Финиш «Спаниеля», на котором шел Казимеж Яворский — Куба, как зовут его друзья в Польше, был одной из сенсаций ОСТАР-76. За неполные 25 суток он прошел 3100 миль сквозь ледяные штормы.
Вот что рассказывает Казимеж:
— Штормов было много, штормило без передышки. Казалось, я попал в ад. А в конце — добавились еще туман и холод, такие, что невозможно представить. Сразу после старта, выйдя за Бишоп-Рок, я увидел две яхты: они мчались прямо на север. Поразмыслив, я все же решил идти наоборот — к югу. Я и старался идти южнее ортодромии, поэтому, когда подул северо-восточный ветер, оказался в выигрыше.
Сеанс связи был только один — с Клэр Фрэнсис: через нее я передал свои координаты в Англию. Встреч-в море так и не было вообще.
Все мне удавалось, «Спаниель» получал ветер там, где я ожидал его найти. Подходя к Ньюпорту, пошел через мели близ Нантакета. Под всеми парусами, с хорошим ветром по мелкой воде — это было впечатляюще, а главное — я сэкономил 24 часа. Перед выходом я сказал друзьям, что надеюсь уложиться в 25 суток. Ошибся всего на 20 минут.
«Спаниель» выдержал все трудности — и это главное. Все же, когда он перед самым финишем почти полз по песку, я, наверно, на несколько лет постарел! Тяжко пришлось и во время того памятного всем сильнейшего шторма: яхту так ударило волной, что она осталась без парусов. Выходить на палубу я тогда просто побоялся. «Спаниель» дрейфовал лагом, слегка разворачиваясь к волне носом. Когда я решил, что немного утихло, решил подготовить, на всякий случай, к спуску плот, чтобы сбросить его в качестве плавучего якоря. Только вышел на палубу, обрушилась волна. Не исключено, что в тот момент «Спаниель» на какую-то долю секунды встал вверх килем. Воды набралось по колено, я бросился откачивать ее, включив насосы и вручную...
Казимеж — известный в своей стране яхтсмен, море — его страсть. Он совершил много сложнейших плаваний, участвовал в первом рейсе за полярный круг. «Спаниель» — третья яхта, над которой он работал совместно с Гоголькевичем и Гоффманном как конструктор. Первые две яхты — это «Таурус», выпускаемый серийно и известный советским яхтсменам, и «Полонез».
«Спаниель» лишь незначительно отличается от «Таурусов» по размерениям (на 1 м длиннее по палубе), но строился специально для участия в ОСТАР-76. Водоизмещение его увеличено с 4,9 т до 5,5 т, поскольку корпус, выклеенный из нескольких слоев шпона из красного дерева, пришлось подкрепить мощным стальным набором. В отличие от серийных «Таурусов», рубки в обычном понимании этого слова нет, отчего палуба кажется очень просторной. В штурманской — большой стол, различные электронные приборы, включая радиотелефон (Куба несколько лет работал радиотелеграфистом на Щецинском радио). Позади — камбуз. По бортам — две койки, похожие на носилки. В носовой половине яхты расположены кладовые, двигатель, помпа. Здесь же большой металлический бак — аварийная емкость плавучести.
На транец навешены два руля.
Площади парусов: грот — 29, Генуя — 63, стаксель — 17, биг-бой — 84, спинакер — 140 м2. Большинство механизмов, обслуживающих паруса, сконцентрировано в кокпите, причем большинство шкотов и фалов проведено сюда под палубой яхты. Передние паруса можно ставить и убирать, не отходя от штурвала, благодаря устройству дистанционного управления крышкой фор-люка и соответствующей проводке снастей.
В кокпите у штурвала — под легким козырьком-тентом удобное поворотное кресло, не вставая с которого, яхтсмен управляет парусами. Все эти усовершенствования, как и комбинированная система авторулевого со звуковой сигнализацией (традиционная — с крылом флюгером и двумя плавниками и электрическая, подключающаяся к компасу), были разработаны самим яхтсменом и его товарищами из КБ Щецинской верфи имени Леонида Телиги.
Трансатлантический переход К. Яворского на «Спаниеле» признан в ПНР лучшим рейсом 1976 года, ему вручен почетный приз — Серебряный секстан.