Есть и еще одно немаловажное обстоятельство. Согласно договорам, которые удалось заключить, большинство изготовленных лодок будет теперь направляться (подчеркнем, с перевозкой за счет предприятий!) в отдаленные области Сибири и севера страны. Освоение же новых районов со все более суровыми и сложными условиями эксплуатации, как показывает опыт, неизбежно упирается все в ту же проблему качества. Пригодна ли «универсальная» лодка, которую много лет эксплуатировали на южных реках, для выхода в новые моря-водохранилища или на великие сибирские реки!
16 новинок на лиепаиских трассах
Гонки в Лиепае стали местом, где производители техники для водного туризма и спорта смогли не только поделиться своими заботами, обменяться мнениями о дальнейших путях борьбы за качество, но и апробировать ряд опытных, перспективных конструкций (было представлено 16 новых моделей и модификаций лодок). Демонстрировать же свои лодки и моторы предстояло не на выставочном стенде, а в действии: надо было пройти через все три круга жестких испытаний — маршрутную 110-километровую гонку в открытом море, гонку «налегке» — по круговой дистанции на 10 миль и гонку с полной туристской нагрузкой на дистанции 5 миль. Главный приз соревнований — «Золотой винт», присуждаемый по сумме результатов этих трех гонок, могла завоевать лишь команда, выступающая на действительно надежной технике!
Итак, что же конкретно нового показала промышленность на трассах лиепайских гонок!
Создатели «Воронежа-2» получают приз за лучшую конструкцию лодки
Информация об изображении
«Воронеж-2» — рыболовно-хозяйственная модификация новой дюралевой мотолодки «Воронеж»
Воронежский авиационный завод представил на соревнования новую модификацию клепаной «дюральки» — «Воронеж-2». В ее конструкции получили дальнейшее развитие основные идеи, заложенные конструкторами ставшего уже серийным «Воронежа» — дешевой, простой по конструкции и неприхотливой в эксплуатации лодки. Новая рыболовно-хозяйственная модель отличается от серийной более просторным кокпитом (укорочена носовая палуба), отсутствием ветрового стекла. В самом носу и под кормовой банкой оборудованы багажники. Все три откидные банки сделаны полыми и заполнены пенополистиролом для обеспечения непотопляемости. Вес лодки — 115 кг, предполагаемая розничная цена — 395 рублей. Завод сможет параллельно выпускать обе модификации, варьируя их количество в зависимости от спроса конкретно на ту или иную модель.
«Воронеж-2» — рыболовно-хозяйственная модификация новой дюралевой мотолодки «Воронеж»
Конструкция лодки технологична, позволяет широко применить прессовую клепку и снизить долю ручного труда до минимума. Показательно, что приз ЦНИИ имени акад. Л. Н. Крылова «За лучшую конструкцию мотолодки» был присужден именно создателям «Воронежа-2». Добавим только, что авиаторы, на наш взгляд, слишком увлеклись штампованными тонколистовыми конструкциями. В некоторых узлах (планширь, скула, внутренняя окантовка палубы) их стоило бы заменить более жесткими и практичными прессованными профилями. Сейчас в лодке слишком много острых кромок, которые не только могут стать причиной травм, но и портят товарный вид «Воронежа».
Что же нового в новой «Южанке-2»?
По пути освоения выпуска сравнительно дешевой дюралевой моторки пошел и Черноморский судостроительный завод. Николаевцы показали в Лиепае новую клепаную лодку типа «Южанка-2». По обводам и конструкции она несколько напоминает «Днепр». Размерения лодки 4,2X1,65Х0,65 м; допускается установка на нее 30-сильного подвесного мотора. Нового в этой лодке, однако, немного: «Южанка-2» в целом аналогична большинству универсальных прогулочно-туристских лодок, имеющихся в продаже (цена ее — 450 руб.).
Ряд предприятий серьезно обратился к поискам нового потребителя. Об этом наглядно свидетельствует появление на наших гонках комфортабельных мотолодок с каютами («Прогресс-6», «Ладога-2»), катера «Амур-2» с каютой и угловой колонкой, целого ряда малогабаритных и разборных лодочек для автомобилистов («Романтика-2», «Малютка-2», «Автобот», «Онега»).
«Семейный» вариант «Крыма» на смену «Прогрессу»
Замену популярному, но уже морально устаревшему и пользующемуся все меньшим спросом «Прогрессу» (лодка выпускается без кардинальных изменений проекта с 1967 г.) предложили конструкторы ЦКБ «Нептун» и судостроители пермского завода «Кама». Речь идет о «Крыме-3» — штампованно-сварной лодке из легких сплавов, основную идею которой один из ее конструкторов В. А. Баснин коротко изложил так: «Скорость, как у большинства других лодок, но плюс к тому — максимальный комфорт семье из 3—4 человек, путешествующей во время отпуска».
Лодка отличается продуманным использованием внутренних объемов. Выход на носовую палубу через ступеньку и центральную форточку позволил отказаться от потопчин, благодаря чему увеличилась полезная площадь кокпита. На «Крыме-3» кокпит, имеющий размеры 3X1,58 м, просторнее, чем на «Прогрессе-4», «Казанке-5» или «Сарепте». Это судно длиной 4,7 м, имеющее килеватость днища на транце 7°, с нагрузкой 450 кг под одной «тридцаткой» глиссирует со скоростью 30 км/ч. К моменту начала соревнований были изготовлены первые 50 лодок; по-настоящему же серийная постройка начнется с будущего года. Подробнее с характеристиками нового «Крыма», который в первую очередь должен заинтересовать любителей дальних путешествий, читатели смогут познакомиться в следующем номере сборника.
А каким же образом предполагали спасти положение со сбытом «Прогресса» его создатели! Очевидно, ответом на этот вопрос является показанная в Лиепае новая модель — каютный «Прогресс-6». Эта лодка отличается от «Прогресса-4Л» и всех прежних моделей не только несколько меньшими размерениями (4,57X1,63X0,9), но и новыми, полностью переработанными обводами: увеличилась до 10° килеватость днища на транце; на выпукло-килеватом днище с более плавно поднимающейся к носу пинией скулы появились две пары полых продольных реданов. Открытые спереди, они, по замыслу конструкторов, должны аэрировать кормовую область днища и уменьшать сопротивление трения обшивки о воду.
«Прогресс-6»: комфорт, надежность, вместительность
На стоянке «Прогресс-6», внешний вид которого разработан с учетом рекомендаций ВНИИ технической эстетики, выглядит несколько неуклюже, но на ходу высокий борт, объемистая рубка и полные обводы придают «Прогрессу-6» облик надежного и вместительного судна. И,, действительно, даже при уменьшении размерений, в плавание на нем могут отправляться те же 4—5 человек, полезная грузоподъемность также осталась прежней (400 кг), а каюта стала более комфортабельной: установлены мягкие продольные диваны со съемными спинками; подволок термоизолирован и не отпотевает. Выходить из каюты на палубу можно через складную дверь, открывающуюся наверх, и через цельногнутое панорамное стекло, которое тоже поднимается кверху. Конечно, не обошлось «без жертв»: конструкторам пришлось отказаться от открытого кокпита. Сразу же за каютой располагается кормовой багажник, закрываемый двустворчатой крышкой. На стоянке в нем можно запереть два подвесных мотора, а во время переходов сюда умещаются 8 канистр с топливом. На транец «Прогресса-6» разрешено ставить моторы суммарной мощностью до 60 л. с. Ход у судна довольно мягкий, оно хорошо слушается руля.
На вопрос, когда можно ожидать появление в продаже этой модели, представитель разработчиков лодки Е. Г. Мещеряков ответил уклончиво: «Когда мы убедимся в устойчивом сбыте 100 тысяч таких «Прогрессов», будет смысл делать оснастку. А стоить он будет не дороже «Прогресса-4» с рубкой»...
Новый каютный тримаран — «Ладога-2»
Конкурентом «Прогрессу-6» в классе каютных мотолодок стала на гонках ленинградская «Ладога-2» с тримаранными обводами корпуса из стеклопластика. Эта 4—5-местная лодка имеет рубку-убежище, на ней также можно с удобствами плавать на дальние расстояния практически в любую погоду. Размерения новой «Ладоги» — 4,65X1,95Х0,88 м; вес с оборудованием и снабжением — 400 кг. Скорость с двумя моторами по 30 л. с. составляет 45—46 км/ч. Стоимость лодки, как предполагает один из авторов ее проекта В. И. Зозуля, составит около 1800 руб.
«Амур-2» — первый катер с отечественной колонкой
Пожалуй, трудностей со сбытом нового катера «Амур-2», который привезли работники авиационного завода имени Ю. А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре), можно не опасаться. Во всяком случае в первое время, когда годовой выпуск их не будет превышать 1000 единиц. Это — первый советский прогулочный катер массового производства, снабжаемый угловой поворотно-откидной колонкой отечественной конструкции.
Впервые «Амур-2» был показан на наших гонках три года назад в Херсоне и, судя по письмам читателей, эта новинка вызвала большой интерес. В Лиепае на катере стояла уже вполне работоспособная колонка, прошедшая 500-часовые ресурсные испытания. Теперь с началом серийного выпуска и каютного, и открытого «Амуров» с колонками, владельцы катеров будут избавлены от постоянной заботы о сохранности винторулевого комплекса, особенно уязвимого при плавании на мелководных реках. Стоимость каютного варианта установлена в 4500 руб, открытого — 4000 руб.
Улучшения серийного «Днепра»
Лиепайский смотр продукции показал, что многие предприятия взяли правильный курс на всемерное повышение качества уже давно выпускаемой серийной продукции. Один из примеров тому — мотолодка «Днепр-М». Улучшен внешний вид, увеличена высота борта, появилось более современное плоское ветровое стекло. Благодаря перемещению кормовой переборки назад увеличилась площадь кокпита. Вдоль бортов установили Два съемных сварных бензобака емкостью по 70 л; их заливные горловины выведены в рецесс. Гермоотсеки заменены пенопластовыми блоками плавучести. Предполагается поставлять в торговую сеть легкие (18 кг) сдвижные рубки, которые можно будет приобрести отдельно от лодки и смонтировать на «Днепре-М» самостоятельно.
Плоды кропотливой работы по совершенствованию серийных лодок, проделанной за прошедший год, можно было обнаружить и на лодках типа «Обь (к слову сказать, получивших почетный Знак качества), на «Казанках-5», на «Нептунах-3».
Испытание 110 километрами 2-балльного моря
Как всегда, главным и самым интересным событием наших соревнований была маршрутная гонка. Благодаря 3-балльному ветру с моря и волнению в 2 балла (средняя высота волны 0,5м), представился случай объективно и наглядно оценить справедливость дежурной фразы, автоматически вписываемой в заводские паспорта лодок: «разрешается эксплуатация в прибрежной зоне морей».
Вместе с экипажами, представляющими заводы — изготовители лодок и моторов, на 110-километровую морскую дистанцию вышли серийные лодки народного потребления, привезенные в Лиепаю в составе сборных спортивных команд городов, а также лодки участников гонок на приз «Балтияс Дзинтарс», учрежденный устроителем соревнований — рыболовецким колхозом «Большевик». Всего принимают старт 113 мотолодок и катеров! Двумя большими плотными группами суда устремляются к невидимому за горизонтом поворотному знаку — стоящему на якоре сейнеру.
Моторы боятся морской воды: каждая третья лодка теряет ход
Первая неожиданность: сразу же заглохли залитые морской водой 30-сильные «Вихри» на «Прогрессе-6». Лихорадочно копаются в моторах экипажи экспериментальных мотолодок команды ЦНИИ имени А. Н. Крылова. А в течение всей гонки около трети участвующих экипажей вынуждены были сойти с трассы из-за явной неприспособленности серийных моторов к работе в морских условиях! Короткий дейдвуд, незащищенность основных агрегатов двигателя от попадания воды подводят самых опытных механиков: так, несколько раз в течение этой гонки подходил к берегу с заглохшими двигателями экипаж «Казанки-2М» фирменных гонщиков «Красного Октября»...
Ни одна из «казанок» не доходит до финиша
Информация об изображении
Вариант «Казанки-М» с переделанной кормовой частью (без выносного кронштейна)
Памятуя опыт прошлого года, многие команды, в частности — команды моторостроителей, выбирая лодку, отдали предпочтение мореходным «Нептукам-3»: эта модель оказалась на XII гонках самой массовой (12 лодок!). В принципе сосновские «Нептуны-3» успешно справлялись с волной, если не считать значительных перегрузок вследствие дельфинирования, обычного для этих лодок даже на спокойной воде. Уверенно преодолевали волну новые «Крымы-3» и «Прогрессы». Сразу же в тяжелых условиях оказались лодки меньших размеров. И уж совершенно не приспособленными для плавания на волне выглядели плоскодонные «Казанки-М» и «Южанки» старых выпусков. Только виртуозность водителей «спасала» экипажи нескольких лодок этих типов, представлявшие команды городов или оспаривающие приз «Баптияс Дзинтарс». И тем не менее экипажу одной из «Южанок» не удалось избежать оверкиля: незаметное зарыскивание при сходе с попутной волны обернулось опрокидыванием. На помощь пришли гонщики авиационного завода им. С. П. Горбунова М. Селиванов и Р. Саматов на идущей неподалеку «Казанке-5М» (на закрытии соревнований этих спортсменов наградили специальным дипломом за товарищескую помощь на воде), а затем и катер обеспечения, на палубу которого удалось поднять аварийную лодку.
Вариант «Казанки-М» с переделанной кормовой частью (без выносного кронштейна)
Море, выводя из строя моторы и сокрушая корпуса, заставило участников изменить тактику: с попутной волной суда выбирали кратчайший путь на поворотный знак — по прямой, а обогнув его, старались уйти под берег, где волна все-таки оказывалась поспокойнее и позволяла развивать более высокую скорость. И при всем том вскоре можно было насчитать уже около трех десятков лодок, выбывших из игры.
- На «Нептуне-3» куйбышевских моторостроителей лопнула подвеска «Вихря-М».
- У «Южанки-2» под № 79 сорванные с мест сиденья вывели из строя ДУ!
- «Горбуновская» «Казанка-5М» продолжать гонку не может — отрывается выносной транец!
- Корпус «Нептуна» № 5 команды Елгавы имеет трещины в подводной части!
Такие тревожные сообщения стали поступать в судейскую коллегию уже через 20 минут после старта.
Пришлось откачивать воду и экипажу большого катера «ЛМ4-87»: ударами волны в плоское днище из шпангоутов вырвало шурупы, обшивка стала хлопать, как мембрана.
На полной скорости «Нептун-3» команды «Красного Октября» вдруг повернул в сторону берега и выбросился на пляж: оказывается, в обшивке у транца появилась поперечная трещина, лодка стала быстро заполняться водой.
Судья принимает решение: дистанция сокращена
И хотя волнение в море по официальным данным даже не достигло 3 баллов, при которых инструкции еще разрешают большинству мотолодок выход в море, главный судья Д. Б. Островский принимает решение сократить дистанцию на круг (26 км) — слишком массовыми стали сходы с трассы!
Это ли не серьезный сигнал конструкторам наших лодок и моторов? Надо повысить ответственность создателей лодки за формулировку предельных условий эксплуатации техники. Если уж в паспорте оговорены 3 балла волны как допустимые для плавания лодки, если уж инструкция разрешает эксплуатацию мотора в морской воде, — нужно позаботиться о гарантиях!
Первой финиширует старая «Обь»
Закончили гонку первыми опытные спортсмены Московского машиностроительного объединения «Красный Октябрь»— кандидаты в мастера спорта А. Якушин и С. Гусев. А ведь они выступали на мотолодке «Обь» старого выпуска! Средняя скорость в 37,95 км/ч с фирменным «Нептуном-23» свидетельствует о неплохих качествах этой преждевременно снятой с производства модели, а также и о том, что, если на руле настоящие спортсмены, техника работает даже в самых сложных условиях!
Второй получает отмашку на финише оранжевая пластмассовая «Дельта» с экипажем Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения: это А. П. Дмитриев и А. В. Базанов. Оснащенная двумя «Нептунами-23» лодка показала среднюю скорость 37,28 км/ч, опередив победителя в «старшем» классе Т-1000 с гораздо более мощными 30-сильными «Вихрями». Размерения «Дельты» — 4,7Х1,85X0,7 м; она имеет килеватые (17° на транце) с отгибом скулы обводы днища с двумя парами продольных реданов. Вес корпуса с оборудованием — 190 кг, допустимая мощность моторов — 60 л. с. Высокие мореходные качества «Дельты» позволили ее экипажу уверенно идти в числе лидеров на протяжении всей трассы. Совершенство же форм и отделка корпуса завоевали симпатии членов жюри на конкурсе качества.
Лидирует «Дельта» с глубоким V
Можно еще добавить, что «Дельты» в вариантах мотолодки под две «тридцатки» и катера с водометным движителем разработаны специально для обслуживания соревнований по гребному спорту (и в частности — для обслуживания Олимпийской гребной регаты в Крылатском). Планируется выпустить около 100 судов этого типа; отпускная цена лодки вместе с двумя «Вихрями-30», тентом, чехлом и кильблоками составит — 2424 руб.
В этом же классе Т-700 хорошо прошли гонку на «Прогрессе-4Л» с рубкой Ю. Кощеев и В. Кириллов, которые смогли поддерживать довольно высокую среднюю скорость 36,42 км/ч.
Катера отстают от менее мощных моторок
Заметим, что все упомянутые результаты выше показанных катерами, которые оснащены более мощными (80—90 л. с.) стационарными двигателями! В море лучшую среди катеров скорость — 34,7 км/ч — показал высокобортный разъездной «ЛС-5М», построенный на Ленинградской экспериментальной судоверфи.
Досадная мелочь — засорился отслоившейся резиной выхлопной патрубок — помешала успешно пройти дистанцию «Амуру-2». На ленинградской «Дельте» с двигателем «ГАЗ-24» и водометным движителем отказало рулевое устройство. Ну что ж, конструкторам стоит проанализировать и эти случайности...
«Обь-м» и «Неман-2» — заслуженный успех
Если катера в целом не показали, казалось бы, очевидных преимуществ перед моторками, то совершенно неожиданно хорошее впечатление оставили малые мотолодки типа «Неман-2» (см. сборник №69). Они ровно прошли дистанцию и показали неплохие результаты. К тому же, и на соревнования, и обратно в Калининград участники пришли своим ходом по морю. Неплохо показали себя в море взятые прямо с конвейера Новосибирского) авиационного завода им. В. П. Чкалова две «Оби-М», которые заняли в своих классах Т-350 и Т-500 соответственно 2-е и 4-е места.
Более удачным, чем в 1977 г., было выступление спортсменов Казанского авиазавода имени С. П. Горбунова. Хотя две их лодки сошли с дистанции, две другие заняли почетные 2-е и 3-е места в своих классах. Причем на одной из этих моделей применена новая, более совершенная конструкция выносного кронштейна, а на другой лодке заводчане вообще отказались от него и сделали традиционный рецесс (такой вариант «Казанок» должен появиться в продаже к концу следующего года).
«Никогда в жизни так не летали!» — с такими словами, пошатываясь, вышли на берег гонщики с финишировавшего «Воронежа». Из четырех лодок этого типа три успешно выдержали экзамен на морской трассе, хотя их паспорт как раз и -не дает «добро» на выход в море. Что ж, такой результат с хорошей стороны характеризует «Воронеж» и его создателей.
Не успела уложиться в контрольное время «Ладога-2»: из-за чрезмерной высоты транца (впоследствии пришлось спилить 20 мм!) штатные винты моторов на волне «хватали» воздух!
Кто собственным ходом, кто на буксире, возвращались неудачники в лагерь. Некоторых пришлось собирать на берегу и грузить в кузов автомобиля.
Обеспечить прочность «Нептуна-3» — задача общая
Тревожный симптом — шесть из сошедших с гонки лодок имеют марку «Нептун-3». Лодка не выдержала испытаний балтийской волной: в районе транца, который подвергается жестким ударам, появились трещины, нарушилась герметичность. После осмотра аварийных лодок конструктор «Нептуна-3» В. М. Ефимов сказал: «В большинстве случаев в местах трещин слои стеклоткани плохо проклеены; пострадали также лодки первых выпусков (до 300 строительного номера), которые еще не имели усиления транца, ребер жесткости на кормовой переборке и рундуках, дополнительных слоев стеклоткани. Все это сейчас сделано, допустимая мощность моторов повышена до 50 л. с.». А представители Сосновского судостроительного завода, изготовившего эти лодки, считают, что «маловато поперечных связей». В любом случае есть серьезный повод для раздумий и совместных усилий конструкторов, технологов, работников ОТК.
Думается, что прошедшая маршрутная гонка тем и оказалась полезна и интересна, что помогла наглядно выявить слабые места конструкций, на которые необходимо срочно обратить внимание. К этому обязывают нашу промышленность большие задачи X пятилетки — пятилетки качества и эффективности.
Центр событии перемещается на Лиепаиское озеро
На второй день соревнований основные события разворачивались уже вблизи центра города — на неглубоком Лиепайском озере. Всего ночь была отпущена спортсменам, чтобы не только отдохнуть после испытаний, выпавших на их долю накануне, но и подготовить технику к напряженным соревнованиям второго дня. Ведь, по положению, в скоростную 10-мильную кольцевую гонку экипажи должны были выходить на той же лодке и с тем же мотором, что и в маршрутной гонке. В этот же день спортсменам предстояло участвовать и в гонке на эффективность с полной нагрузкой!
Приводимая сводная таблица результатов дает некоторое представление о развернувшейся на кольцевой трассе напряженной борьбе.
10-мильная гонка: «Олимпик-Норд» вне конкуренции
В 10-мильной гонке в классе Т-350 вне конкуренции прошла всю дистанцию экспериментальная мотолодка «Олимпик-Норд» ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова. Со средней скоростью 45,618 км/ч она более чем на 3 мин опередила победителя в общем зачете — «Обь» казанских моторостроителей. В этом заезде, пожалуй, особый интерес представляло участие двух надувных мотолодок «Орион-25», одна из которых имела жесткое стеклопластиковое днище. По скорости новый «Орион» не уступал «Оби» с «Нелтуном-23»!
Драматически сложился заезд судов класса Т-500. Свыше 20 лодок плотной группой уходят на трассу, однако уже через круг становится ясно, что настоящая борьба идет только между прошлогодними победителями — пермским экипажем «Нептуна-2» А. Шапамовым и А. Жиряковым и ленинградцами В. Шориным и Л. Махаринским, выступающими на экспериментальной мотолодке «Олимпик-Шторм». Гонщики из Перми финишируют с отличной средней скоростью 49,015 км/ч (исправленная — 51,465 км/ч), а ленинградский экипаж за нарушение правил снимается с гонки. Результат лидеров оказывается так высок, что в контрольную пятиминутку после их финиша успевают «втиснуться» только четыре лодки, все остальные финишируют уже под красный флаг.
Новый 50-сильный демонстрирует возможности
Заезд в Т-700 проходит «под флагом» демонстрации неоспоримого преимущества «Старта». Казанский экипаж, выступивший на «Нептуне-3» с этим новым 50-сильным мотором, уверенно лидировал все 10 миль гонки. Зрители имели наглядный случай убедиться в том, что один мотор выгоднее двух большей суммарной мощности!
«Крым-3» пермских судостроителей с двумя «Нептунами-23», несмотря даже на открытую центральную форточку, явно уступает лидирующей группе «Нептунов-3»; его результат 40,458 км/ч (исправленная скорость — 42,480) судья на финише фиксирует последним. Подводят двигатели ленинградскую «Дельту», прекрасно выступившую накануне в морской гонке.
«Ладога-2» — победитель среди экспериментальных судов
В самом старшем классе Т-1000 главный спор ведут три «Нептуна-3» — сосновских судостроителей, пермских и куйбышевских моторостроителей. Упорно не везет прошлогодним победителям — Сосковцам В. Блинову и В. Майбуку. Они шли в группе лидеров, когда неожиданно вспыхнул мотор! Забегая вперед, скажем, что и в 5-мильной гонке с полной нагрузкой их постигла неудача — они поймали на дейдвуд тряпку! Хорошее впечатление оставило выступление «Ладоги-2» — она победила в экспериментальном зачете, опередив опытных гонщиков второй ленинградской «Депьты» с «Вихрями-30». Если бы экипаж «Ладоги-2» отказался от малоэффективных штатных винтов, результат был бы значительно выше!
И, наконец, в гонке катеров вне конкуренции был ленинградский тримаран-буксировщик; на прямой он развивал скорость свыше 50 км/ч, но при поворотах значительно терял в скорости — с огромным «петухом» его далеко выносило под самый берег! «Амур-М», проигрывая ему на прямой, неизменно выигрывал на поворотах. Результаты 10-мильной гонки дают основание считать, что катер «ЛС-5М» после недавних переделок идет гораздо мягче, но заметно потерял в скорости: фирменный экипаж судоверфи не уложился в контрольное время!
На третьем кругу гонки сошла и «Дельта» с водометом.
Что такое коэффициент эффективности?
В 5-мильной гонке на эффективность с полной нагрузкой — наибольшим разрешенным числом пассажиров — победитель, как обычно, определялся не по фактической скорости, а по коэффициенту:
где D — полное водоизмещение лодки, кг; V — скорость, км/ч; N — мощность, л. с.
«Обь» + «Привет-22» = наивысшая эффективность
И снова, как и годом раньше, «Обь» с «Приветом-22» прошлогодних победителей в этом виде соревнований А. Белова и А. Орехова (КМПО) подтвердила репутацию самого эффективного варианта. На сегодня — это наивыгоднейшее сочетание мотолодки и мотора. Результат К=989,3 не только принес лодке КМПО победу в своем классе Т-350, но и оказался самым высоким среди всех выступивших судов.
Второе место по-прежнему удерживает «Обь» с «Нептуном-23»: опытные гонщики А. Якушин и С. Гусев занимают абсолютное 2-место среди всех заявленных в эту гонку судов.
«Орион-25» — надувная мотолодка с жестким днищем
Из двух «Орионов-25» намного более эффективной оказалась лодка с жестким днищем. Если в заезде судов Т-350 «Орион» с мягким днищем замыкал гонку, то второй «Орион» на равных гонялся с победителем и уступил ему всего 20 с на финише! Второе и третье места двух «Воронежей-2» среди экспериментальных судов вселяет надежду, что скоро любители получат не только дешевую и простую, но и эффективную лодку.
Невысокие результаты показала «Южанка-2» с «Вихрем-30». Уже к третьему кругу лидер заезда в классе Т-500 — «Нептун-2» с «Вихрем-30» пермских моторостроителей — обходил эту лодку на целый круг! Килеватые обводы оказались малоэффективными в гонке с полной нагрузкой; коэффициент К «Южанки-2» равен 592,5 (V=28,624 км/ч).
Обнадеживает выступление пермских судостроителей на «Крыме-3»: их 2-е место в классе Г-700 подтверждает правильность идеи конструкторов лодки, создающих эффективное судно для плавания с большой нагрузкой. Почетное 3-е место занимает «Крым-3» и в классе Т-1000, ведомый экипажем пермских моторостроителей.
Разумеется, при оценке результатов гонки на эффективность не стоит забывать, что это все-таки спортивное состязание, а не замеры скоростей на заводской меркой миле. Скажем прямо, далеко не все экипажи смогли представить продукцию своих предприятий так, как это делали, скажем, А. Якушин и С. Гусев!
«Малютка» становится мотолодкой
Информация об изображении
Подвесной парус тюменских моторостроителей во время демонстрационных заездов
Третий, заключительный день соревнований посвящен. показательным выступлениям. Их открывают сразу пять автомобильных лодочек — своеобразный «автосалон» на воде! Перед зрителями проходят три уже известные лодки: это разборная дюралевая «Романтика», стеклопластиковая «Онега» (серийная модель, поступающая в продажу по цене 330 руб) и «Автобот». Большой интерес вызывают обе новинки, представляющие собой увеличенные варианты старых моделей секционных металлических лодок. Гораздо больше «похожа» на «настоящую» моторную лодку «Романтика-2». Наконец-то стала двухместной и приспособленной для установки 2-сильного моторчика «Малютка»: в Лиепае судостроители демонстрируют уже серийную «Малютку-2».
Подвесной парус тюменских моторостроителей во время демонстрационных заездов
Новый вариант подвесного паруса показывают работники Тюменского моторного завода имени 50-летия СССР.
«Онега» — победитель конкурса качества
Среди моторно-гребных судов первое место в конкурсе качества жюри присуждает лодке «Онега»: она и при серийном изготовлении не потеряла привлекательного вида и высокого качества изготовления, присущих выставочным образцам!
«Сарепта» сможет покорять водохранилища
А вот среди серийных мотолодок конкурсная комиссия отдает предпочтение волгоградской «Сарепте». Конструкторы этой лодки, получив первые же тревожные сигналы о недостаточной прочности днища при плавании в водохранилищах, быстро отреагировали: двойными были сделаны флоры; на заклепках вместо сварки выполняются соединения продольного и поперечного набора: увеличены толщины обшивки в корме (теперь 2,5 мм), транца, конструкций рубки.
«Ветерок-Э» — первый мотор с электронным зажиганием
Теперь отдельно о показанных в Лиепае моторах.
Ульяновский моторный завод в этом году команду не заявлял. Причина была всем ясна: отсутствие современных серийных лодок, рассчитанных на выпускаемые этим предприятием моторы с рабочим объемом 175—250 см3! Однако для демонстрационных заездов ульяновцы привезли свою последнюю новинку — серийный «Ветерек-8Э». Начиная с конца этого года мотор уже действительно выпускается серийно.
«Ветерек-8Э» и «-12Э» — пока единственные отечественные моторы, оснащенные электронным зажиганием. Преимущества и достоинства подобных электронных систем общеизвестны; без ЭСЗ уже не мыслится создание «чистого» современного мотора! Нельзя сказать, что на других заводах не занимаются вопросами замены классической электромеханической системы более совершенными ЭСЗ, однако в ряде разработок это связано с заменой маховика. А это, естественно, будет являться препятствием при самостоятельной замене системы зажигания владельцами на ранее выпущенных моторах! Ульяновские конструкторы решили проблему с учетом интересов потребителя: конструкция магнитной системы маховика и элементов крепления платы не изменяется, ЭСЗ можно установить на любой «Ветерок» прежних выпусков. Тем более, что в дальнейшем предполагается поставка ЭСЗ в торговую сеть и отдельно.
За освоение серийного производства подвесного мотора с электронным зажиганием Ульяновскому моторному заводу присужден Диплом первой степени.
Гвоздь программы — четыре экспериментальных мотора
На четырех лодках, участвовавших в гонках, были установлены экспериментальные моторы. Две из них выступали за команду Казанского объединения в классе Т-700. Это «Нептун-3» с уже упоминавшимся «Стартом» («ЛМ-702») и «Сарепта» с двумя «Приветами-25». Куйбышевское объединение имени М. В. Фрунзе демонстрировало «Вихрь-30М» ка экспериментальной лодке «Днепр-М». Московский «Красный Октябрь» показал «Нептун-23М» с электронным зажиганием на серийной «Оке-4».
Таким образом, практически все заводы, выпускающие подвесные лодочные моторы, представили на соревнования свои новинки. И надо сказать, что эти моторы, отличавшиеся от серийных моделей и действительно современным внешним видом, и повышенными потребительскими качествами, были в центре внимания всех присутствовавших на соревнованиях в Лиепае.
Экспериментальные суда были представлены заводами в различных туристских классах, поэтому на XII соревнованиях первенство среди них определялось по наибольшей сумме очков, завоеванных экипажами в заездах серийных судов соответствующих классов. Тем самым наглядно оценивались технические показатели экспериментального изделия — лодки или мотора — в сравнении с судами того же класса или моторами той же кубатуры.
Третье выступление «Старта»: мотор оправдывает надежды!
Наибольшего успеха в Лиепае добились казанские моторостроители. На их экспериментальной лодке под стартовым номером 41 (водитель Е. Шафранов, механик Ю. Федотов) был установлен «Старт». На наших гонках «Старт» демонстрировался уже в третий раз. Как, очевидно, помнит читатель, в отчете о гонках 1976 г. в Херсоне говорилось, что мотор «явно сырой». О прошлогоднем выступлении в Лиепае уже можно было сказать, что «мотор успешно прошел все гонки». А вот теперь уже надо сказать: «Старт» показал себя великолепно!
Посудите сами. В маршрутной гонке лодка № 41 стартовала где-то в восьмом десятке: в предстартовой зоне пришлось заменять вышедшую из строя свечу! К концу первого круга казанский экспериментальный «Нептун-3» переместился уже на 11-е место, к концу второго — на 3-е и финишировал лишь на 3 мин позже победителя. Кто знает, не будь сокращена дистанция маршрутной гонки на целый круг, как сложилась бы ситуация на финише: ведь как раз 3 мин потратили спортсмены на замену свечи в начале гонки!
Высокие технические показатели были показаны и в 10-мильном скоростном заезде и в 5-мильной гонке с полной нагрузкой. В обоих случаях лодка под № 41 приходила к финишу первой. Правда, после подсчета коэффициента эффективности в 5-мильной гонке она скатилась на 4-е место, но по сумме очков всех трех гонок «Нептун-3» с экспериментальным мотором «Старт» занял первое место в абсолютном зачете среди экспериментальных судов (с наивысшим в классе Т-700 результатом) и среди серийных судов.
Лодка № 41 показывает наивысшую скорость: 50,87 км/ч
«Мотор полностью оправдал наши надежды, мы очень довольны результатами соревнований, — говорит один из конструкторов «Старта» Евгений Шафранов. — На предельных режимах в тяжелых условиях маршрутной гонки в море все три круга «Старт» работал идеально. В 10-мильной кольцевой гонке мы на целый круг оторвались от финишировавшей второй мотолодки Сосновского завода, а скорость 50,87 км/ч (с учетом коэффициента — 53,87) оказалась наивысшей из показанных на этих соревнованиях прогулочным судном, включая и катера. Естественно, мы будем продолжать доводку мотора. Есть детали, которые необходимо доработать, они уже находятся в стадии проверки».
Есть претензии и к судостроителям. Так, на одной из самых современных наших мотолодок — стеклопластиковом «Нептуне-3» транцевая доска сделана совершенно гладкой, зафиксировать мотор на ней очень трудно. На нижней части струбцин «Старта» есть отверстия для дополнительных болтов крепления, но малая ширина транцевой доски не позволяет ими воспользоваться.
Хорошо работало сднерукояточное дистанционное управление, специально для «Старта» разработанное Калужским турбинным заводом. Оно очень четко и быстро позволяло изменять режим работы двигателя, что, конечно, хорошо помогло водителю в гонке на морской волне. «Мы считаем,— подчеркнул Е. Шафранов,— что и в дальнейшем маршрутную гонку следует проводить непременно в открытом море».
Диплом казанским моторостроителям
Более подробно о конструкции «Старта» будет рассказано в одном из следующих номеров сборника; сейчас лишь отметим, что это первый отечественный мотор, где применен выпуск отработавших газов через ступицу винта, позволивший намного снизить уровень шума.
За разработку подвесного мотора большой мощности Казанскому моторостроительному объединению присужден Диплом I степени.
«Привет-25» также не в первый раз показан на трассах наших соревнований. В прошлом году команда КМПО демонстрировала его на мотолодке «Обь», но результаты оказались даже ниже, чем с серийным «Приветом-22». Двухмоторная установка «Приветов-25» в этом году также не показала преимуществ этих моторов перед серийными.
Конечно, делать вывод, что новый мотор не лучше старого и не перспективен, только на основании результатов одной лодки в соревнованиях ни в коем случае нельзя. Гонка есть гонка, сказываются и умение, и спортивные качества экипажа, и различные случайности на трассе! Уже одно то, что «Сарепта» с «Приветами-25» успешно закончила маршрутную гонку (четвертой) в классе Т-700 из 14 стартовавших судов, из которых 7 сошли с трассы в основном из-за неполадок в системе зажигания (при попадании под капот соленой воды), говорит о многом. Наконец, очень важно, что новый мотор имеет значительно меньшую шумность и современный внешний вид.
Новый «Нептун-23М» — «стерильный» мотор
«Нептун-23М» — результат дальнейшей проработки усовершенствованной модели «Нептун-23Э», которую впервые мы увидели еще в 1976 г. в Херсоне. И если тогда мотор лишь незначительно отличался от серийного, то теперь усилиями заводских конструкторов новая модель является по сути действительно новым мотором. Осталась прежней только силовая головка и редуктор; внедрено много изменений, значительно повышающих эксплуатационные и потребительские показатели «Нептуна».
Учитывая повышенные требования к «стерильности» мотора, создатели модели «23М» разработали новую конструкцию герметичного поддона и дейдвуда (Для этого пришлось полностью изменить верхний узел подвески, где установлен вместо трех один амортизатор); применили более экономичный карбюратор K62Л с центральной поплавковой камерой; кожух новой формы, оклеенный изнутри шумопоглощающим материалом, имеет входные отверстия для воздуха сзади в верхней части; козырек этих отверстий является одновременно и замком, надежно фиксирующим кожух на поддоне, и ручкой для откидывания мотора.
На моторе установлен электростартер СТ-369, применяемый сейчас на серийных «Вихрях-30». Введена блокировка, отключающая систему зажигания при запуске при включенном переднем или заднем ходу. Кстати сказать, переключение реверса передвигающейся штангой, выходящей через переднюю стенку поддона, заменено рычажным, расположенным в левой части дейдвуда.
ЭСЗ выходит из строя
И самое главное: на лиепайских соревнованиях впервые проходила проверку в далеко не простых условиях система электронного зажигания, разработанная для этой модели. И именно ЭСЗ не выдержала экзамена морем; электронный блок вышел из строя, экипаж вынужден был сойти с дистанции.
Куйбышевский моторостроительный завод имени М. В. Фрунзе фактически представил даже не один экспериментальный мотор, а два: кроме «Вихря-30М» на выставке новинок, проводившейся после соревнований, можно было видеть «Вихрь-25». Оба мотора, показанные широкой публике впервые, привлекли внимание многочисленных зрителей.
На выставке давал пояснения начальник конструкторского отдела завода П. А. Сидоров.
Две новинки куйбышевских моторостроителей
Моторы «Вихрь-25» и «Вихрь-30М» фактически полностью реконструированы. За исключением силовой головки все остальные узлы и детали подверглись коренному изменению. Прежде всего бросается в глаза удачное общее оформление, удобная передняя ручка поддона, использование, как и на «Нептуне-23М», козырька входных отверстий воздуха в кожухе как удобной ручки для откидывания мотора и замка, динамичная форма дейдвуда и поддона.
При детальном знакомстве с конструкцией нельзя не отметить и других менее заметных, но не менее существенных усовершенствований. Так, новая конструкция подвески с центральным кронштейном полностью исключает возможность поломки подвески при ходе на волне или при ударе о подводное препятствие. Фиксация мотора в откинутом состоянии производится уже не пластиной, расположенной в нижней части дейдвуда, а защелкой, расположенной в верхней части. Узел изменения угла наклона мотора с поперечной подпружиненной штангой с замком позволяет в считанные секунды изменить положение мотора. Повышенное брызгообразование, отмеченное на серийных моделях, устранено установкой брызгоотбойной пластины, расположенной выше антикавитационной плиты. В новом, имеющем большее удлинение корпусе редуктора, входные отверстия системы охлаждения расположены не на выпускном патрубке, а на передней части корпуса под антикавитационной плитой. Уменьшение загрязнений обеспечено полностью глухим поддоном, применением карбюратора с улучшенной герметизацией, наличием системы настроенного выпуска. Специальная система блокировки, автоматически отключающаяся при работе двигателя, исключает возможность запуска с включенным реверсом. Применена разъемная тяга переключения реверса, что существенно упрощает разборку-сборку новых «Вихрей».
При серийном производстве моторов все детали корпуса предполагается отливать методом литья под давлением, что фактически сохранит весовые характеристики усовершенствованного мотора на прежнем уровне.
Над некоторыми узлами работа еще продолжается; проходит испытания ЭСЗ.
Жаль только, что все эти моторы появятся в магазинах нескоро: предполагаемый срок запуска в серию «Нептуна-23М» и модернизированных «Вихрей» — конец текущей пятилетки.
До сих пор не решен вопрос комплектования подвесных моторов — и в первую очередь «Вихрей» — сменными гребными винтами с различным шаговым отношением. Несколько лет назад Днепропетровским опытным заводом полимерного машиностроения было освоено мелкосерийное производство гребного винта с изменяемым шагом типа «Днепр-240». Винт оказался неудачным. Из-за применения литых стальных лопастей вес его был слишком большим. В процессе работы появлялся люфт в заделке корня попасти; слишком сложен был механизм изменения шага.
Новый черноморский мульти-питч с пластмассовыми лопастями
На выставке в Лиепае можно было видеть гребной винт изменяемого шага для «Вихрей», уже выпускаемый Черноморским судостроительным заводом и выгодно отличающийся от «Днепра-240» как меньшим весом (всего 710 г), так и большей надежностью. Все эти положительные качества обеспечены благодаря изготовлению лопастей не из стали, а из полиамидной смолы, обладающей высокими механическими качествами и упругостью, достаточной, чтобы исключить из конструкции амортизаторы. Конструктивный шаг винта 240 мм может быть изменен в пределах от 200 до 320 поворотом кольца с рисками в передней части ступицы. Для этого достаточно отпустить круглую гайку специальным ключом. Стоимость винта вместе с тремя запасными лопастями 35 руб.
Как можно было убедиться, попасти очень прочны и не разбалтываются в гнездах: одна из лодок команды Черноморского завода применила этот винт в заезде с полной нагрузкой. И как не пожалеть, что этих винтов выпускается крайне мало — всего 2500 шт. в год!
Может ли быть выгодной установка двух разных моторов?
Решение задачи получения максимального пропульсивного качества судна (особенно — двухмоторного) во многом зависит от правильности выбора силовой установки. Применение двух различных моторов на одной лодке уже не новость. Так, спортсмены Пермского моторостроительного завода для использования полной Допускаемой для «Нептуна-3» мощности в 50 л. с. устанавливали «Вихрь-30» и 20-сильный «Вихрь».
В этом году на трассе гонок можно было увидеть еще один интересный вариант. В классе Т-700 спортсмены Сосновского судостроительного завода, учитывая то, что «Нептун-23» и «Привет-22» при практически одинаковой мощности имеют различное направление вращения гребного винта, а это дает некоторый выигрыш в скорости, применили такую необычную силовую установку. Жизнеспособность установки подтверждают результаты соревнований, особенно — итоги обеих кольцевых гонок; а каждом случае мотолодки («Нептун-3») с такими моторами показали наивысшую среднюю скорость на дистанции: 48,49 и 41,8 км/ч соответственно на 10- и 5-мильной дистанции.
Приз «Балтияс Дзинтарс» разыгрывается во второй раз формула зачета: три разные лодки в трех разных гонках
Переходящий приз «Балтияс Дзинтарс», учрежденный в прошлом году Лиепайским рыболовецким колхозом «Большевик» (команда которого и стала в 1977 г. его первым обладателем), на этот раз разыгрывался по правилам, приближенным к общесоюзным правилам по водно-моторному спорту. В частности, были запрещены форсировка мотора и любые изменения его конструкции, кроме применения произвольных запальных свечей и любого гребного винта, а также усиления подвески.
Мотолодки уже не подразделялись по типу корпуса, а были разбиты на классы только по рабочему объему двигателя. Единственным существенным отклонением от существующих правил осталось разрешение использовать в классе Т-1000 лодки самостоятельной постройки, при условии, что их габариты будут не менее особо оговоренных.
Кроме мотолодки Т-1000 в состав полных команд, борющихся за приз «Балтияс Дзинтарс», входили еще два судна в классах Т-350 и Т-500. В командный зачет шли результаты всех трех лодок по всем гонкам — маршрутной и двум кольцевым.
Заявки на участие в розыгрыше приза, кроме предприятий Лиепаи — рыбколхоза «Большевик», молочного завода, автобусного парка и комбината «Лаума», подали команда города Калининграда, а также моторостроители из Куйбышева и Перми. К сожалению, не обошлось без недоразумения. В положении оказалось недостаточно четко отмечено, что объединенные команды предприятий, стоянок или заводов не допускаются. И по недосмотру мандатной комиссии участницей соревнований оказалась объединенная команда Казанского моторостроительного объединения и казанского же авиационного завода имени С. П. Горбунова. Оплошность эту заметили уже в ходе соревнований: судейская коллегия приняла решение личные результаты спортсменов зачесть, а командные не подсчитывать.
В ходе маршрутной гонки можно было еще раз воочию убедиться в низкой мореходности «Казанок» (даже с булями) и «Южанок», а они составляли половину (6 из 12) участвующих судов в классе Т-350; еще 3 такие лодки выступали в Т-500. Все гонщики на лодках этого типа вынуждены были сойти с дистанции.
Первыми на «Оке-4» с «Нептуном-23» (класс Т-350) закончили марафонскую дистанцию гонщики «Большевика» И. Гутманис и Э. Свейлис. Тем не менее команде своей они не принесли ни одного очка, так как заявлены были только в личном зачете! Первым командным зачетным судном стал на финише «Неман» калининградской команды (В. Редня и О. Бранченко), однако закрепить успех эти спортсмены не сумели: в кольцевых заездах на 10 и 5 миль в одном — они сошли с дистанции, в другом — не уложились в контрольное время!
Быстрейшие в 10-мильном заезде — А. Юрмалис, П. Стренчис
На гладкой воде Лиепайского озера плоское днище «Казанки» обеспечивает победу — в обоих заездах — зачетному экипажу «Большевика» в составе А. Юрмалис — П. Стренчис, но в абсолютном зачете у них оказывается только 4-е место. На первую ступеньку пьедестала почета поднимается экипаж «Оби» с «Приветом-22» объединенной команды заводов Казани: А. Орехов и А. Белов. Они заняли в маршрутной гонке 3-е место, а затем приплюсовали к этому результату 2-е и 3-е места в кольцевых гонках.
В классе Т-500 успех также сопутствовал заводским гонщикам. Мотолодка куйбышевцев В. Керженкова и В. Бугаева первой пришла к финишу и в маршрутной, и в кольцевой 10-мильной гонке и была 2-й в 5-мильном заезде. Они и завоевали абсолютное первенство в этом классе.
Только в Т-1000 спортсмены рыбкопхоза X. Бауманис и Н. Латвелис — они выступали на «Крыме» с «Вихрями-М» — все-таки смогли вырвать из рук заводчан победу в абсолютном зачете. Победив в маршрутной гонке и заняв 4-е и 5-е места в кольцевых гонках, они с минимальным отрывом — всего в 10 очков, все-таки опередили казанцев Ю. Шацкого и А. Гусакова.
Дружная команда p/к «Большевик» вновь завоевывает «Балтияс Дзинтарс»
Однако абсолютные победы отдельных экипажей — это еще не победа команды! Самым дружным коллективом, все спортсмены которого во всех классах и во всех гонках выступали с полной отдачей и боролись до конца, вновь стала команда «Большевика» в составе: А. Юрмалис и П. Стренчис (Т-350), У. Буш и Т. Фрицкаус (Т-500), X. Бауманис и Н. Латвепис (Т-1000). Гонщики принесли своей команде 345 очков, вывели ее на первое место и вновь завоевали переходящий приз «Балтияс Дзинтарс».
Традиционное участие в наших соревнованиях гонщиков на судах спортивных классов не только придает им присущий большому спорту азарт, динамичность, зрелищность, но и является примером овладения техникой, школой тактического мастерства.
Состав сборной спортивной команды города по сравнению с предыдущим годом изменений не претерпел: это по две мотолодки в классах SB и SC и две туристские лодки, одна из которых обязательно должна быть в классе Т-350. В программе соревнований серия 3X5 миль (результаты которой идут в командный зачет) и 10-мильная личная гонка. По наибольшей сумме очков за серию и личную гонку определяется абсолютный победитель в классе.
Переходящий кубок сборника оспаривали 15 сборных команд. Преимущественно это были представители городов Прибалтики, где водно-моторный спорт издавна пользуется большой популярностью. Прибыла в Лиепаю команда г. Москвы — прошлогодний победитель. После двухгодичного перерыва снова вступили в борьбу ленинградцы. Три команды заявили заводы — Черноморский судостроительный, Ржевский АТЭ-3, Куйбышевское моторостроительное объединение имени М. В. Фрунзе. Две команды, как это и разрешено по положению городу — устроителю гонок, выставила Лиепая; в одну из них вошли спортсмены рыбколхоза «Большевик».
Спортсмены 15 команд вступают в спор за кубок «КиЯ»
16 июня, точно по расписанию — в 8.30 утра взвилась ракета, давшая начало предстартовому времени первого заезда. В предстартовую зону начали выходить мотолодки SB. В первой группе нет именитых спортсменов, однако уже с первого круга дистанции, а 5 миль проходятся за 4 круга вокруг острова Аттекас, обращает на себя внимание мотолодка под № 7 из команды Каунаса. Это молодой гонщик, мастер спорта А. Бакшис. Круг за кругом он все больше отрывается от соперников и уверенно финиширует первым. То же повторяется и в остальных заездах: со старта до финиша неизменно лидирует А. Бакшис. Скорости, показанные им, очень высоки — на уровне первых мест чемпионата СССР (лучшая — 65,53/ км/ч!).
Во вторую группу того же класса SB входят признанные фавориты — прошлогодний абсолютный победитель наших гонок м. с. м. к. москвич С. Жиров, к. м. с. ленинградец А. Щербинин. Эти спортсмены, уверенные, что первое место будет разыграно между ними двоими, так внимательно следили за действиями друг друга, так старались выиграть хотя бы несколько метров на старте, что оба были дисквалифицированы за фальстарт и потеряли шансы на звание абсолютного победителя. (Спортсмены, еще не зная, что они дисквалифицированы, продолжают гонку и... оба сходят с дистанции из-за неполадок в моторах!) Гонку выигрывает с неплохой скоростью 62,003 км/ч Г. Харитонов из г. Стучки. По случайному совпадению все получилось так же, как и в первой группе: последующие заезды оказались похожими — именитые спортсмены, стремясь заработать как можно больше очков в копилку команды, первыми срывались со старта и неизменно сходили с дистанции из-за неполадок.
Серию гонок в SB выигрывает 18-летний А. Бакшис
После сравнения скоростей обеих групп первое место в серии гонок занимает А. Бакшис. Это первая его крупная победа на всесоюзных соревнованиях среди взрослых. Он 1960 года рождения, воспитанник ДЮСШ, учащийся Каунасского политехникума; водно-моторным спортом занимается с 13 лет, чемпион Литвы 1977 г. в юношеском классе SB.
На втором месте в SB — к. м. с. из г. Бауски А. Спактерис, хотя скорости его и значительно ниже, чем у победителя.
Абсолютный победитель в SB — студент из Елгавы А. Слактерис
Во время заездов 10-мильной гонки дул порывистый сильный ветер, но волна была небольшая. Чтобы стать абсолютным победителем, А. Бакшису достаточно было получить 15 очков, т. е. занять не ниже 10-го места в заезде сильнейших. Однако молодой спортсмен слишком увлекся преследованием ушедшего уже на старте вперед С. Жирова; порывом ветра катамаран А. Бакшиса на первом же круге был опрокинут, спортсмен оказался в воде. Занял 2-е место в заезде (после С. Жирова) и завоевал звание абсолютного победителя А. Спактерис. Его спортивная биография очень схожа с биографией победителя в серии: он 1956 года рождения, моторными видами спорта занимается с 1970 г., чемпион Латвии 1972 и 1973 гг. После двухлетнего перерыва в связи с поступлением в вуз (А. Спактерис — третьекурсник Латвийской сельхозакадемии в Елгаве) это первое выступление и крупная победа. Уместно будет попутно отметить, что сборная команда г. Бауски — один из постоянных участников наших соревнований — фактически является командой спортклуба колхоза «Цоде», водно-моторной секцией которого руководит м. с. 3. В. Стурис.
Громкие имена в классе SC
В классе SC встретились ведущие гонщики страны: неоднократный чемпион и рекордсмен страны тартусец м. с. м. к. А. Раудва, чемпион СССР 1976 и 1977 гг. николаевец м. с. В. Кусков, чемпион СССР 1976 г. м. с. М. Зайчиков, прошлогодний абсолютный победитель наших гонок м. с. Я. Миллерс из Елгавы. И так уж получилось — номера у всех асов были нечеткими — все сильнейшие попали в первую стартовую группу. Это предвещало захватывающую острую борьбу, и ожидания не были обмануты.
В первом заезде уже со старта вперед вырывается № 73 — это А. Раудва. Но у него «на хвосте» висит Я. Миллере, в начале второго круга ему удается обойти Раудву, он финиширует первым.
Я. Миллерс второй год подряд оказывается сильнейшим
Второй заезд — и вновь Я. Миллерс, тактически точно построивший гонку, на последней сотне метров обходит, казалось бы, уверенно лидирующего А. Раудву, Только последний, третий заезд тартусцу удается выиграть, но в нем Я. Миллерса вполне устраивает и 2-е место: сумма очков за три гонки у него наивысшая, победа обеспечена.
Я. Миллерс тактически зрело провел и 10-милькую гонку: не слишком рискуя в сложных из-за сильного ветра условиях, он отстал от выигравшего заезд А. Раудвы за все 8 кругов всего на 100—150 м. Так он и на этот раз сохранил за собой звание абсолютного победителя в классе SC, Я. Миллерс — шофер Елгавского районного объединения «Латвсельхозтехника». Водно-моторным спортом занимается с 1969 г. и все время выступает только в SC. В этом году он выступал на «Кубке дружбы и братства социалистических стран» и выиграл асе три заезда у спортсменов, выступавших на значительно более мощных моторах — 40—45-сильных «Вольво-Пента» и «Архимедах».
Техника, на которой гонялись спортсмены
«Гонки на приз сборника, — говорит победитель,— я считаю важнейшей и обязательной встречей для себя. Они помогают уже в начале сезона оценить возможности, здесь в могу встретиться почти со всеми своими основными соперниками. Конструкцию катамарана, на котором сейчас выступаю, я разрабатывал пять лет, перепробовал много вариантов, Катамаранные обводы, правильно выбранные для условий акваторий, где проводятся водно-моторные гонки у нас в стране, я считаю самыми перспективными».
И действительно, в классе SC (да и в SB) в Лиепае основную массу составляли катамараны и корпуса с трехточечными обводами. Правда, в SB можно было видеть несколько мотолодок с обводами глубокое V, но и на относительно «гладкой» воде Лиепайского озера преимуществ перед катамаранами они не имели,
Если в прошлом году в классе SC на «Вихрях-30» выступало всего 10 спортсменов, то в нынешних гонках эти перспективные для спорта моторы стояли практически на всех лодках; (исключение составили команды Ржева и столицы, отдавшие предпочтение «Москве-30»). Разрешение Федерацией ВМС СССР применять во внутрисоюзных соревнованиях дополнительные водозаборники самостоятельного изготовления сразу же положительно сказалось на надежности моторов: на этот раз ни один спортсмен не сошел с дистанции из-за перегрева двигателя. А ведь, как помнит читатель, это было основной причиной схода с дистанции на прошлых соревнованиях!
Если говорить о командных результатах, то неожиданностью было слабое выступление москвичей: из 12 заездов столичные спортсмены сумели закончить только 6. На результатах ленинградцев — бывших многократных победителей наших гонок, очевидно, сказался двухлетний перерыв: команда оказалась явно неподготовленной.
На конференции, состоявшейся после официального закрытия гонок, представители заводов, руководители спортивных команд и участники отметили хорошую организацию встречи и большую работу, проделанную рыбколхозом «Большевик», городскими организациями и ГК ДОСААФ по подготовке соревнований. Налицо повышение активности спортсменов как в самой Лиепае, так и в близлежащих центрах водно-моторного спорта в Прибалтике. Благоустроилась трасса соревнований, на берегу которой появилось специально приспособленное для работы судейского аппарата здание. Местные поклонники и знатоки водно-моторного спорта приобрели ценный опыт судейства и проведения соревнований, по числу участников уже не уступающих крупнейшим всесоюзным встречам. Так что аплодисменты, раздавшиеся после выступления председателя колхоза «Большевик» В. М. Эйкыньша, которое он закончил словами: «Приглашаем провести следующие, тринадцатые гонки на приз сборника в Лиепае!» — выразили единодушное желание всех встретиться через год снова в гостеприимном городе под липами.
И вместе со всеми участниками прошедших соревнований, прощаясь, мы говорим: до новой встречи на берегах Дзинтара Юра!
Командные результаты (10 лучших команд)
- 1 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлове, I команда (360 очков; абсолютное 2-е место в классе Т-500; абсолютное 1-е место в классе Т-1000); Переходящий приз редакции сборника «Золотой винт»; Переходящий приз судостроителей за наивысшую скорость.
- 2 — Сосновский судостроительный завод, II команда (317 очков; абсолютное 3-е место в классе Т-700; абсолютное 2-е место в классе Т-1000).
- 3 — Казанское моторостроительное производственное объединение, I команда (292 очка; абсолютное 2-е место в классе Т-700).
- 4 — Объединенная команда г. Куйбышева (282 очка, абсолютное 1-е место в классе Т-700).
- 5 — Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова (270 очков; абсолютное 2-е место в классе Т-350).
- 6 — Куйбышевское моторостроительное производственное объединение им. М. В. Фрунзе, I команда (256 очков; абсолютное 1-место в классе Т-500).
- 7 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова, II команда (225 очков; абсолютное 3-е место в классе Т-1000).
- 8 — Казанское моторостроительное производственное объединение, II команда (204 очка; абсолютное 3-е место в классе Т-350).
- 9 — Московское машиностроительное производственное объединение «Красный Октябрь», I команда (190 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-350).
- 10 — Волгоградский судостроительный завод (187 очков).
Результаты спортивных команд городов
1 — Тарту (461 очко); 2 — Каунас (386); 3 — Елгава (328); 4 — Куйбышев (303); 5 — Стучка (287); 6 — Лиепая, I команда (245); 7 — Бауска (243); 8 — Николаев (224); 9 — Москва (221); 10 — Ленинград (204); 11 — Алитус (136); 12 — Роя (121); 13 — Ржев (101); 14 — Лиепая, II команда (84); 15 — Клайпеда (30).
Личные результаты соревнований на спортивных судах
(первые три места; указаны количество очков и максимальная скорость, показанная в гонках)
Мотолодки SB-350. Серия 3X5 миль: 1 — м. с. А. Бакшис, Каунас, 150 (65,537); 2 — м. с. К. Кийдярв, Тарту, 115 (60,350); 3 — к. м. с. А. Слактерис, Бауска, 109 (61,765).
10 миль: 1 — м. с. м. к. С. Жиров, Москва, 50 (60,349); 2 — к. м. с. А. Слактерис, 45(57,248); 3 — к. м. с. Айр Раудва, Тарту, 40 (56,139).
Абсолютный победитель — к. м. с. А. Слактерис.
Мотолодки SC-500. Серия 3X5 миль: 1 — м. с. Я. Миллере, Елгава, 145 (66,440); 2 — м. с. м. к. Алдур Раудва, Тарту, 140 (65,687); 3 — м. с. С. Ковалев, Николаев, 96 (64,517).
10 миль: 1 — м. с. м. к. А. Раудва, 50 (62,973); 2 — м. с. Я. Миллерс, 45 (62,565), 3 — м. с. Е. Купрявичус, Каунас, 40 (60,425).
Абсолютный победитель — м. с. Я. Миллерс.
На призы «Катеров и Яхт»
В течение лета 1978 г. были проведены очередные шесть спортивных встреч на переходящие призы нашего сборника. В этом номере публикуются отчеты о двух нз них — XII соревнованиях по водно-моторному спорту в Лиепае и VI соревнованиях на разборных байдарках под парусами в Кавголово.
В начале июля 97 крейсерских яхт приняли старт VIII соревновании на Кубок Балтики по маршруту Ленинград — Таллин — Клайпеда — Рига. Учрежденный редакцией Кубок Балтийского моря завоевал экипаж ленинградской яхты «Фортуна» — капитан В. Г. Пауте. Быстрейшей яхтой на всей 80-мильной дистанции оказалась рижская «Спарта» (типа «Конрад-54») с капитаном К. Ф. Суховым; ее экипажу вручен Хрустальный кубок редакции.
4—6 августа 160 сильнейших виндсерфистов страны собрались в г. Зеленогорске (под Ленинградом), чтобы в третий раз разыграть переходящий приз редакции и одновременно участвовать в финальном этапе розыгрыша Кубка СССР. Победила команда Таллинского яхт-клуба № 58; победителями в личном зачете стали Э. Берзиньш (ЦРЯК, Рига) и Н. Будилова («Жальгирис», г. Нида). Кубок СССР завоевала команда минского «Спартака».
26—27 августа во время Осенней регаты на Московском море были проведены IV соревнования на разборных туристских швертботах и II соревнования на многокорпусных туристских судах под парусами. Призы редакции вручены командам «Поток» (Москва) и «Оптимист» (Москва).