Судейская коллегия признала победителем команду города Тольятти — капитан А. И. Иванов. на втором месте — команда Львова (в. ф. пискунов), на третьем — Москвы (Б. А. Фоченков). Специальным призом за волю к победе награждена команда Якутска. Водномоторники возложили цветы на площади жертв революции и пискаревском мемориале, участвовали в праздновании дня военно-морского флота СССР.
Этим интереснейшим и необычным соревнованием на прогулочно-туристских судах возрождена забытая традиция 30-х годов, восходящая к истокам нашего водно-моторного спорта.
Полувековая история советского водно-моторного спорта ведет начало от первых соревнований нескольких «разношерстных» катеров на Москва-реке в 1926—1927 гг. Даже в 1928 г., когда впервые водно-моторные гонки были включены в календарь всесоюзной Спартакиады, участвовало в них немногим более 20 судов, настолько не похожих одно на другое, что пришлось разделить их на четыре класса. (Вызывают улыбку мощности и скорости победителей: в младшем классе судов с подвесными моторами — 9,75 км/ч, в старшем классе с автомобильным двигателем до 105 л. с. — 36,7 км/ч).
Сделать по-настоящему спортивными гонки резко отличающихся по ходовым качествам совершенно случайных судов было сложно. С другой стороны, тогда уделялось очень большое внимание агитационно-прикладному значению технических видов спорта: появление быстроходных катеров на бесчисленных реках и озерах страны должно было активно пропагандировать идею овладения техникой, способствовать транспортному освоению голубых дорог. Этим и было продиктовано появление одновременно с гонками на короткой трассе различных новых форм соревнований. Проводились маршрутные гонки на дистанции 30— 100 км, многодневные спортивные походы и эстафеты, послужившие хорошей базой и для возникновения «чистого» водно-моторного спорта (с появлением подвесных моторов), и для развития отечественного катеростроения.
В 1928 г. Московский водно-моторный клуб «Автодора» организовал первый «звездный» поход: водномоторники Москвы, Белозерска, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы (10 катеров), двигаясь по заранее согласованным графикам, одновременно пришли в Нижний Новгород. Плавание это вызвало большой интерес жителей Поволжья, широко освещалось в печати тех дней.
Следующим летом подобное плавание с центром звезды в Нижнем Новгороде было повторено. На этот раз успешно финишировало уже 13 судов, причем 3 из них были глиссерами новейшей постройки. Наивысшую среднюю скорость 38 км/ч продемонстрировал построенный ЦАГИ глиссер с воздушным винтом. Началась «эпоха» глиссеров, во многом способствовавших развитию и авиации, и «москитного» флота.
В 30-е годы проводились интереснейшие испытательно-агитационные походы Нижний — Чебоксары — Нижний, Москва — Астрахань. В 2000-километровом плавании по Волге убедительно продемонстрировал возможности советской техники реданный 4-местиый глиссер «НКЛ-17» с «ГАЗ»-овским двигателем и водяным винтом.
Участники походов не ограничивались только показом достижений промышленности — они вели и большую политическую работу: выступали с докладами, концертами. Московские водномоторники посвятили свой поход 1937 г. первым выборам в Верховный Совет СССР.
В послевоенные годы водно-моторный туризм и, в частности, дальние спортивные плавания на моторных лодках стали увлечением многих тысяч водномоторников. Совершаются трансконтинентальные переходы Петропавловск — Ленинград. Никого уже не удивляют плавания из Москвы до всех тех пяти морей, портом которых стала столица. Ежегодно оформляют звания мастеров спорта покорители сложнейших маршрутов. Однако традиция организации массовых звездных походов, которые имели бы и общественно-политическое звучание, оказалась несправедливо забытой.
Центральный морской клуб ДОСААФ СССР и Комиссия многодневных соревнований Федерации водно-моторного спорта страны проявили., ценную инициативу. Мотолодки с названиями многих городов на борту прошли в общей сложности десятки тысяч километров. Проведено немало встреч с ветеранами Революции. Молодые досаафовцы побывали у памятных мест — свидетелей революционной и боевой славы нашей Родины, проводили беседы, посвященные новой Конституции и 60-летию Советского государства. Их гостеприимно принимал город Ленина — колыбель Великой Октябрьской революции.
На XI Всесоюзных соревнованиях по водно-моторному спорту на приз «Катера и Яхты».
14-17 июня 1977 года
Свинцовая туча нависла над Лиепаей, плотный вал облаков быстро приближался к побережью. Редкие тяжелые капли дождя заставили зрителей маршрутной гонки, проводившейся по программе XI соревнований на приз «Катеров и яхт», подумать об убежище. Опустел пляж, но гонка мотолодок в море продолжалась. Уже развернулись и пошли на последний четвертый круг лидеры — легкие, чисто спортивные лодки гонщика рыбколхоза «Большевик» И. Дандзбергса и Н. Михайлова из г. Роя, ленинградский воднолыжный буксировщик, рижский «Мефисто», сосновский «Нептун-3», когда под упругим ударом шквала море вскипело, сплошными потоками обрушился ливень, ветер понес над волнами соленую водяную пыль.
Сразу стало темно. Лишь молнии, по временам соединявшие море с небом, на мгновенья прорезали лиловую тьму.
Экипажи 103 мотолодок, стартовавших два часа назад при ярком солнце и сравнительно спокойном море, внезапно оказались в сложнейших условиях. Видимость ухудшилась до нескольких десятков метров. Скорость ветра на порывах доходила до 36 м/с, короткая жесткая волна сбивала лодки с курса, струи воды били в лицо. И при всем том каждый водитель старался сохранить возможно более высокую скорость, а в группе лидеров скорость в эти минуты превышала 50 км/ч! В довершение всего ветер сорвал с места второй поворотный буй, и гонщикам оставалось ориентироваться только приблизительно — по судейскому катеру.
«Дзинтара Юра» — Янтарное море
Возникла реальная опасность, что налетевший с берега шквал унесет в открытое море суда, на которых заглохли моторы. И тогда главный судья Д. Б. Островский принял единственно правильное решение: сократить дистанцию гонки на четверть, принимать лодки на финише после третьего круга...
Так Балтика — Дзинтара Юра — напомнила участникам соревнований о своем крутом нраве. И тем не менее выдержка и опыт подавляющего большинства экипажей позволили им успешно завершить главную гонку традиционной XI всесоюзной встречи. (Не будем забывать — впервые маршрутная гонка проводилась в суровых морских условиях!) Только полтора десятка лодок с заглохшими моторами вынуждены были возвратиться к берегу на буксире у обеспечивающих судов.
«Нептун-3» — победитель первой морской маршрутной гонки
Полную дистанцию в самый разгар шквала завершил — первым среди серийных судов — «Нептун-3» Сосновского судостроительного завода (В. Макеров, В. Лягутов), оснащенный двумя 25-сильными «Вихрями». Эта голубая лодка лидировала всю гонку — от начала и до конца. Их главных соперников — неоднократных абсолютных победителей и призеров наших соревнований А. Жирякова и А. Шаламова (Пермский моторостроительный завод имени Я. М. Свердлова) на этот раз постигла неудача: за грубое нарушение правил при обгоне на повороте — их «Нептун» навалил на волгоградскую «Сарепту», — судьи дисквалифицировали пермяков.
«Днепр» с «Вихрем-30» раскрывает свои возможности
В классе судов Т-700 победу одержал «Прогресс» (с рубкой) с опытным экипажем — Ю. Кащеевым и С. Верхопабом. Только на считанные секунды отстал от него победитель в Т-500 — «Днепр» с «Вихрем-30», ведомый С. Милениным и В. Керженковым — спортсменами Куйбышевского моторостроительного завода им. М. В. Фрунзе. Излишне говорить, что у самих изготовителей популярных «Вихрей» моторы работали, как часы, а именно этого — хорошей работы моторов явно недоставало многим экипажам судостроительных заводов, особенно тем, которые представляли продукцию своих предприятий впервые и сразу же попали на тяжелую морскую трассу.
Впервые в Лиепае
Информация об изображении
На дистанции 10-мильной скоростной гонки «Нептун» (№77) с двумя «Ветерками-15» команды УМЗ
Сюда — в Лиепаю, известную своими водно-моторными традициями, приехали команды и представители трех десятков предприятий и организаций, занимающихся проектированием и постройкой прогулочно-туристских лодок, подвесных моторов и других изделий для водного спорта и туризма. Помимо хорошо известных моделей судов народного потребления, таких, как «Днепр», «Обь», «Нептун», на трассах гонок в Лиепае можно было видеть целый ряд новых разработок: 25 из заявленных заводами 73 судов были отнесены технической комиссией к разряду экспериментальных! Это свидетельствует о том, что, несмотря на достаточно высокое насыщение внутреннего рынка прогулочно-туристскими судами, наши предприятия не прекращают поиски новых направлений совершенствования продукции, путей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей.
На дистанции 10-мильной скоростной гонки «Нептун» (№77) с двумя «Ветерками-15» команды УМЗ
«Воронеж» заменит «Казанку»
С опытными образцами дюралюминиевой мотолодки «Воронеж» дебютировал на наших соревнованиях Воронежский авиационный завод. Подробное описание этой лодки будет напечатано, поэтому здесь только упомянем, что конструкторы поставили перед собой задачу создать недорогую лодку, которая смогла бы заменить снятую с производства старую «Казанку» и полностью соответствовала бы современным требованиям к безопасности эксплуатации подобных судов. «Воронеж» благодаря плоско-килеватым обводам днища (угол килеватости на транце всего 4°) может глиссировать даже под 12-сильным «Ветерком», но сами конструкторы лодки предпочли выступать с наиболее мощным из имеющихся у нас мотором — 30-сильным «Вихрем».
Воронежские авиастроители впервые участвовали в наших гонках: этим во многом объясняется то, что полностью раскрыть достоинства «Воронежа» им не удалось: не одной из лодок в маршрутной гонке отказал двигатель, экипаж другой в 10-мипь-ной гонке не уложился в контрольное время. Но зафиксированные судьями результаты не так уж плохи: средняя скорость в маршрутной гонке — 35,5 км/ч, скорость с полной нагрузкой на 5-мипьной дистанции — 31,7 км/ч. Говорит о многом и тот факт, что создателям «Воронежа» был вручен переходящий приз ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, ежегодно присуждаемый за лучшую конструкцию мотолодки из представленных на соревнованиях. От себя добавим, что предполагаемая цена лодки — около 400 руб. обещает сделать «Воронеж» одной из самых популярных моделей. как бы то ни было, а на весенней оптовой ярмарке товаров народного потребления, которая проводилась незадолго до открытия соревнований, воронежцы оформили договоры на поставку в торговую сеть в 1978 г. почти 16 тыс. мотолодок нового типа!
Новый вариант «Немана»
Менее определенной выглядит судьба другой новинки, конструкторы которой преследуют аналогичные цепи — создать практичное прогулочное судно стоимостью до 400 руб. Речь идет о «Немане-2», представляющем собой несколько модернизированную модель «Немана», подробно описанную в сборнике №54. Корпус новой лодки, по-прежнему имеющий сварную конструкцию из алюминиево-магниевого сплава, несколько больше по размерениям (длина — 3,8 м, ширина — 1,4 м, высота борта — 0,65 м, вес полностью оборудованной лодки — 120 кг), а килеватость днище повышена до 8° на транце. Это обеспечивает безопасную эксплуатацию судна с подвесным мотором «Нептун-23», но многие из будущих владельцев «Немана-2», безусловно, предпочтут более легкий и экономичный «Ветерок-15», под которым лодка устойчиво глиссирует с тремя человеками на борту (будем надеяться, что к тому времени, когда появится в продаже «Неман-2», можно будет купить и этот мотор!).
Первая публичная проба новой модели прошла не очень удачно: маршрутную гонку экипаж в составе Ю. Болтунова и В. Сысоева прошел со скоростью всего 30,8 км/ч. Однако то, что в гонке с полной нагрузкой (4 чел.) «Неман-2» имел практически такую же скорость, свидетельствует о нераскрытых возможностях мотолодки. Впереди длительные ресурсные испытания «Немана-2», тщательная отработка технологии серийной постройки, к которой предполагается приступить в 1979 г.
После длительного перерыва на трассах наших гонок вновь появились команды крупнейших предприятий отечественной лодочной индустрии — авиационных заводов имени С. П. Горбунова (Казань) и В. П. Чкалова (Новосибирск).
Самая комфортабельная из «Казанок»
Борт о борт с хорошо знакомой «Казанкой-5» вышла на лиепайские трассы ее новая модификация — «Казанка-5М». Правда, корпус практически не изменился: основное внимание конструкторы уделили повышению потребительских качеств и комфортабельности лодки за счет улучшения ее оборудования и отделки. Во многих деталях «Казанки-5М» уже видна рука дизайнера, появившегося недавно в штате заводского КБ. Стала удобнее посадка водителя и пассажиров — сейчас на переднем сиденье чувствуешь себя, как в автомобиле. Стекло приобрело выпуклую форму с центральной стойкой. Просторнее сделался кокпит. Благодаря оборудованию носового багажника с запирающейся крышкой, бортовых шкафчиков и попочек внутренний объем корпуса полнее используется для размещения снаряжения. Предполагается комплектовать лодку дистанционным управлением двумя моторами, тентом, сигнально-отличительными огнями, цена же ее останется прежней (860 руб.), несмотря на все усовершенствования. В торговую сеть уже в будущем году должно поступить свыше 8 тыс. лодок этого типа.
К сожалению, и дебют экипажа новой «Казанки» не был удачным: «барахлили» «Вихри-М», из-за чего лодка сошла с дистанции и в маршрутной, и в кольцевых гонках. Зато ее «предшественница» «Казанка-5», как и следовало ожидать, заняла 1-е место в гонке с полной нагрузкой в классе Т-1000.
Новосибирская «Обь-М» — победитель конкурса качества
Новосибирские авиастроители привезли две лодки «Обь-М» последней модификации — с цельногнутым ветровым стеклом и трубчатыми релингами по бортам кокпита. И здесь большая работа конструкторов и технологов видна на многих узлах и деталях оборудования: «Обь-М» стала еще удобнее, приобрела более современный вид. Под съемной чашей подмоторной ниши у транца оборудован отсек для хранения мотора на стоянке-, крышка носового багажника открывается вперед — так и удобнее, и безопаснее. Крепление дуг тента выполнено скользящим по релингам, благодаря чему можно регулировать натяжение полотнища тента и его высоту над головами пассажиров. Увеличены крышки бортовых багажников, оборудованных в кормовой части кокпита. Улучшена в цепом отделка. Недаром именно «Обь-М» строгое жюри признало победителем конкурса качества!
Обе лодки, оснащенные 30-сильными «Вихрями», прошли все три зачетные гонки, но показали лишь средние результаты. Отчасти это можно объяснить тем, что спортсмены завода, когда-то выступавшие на наших соревнованиях успешно, утратили спортивную форму.
Информация об изображении
Занявшая первое место команда Сосновского судостроительного завода с завоеванными призами
С другой стороны, стоит обратить внимание на обводы всех новых моделей, освоенных и осваиваемых авиастроителями. В самом деле, ни одна из моделей с характерным «закрученным» днищем, сделанным по рекомендациям ЦАГИ («Казанка-5», «-5М», «Воронеж», «Обь-М»), так и не показала заметных преимуществ ни в маршрутной, ни в кольцевой гонках. Такие корпуса явно уступают в скорости другим моделям аналогичного класса из-за уменьшенного ходового дифферента и увеличения смоченной поверхности. Небольшое преимущество в сопротивлении воды при полной нагрузке (успех «Казанки-5» в гонке эффективности, когда она показала скорость 38 км/ч) вряд ли оправдывает технологические сложности при постройке подобных корпусов. К тому же, слишком несовременно выглядят сейчас лодки с обводами, характерными для «туполевских» катеров начала 30-х годов!
Занявшая первое место команда Сосновского судостроительного завода с завоеванными призами
Рыболовная модель волгоградской «Сарепты»
Впервые можно было видеть рыболовную модификацию «Сарепты», доставленную в Лиепаю командой Волгоградского судостроительного завода. Тот же алюминиевый тримаран, что и на основной модели со сдвижной рубкой, послужил основой для оборудования специализированного открытого судна для рыболова-любителя: здесь и вращающееся кресло с подлокотниками и держателями удочек и спиннинга, и ящики для рыболовных принадлежностей, и расположенный в ДП пульт управления. Вес лодки — 170 кг; под 30-сильным подвесным мотором «Сарепта-Р» с двумя человеками на борту развивает 45 км/ч. Цена новой модели составит, по расчетам конструкторов, около 750—800 руб.; показ ее в Лиепае помог убедиться в том, что подобное судно найдет в будущем своего покупателя.
Серийные «Нептуны-3» на трассе
Информация об изображении
Момент 5-мильной гонки судов народного потребления класса Т-500 с полной нагрузкой
Заметный процент среди участвовавших судов составляли пластмассовые «Нептуны», неизменно показывавшие отличные результаты на наших предыдущих встречах. Рассчитывая на маршрутную гонку в море, шесть экипажей отдали предпочтение новой, более мореходной модели — «Нептуну-3» (см. «сборник №66), пять — проверенным «Нептунам» прежних моделей. Именно на своих фирменных лодках первая команда Сосновского судостроительного завода завоевала в этом году славный трофей соревнований — приз «Золотой винт», а вторая — почетное 2-е место. Сосновцы выступали уже на серийных мотолодках «Нептун-3» с усиленной конструкцией транца, позволяющей нести два 25-сильных «Вихря-М». В своем классе Т-1000 они заняли в маршрутной гонке 1-е и 2-е места, развив скорости 50 и 46 км/ч. Е. Заболотский и Ю. Чернышев на «Нептуне-2» под 30-сильным «Вихрем» лишь на несколько минут отстали от абсолютных победителей соревнований в Т-500 С. Миленина и В. Керженкова, шедших на «Днепре» с таким же мотором.
Момент 5-мильной гонки судов народного потребления класса Т-500 с полной нагрузкой
Нет новых лодок под «Ветерок»
В целом группа прогулочно-туристских лодок, рассчитанных на установку одного или двух моторов мощностью по 25—30 л. с., была достаточно многочисленной и интересной по составу — отличалась разнообразием моделей и большим числом экспериментальных образцов (кроме упомянутых, в гонках участвовали глиссирующая плавучая дача-прицеп «Дон» Горьковского авиационного завода имени С. Орджоникидзе, экспериментальные прогулочные лодки «Сигма» и «Омега» (вариант морских саней), показанные сотрудниками ЦНИИ имени акад. А. Н. Крылова, два варианта «Серебрянки»). На этом фоне гораздо бледнее выглядел класс мотолодок, рассчитанных на установку популярных 250-кубовых моторов. Промышленность упорно не хочет заниматься подобными судами, предоставляя тысячам ежегодно выпускаемых «Ветерков» работать на лодках кустарного изготовления или все на тех же старых «Казанках».
В этой связи представляется интересным предложение конструкторов «Немана-2», привезших на гонки опытный образец разработанной ими же разборной трехсекционной мотолодки сварной конструкции, названной «Автоботом». Длина этой двухместной лодочки — 3,3 м, ширина — 1,3 м, вес — 60 кг; она рассчитана на 12-сильный подвесной мотор. В разобранном виде три секции вкладываются одна в другую, образуя место с габаритами 1,5X1.3X0.6 м, которое при помощи специальных штанг, входящих в комплект, крепится на крыше легкового автомобиля. Все это, а также умеренная цена (не намного выше 200 руб.), привлекут к новому варианту картоп-лодки внимание автолюбителей и всех тех, кому приходится доставлять судно наземным или даже воздушным транспортом к исходной точке путешествия по воде.
«Автобот» — секционная картоп-мотолодка
В маршрутной гонке «Автобот», управляемый В. Редней, прошел два круга дистанции — 55 км — с довольно высокой средней скоростью 30,5 км/ч (это с 12-сильным «Ветерком»!).
«Орионы» снова не имеют соперников
В числе серийных лодок в классе Т-250 шли и два надувных «Ориона-15» с неизменными участниками наших соревнований — командой объединения «Ярославрезинотехника». К сожалению, ярославские спортсмены и в Лиепае не имели соперников: не было представителей Уфимского завода РТИ им. М. В. Фрунзе, также ведущего большие работы по проектированию надувных лодок новых типов. И очень жаль: заводчанам было бы чем обменяться друг с другом, с судостроителями и конструкторами моторов.
Раз уж зашла речь о портативных лодках, стоит отметить активность предприятий, выпускающих малые универсальные — моторно-гребные и чисто гребные лодки и маломощные моторы. Как всегда, целый ряд своих новых моделей демонстрировал Московский машиностроительный завод «Салют»: разборные байдарки «Таймень», складную мотолодку «Мечта», моторчик «Спутник». Представитель Тушинского машиностроительного завода показал в действии — на воде и в процессе сборки-разборки серийную дюралюминиевую мотолодку «Романтика», очень удобную для рыболовов-автолюбителей. На этой лодочке могут использоваться как подвесные бензиновые моторчики «Спутник» и «Прибой» (увы, ныне снятый с производства), так и наш первый подвесной электрический мотор «Снеток», который привезли в Лиепаю представители Псковского электромашиностроительного завода.
«Романтика» и «Онега» на Лиепайском озере
Информация об изображении
Автомобильная стеклопластиковая мотолодка «Онега» под электрическим электромотором
Специальным дипломом редакции была отмечена новая разработка ЦКБ «Нептун» — пластмассовая гребная лодка-картоп «Онега», доставленная в Лиепаю на верхнем багажнике «Жигупей». С характеристикой этой лодки (под названием П-240) читатели знакомы по публикации в №60. Лодка длиной 2,4 м сделана двухкорпусной, отличается высоким качеством отделки и приятным внешним видом. Суденышко легко идет на веслах, глиссирует под 5-сильным «Прибоем».
Автомобильная стеклопластиковая мотолодка «Онега» под электрическим электромотором
И, наконец, отрадно было видеть опытный образец подвесного паруса, подготовленный Тюменским моторным заводом имени 50-летия СССР. Демонстрация всей этой техники на воде стала такой же неотъемлемой частью программы соревнований на приз сборника, как маршрутная гонка быстроходных судов или соревнования на скорость с полной нагрузкой.
Интерес, проявленный зрителями и участниками прошлогодних гонок в Херсоне к выступлению катеров типа «Амур», побудил организаторов ввести в программу XI встречи соревнования на разъездных катерах со стационарными двигателями. Настало время, когда предприятиям, проектирующим и строящим такие катера, понадобилось сравнить свою продукцию, показать ее, обменяться идеями, а может быть, и сообща предъявить моторостроителям новые требования к качеству и надежности серийных машин. Откроем секрет: приглашая на наши гонки катеростроителей, мы не очень-то надеялись, что катера смогут пройти весь тяжкий круг испытаний. Слишком часто приходилось видеть эти катера у причалов с копающимися в двигателях мотористами: то отказывает система охлаждения — перегреваются мотор и редуктор, то начинаются еще какие-то неполадки! Нечто подобное случилось в Лиепае с катером «Триумф» Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения: еще во время тренировок вышел из строя реверс-редуктор. Катеру «ЛМ4-87М» Свирской судоверфи не удалось закончить маршрутную гонку из-за неполадок в системе охлаждения двигателя.
Гонку катеров выигрывает «ЛС-5»
Первым обладателем нового переходящего приза для катеров стал экипаж Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС, выступавший на новом серийном катере «ЛС-5» (см. сборник №67). Он хорошо выдержал испытание морем: маршрутную гонку катер, управляемый К. Теляковым и Н. Кутиным, прошел со средней скоростью 36,7 км/ч. Неплохой результат был показан и в гонке с полной нагрузкой — 39,4 км/ч. Однако в конкурсе качества среди катеров 1-е место было присуждено воднолыжному буксировщику типа «Барс» (ЛЭЗСС), в маршрутной гонке развившему скорость всего 35,4 км/ч, далекую от его 62—65 км/ч при идеальных условиях.
Информация об изображении
Экипаж катера Ленинградской экспериментальной верфи спортивного судостроения ВЦСПС
Среди дебютантов соревнований вызывал большой интерес пока единственный у нас каютный катер типа «ЛМ4-87М», выпускаемый Свирской судоверфью.
Экипаж катера Ленинградской экспериментальной верфи спортивного судостроения ВЦСПС
Опыт первых соревнований катеров дал необходимый материал для проведения подобных гонок в дальнейшем — с учетом особенностей конструкции и типа двигателя, с более строгим и объективным определением результатов. Если эта идея найдет поддержку у катеростроительных предприятий, гонки на катерах войдут в программу будущих XII соревнований на приз «Катеров и яхт».
«Вихрь-30» стал доступен
Теперь о моторах. В классе Т-500 заметную долю составили «Вихри-30»: они стояли на 10 из 21 заявленной лодки. В этом году новый мотор стал действительно доступен; вполне понятно, что судостроители да и сами изготовители «Вихрей» стараются использовать моторы с наибольшей мощностью при том же рабочем объеме.
Заметно уменьшилось число участников в классах Т-350 и Т-700 (8 и 4 соответственно). Моторы «Нептун-23» и «Привет-22» можно было видеть в основном на фирменных лодках Московского машиностроительного завода «Красный Октябрь» и Казанского моторостроительного объединения. Сказывается явное стремление изготовителей лодок расширять диапазон допускаемой к установке мощности в сторону повышения до 30, 50 и даже 60 л. с. Усиливается конструкция корпуса, увеличиваются размерения и вес, а в результате — с моторами меньшей мощности судно становится уже не оптимальным и для нормальной эксплуатации потребителем и для гонок. Ранее подходящей лодкой для 350-, 500-кубовых моторов была «Обь»; сейчас образовавшийся пробел должны, видимо, восполнить новые «Неман-2» и «Серебрянка».
«Ветерок-15» — новинка из Ульяновска
Ульяновские моторостроители выступили в гонках с новой модификацией 250-кубового мотора — «Ветерком-15». Эта модель получила в Лиепае специальный диплом сборника как победитель конкурса моторов малой мощности. «Ветерок-15» отличается экономичностью — удельный расход горючего не превышает 350 г/л. с. ч., современным внешним оформлением, малым весом — 29 кг, высокой надежностью — применена бесконтактная электронная система зажигания и пониженной шумностью — благодаря эффективным средствам шумоглушения в системах впуска и выпуска. По два таких мотора были установлены на мотолодках «Нептун» и «Обь». Экипаж «Оби» (А. Курников и В. Плетнинцев) показал наивысший результат среди экспериментальных судов класса Т-500 в маршрутной гонке (средняя скорость 43,2 км/ч) и второй результат в гонке с полной нагрузкой.
Казанские моторостроители демонстрировали в действии 25-сипьную модель мотора «Привет». Повышение мощности при том же рабочем объеме 350 см3 достигнуто благодаря применению новой дейдвудной трубы с настроенным газовыхлопом и изменению фаз газораспределения. Однако экипаж «Оби» с новым мотором уступил первенство точно такой же лодке с серийным «Приветом-22» и в кольцевой 10-мильной гонке, и в гонке с полной нагрузкой. Очевидно, что соревнования — это не то же самое, что испытания при пробеге по прямой, элементы спорта вносят в результаты свои коррективы.
50-сильный «Старт» проходит проверку на трассах гонок
Все три гонки прошел 700-кубовый подвесной мотор мощностью около 50 л. с. «Старт», над доводкой конструкции которого казанцы продолжают работать. Правда, скорости, показанные заводским экипажем (В. Ляпунов, В. Шафранов), оказались невысокими; видимо, стеклопластиковый корпус «Дракона», на котором шли моторостроители, оказался слишком тяжелым.
Теперь о самих гонках. За организацию и проведение соревнований взялся известный всей стране рыболовецкий колхоз «Большевик», уже четверть века руководимый заслуженным рыбаком Латвийской республики, кавалером ордена Октябрьской революции Тапивалдисом Фрицкаусом. Не только труд, но и отдых рыбаков колхоза тесно связан с водой: в частности, пользуется большой популярностью водномоторный спорт. Уже десять лет подряд на Лиепайском озере проводится традиционный Лиепайский марафон на туристских судах, а с 1973 г., когда организацией этих соревнований начинает заниматься городской спортивно-технический клуб ДОСААФ, их программа дополняется еще и кольцевыми гонками на 5, 10 и 15 миль. В прошлом году в Лиепае было проведено первое первенство Латвии по водно-моторному спорту на туристских судах.
Праздник в городе рыбаков — Лиепае
Популярность водно-моторного спорта, накопленный опыт проведения соревнований на прогулочно-туристских судах, удобное географическое положение (соседство озера с открытым морем) и гостеприимство лиепайчан — сыграли главную роль в выборе места наших очередных соревнований. Надо сказать, оправдались лучшие ожидания. Правление колхоза, городские власти и ГК ДОСААФ сделали так, что соревнования стали настоящим праздником. Парад открытия был, действительно, парадом — с шествием по городу колонны участников, возглавляемой знаменосцами, оркестром и тридцатью юными барабанщицами. Четко работало материально-техническое обеспечение, возглавляемое Р. Э. Малиновскисом. Большинство подразделений судейской коллегии, сформированных из местных судей, хорошо справилось со своими задачами.
Лиепайчанам удалось организовать настоящую морскую маршрутную гонку. Дистанцию — от стартовых буев до фишкуттера, поставленного на якоре на расстоянии 13,7 км, предполагалось пройти в четыре круга; о том, как этим планам частично помешала погода, уже рассказывалось в начале репортажа.
Скорость буксировщика 58,7 км/ч — рекорд морской трассы
Рекорд трассы установил воднолыжный буксировщик Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения, оснащенный двумя 30-сипьными «Вихрями». Однако его экипаж — Г. Рачевский и И. Гофман — выступал в зачете среди экспериментальных судов, а согласно положению команде приносили очки лишь серийные суда, предназначенные для продажи населению и в связи с этим удовлетворяющее целому комплексу требований, установленных действующими стандартами. К слову сказать, фанерный корпус этой плоскодонной лодки, рассчитанной на максимальные скорости при ходе на спокойной воде, не выдержал двухчасовой тряски на морской «ряби»: нарушилась прочность и плотность соединений у транца.
В классе одномоторных судов Т-350 победу одержали фирменные гонщики «Красного Октября» В. Коньшин и Н. Новиков, показавшие на «Оке-4» с «Нептуном-23» среднюю скорость 38,23 км/ч.
Представление о результатах, показанных лучшими экипажами на другой день — в 10-мильной гонке, проводившейся на кольцевой трассе для спортивных судов (вокруг острова Аттекас), и в гонке с полной нагрузкой дает публикуемая таблица.
10-мильную гонку выигрывают куйбышевцы
Драматически складывались события в 10-мильной гонке судов класса Т-500. Так и не смог пересечь стартовый створ один из наиболее вероятных претендентов на победу — носовая часть плавдачи «Дон»: легкое суденышко, обладающее хорошей поворотливостью и высокой скоростью, не сдвинулось с места, так как не завелся «Вихрь-30». С первого круга и до конца гонки лидировал пермский «Нептун-2» А. Жирякова и А. Шапамова с «Вихрем-30», но он неправильно покинул трассу — уже после финиша и ...был дисквалифицирован за нарушение правил. Только шести экипажам удалось «втиснуться» в контрольную пятиминутку вслед за лидером; остальные шесть не прибавили в копилку своей команды ни одного очка. Победителем стал экипаж куйбышевских моторостроителей на «Днепре» с «Вихрем-30», показавший фактическую скорость 45,18 км/ч. Результат очень высокий, даже если принять во внимание, что он показан под своим — заводским мотором.
10-мильная гонка в классе Т-1000 еще раз подтвердила, что на сегодняшний день самым быстроходным судном с двухмоторной установкой является «Нептун»: первые четыре лодки на финише были именно «Нептунами». Любопытно, что за последние годы на соревнованиях в старших классах образовался своеобразный «победный тандем»: сосновцы — пермяки. Очевидно, близкое территориальное соседство пермских моторостроителей и сосновских судостроителей создает благоприятную почву для взаимного обогащения опытом и сотрудничества.
Дебютирует «Сигма»
Начиная с четвертого круга в плотную группу «Нептунов» втискивается экспериментальная «Сигма-76», имеющая «модные» гидродинамические обводы с центральной пыжей, Лодка хорошо берет повороты, несколько раскачивается при этом, но быстро стабилизируется. «Сигма» финиширует второй с результатом 49,72 км/ч. Среди «зачетников» побеждают пермяки О. Новоселов и А. Воеводкин: их скорость — 52,06 км/ч.
Как и в прошлом году, результаты 5-мильной гонки с полней нагрузкой определялись не по порядку прихода на финиш, а по величине коэффициента эффективности:
где D — полное водоизмещение лодки, кг; v — скорость, км/ч; N — мощность двигателя по паспорту, л. с. Чем выше коэффициент К, т. е. чем большую нагрузку с большей скоростью и с меньшими затратами мощности «перевозит» судно, тем выше качество обводов, лучше подбор гребного винта и т. п.
Наивысший коэффициент эффективности имеют сочетания «Оби» и «Оки-4» с мотором 22—23 л. с.
Любопытно, что наиболее эффективные сочетания лодки и мотора оказались в классе Т-350: это «Обь» и «Привет-22», «Ока-4» и «Нептун-23», «Обь» и «Нептун-23».
Несколько озадачивают результаты, показанные в гонке эффективности «Прогрессами-4» с двумя моторами: среди судов заводских команд они оказались на самых последних местах! С двумя «Нептунами-23» лодка этого типа развила скорость 29,2 км/ч (К=549), а с двумя «Вихрями-М» — 30,58 км/ч (К=514). Как видим, ни с одним мотором самых популярных марок эта лодка не имеет заметного преимущества перед другими моделями аналогичного класса. За «Прогрессом» уже прочно укрепился эпитет «семейный», но ведь это значит, что лодка должна быть не только просторной и надежной, но и экономичной. Можно предположить, что обводы «Прогресса-4» далеки от совершенства — ведь в данном случае неудачу нельзя было объяснить плохой работой двигателей, а налегке — в двух других гонках — на счету той же лодки были почетные призовые места...
Одновременно с нашими соревнованиями на лиепайских трассах разыгрывался приз, учрежденный рыболовецким колхозом «Большевик». Правила, по которым проводится это соревнование в Латвии, несколько отличаются (см. сборник №66) от общесоюзных. Коротко напомним, что они имеют более четко выраженный спортивный уклон, хотя и проводятся на серийных мотолодках заводского изготовления (кроме свободного класса TF, где могут участвовать и самодельные суда). Правила допускают форсировку мотора: разрешается не только применение произвольного гребного винта, свечей и усиление подвески, но и любая доработка серийных деталей.
Эти соревнования пользуются огромной популярностью в Латвии, где вообще в почете технические виды спорта и особенно те из них, в которых есть простор для творчества.
На соревнованиях в четырех классах судов: ТВ-К («Казанка» с мотором объемом 350 см3), ТС-К (то же, но 500 см3), ТС-П («Прогресс», 500 см3) и TF (корпус произвольный, мотор до 1000 см3) — участвовало около сорока экипажей.
Разыгрывается приз рыбколхоза «Большевик»
Наибольшее количество спортсменов выставили различные предприятия Лиепаи — колхоз «Большевик», автобусный парк, молочный комбинат, обувная фабрика «Лаумая и мебельный комбинат «Балтия». Прибыли участники и из других городов Латвии — Риги и Рои, при этом команда рижского кооперативного клуба «Нептун» пришла в Лиепаю своим ходом — морем.
На «трехточке» в море
Программа соревнований на приз «Большевика» включала маршрутную и две кольцевые гонки на 10 и 5 миль для всех классов. Маршрутная гонка вдоль морского побережья проводилась совместно с маршрутной гонкой по программе наших соревнований. Все наблюдавшие эту гонку отдавали должное мужеству, мастерству и упорству спортсменов, особенно — выступавших в свободном классе TF, где было много легких мотолодок спортивного типа, в том числе и трехточек, отнюдь не рассчитанных на гонки в открытом море да еще в непогоду.
Перед стартом с трудом верилось, что на подобных лодках, рассчитанных на относительно короткие кольцевые трассы, гонщик, стоящий в кокпите на коленях, может выдержать хотя бы одну прямую до первого поворотного буя! Однако не одну прямую, а все четыре круга выдержал, лидируя на своей трехточке, И. Дандзбергс из команды «Большевика». В конце второго круга он подошел к берегу для дозаправки (это положением разрешается) и, выйдя на трассу, вновь возглавил гонку всех судов, находящихся в море. Когда в конце более чем 100-километрового марафона до фи ниша оставалось менее 300 м, лодку его круто развернуло и она остановилась — сломалась подвеска «Вихря»! Хотя на следующий день Дандзбергс выиграл обе кольцевые гонки, абсолютным победителем в свободном классе стал Н. Михайлов — член команды рыбколхоза «Банга» из Рои. Н. Михайлов два последних круга маршрутной гонки держался вплотную за лидером и финишировал первым, показав наивысшую скорость — более 50 км/ч! Результат очень высокий, если учесть, что по крайней мере 20 минут гонщикам пришлось идти практически вслепую и при шквальном ветре. К очкам за победу в море Михайлов приплюсовал очки за 2-е место в 5-мильной и 3-е — в 10-мильной гонках.
Э. Малиновскис и Д. Круминьш — лучшие в маршрутной гонке рыбаков
В маршрутной гонке лучшее время в самом «тяжелом» классе ТС показал экипаж «Большевика» в составе Э. Малиновские — Д. Круминьш. Заняв два 2-х места в заездах на 10 и 5 миль, они по сумме очков завоевали звание абсолютных победителей. На победу могли претендовать и пермские спортсмены А. Шаламов и А. Жиряков, подавшие заявки на участие в соревнованиях на приз «Большевика», но после дисквалификации в маршрутной гонке даже 800 очков за победы в кольцевых гонках хватило только на 2-е абсолютное место.
В «младшем» классе «Казанок» вне конкуренции выступили А. Юрмалис и П. Стренгис также из команды рыбколхоза «Большевик». Их результат — первые места во всех трех гонках, максимум — 1200 очков в личном зачете и для команды.
Упорная борьба развернулась на «Казанках» с «Вихрями». Маршрутную гонку выиграла команда Лиепайского автобусного парка — А. Капкитис и А. Круминьш, но в 10-мипьной — у них только 3-е место, а победил экипаж «Большевика» — У. Буш и Т. Фрицкаус, имеющий «баранку» за маршрутную гонку. Все должно решиться в короткой 5-мипькой «схватке». И хотя вновь оказываются первыми гонщики «Большевика», занявшие 2-е место автопарковцы завоевывают звание абсолютных победителей. На втором месте в абсолютном зачете — очень ровно выступавший экипаж команды «Балтии» в составе Г. Вевериса и Я. Пассовса (у них 2-е место в маршрутной и 10-мильной гонке и 3-е в 5-мипьной]. Третье место — у У. Буша и Т. Фрицкауса.
Команда рыбколхоза завоевывает приз
В зачет команде по положению идут три лучших результата из четырех. Переходящий приз рыбколхоза «Большевик» вручается команде учредителя приза: в ее активе два абсолютных победителя класса ТВ-К и ТС-П и третье место в ТС-К. На втором месте — команда автобусного парка, на третьем — команда молочного комбината.
Думается, что такая встреча «на одной воде» пошла на пользу и представителям заводов, и спортсменам Лиепаи. Хозяева продемонстрировали жесткую борьбу на дистанции, умение выжать из обычного серийного корпуса все возможное. Заводчане же показали, чего можно добиться с обычным — нефорсированным подвесным мотором, правильно отрегулировав его и подобрав гребные винты. Многие из местных гонщиков убедились в том, что не менее результативно можно гоняться и не форсируя моторы — в рамках общесоюзных правил по водно-моторному спорту, касающихся туристских судов. (Кстати, обращало внимание то, что многие форсированные моторы не были «быстрее» заводских, а вот шумность их, действительно, оказалась «на высоте».)
Изменения в программе спортивных гонок
В программу гонок на судах спортивных классов на этот раз были внесены изменения, отражающие опыт десяти предыдущих встреч. Исключены гонки на скутерах классов ОВ и ОС с форсированными двигателями и на мотолодках класса SA (250 см1) с водителями-юношами. Почему это сделано! Из-за малочисленности участников, а главное — низкой надежности двигателей, изготовляемых в последние годы самостоятельно — самими спортсменами (на базе отечественных подвесных моторов), гонки на скутерах давно уже стали просто не интересными. В отдельных гонках бывало так, что из 10—12 стартовавших скутеров до финиша не доходил ни один! Участие же юношей в таких крупных соревнованиях нецелесообразно; начиная с этого года президиум Федерации водно-моторного спорта СССР постановил общесоюзные соревнования взрослых гонщиков и юношей проводить раздельно.
Таким образом, полная сборная команда города на этот раз должна была состоять из четырех спортивных мотолодок — двух SB-350 и двух SC-500, и двух туристских мотолодок.
Абсолютный победитель определялся по сумме очков, полученных в четырех заездах: серии гонок 3X5 миль и 10-мипьной личной гонке. Трасса протяженностью 2011,6 м была размечена вокруг острова Аттекас, поэтому 5-мипьную дистанцию пришлось проходить за четыре круга, а 10-мильную — за восемь. Гонки получились очень динамичными и интересными. Достаточно сказать, что самый длинный прямой участок трассы составлял всего 833 м (самый короткий — 256 м). На такой изобилующей поворотами дистанции мотолодки, в конструкции которых использовался эффект аэродинамической разгрузки (трехточки, катамараны), не имели заметного преимущества перед корпусами с глубоким V — на коротких прямых они не успевали развивать максимальную скорость!
Наступают команды Прибалтики
Среди 13 сборных команд городов, приехавших в Лиепаю, можно быпо видеть и постоянных участников гонок на приз сборника (прошлогоднего победителя — команду Москвы, команды Гарту, Каунаса, Риги, Лиепаи) и новых участников из близлежащих городов — Алитуса, Епгавы, Стучки, Рои. Еще одно свидетельство тому, что в Прибалтике водно-моторный спорт особенно популярен! И тем более отрадно, что некоторые из «новичков» составили опасную конкуренцию маститым мастерам.
Сюрпризы гоночной трассы
Уже первый заезд серии 3X5 в классе SB приносит сюрпризы. Здесь стартуют рекордсмены мира и чемпионы СССР Т. Хааге, С. Жиров, Б. Клюшников, однако выигрывает гонку стартовавший где-то в последней трети участников к. м. с. П. Розеновский из команды г. Стучка. Вторым финиширует м. с. А. Дегайнис из Елгавы. Из именитых только Хааге удается войти в почетную тройку. И кто знает, каким был бы конечный результат в абсолютном зачете, если бы П. Розеновского не подвел мотор во второй гонке: он так и не успел отремонтировать его к старту последнего заезда серии.
В последующих гонках серии все стало на свои места: дважды финишировал первым С. Жиров, дважды вторым — каунасец В. Рябчинский — ветеран наших соревнований. Борьба была очень напряженной, каждый старался захватить лидерство с первых же секунд гонки. В последнем заезде судьи зафиксировали массовый фальстарт более половины из 26 участников пересекли стартовый створ буквально за доли секунды до сигнала!
Абсолютный победитель в SB Сергей Жиров
Абсолютным победителем соревнований в классе SB стал м. с. м. к. С. Жиров, выигравший и личную 10-мильную гонку. Лишь благодаря запасу очков, полученному в серии, В. Рябчинскому и Т. Хааге удалось занять соответственно 2-е и 3-е места (каунасец сошел с дистанции личной гонки, в Т. Хааге в ней и не стартовал].
На фоне ставших у нас уже традиционными в этом классе лодок трехточечной конструкции вызвал всеобщий интерес корпус, построенный рижанином м.с. м. к. Б. Клюшниковым. После прошлогоднего выступления наших спортсменов на первенстве Европы стало очевидным, что трехточки, показывающие великолепные и даже рекордные результаты на длинных прямых трассах и сравнительно спокойной воде, мало пригодны для гонок на трассах с большим количеством поворотов и при волне. Этот вывод и постарался учесть Б. Клюшников, разрабатывая чертежи своей новой мотолодки. Ее корпус имеет значительную килеватость днища, снабжен продольными реданами и свесами палубы у транца, препятствующими опрокидыванию лодки при динамических кренах. Результаты, показанные спортсменом в Лиепае (6-е место в серии и 4-е в 10-мильной гонке), свидетельствуют о больших возможностях этого килеватого корпуса. В отдельных гонках спортсмен очень плохо брал старт — последним или в последней пятерке, но уже на втором круге выходил в лидирующую группу — на 3—4-е места. А ведь практически это были его первые в сезоне выступления на всесоюзной арене!
Я. Миллерс обходит чемпионов
Соревнования в классе SC-500 также начались неожиданно и для участников и для зрителей. В первом заезде серии со старта и до финиша лидировал малоизвестный на всесоюзной арене спортсмен из Елгавы м. с. Я. Миллере. Неудача постигла неоднократных чемпионов и рекордсменов страны А. Раудву (Тарту) и М. Зайчикова (Куйбышев): их лодки остановились, не дойдя до финиша. Причина одинакова — перегрев двигателя из-за недостатка воды в системе охлаждения А. Раудва так и не смог продолжить соревнования, а М. Зайчиков, хотя и стартовал, но либо вновь вынужден был сойти с дистанции, либо финишировал в числе последних. Больше того, из 26 участвующих в соревнованиях судов класса SC 8 сошли с дистанции именно из-за перегрева двигателей! И стоит по этому поводу высказать упрек ФВМС, запретившей использование на внутрисоюзных соревнованиях дополнительных заборников воды — самостоятельного изготовления, но без нарушения серийности мотора. Такое решение, безусловно, снижает результаты в гонках мотолодок с моторами «Вихрь», а ведь вопрос о выпуске серийных патрубков для подвода воды и водозаборников вряд ли будет решен в ближайшее время!
В двух последних заездах серии Я. Миллерс доказал, что победа в первой гонке — не случайность. С большим отрывом от соперников он снова финишировал первым и получил максимальное число зачетных очков как в личном (1200), так и в командном (150) зачете. Он же стал и абсолютным победителем, выиграв на следующий день 10-мипьную гонку.
На этот раз в классе SC было уже немало 30-сипьных «Вихрей»: такие моторы установлены на шести мотолодках, включая и лодку абсолютного победителя. (Напомним, что в прошлом году этот перспективный для спорта мотор был только у трех спортсменов.) Но если обратиться к протоколам судейской коллегии, можно заметить, что следующие за победителем шесть мест заняли спортсмены, выступающие с «Вихрями-М». Это хорошая иллюстрация тому, что просто «оседлать» «Вихрь-30» — мало, необходимо тщательное изучение «характера» мотора, подбор винтов, выбор корпуса.
Действительно новый корпус в классе SC был только у А. Раудвы, но из-за уже упомянутых неполадок в моторе спортсмен не смог продемонстрировать возможности лодки в полную силу. Пока в этом классе мы не видели современных мотолодок, рассчитанных на гонки по укороченной двухбуйной трассе с большим количеством поворотов на 180°, а ведь именно такая трасса с этого года вводится на наших соревнованиях!
Гонщики из Елгавы — сильнейшие на спортивных трассах
В целом очень хорошее впечатление оставило выступление елгавских спортсменов. Гонщики на спортивных мотолодках принесли этой команде наибольшее число очков — 396; это на 100 очков больше, чем смогли получить спортсмены команды-победительницы — Москвы! Однако гонщики из Елгавы, выступавшие на туристских судах, не смогли закрепить успех: в маршрутной гонке они заняли только 5-е и 6-е места, а в 10-мильной — получили «баранки».
Таким образом, можно сказать смело, что победу сборной Москвы обеспечило на этот раз выступление на туристских мотолодках. Команда Елгавы, занявшая 2-е место, потеснила на пьедестале почета такие сильные спортивные коллективы, как команды Тарту и Каунаса.
Командные результаты
- 1 — Сосновский судостроительный завод, I команда (289 очков; абсолютное 2-е место в классе Т-1000); Переходящий приз редакции сборнике «Золотой винт»; Переходящий приз судостроителей за наивысшую скорость.
- 2 — Сосновский судостроительный завод, II команда (279 очков; абсолютное 3-е место в классах Т-500 и Т-1000).
- 3 — Куйбышевский моторостроительный завод им. М. В. Фрунзе, I команда (260 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-500).
- 4 — Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь», I команда (259 очков; абсолютное 2-е место в классе Т-350; абсолютное 2-е место в классе Т-700).
- 5 — Московский машиностроительный завод «Красный Октябрь», II команда (255 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-350; абсолютное 3-е место в классе Т-700).
- 6 — Объединенная команда г. Куйбышева (188 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-700).
- 7 — Волгоградский судостроительный завод (181 очко).
- 8 — Пермский моторостроительный завод им. Я. М. Свердлова, I команда (170 очков; абсолютное 1-е место в классе Т-1000).
- 9 — Херсонский судостроительный завод (165 очков: абсолютное 2-е место в классе Т-500).
- 10 — Казанское моторостроительное производственное объединение (155 очков; абсолютное 3-е место в классе Т-350).
Результаты спортивных команд городов
1 — Москва (561); 2 — Елгава (510); 3 — Тарту (436); Каунас (436); 4 — Куйбышев (308); 5 — Бауска (276); 6 — Стучка (238); 7 — Лиепая, I команда (208); 8 — Рига (205); 9 — Лиепая, II команда (165); 10 — Клайпеда (128); 11 — Роя (92); 12 — Алитус (75).
Личные результаты соревнований на спортивных судах
(первые три места; указаны число очков и максимальная скорость, показанная в гонках).
Мотолодки SB-350. Серия 3X5 миль: 1 — м.с.м.к. С. Жиров, Москве, 895 (58,544); 2 — м.с. В. Рябчинский, Каунас, 796 (57,023); 3 — м.с.м.к. Т. Хааге, Тарту, 619 (56,226). 10 миль: 1 — м.с.м.к. С. Жиров, 400 (57,023); 2 — м.с. А. Ардонс, Рига, 300 (56, 511); 3 — к.м.с. С. Прасолов, Куйбышев, 225 (55,901).
Абсолютный победитель — м.с.м.к. С. Жиров.
Мотолодки SC-500. Серия 3x5 миль: 1—м.с. Я. Миллере, Елгвва, 1200 (63,248); 2 — м.с. Р. Бароне, Елгава, 600 (58,568); 3 — м.с. Г. Купрявичус, Каунас, 490 (56,844). 10 миль: 1 — м.с. Я. Миллере, 400 (62,755); 2 — м.с. Г. Купрявичус, 300 (58,734); 3 — м.с. А. Бакшис, Каунас, 225 (58,332).
Абсолютный победитель — м.с. Я. Миллерс.