованиях этого года вручался новый переходящий приз, учрежденный Министерством судостроительной промышленности. Согласно положению, он присуждается лучшему экипажу, выступающему на выпущенной предприятием этого министерства лодке. По поручению министерства член редколлегии сборника Д. Б. Волков вручил этот приз абсолютным победителям наших соревнований в классе мотолодок с двигателями свыше 500 см3 — В. Блинову и В. Тарасову.
Памятный приз «За массовую лодку» (модель пластмассового «Дракона») заводу, представленному на соревнованиях наибольшим числом лодок его производства, учредило НПО «Ритм». Представитель объединения Э. Симановский передал его своим недавним соперникам — спортсменам Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова.
Приз «Серебряный винт», присуждаемый представителями ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова за лучшую конструкцию лодки народного потребления, достался главному конструктору «Днепра» Н. П. Свириденко.
Переходящий приз — Кубок за лучшее спортивное достижение на надувных лодках также получил первую прописку на год: Ярославль. (Надеемся, что в решении его дальнейшей судьбы — на наших IX гонках непременно примет участие и уфимская команда.)
Мы считаем, что основным призом, главной наградой всем участникам соревнований была возможность обменяться творческими идеями, планами по совершенствованию продукции, завязать столь необходимые для успешной реализации этих идей и планов связи между предприятиями различных отраслей. Полезны были и живые встречи с потребителями — новгородскими водномоторниками и всеми, специально приехавшими в Новгород посмотреть соревнования.
Что можно сказать об организации прошедших гонок! Небольшой коллектив Новгородского областного морского клуба ДОСААФ впервые проводил соревнования такого масштаба. Естественно, не обошлось без недочетов. Не до конца удалось решить вопросы размещения представителей заводов в гостиницах и питания участников, гонкам мешали пассажирские суда, не было предусмотрено запасной (на случай сильного ветра) трассы для соревнований спортивных судов. Но в целом мнение участников единодушно: клуб во главе со своим начальником — заместителем главного судьи соревнований М. А. Балабаном со своей задачей справился.
Можно отметить некоторую нечеткость в судействе соревнований, вызванную главным образом большим числом участников и классов, а также сложностью подсчета результатов. Судейская коллегия не всегда наказывала случаи утери капотов моторов или стартовых номеров, не все ошибки спортсменов на дистанции и нарушения гоночных правил оказались зафиксированными. Не удалось провести итоговое собрание представителей заводов и спортсменов, на котором можно было бы услышать предложения по организации будущих соревнований на приз сборника. Оказалась непродуманной система зачета и награждения участников, выступавших на экспериментальных судах и моторах. Видно, в будущем необходимо четко разделить судейскую коллегию на две части: по спортивным судам и по судам народного потребления, как это уже сделано в технической комиссии.
Бесспорно одно — соревнования на лодках народного потребления надо совершенствовать и развивать: от этого выигрывают и спорт и промышленность, а в конечном счете и все любители водного туризма и спорта.
Командные результаты
(спортивные команды городов)
1 — Москва (524,357); 2 — Ленинград (521,804); 3 — Тарту (508,021); 4 — Каунас (398,845); 5 — Минск (354,325); 6 — Ульяновск, моторный з-д (338,400); 7 — Бауска (310,823); 8 — Ржев, з-д АТЭ-3 (270,847); 9 — Лиепая (252,706); 10 — Сосновка, судостроительный з-д (249,827); 11 — Николаев, Черноморский з-д (202,180); 12 — Пярну (191,908); 13 — Казань (187,439); 14 — Новгород (185,651); 15 — Пермь, з-д им. Свердлова (180,034); 16 — Вильнюс (167, 191).
Личные результаты соревнований на спортивных судах
(первые три места)
(в скобках указана максимальная скорость, показанная в гонках)
Скутера OB-350. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. В. Букшин, Ленинград (73,114 км/час); 2 — к. м. с. В. Кузнецов, Москва (67,055); 3 — I разр. В. Виноградов, Ржев (66,136).
Абсолютный победитель — м. с. В. Букшин.
Скутера OC-500. Серия 2X5 миль: 1 — к. м. с. В. Михайловский, Ленинград (71,702); 2 — м. с. М. Таниел, Тарту (69,301); 3 — п. м. с. A. Шлапикас, Каунас (78,249).
Абсолютный победитель — к. м. с. B. Михайловский.
Мотолодки SA-250 (юноши). 5 миль: 1 — I разр. В. Смирнов, Ленинград (46,722); 2 — к. м. с. А. Леок, Тарту (43,495); 3 — I разр. С. Яну-маускас, Каунас (41,680).
Абсолютный победитель — В. Смирнов.
Мотолодки SB-350. Серия 2X4 миль: 1 — м. с. м. к. Г. Черненко, Минск (64,373); 2 — м. с. Т. Хааге, Тарту (64,088); 3 — м. с. м. к. В. Соколов, Москва (54,656).
Абсолютный победитель — м. с. м. к. Г. Черненко.
Мотолодки SC-500. Серия 2X5 миль: 1 — м. с. м. к. А. Раудва, Тарту (63,637); 2 — м. с. Ю. Некрасов, Ленинград (60,985); 3 — м. с. А. Воробьев, Минск (59,482).
Абсолютный победитель — м. с. м. к. А. Раудва.
Командные результаты заводов
1 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова (180 очков; абсолютные победители в классе Т-350; абсолютное 3-е место в классе свыше 500 см3; 2-е место в маршрутной гонке) — Переходящий приз редакции сборника «Золотой Винт»;
2 — Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь» I команда (154 очка; 2-е и 3-е абсолютные места в классе Т-350; 3-е место в кольцевой 10-мильной гонке);
3 — Ржевский завод АТЭ-3 — II команда (120 очков; 2-е абсолютное место в классе Т-250; 3-е абсолютное место в классе Т-500);
4 — Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе — II команда (111 очков; 1-е абсолютное место в классе Т-500);
5 — Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь» — II команда (102 очка);
6 — Сосновский судостроительный завод (100 очков; 1-е абсолютное место в классе свыше 500 см3);
7 — Ярославское объединение «Резинотехникв» (95 очков) — Переходящий кубок редакции за спортивные достижения на надувных мотолодках;
8 — Ульяновский моторный завод — I команда (90 очков; абсолютное 1-е и 3-е места в классе Т-250);
9 — Ржевский завод АТЭ-3 — I команда (87 очков);
10 — Объединенная команда куйбышевских моторостроительного им. М. В. Фрунзе и машиностроительного заводов (85 очков);
11 — Ульяновский моторный завод — II команда (79 очков);
12—13 — Херсонский судостроительный завод (48 очков) — Приз ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова за лучшую конструкцию мотолодки;
12—13 — Ярославское объединение «Резинотехника» — I команда (48 очков);
14 — Сосновский судостроительный завод — II команда (35 очков);
15 — Черноморский судостроительный завод (30 очков);
16—17 — Горьковский ввиационный завод им. С. Орджоникидзе — I команда (27 очков);
16—17 — Завод — изготовитель лодок «Темп» и «Крым» (27 очков);
18 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова — II команда (24 очка);
19 — Казанский моторный завод (20 очков);
20 — Завод — изготовитель лодок «Ладога» (15 очков);
21 — Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова (13 очков) — Приз НПО «Ритм» предприятию — изготовителю самой массовой на соревнованиях лодки.